Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А.С. Чернышёв. Практикум. по решению конфликтных. педагогических ситуаций. Москва 2010. ВВЕДЕНИЕ




А. С. Чернышёв

Практикум

по решению конфликтных

педагогических ситуаций

Москва 2010


ББК

УДК

Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М., 2010. – 190 с.

 

Рецензенты: Е. А. Корсунский, доктор психологических наук, профессор

А. Н. Ходусов, доктор педагогических наук, профессор

 

В работе представлена система упражнений по формированию у студентов педвузов, колледжей и спецфакультетов практической психологии навыков и умений педагогического общения. Наличие ответов к заданиям дает возможность сравнить собственное решение педагогической ситуации с успешным ее решением мастерами педагогического труда, а упражнения по решению конфликтных ситуаций без вариантов их решения мастерами педагогического труда стимулируют учащихся к самостоятельному поиску. В итоге появляется стимул творческого поиска студентов в понимании душевного мира ребенка. Введенная «Программа самоконтроля и самообучения по основным вопросам социальной и педагогической психологии» формирует мотивацию будущих педагогов и психологов к повышению своей профессиональной психологической культуры.

Пособие адресовано для студентов педагогических вузов и колледжей, молодых учителей и педагогов-психологов.

* *

*

 

Издание второе, переработанное и дополненное.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ,

проект № 05-06-06210а

 

 

© Чернышев А. С., 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ 8

1. 1. Психологические основы возникновения и протекания конфликтной ситуации 8

1. 2. Личность как субъект социальных отношений и взаимодействия. 12

1. 3. Принципы и правила предупреждения конфликтной ситуации. 35

ГЛАВА II. РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ.. 46

2. 1. Технологии воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации 46

2. 2. Упражнения по решению ситуаций (с наличием вариантов решений их мастерами педагогического труда) 49

2. 3. Ответы к успешному решению конфликтных ситуаций мастерами педагогического труда. 62

2. 4. Упражнения по решению ситуаций, не имеющих вариантов успешного решения 73

ГЛАВА III. КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ «ЛИЧНОСТЬ-КОЛЛЕКТИВ». 82

3. 1. Коллектив класса как субъект совместной деятельности, отношений и взаимодействия. 82

3. 2. Психолого-педагогические рекомендации по формированию коллектива школьников. 97

3. 3. Упражнения по решению конфликтных ситуаций (с наличием вариантов решения мастерами педагогического труда) 106

3. 4. Ответы к решению конфликтных ситуаций мастерами педагогического труда в системе: «личность-коллектив». 115

3. 5. Упражнения по решению ситуаций, не имеющих вариантов успешного решения 124

ГЛАВА IV. ТЕХНОЛОГИИ САМОКОНТРОЛЯ И САМООБУЧЕНИЯ ПО АКТУАЛЬНЫМ ТЕМАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 131

4. 1. Контролирующая и обучающая программа по курсам «Основы общей психологии» и «Психология человека». 131

4. 2. Ответы и рекомендуемая литературы по изучаемым темам.. 145

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 155

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ.. 162

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. ГРУППОВЫЕ ОПРОСНИКИ.. 183

ВВЕДЕНИЕ

Современный человек изменил мир и качественно изменился сам, поэтому очень важно определить условия сохранения его устойчивости в весьма неустойчивом обществе, дальнейшего раскрытия сущности человека и как носителя развития, и как субъекта этого развития [1; 3; 4; 11].

А. Л. Журавлев и А. Б. Купрейченко выявили сложную структуру детерминации социального самоопределения современной молодежи, в которой приоритетную роль играют духовное содержание ценностей и национальные традиции [23; 24]. Усложнение процесса социального самоопределения современного подрастающего поколения провоцирует напряженность и конфликтность во взаимоотношениях и взаимодействии на разных уровнях жизнедеятельности [6; 7; 8]. Сегодня педагоги, психологи и возрастные физиологи должны найти новые резервы личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний различных социальных институтов (Д. И. Фельдштейн, 2005).

Современная школа ждет учителя, сочетающего в себе дидактическое мастерство с мастерством педагогического такта, академическое знание предмета со способностью «ставить» диагноз развития личности и коллектива на уровне учительской диагностики [10; 12].

Для этого будущему учителю надо хорошо овладеть психологической теорией личности и коллектива и – самое главное – практическими психологическими навыками и умениями, в том числе специальными практическими психологическими приемами воздействия на личность и коллектив.

