1.2. Личность как субъект социальных отношений и взаимодействия
1. 2. Личность как субъект социальных отношений и взаимодействия Современная школа ориентирована на личностное развитие школьников. Личностный подход и личность как ценность становятся отличительными особенностями современного образования. На определенной стадии своего развития человек как личность становится субъектом, то есть приобретает высшие формы активности, включающие способности преобразовывать себя и окружающую среду. В итоге он выступает самостоятельным (конечно, с учетом социальной ситуации) распорядителем своих духовных и физических сил. Основоположник субъектной теории человека С. Л. Рубинштейн указывал на возможности человека, включенного в биологические и социальные среды, дистанцироваться от них и быть способным к совершению поступка. Поступок С. Л. Рубинштейн оценивал как форму высшего проявления сущностных сил человека [57]. Наиболее полно сущность человека как субъекта проявляется в его личности. Существует много разнообразных определений личности, однако можно выбрать несколько довольно близких по сущности, хотя и разных по формулировке, определений данного феномена. Определения личности Личность – основное психологическое качество человека. Известно несколько определений личности, приведем некоторые из них: · личность – это человек, стремящийся к достижению новых целей и выходящий за пределы этих целей (Г. Олпорт); · личность – направленность человека на будущее, его активное отношение к нему, построение планов самоутверждения, преодоления собственной слабости (А. Адлер); · личность – самость, организованная и долговременная, субъективно воспринимающая сущность, составляющая сердцевину переживаний (К. Роджерс);
· личность – способность человека выделить себя из окружающей среды и найти те условия, которые необходимы для совершения поступка (С. Л. Рубинштейн); · личность – уникальный опыт переживания индивидом своего жизненного опыта (Д. Келли). Итак, личность – это не внешний, «социально желательный образ» человека (например, приятная внешность, хорошие манеры и т. д. ), а способность быть субъектом, – не пассивным потребителем внешних воздействий, а создателем своей позиции, преобразователем ситуации. Личность в каждом человеке проявляется индивидуально [71]. С. Л. Рубинштейн отмечал три основных свойства личности: а) направленность активности (цели, ценности, мотивы, установки); б) самосознание, проявляющееся в самооценках, уровне притязаний; в) способности, опыт, темперамент, жизненный путь, построение собственной судьбы. В антропологической модели человека С. Л. Рубинштейн, признавая биологическую и социальную включенность индивида, одновременно постулирует его способность дистанцироваться от этой включенности. Все это ставит вопрос о необходимости личностного подхода как принципа познания человека. Личностный подход – признание зависимости всех психических процессов от личности как единого основания, проявляющейся в том, что: а) существуют индивидуальные различия у разных людей восприятия, памяти, внимания, мышления и др.; б) психические процессы не имеют самостоятельной линии развития, а зависят от общего развития личности; в) процессы не замыкаются в себе, они превращаются в сознательные регуляторы действия или операции. Выдвинутый С. Л. Рубинштейном принцип единства сознания и деятельности предполагает необходимость изучения психических процессов и состояний в деятельности (не изолированно изучать восприятие, мышление, память, а то, как воспринимает и мыслит человек, действующий в конкретных ситуациях и реализующий конкретные цели).
Сознание выполняет регулирующую роль: с его помощью определяется отношение личности с миром, взаимодействие с окружающей действительностью; посредством сознания личность соотносит внутренние действия – намерения, притязания, ценности – с тем, что исходит от общественного бытия и от позиции самой личности. Личность и сознание взаимообусловлены. Эта взаимосвязь проявляется, реализуется и развивается в деятельности. Особенность проявления личности в деятельности не сводится только к мотивам, но дополняется способами постановки и достижения целей. Личность не растворяется в деятельности, а выстраивает систему жизненных отношений с миром. Личность в деятельности не только удовлетворяет свои сущностные потребности, но посредством выбора целей и способов их достижения создает свой жизненный путь. Основные характеристики личности и методы их изучения Личность – целостное образование, то есть человек способен воспринимать мир в целом (анализ через синтез) и сам есть и воспринимается как нечто целое: «личность что надо», «неприятная личность», «неосновательный человек» или «надежный человек», «творческая личность», «скользкий, как налим» и т. д. В основании этой целостности находятся ведущие, устойчивые характеристики личности, к числу которых относят ценностные ориентации, интересы, мотивы, самосознание (самооценку), эмоционально-волевое развитие, коммуникативные способности, интеллектуальное развитие, успешность деятельности и другие. Оценка отдельной характеристики дает некоторое представление о личности. Однако чем больше характеристик будет изучено, тем более полно будет представлена личность. С этой целью в психологии широко применяется так называемый «профиль личности», идея создания которого связана с именем русского профессора Г. И. Россолимо. Предлагаем один из вариантов профиля личности, включающего наиболее существенные характеристики школьника в условиях его реальной жизнедеятельности. На основе данного «профиля…» (см. табл. 1) можно получить графический психологический портрет школьника как основу для составления «Психологической характеристики личности» и качественные характеристики соответственно градациям «профиля» – низкий, ниже среднего, средний и высокий, а сам «профиль…» может служить ориентирующей схемой в исследовании. В психологии разработаны достаточно эффективные (валидные, надежные) методы изучения как личности в целом (тесты Кеттелла, Айзенка и др. ), так и отдельных ее свойств (характеристик) (см. Приложение №1).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|