Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания к самостоятельной работе студентов




 

1. Охарактеризуйте основные этапы исследования малых групп.

Источник: Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2001. Составьте таблицу: Основные этапы исследования малых групп.

Хронологические рамки Основное содержание Основные достижения и результаты
       

2. Составьте таблицу:

Основные этапы исследования малой группы в отечественной социальной психологии

Хронологические рамки Основное содержание Основные достижения и результаты
       

3. Расскажите об эмпирических методах исследования малых групп. В чем их специфика?

4. Опираясь на учебную литературу, дайте характеристику ролевой структуры малой группы.

5. Проанализируйте ролевую структуру одной из малых групп, к которой вы принадлежите (на примере группы сверстников, семьи, учебной группы).

6. Проведете социометрическое исследование в вашей учебной группе. Какие результаты вы получили?

7. Пользуясь учебной и справочной литературой, соберите материал о методе «мозгового штурма». Каково его практическое применение? Как он может быть использован в вашей будущей профессиональной деятельности?

8. Опираясь на учебную литературу, расскажите о влиянии социально-психологических особенностей личности на ее конформное поведение. Расскажите о зарубежных исследованиях конформизма. Меняется ли уровень конформизма под влиянием социальных и социокультурных процессов и явлений. Расскажите, как это происходит и в чем выражается. Обоснуйте свой ответ, ссылаясь на данные зарубежных социально-психологических исследований. Источник: Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. СПб.: Прайм Еврознак, 2002. Глава VIII. Конформность: зависимое поведение. Когда за группой стоит общество.

9. Определите индекс групповой сплоченности вашей учебной группы.

10. Расскажите о стратометрической концепции групповой активности. Проанализируйте отношения в вашей учебной группе с позиций данной концепции.

 

Литература

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2008.

Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для пед. вузов // Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2008.

Антипина Г.С. Теоретико-методологические исследования малых социальных групп. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

Артамонова Л.Н., Леонова А.Б. Организационный стресс у сотрудников банка // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2009. № 1.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология. Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект-Пресс, 2000. Раздел 3. Социальная психология групп.

Берн Э. Лидер и группа. М.: ЭКСМО, 2009.

Битянова М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2008.

Бурлачук Л.Ф. Психотерапия. Психологические модели: Учебник для вузов / Под ред. Л.Ф. Бурлачука. М.[и др.]: Питер, 2007.

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось 89, 2007.

Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М.: Проспект, 2008.

Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. Том 30. 2009. № 5.

Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Управление совместной деятельностью: новые направления исследований в зарубежной психологии // Психологический журнал. Том 30. 2009. № 4.

Колесов Д.В. Человек и толпа: Учебно-методическое пособие. М., Воронеж: МОДЕК, 2001.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект- Пресс, 2001.

Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев: Наук. Думка, 1982.

Морено Я.Л. Психодрама. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2008.

Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Я.Л. Морено, Пер. с англ. А. Боковикова. М.: Акад. Проект, 2004.

Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для вузов. М.: СФЕРА, 2008.

Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2001. Глава VI. Конформизм; глава VII. Групповые процессы.

Психологическая теория коллектива / А.В. Петровский, В.В. Шпалинский, И.А. Оботурова и др.; Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.

Роббер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы // Пер с фр.; Предисл. А.В. Толстых. М.: Прогресс, 1988.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2008.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2009.

Современная социальная психология: Теоретические подходы и прикладные исследования. М.: Изд-во ИМПСИ, 2009.

Социальная психология / Под редакцией Сухова А.Н., Деркача А.А. М.: Академия, 2008.

Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов; Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002.

Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008.

Социально-психологический климат в коллективе: теория и методика изучения / Сборник статей // Отв. ред. Е.В. Шорохова, О.И. Зотова. М.: Наука, 1979.

Хасина П.Л. Ролевой состав команды и динамика ее эффективности // Вопросы психологии. 2009. № 4.

Хотинец В.Ю., Сунцова Я.С. Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции межличностного взаимодействия // Психологический журнал. Том 30. 2009. № 6.

Хрестоматия по социальной психологии / Автор и сост. Кутасова Т.В. М.: Международная пед. академия, 1994. Раздел 2. Социальная психология групп.

 

Тема 9.Техника проведения социально-психологического эксперимента в малых группах

 

1. Школа К.Левина и модели проведения экспериментов в малых группах.

2. Д.Морено и классическая психодрама как групповой метод психологической реабилитации личности.

3. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях.

 

Понятия: теория поля, топологическое пространство, транспонирование, психодрама, спонтанность, катарсис, имитационное поведение, протагонист, фасилитатор, вспомогательное «Я», зрители, сцена, эксперимент, квазиэксперимент, экспериментальный план, фактор внутренней валидности эксперимента, фактор внешней валидности эксперимента.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Перечислите основные положения теории поля К.Левина.

2. Как определяет группу К. Левин? Какой признак он считает основным признаком группы? Какие еще критерии он использует при идентификации группы как социально-психологического феномена?

3. Какие динамические характеристики группы выделял К. Левин?

4. В чем состоят сложности изучения больших социальных групп по сравнению с малыми?

5. Что такое транспонирование? Как эта категория используется в теории К. Левина?

6. В чем состоят основные сложности проведения эксперимента в «реальных жизненных ситуациях»?

7. Какие условия проведения социально-психологического эксперимента в малых группах К. Левин считал наиболее важными?

8. Когда и почему возникла психодрама?

9. Где и когда были проведены первые психодраматические эксперименты?

10. Какова цель и основные задачи психодрамы как группового метода психологической реабилитации личности?

11. Назовите основные элементы психодраматической техники. Каковы их функции?

12. В каких случаях возможно применение психодрамы для разрешения психологических проблем личности?

13. Какие формы и виды психодрамы существуют?

14. Каковы основные требования к проведению социально-психологического эксперимента?

15. Что такое экспериментальный план?

16. В чем состоит основное отличие эксперимента от квазиэксперимента?

17. Какие существуют факторы внешней и внутренней валидности эксперимента?

18. В каких случаях использование квазиэкспериментальных исследований считается допустимым?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...