Однако, как отмечает академик А. А. Бодалев, у большинства студентов педвузов и молодых учителей установка на формирование у учащихся знаний явно превосходит установку на слежение за развитием личности и коллектива учащихся [9].

Такой неоправданно узкий подход к педагогической работе чреват тяжелыми психологическими потерями не только в отдаленном будущем, но и в повседневных буднях школьной жизни: возникают острые конфликтные ситуации, падает интерес к учебе у школьников, стрессы становятся неизбежным явлением в школе и т. д.

До сих пор в педвузах существует большой разрыв между теоретической и практической психологической подготовкой студентов. Практическая психологическая квалификация будущих учителей остается чрезвычайно слабой [45].

Увеличение объема психологических курсов само по себе не решает проблемы, его надо подкрепить новой методикой преподавания и прежде всего активными методами самостоятельной работы по психологии, такими как деловые игры, анализ конкретных ситуаций, проведение конкретных социально-психологических исследований, участие в составлении программ и проведении формирующего эксперимента, особенно в полевых исследованиях и т. д. [27; 28].

Здесь важным представляется вопрос о том, на каком «материале» лучше всего отрабатывать психологическую технику (навыки и умения).

Конечно, можно использовать материал из газет, художественной литературы и т. д., но наиболее полезным будет материал профессионального характера – такая информация из школьной жизни, которая была бы типичной для школы. Таким требованиям удовлетворяет педагогический факт как единица анализа педагогической деятельности.

По мнению С. М. Годника, С. Р. Суриковой и других педагогов и психологов, значительную информацию о школе дает такой вид педагогического факта, как конкретная педагогическая ситуация [46].

В связи с эти в книге отобрано свыше 120 острых конфликтных ситуаций, чтобы на трудном материале из педагогических будней не только учить студентов психологической технике, но и воспитывать педагогический такт, умение выйти из конфликта с учеником на гуманной основе, не унижая достоинства ученика и своего собственного, и чтобы не допускать подобных ситуаций в своей будущей работе.

Работа с педагогическими ситуациями – настоящая исследовательская деятельность, имеющая свою внутреннюю логику. Как и психологическое исследование, анализ педагогических ситуаций должен опираться на фундаментальные (базовые) понятия о личности и коллективе, затем на рабочие понятия, а далее на такие характеристики личности и коллектива (вытекающие из базовых и рабочих понятий), которые поддаются наблюдению и измерению. Система работы студентами с психологическими понятиями достаточно полно представлена в работах профессора А. Э. Штейнмеца [77].

В связи с этим в работе в сжатой форме представлены основные психологические материалы о личности и коллективе школьников в соответствии с вузовской программой по психологии и принципиальная схема научного анализа педагогических ситуаций. Автор сознательного усилил эту часть работы, так как в большинстве книг и пособий по анализу конкретных ситуаций решение носит абстрактный и декларативный характер, так что почти полностью выхолащивается психологическое явление и дело сводится к объяснению на уровне здравого смысла, вне категорий научного познания.

Счастливым исключением является книга «Педагогические ситуации в воспитании школьников» (науч. ред. – С. М. Годник), впервые реализовавшая научно-педагогический подход к использованию ситуации в подготовке учителей, однако эта работа решает задачи педагогические, а не психологические.

В соответствии с поставленными задачами пособие включает пять разделов: в первом представлены теоретические материалы по психологии личности и коллектива, дается определение конфликтной педагогической ситуации, сообщается о фазах ее протекания и возможных последствиях; во втором описаны технологии предупреждения и решения конфликтных ситуаций; в третьем разделе вводятся упражнения по решению конкретных конфликтных ситуаций двух типов. Ситуации первого типа имеют варианты успешного решения мастерами педагогического труда (решения помещены в разделе «Ответы успешного решения»), что позволяет реализовать механизм обратной связи за счет сравнения решений студентом и опытным педагогом. Для ситуаций второго типа готовых вариантов решений не дается, что стимулирует студентов к более самостоятельному и творческому поведению.

Следующий раздел включает материал по самоконтролю и самообучению по основным вопросам психолого-педагогической культуры учителя, что способствует не только повышению образованности педагога, но и формированию мотивации к педагогическому труду, обогащенному научными знаниями.

Автор выражает сердечную благодарность руководителям школ Курской, Калужской, Липецкой, Брянской, Тульской, Белгородской и Орловской областей за любезно представленный набор педагогических ситуаций из жизни школ центрального региона России.

 


ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ*

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...