Направленность активности личности: ценности, интересы, мотивы
Направленность активности личности: ценности, интересы, мотивы Ценностные ориентации Ценностные ориентации – это пристрастное отношение человека к объектам и явлениям среды, которые связаны с его потребностями, таковыми могут быть, например, друзья, учение, книга, одежда, любовь, семья, спорт, телевидение, музыка, активная содержательная жизнь, саморазвитие и т. д. Роль ценностной ориентации состоит в том, что она как бы «заводит» и направляет психическую жизнь ребенка: он думает, запоминает, переживает и действует в соответствии с миром своих ценностей. Варианты состояния ценностных ориентаций Оптимальный вариант Ценностные ориентации – личностно плодотворные ориентации в мире духовных и материальных объектов. Создается возможность для самосовершенствования, высокосодержательной деятельности и возможность помогать другим в самосовершенствовании – «быть источником света и тепла для других» (С. Л. Рубинштейн). Ощущается уверенность в своих силах и психологическая защищенность в жизни. Приобщение к поиску истины и красоты, готовность к творчеству. Хороший вариант Хорошая ориентировка в мире ценностей. Обращено внимание на объекты (идеи, люди, вещи, явления и т. п. ), имеющие большое значение для жизнедеятельности людей. Приобщение к таким ценностям создает условия для полноценного развития потенциальных возможностей человека и достижения успехов в жизни. Однако следует обратить внимание на некоторое смещение сознания с ведущих ценностей на второстепенные (см. в сравнении два ряда ценностей: ряд идеально выбранных ценностей и Ваш вариант выбора). Желательно приблизить Ваш вариант выбора к оптимальному варианту.
Средний вариант В целом выбраны ценности, достаточные для ориентировки в сложной ситуации жизнедеятельности человека. Однако при таком варианте определения ценностей жизни могут возникать затруднения в учебной деятельности, общении, личном самочувствии. Желательно пересмотреть с целью изменения Ваше отношение к миру (сравните Ваш вариант выбора ценностей с оптимальным вариантом). Недостаточный вариант Ваш вариант выбора ценностей жизни заметно отличается от идеального варианта (сравните их). Вы видите много расхождений с мнением экспертов относительно того, какие ценности кажутся Вам наиболее значимыми. При таком большом расхождении в Вашей жизнедеятельности будет много трудностей и проблем, что принесет Вам немало разочарований, а возможно, и неудач. Постарайтесь самостоятельно (и с помощью близких и родных) изменить свой взгляд на мир ценностей. Интересы Интересы – эмоционально окрашенное отношение к предметам и явлениям. Наличие интереса облегчает выполнение деятельности и приносит успех. Мечта всех педагогов мира – чтобы дети учились увлеченно. В сферу интересов входят общие и профессиональные. Для оценки интересов (общих и профессиональных) можно использовать один из опросников, разработанных ярославскими психологами. Состояние интересов и мотивов. Высокоразвитые интересы Многие стороны школьной жизни являются привлекательными. Ряд школьных предметов, в том числе и трудных, вызывают повышенный интерес. Определились учебные предметы, полезные для будущей жизни. Есть желание обогатить цикл традиционных предметов новыми дисциплинами, например, ввести преподавание психологии, логики, восточных единоборств и т. д. Свободное время заполнено различными занятиями, в том числе и трудовыми. Много времени отводится на чтение книг. Определилась будущая профессия и четко осознаются ее сильные и слабые стороны; выбрано и соответствующее учебное заведение для профессиональной подготовки.
Общие и профессиональные интересы хорошо согласуются и дополняют друг друга. Выбор будущей профессии проведен осознанно, с различных позиций, носит устойчивый характер и, самое главное, соответствует желаниям и возможностям школьника. Достаточно высокое развитие интересов В целом, в школе бывает интересно и учиться, и общаться с друзьями, хотя есть скучные предметы. Некоторые школьные предметы, несомненно, пригодятся в жизни, но пока это представляется очень смутно. Можно бы в расписание внести дополнительно 2–3 учебных предмета, но при условии выведения некоторых трудных или скучных дисциплин. В свободное время иногда выполняются трудовые дела, читаются книги, но большая часть времени отводится развлекательным видам отдыха. Привлекают несколько профессий, пока трудно сделать окончательный выбор, так как не во всем совпадают общие и профессиональные интересы, но принимаю меры по решению этой задачи: просматриваю теле- и радиопередачи, обращаю внимание на советы родителей, знакомых, друзей и т. д. Средневыраженные интересы Школа привлекает лишь некоторыми позициями. Среди учебных предметов есть интересные, но большинство из них особенно не привлекают внимания. Некоторые предметы представляются полезными для будущего. Хочется введения нескольких новых дисциплин, но при условии, что они будут занимательными и легкими для усвоения. В свободное время чаще всего слушаю музыку и просматриваю развлекательные телепередачи, хотя иногда оказываю помощь родителям или приходится что-либо мастерить. Книги читаю очень редко, да и то в основном детективы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|