А.С. Чернышёв. Практикум. по решению конфликтных. педагогических ситуаций. Москва 2010. ВВЕДЕНИЕ
Стр 1 из 31Следующая ⇒ А. С. Чернышёв Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций Москва 2010 ББК УДК Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М., 2010. – 190 с.
Рецензенты: Е. А. Корсунский, доктор психологических наук, профессор А. Н. Ходусов, доктор педагогических наук, профессор
В работе представлена система упражнений по формированию у студентов педвузов, колледжей и спецфакультетов практической психологии навыков и умений педагогического общения. Наличие ответов к заданиям дает возможность сравнить собственное решение педагогической ситуации с успешным ее решением мастерами педагогического труда, а упражнения по решению конфликтных ситуаций без вариантов их решения мастерами педагогического труда стимулируют учащихся к самостоятельному поиску. В итоге появляется стимул творческого поиска студентов в понимании душевного мира ребенка. Введенная «Программа самоконтроля и самообучения по основным вопросам социальной и педагогической психологии» формирует мотивацию будущих педагогов и психологов к повышению своей профессиональной психологической культуры. Пособие адресовано для студентов педагогических вузов и колледжей, молодых учителей и педагогов-психологов. * * *
Издание второе, переработанное и дополненное. Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 05-06-06210а
© Чернышев А. С., 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 4 ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ 8 1. 1. Психологические основы возникновения и протекания конфликтной ситуации 8 1. 2. Личность как субъект социальных отношений и взаимодействия. 12
1. 3. Принципы и правила предупреждения конфликтной ситуации. 35 ГЛАВА II. РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ.. 46 2. 1. Технологии воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации 46 2. 2. Упражнения по решению ситуаций (с наличием вариантов решений их мастерами педагогического труда) 49 2. 3. Ответы к успешному решению конфликтных ситуаций мастерами педагогического труда. 62 2. 4. Упражнения по решению ситуаций, не имеющих вариантов успешного решения 73 ГЛАВА III. КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ «ЛИЧНОСТЬ-КОЛЛЕКТИВ». 82 3. 1. Коллектив класса как субъект совместной деятельности, отношений и взаимодействия. 82 3. 2. Психолого-педагогические рекомендации по формированию коллектива школьников. 97 3. 3. Упражнения по решению конфликтных ситуаций (с наличием вариантов решения мастерами педагогического труда) 106 3. 4. Ответы к решению конфликтных ситуаций мастерами педагогического труда в системе: «личность-коллектив». 115 3. 5. Упражнения по решению ситуаций, не имеющих вариантов успешного решения 124 ГЛАВА IV. ТЕХНОЛОГИИ САМОКОНТРОЛЯ И САМООБУЧЕНИЯ ПО АКТУАЛЬНЫМ ТЕМАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 131 4. 1. Контролирующая и обучающая программа по курсам «Основы общей психологии» и «Психология человека». 131 4. 2. Ответы и рекомендуемая литературы по изучаемым темам.. 145 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 155 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ.. 162 ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. ГРУППОВЫЕ ОПРОСНИКИ.. 183 ВВЕДЕНИЕ Современный человек изменил мир и качественно изменился сам, поэтому очень важно определить условия сохранения его устойчивости в весьма неустойчивом обществе, дальнейшего раскрытия сущности человека и как носителя развития, и как субъекта этого развития [1; 3; 4; 11]. А. Л. Журавлев и А. Б. Купрейченко выявили сложную структуру детерминации социального самоопределения современной молодежи, в которой приоритетную роль играют духовное содержание ценностей и национальные традиции [23; 24]. Усложнение процесса социального самоопределения современного подрастающего поколения провоцирует напряженность и конфликтность во взаимоотношениях и взаимодействии на разных уровнях жизнедеятельности [6; 7; 8]. Сегодня педагоги, психологи и возрастные физиологи должны найти новые резервы личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний различных социальных институтов (Д. И. Фельдштейн, 2005).
