Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 11. Массовые процессы в больших социальных группах




1. Психология больших социальных групп.

2. Основные формы массового стихийного поведения и их особенности.

3. Большие устойчивые социальные группы как регуляторы социального поведения.

 

Понятия: психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения, большая социальная группа, устойчивые большие социальные группы, нравы, обычаи, традиции, образ жизни, интересы, ценности, потребности, концепция «социальных представлений», менталитет, социальный класс, социальный характер, психический склад, этнические группы, этнические стереотипы, стихийные группы, толпа, масса, публика, внушение, заражение, подражание, деперсонализация, паника, социальные движение.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите и кратко охарактеризуйте теоретические источники психологии больших социальных групп. В чем состояла их методологическая значимость в исследовании данного феномена?

2. В чем значимость больших социальных групп в процессе социализации личности?

3. Какие виды больших социальных групп приято выделять в социальной психологии?

4. Какова структура психологии больших социальных групп? Кратко охарактеризуйте ее основные элементы.

5. В чем состоят основные различия больших и малых социальных групп?

6. Какими методами изучаются большие и малые социальные группы?

7. Что такое социальные представления? В чем их значимость с точки зрения исследования больших социальных групп?

8. Что такое менталитет? Каким образом он влияет на социальное и политическое поведение?

9. В чем особенности исследования классов в американской, европейской и отечественной социальной психологии?

10. Что такое социальный характер?

11. Какие из устойчивых больших социальных групп являются наиболее исследованными в социальной психологии?

12. Что такое национальный характер? Какие научные категории используются в качестве синонимов данного термина?

13. Какие виды стихийных групп принято выделять в социальной психологии? Охарактеризуйте каждый из них.

14. Каковы основные способы социально-психологического воздействия стихийно возникающих групп? В чем они заключаются?

15. Что такое паника? Какова этимология этого слова? В чем состоят основные сложности изучения такого явления, как паника?

 

Практические задания и упражнения

1. Опираясь на учебную и справочную литературу, ответьте на вопрос: что общего в социологическом и социально-психологическом подходах в исследовании больших социальных групп? Чем они отличаются?

2. Подумайте, в чем состоит социальная и историческая значимость таких социальных групп, как классы, гендерные, профессиональные и возрастные группы. Оформите ответ в виде тезисов.

3. Используя учебную литературу, выясните, каковы основные ракурсы социально-психологического исследования социальных классов.

4. Ознакомьтесь с публикацией Г.Г. Дилигенского «Демократия на рубеже тысячелетий» (В кн.: Политические институты на рубеже тысячелетий. – Дубна: ООО «Феникс+», 2001. С. 27-44). Какие основные архетипы русской ментальности он выделяет? Каким образом эти архетипы влияют на процесс демократизации в нашей стране?

5. Каким образом можно охарактеризовать социальные представления таких групп, как интеллигенция, правящий класс, буржуазия, рабочий класс? (Источник: Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ). М.: Эдиториал УРСС, 2000. Глава 2. Типология политических конфликтов). Каким образом они влияют на социальные настроения в современном российском обществе?

6. Опираясь на публикации российских социологов, выясните, каким образом меняются социальные настроения россиян в период реформ. Какие настроения имеют место на данном этапе?

7. Опишите социальные представления современной российской молодежи. Каким образом они отражаются на ее социальном поведении?

8. Найдите в научной, публицистической и художественной литературе описания обычаев, традиций, национального характера жителей различных стран. Чем они объясняются.

9. Ознакомьтесь с содержанием учебника: Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник. М.: Гардарики, 2004. Выясните, кто является автором концепции социального характера. Раскройте основные положения этой концепции. Подумайте, насколько концепция социального характера актуальна в современной России. Свой ответ аргументируйте.

10. Что такое гендерные стереотипы? Каковы основные причины их формирования? Насколько устойчивы эти образования? (Источник: Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб: Питер, 2001. Глава 5. Гендерные роли.).

11. Опишите особенности образа жизни современного российского студенчества. Чем, по-вашему, он отличается от образа жизни студентов из других стран?

12. Найдите в региональной периодической печати публикации, в которых отражены события, связанные с проявлением основных способов социально-психологического воздействия стихийных групп. Какие именно способы воздействия отражены в этих публикациях?

13. Используя дополнительную литературу, выясните, какие социальные движения характерны для западных стран на данном этапе развития. В чем актуальность этих движений и почему актуальны движения именно этой направленности? Какие из них имеют место в нашей стране? Почему направления социальных движений так сильно различаются на Западе и в России?

 

Литература

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2008.

Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для пед. вузов // Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2008.

Битянова М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2008.

Богомолова Н.Н. [и др.] Психология больших социальных групп: новые судьбы, новые подходы // Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов / Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк и др.; Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002.

Вундт В. Проблемы психологии народов / В. Вундт. СПб: Питер, 2001.

Горбатов Д.С. Слухи, сплетни, городские легенды: психологическая природа различий // Вопросы психологии. 2009. № 4.

Горбатов Д.С. Сплетничанье как социально-психологический феномен // Психологический журнал. Том 30. 2009. № 1.

Горбатов Т.С. Психологические изменения содержания слухов // Вопросы психологии. 2008. № 2.

Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ). М.: Эдиториал УРСС, 2000. Глава 2. Типология политических конфликтов.

Гришунина Е.В., Ртищева М.С. Имидж современной российской женщины // Вопросы психологии. 2009. № 5.

Дилигенский Г.Г. Демократия на рубеже тысячелетий // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна: ООО «Феникс+», 2001.

Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994.

Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М.: Проспект, 2008.

Журавлев А.Л., Емельянова Т.П. Психология больших социальных групп как коллективных субъектов // Психологический журнал. Том 30. 2009. № 3.

Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник. М.: Гардарики, 2004.

Колесов Д.В. Человек и толпа: Учебно-методическое пособие / Д.В. Колесов; РАН. Моск. психолого-социальный ин-т. М.; Воронеж: МОДЭК, 2001.

Латынов В.В. Слухи: социальные функции и условия появления / В.В. Латынов // Социс. 1995. № 1.

Лебон Г. Психология толп. М.: Ин-т психологии РАН; КСП+, 1999.

Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Когито-Центр, 2007.

Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб: Питер, 2001.

Психология масс: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.А. Райдогорский. М., Самара: БАХРАХ, 2001.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2008.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2009.

Современная психология: Справочное руководство / Под ред. Н.В. Дружинина; РАН; Институт психологии. М.: Инфра-М, 1999.

Современная социальная психология: Теоретические подходы и прикладные исследования. М.: Изд-во ИМПСИ, 2009.

Социальная психология / Под редакцией Сухова А.Н., Деркача А.А. М.: Академия, 2008.

Социальная психология классов: Проблемы классовой психологии в современном капиталистическом обществе/ Г.Г. Дилигенский, В.И. Борисюк, И.М. Бунин и др. М.: Мысль. 1985.

Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008.

Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. психология. 2009. № 2.

Татарко А.Н. Культурно-психологические особенности социального капитала этнических групп России // Психологический журнал. Том 30. 2009. № 2.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Академический проект, 2009.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...