Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Проблема групп в социальной психологии




 

1. Понятие групп в социальной психологии.

2. Классификация групп.

3. Психологическая структура группы.

4. Эффекты социального влияния группы.

 

Понятия: группа, микрогруппа, малая группа, большая группа, групповые ожидания, групповые нормы, групповые санкции, статус личности в группе, «мы-чувство», групповое сознание, групповое мнение, фасилитация, ингибиция, деперсонализация, эффект «сдвига к риску».

Вопросы для самопроверки

 

1. Расскажите о происхождении термина «группа» и его становления в социальной психологии. В чем состоит значение изучения проблемы данного феномена в социальной психологии?

2. Какие подходы существуют в определении социальных групп? Сопоставьте позиции разных ученых.

3. Проанализируйте, каким образом соотносятся категории «социальная общность» и «социальная группа». Аргументируйте свой ответ.

4. Назовите основные признаки группы. Что является ключевой психологической характеристикой группы?

5. В каком ракурсе исследуются группы в социологии, в демографии, в социальной психологии? В чем специфика социально- психологического подхода в изучении групп?

6. Перечислите структурные элементы группы. В чем сложности их изучения?

7. Назовите, какие разновидности групп принято выделять в социальной психологии. Какие критерии классификации групп используются в социальной психологии?

8. Расскажите об исследованиях больших групп в зарубежной и отечественной социальной психологии. Как Вы объясните разницу традиций в исследовании данного социально- психологического феномена?

9. Перечислите основные функции групп. Раскройте сущность этих функций.

10. В чем заключаются эффекты группового влияния? Охарактеризуйте эти эффекты. Расскажите об основных исследованиях группового влияния на поведение людей.

 

Задания к самостоятельной работе студентов

 

1. Найдите несколько определений категория «группа», предлагаемых отечественными социальными психологами. Выделите черты сходства в данных определениях и основные различия.

2. Подумайте или найдите в учебной литературе, с какими научными категориями родственен термин «группа». Постарайтесь найти как можно больше таких категорий. Сравните эти категории.

3. Выделите и охарактеризуйте основные этапы исследования групповой проблематики в социальной психологии. Источник: Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. СПб.: Питер, 2000.

4. Выясните, кто из отечественных социальных психологов занимался исследованием групп. Опираясь на учебную и справочную литературу, попытайтесь выявить, каковы традиции и в чем специфика изучения групп в отечественной социальной психологи.

5. Составьте таблицу: «Исследования групп в отечественной социальной психологии»

Ф.И.О. ученого Исследованные проблемы Полученные результаты
     

 

6. Основываясь на учебной и справочной литературе, выясните, кто из зарубежных исследователей занимался проблемами групп. Какие аспекты данного феномена были подняты в зарубежной науке? Какие достижения были сделаны? Структурируйте полученные сведения в хронологическом порядке. Результаты занесите в таблицу. Структуру таблицы придумайте самостоятельно.

7. Используя учебную литературу, выясните, какие факторы могут влиять на структуру группы. Проиллюстрируйте полученные сведения на примерах.

8. Опираясь на учебную литературу, выявите основные проблемы и сложности социально-психологического исследования групп.

Литература

 

 

Алавидзе Т.Л., Андреева Г.М., Антонюк Е.В. Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов; Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002.

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2008.

Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для пед. вузов // Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2008.

Берн Э. Лидер и группа. М.: ЭКСМО, 2009.

Битянова М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2008.

Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. СПб.: Питер, 2000.

Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М.: Проспект, 2008.

Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. Том 30. 2009. № 5.

Колесов Д.В. Человек и толпа: Учебно-методическое пособие / Д.В. Колесов. М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЕК, 2001.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. М.: Аспект-Пресс, 2001.

Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Когито-Центр, 2007.

Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2007. Глава VIII. Влияние группы.

Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2001. Глава VII. Групповые процессы.

Петровский А.В., Шпалинский В.В., Оботурова И.А. Психологическая теория коллектива; Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.

Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юнити, 2008.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2008.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2009.

Современная социальная психология: Теоретические подходы и прикладные исследования. М.: Изд-во ИМПСИ, 2009.

Социальная психология / Под редакцией Сухова А.Н., Деркача А.А. М.: Академия, 2008.

Социальная психология. Хрестоматия / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. М.: Аспект-Пресс, 2000. Раздел 3. Социальная психология групп.

Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008.

Хрестоматия по социальной психологии / Автор и сост. Кутасова Т.В. – М.: Международная пед. академия, 1994. Раздел 2. Социальная психология групп.

 

Тема 8. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ

 

1. Социально-психологическое определение малой группы.

2. Основные направления изучения малой группы.

3. Динамические процессы в малой группе.

4. Социальный контроль группы над личностью и конформизм.

 

Понятия: малая группа, социологическое направление изучения малых групп, макроструктура общества, микроструктура общества, формальные отношения в группе, неформальные отношения в группе, первичные группы, вторичные группы, школа групповой динамики, групповая динамика, групповое давление, лидерство, принятие групповых решений, групповое развитие, групповое сплочение, конформизм, конформность, конформное поведение.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Дайте определение малой группе. В чем особенности данного социально-психологического феномена?

2. Перечислите основные характеристики малых групп. Какие точки зрения существуют по данному вопросу?

3. Назовите основные позиции относительно верхних и нижних количественных границ малых групп. Чем объясняются аргументы в пользу именно такого представления об их размерах?

4. Какие виды малых групп принято выделять в социальной психологии?

5. В чём состоят социально-психологические особенности подростково-юношеских групп?

6. Когда и кем было проведено первое экспериментальное исследование малых групп?

7. Кем и когда был введен термин «групповая динамика»? В каких значениях он используется в современной науке?

8. Расскажите о школе групповой динамики К. Левина. В чем состоит научная значимость исследований в данной области?

9. Какие явления относят к динамическим процессам в малой группе? Дайте их краткую характеристику.

10. Кто и когда экспериментально доказал наличие группового давления?

11. Что такое конформизм и как он связан с индивидуальным поведением?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...