Современная школа ждет учителя, сочетающего в себе дидактическое мастерство с мастерством педагогического такта, академическое знание предмета со способностью «ставить» диагноз развития личности и коллектива на уровне учительской диагностики [10; 12]. Для этого будущему учителю надо хорошо овладеть психологической теорией личности и коллектива и – самое главное – практическими психологическими навыками и умениями, в том числе специальными практическими психологическими приемами воздействия на личность и коллектив. Однако, как отмечает академик А. А. Бодалев, у большинства студентов педвузов и молодых учителей установка на формирование у учащихся знаний явно превосходит установку на слежение за развитием личности и коллектива учащихся [9]. Такой неоправданно узкий подход к педагогической работе чреват тяжелыми психологическими потерями не только в отдаленном будущем, но и в повседневных буднях школьной жизни: возникают острые конфликтные ситуации, падает интерес к учебе у школьников, стрессы становятся неизбежным явлением в школе и т. д. До сих пор в педвузах существует большой разрыв между теоретической и практической психологической подготовкой студентов. Практическая психологическая квалификация будущих учителей остается чрезвычайно слабой [45]. Увеличение объема психологических курсов само по себе не решает проблемы, его надо подкрепить новой методикой преподавания и прежде всего активными методами самостоятельной работы по психологии, такими как деловые игры, анализ конкретных ситуаций, проведение конкретных социально-психологических исследований, участие в составлении программ и проведении формирующего эксперимента, особенно в полевых исследованиях и т. д. [27; 28].
Здесь важным представляется вопрос о том, на каком «материале» лучше всего отрабатывать психологическую технику (навыки и умения). Конечно, можно использовать материал из газет, художественной литературы и т. д., но наиболее полезным будет материал профессионального характера – такая информация из школьной жизни, которая была бы типичной для школы. Таким требованиям удовлетворяет педагогический факт как единица анализа педагогической деятельности. По мнению С. М. Годника, С. Р. Суриковой и других педагогов и психологов, значительную информацию о школе дает такой вид педагогического факта, как конкретная педагогическая ситуация [46]. В связи с эти в книге отобрано свыше 120 острых конфликтных ситуаций, чтобы на трудном материале из педагогических будней не только учить студентов психологической технике, но и воспитывать педагогический такт, умение выйти из конфликта с учеником на гуманной основе, не унижая достоинства ученика и своего собственного, и чтобы не допускать подобных ситуаций в своей будущей работе. Работа с педагогическими ситуациями – настоящая исследовательская деятельность, имеющая свою внутреннюю логику. Как и психологическое исследование, анализ педагогических ситуаций должен опираться на фундаментальные (базовые) понятия о личности и коллективе, затем на рабочие понятия, а далее на такие характеристики личности и коллектива (вытекающие из базовых и рабочих понятий), которые поддаются наблюдению и измерению. Система работы студентами с психологическими понятиями достаточно полно представлена в работах профессора А. Э. Штейнмеца [77]. В связи с этим в работе в сжатой форме представлены основные психологические материалы о личности и коллективе школьников в соответствии с вузовской программой по психологии и принципиальная схема научного анализа педагогических ситуаций. Автор сознательного усилил эту часть работы, так как в большинстве книг и пособий по анализу конкретных ситуаций решение носит абстрактный и декларативный характер, так что почти полностью выхолащивается психологическое явление и дело сводится к объяснению на уровне здравого смысла, вне категорий научного познания.
Счастливым исключением является книга «Педагогические ситуации в воспитании школьников» (науч. ред. – С. М. Годник), впервые реализовавшая научно-педагогический подход к использованию ситуации в подготовке учителей, однако эта работа решает задачи педагогические, а не психологические. В соответствии с поставленными задачами пособие включает пять разделов: в первом представлены теоретические материалы по психологии личности и коллектива, дается определение конфликтной педагогической ситуации, сообщается о фазах ее протекания и возможных последствиях; во втором описаны технологии предупреждения и решения конфликтных ситуаций; в третьем разделе вводятся упражнения по решению конкретных конфликтных ситуаций двух типов. Ситуации первого типа имеют варианты успешного решения мастерами педагогического труда (решения помещены в разделе «Ответы успешного решения»), что позволяет реализовать механизм обратной связи за счет сравнения решений студентом и опытным педагогом. Для ситуаций второго типа готовых вариантов решений не дается, что стимулирует студентов к более самостоятельному и творческому поведению. Следующий раздел включает материал по самоконтролю и самообучению по основным вопросам психолого-педагогической культуры учителя, что способствует не только повышению образованности педагога, но и формированию мотивации к педагогическому труду, обогащенному научными знаниями. Автор выражает сердечную благодарность руководителям школ Курской, Калужской, Липецкой, Брянской, Тульской, Белгородской и Орловской областей за любезно представленный набор педагогических ситуаций из жизни школ центрального региона России.
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ*
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|