Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 1. Социальное самочувствие как актуализация отношений к образу «Я» и социальному окружению. Уровни социального самочувствия




Таблица 1

Психологический профиль личности школьника
(состояние и динамика)

Основные свойства личности

Уровни развития

п/п Низкий Ниже среднего Средний Высокий
1. Социальное самочувствие (степень удовлетворенности жизнью в школе, в семье)        
2. Направленность активности: ценности, интересы, мотивы        
3. Самооценка, уровень притязаний        
4. Самочувствие, активность, настроение        
5. Коммуникативные и организаторские склонности        
6. Воспитанность        
7. Общая осведомленность        
8. Качество выполнения учебной деятельности, поведение, общение, поступки        

 

На первый взгляд психологические методики кажутся довольно простыми, доступными каждому образованному человеку. Однако на самом деле процедуры изучения личности, и в особенности обработка и интерпретация полученных результатов, требуют от исследователя высокой профессиональной психологической культуры.

Любая ошибочная информация о личности, прежде всего, в плане ее оценки, чревата негативными последствиями, так как люди очень пристрастно и болезненно воспринимают оценки своей личности со стороны, особенно от значимых лиц и в публичной ситуации. К тому же душевная жизнь человека очень сложна и не поддается легким, одноразовым измерениям.

Для избежания ошибок необходимо ответственно, соблюдая логику исследования в психологии, подходить к диагностике личностных свойств школьника, то есть желательно выполнение следующих правил, входящих в «Этический кодекс психолога»:

· Создать для изучаемой личности состояние психологического комфорта в процессе обследования, то есть ввести положительный психотерапевтический эффект.

· сохранить в тайне полученную информацию, не допускать разглашения, особенно в публичной ситуации;

· использовать психологическую информацию в интересах обследуемой личности, передавать данную информацию другим лицам только в служебном порядке, а также по запросу самого школьника или его родителей;

· сочетать диагностические задачи с формирующими, то есть выдерживать принцип «Пришел, измерил, изменил» вопреки принципу «Пришел, измерил и ушел»;

· в исследовании идти от задачи распознания и формирования личности к выбору соответствующих характеристик, доступных изучению, и только затем – к подбору адекватных методик, а не наоборот;

· иметь в виду, что одного метода или методики, как бы совершенны они ни были, недостаточно для изучения личности;

· необходимо сочетание ряда методов, и прежде всего тех, которые позволяют оценить результативность деятельности и общения школьника;

· и самое главное – использовать программу оценки реальной жизнедеятельности школьника как основу для повышения валидности опросных методик. Раскроем содержание и уровни состояния основных личностных характеристик.

Социальное самочувствие как актуализация отношений к образу «Я» и социальному окружению

Синоним социального самочувствия – степень удовлетворенности жизнью

(А. В. Брушлинский)

Уровни социального самочувствия

Характеристика хорошего социального самочувствия

В целом ощущается удовлетворенность школьными успехами. Не всегда все нравится в школе, однако в школу идешь с желанием. Привлекают в основном отдельные предметы и общение с товарищами. Мои успехи и неудачи замечаются друзьями и классом, многие ученики готовы мне помочь в трудную минуту.

Школа доброжелательно относится к удовлетворению личных запросов и интересов. Было бы только побольше желаний и интересов.

Наш класс дружный и умеет защитить своих учеников. Школа дает хорошую подготовку для продолжения образования в вузе или техникуме, и есть надежда после школы поступить в вуз или среднее специальное учебное заведение.

Характеристика среднего социального самочувствия

Временами возникает радость по поводу успеха по отдельным предметам. Учиться приходится больше по необходимости, чем по интересу. Общение со сверстниками идет нормально, кое в чем удается быть авторитетным лицом в глазах класса. В принципе ощущается защищенность в классе и школе, хотя иногда возникают неприятности относительно сохранения человеческого достоинства. Класс может оказать поддержку в трудную минуту, но в обычной жизни мало интересуется личными проблемами. Шансов на поступление в вуз немного, скорее всего, пойду работать (или в ПТУ), но надеюсь продолжить образование заочно.

Характеристика низкого социального самочувствия

Учеба приносит в основном неприятные переживания, да и желания учиться почти нет. Посещение школы вызывает напряжение (иногда страх), надоели неудачи и критические замечания учителей.

Отношения с одноклассниками лучше, чем с учителями, но и класс имеет невысокое мнение, нередко бывают насмешки и обидные реплики по поводу неуспешной учебы и отклоняющегося поведения.

Класс смирился с моими неудачами и личной непривлекательностью и занимает безразличную позицию. Никто всерьез не хочет придти на помощь в решении моих многочисленных проблем.

С моими школьными успехами трудно надеяться на поступление в вуз, скорее всего, моя дорога лежит в ПТУ. Буду работать, а учиться дальше не хочется.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...