Тема 6. Развитие отечественной социальной психологии
1. Ранний этап развития отечественной социальной психологии. 2. Социальная психология в первые годы советской власти. 3. Развитие отечественной социальной психологии в 60-90 годы XX века.
Понятия: общественность, надорганическое, коллективная рефлексология, педагогия, психотехника, культурно-историческая детерминация высших психических функций, деятельностная теория, деятельность, поведение, цель, мотив, действие, теория установки, установка.
Вопросы для самопроверки
1. Кто и когда предложил использовать термин «социальная психология» в отечественной науке? 2. В чем заключается особенность становления социально-психологического знания в русской науке? 3. Каким образом с точки зрения хронологии соотносится развитие отечественной и зарубежной социальной психологии? Аргументируйте свой ответ. 4. С какими персоналиями связывают становление социальной психологии в нашей стране на раннем этапе? Раскройте сущность их концепций. 5. Назовите особенности становления социальной психологии в нашей стране. 6. Каким образом происходило оформление социальной психологии в самостоятельную науку в нашей стране? Какие события с этим связаны? 7. Расскажите о научных достижениях В.М.Бехтерева. В чем его заслуга перед мировой и отечественной социальной психологией? 8. Что такое «коллективная рефлексология»? В чем были её сильные и слабые стороны? 9. Расскажите о педологических и психотехнических исследованиях в нашей стране. В чем заслуга представителей данных отраслей научного знания? Какие задач не смогли решить эти науки? 10. Раскройте сущность концепции культурно-исторической детерминации высших психических функций Л.С. Выготского. Каким образом в его теории реализуется связь между социологией и психологией?
11.Каким образом происходило становление деятельностной концепции в отечественной социальной психологии? 12. В чем сущность психоисторического направления в отечественной социальной психологии? 13. Расскажите о достижениях грузинской школы в исследовании установок. 14. Каковы основные достижения советских социальных психологов в период 60-90-х годов ХХ столетия? Какие направления исследований в тот период времени являлись доминирующими? 15. Назовите основные направления развития отечественной социальной психологии на современном этапе. В чем их актуальность?
Задания к самостоятельной работе студентов 1. Составьте таблицу: «Основные вехи институционализации отечественной социальной психологии».
2. Составьте таблицу: «Основные этапы развития отечественной социальной психологии».
3. Подготовьте доклад о вкладе В.М. Бехтерева в развитие отечественной социальной психологии. При подготовке доклада используйте первоисточники. 4. Опираясь на первоисточники, расскажите об основных методах, применявшихся в исследованиях В.М. Бехтерева. 5. Составьте таблицу: «Выдающиеся отечественные социальные психологи».
6. Составьте таблицу: «Развитие отечественной социальной психологи в советский период».
7. Расскажите об исследованиях социальной психологии групп и коллективов в советский период. При ответе на данный вопрос основывайтесь на трудах А.А. Бодалева, Г.Г. Дилигенского, А.И. Донцова, А.В. Петровского.
8. Опираясь на последние труды Г.Г. Дилигенского, опишите основные тенденции в развитии массового политического сознания в нашей стране. Как они соотносятся с аналогичными процессами в странах Западной Европы и Северной Америки? 9. Расскажите об исследованиях личности И.С.Кона. Как повлияли его работы на развитие отечественной социологии? 10. Подумайте, в чем особенности развития социальной психологии в советский период? Какое значение этот этап имел для последующего развития данной науки в нашей стране?
Литература Абульханова К.А. Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна // Психологический журнал. Том 30. 2009. № 5. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2008. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Общая характеристика состояния теоретического знания в западной социальной психологии // Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой. М.: Международная пед. академия, 1994. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для пед. вузов // Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2008. Аникина В.Г. Проблема осознания в культурно-историческом наследии Л.С. Выготского в контексте исследования рефлексии // Психологический журнал. Том 30. 2009. № 2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник для вузов. М.: Смысл, 2001. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.: Питер, 2001. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. В 2-х т. / Отв. ред. Г.С. Никифоров, Л.А. Коростелева. СПб.: Алетея, 1999. Бехтерев В.М. Объективная психология / АН СССР Ин-т психологии. М.: Наука, 1991. Битянова М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2008. Боброва Е.Ю. Основы исторической психологии. СПб.: Петерб. ун-т, 1997. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: Характеристики и условия достижения. М.: Флинта; Наука, 1998. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ,1988. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. Будилова Е.А. Социально – психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1983. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. Т.1. Вопросы теории и история психологии. М.: Педагогика, 1982.
Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. Школа; КД «Университет», 2002. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: Избранные психологические труды. М.: Ин-т практич. Психологии; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998. Гилинский Я.И. Девиантология. М.: Юридический центр Пресс, 2007. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. Дилигенский Г.Г. В поисках смысла и цели: проблемы массового сознания современного капиталистического общества. М.: Политиздат, 1986. Дилигенский Г.Г. Демократия на рубеже тысячелетий// Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна: ООО «Феникс»,2001. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М.: Проспект, 2008. Замошкин Ю.А. Вызовы цивилизации и опыт США: История, психология, политика/ АН СССР, Ин-т США и Канады. М.: Наука, 1991. Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке: Опыт анализа ценностных и политических ориентаций. М.: Мысль, 1980. Кольцова В.А. Эвристическое значение идей С.Л. Рубинштейна для разработки проблем истории психологии // Психологический журнал. Том. 30. 2009. № 5. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. Кон И.С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1979. Кон И.С. Социологическая психология: Избранные психологические труды. М.: Ин-т практич. Психологии; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности: ранние работы. М.: Смысл, 2003. Лурия А.В. Язык и сознание: Учеб. пособие / под ред. Е.Д. Холмской. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1998. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб.: Питер, 2001. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М.: Педагогика, 1984.
Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности: Учебное пособие. Ростов-на-дону: Феникс, 1996. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юнити, 2008. Психология личности и образ жизни: Сб.статей/ Отв. ред. Е.Ф. Шорохова. М.: Наука,1987. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. и др.: Питер, 2000. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2008. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2009. Сергей Леонидович Рубинштейн: очерки, воспоминания, материалы: К 100-летию со дня рождения / Отв. ред. Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1989. Славская А.Н. Ранний период творчества С.Л. Рубинштейна (методологический, теоретический, биографический анализы) // Психологический журнал. Том 30. 2009. № 5. Современная социальная психология: Теоретические подходы и прикладные исследования. М.: Изд-во ИМПСИ, 2009. Соколова Л.В. Из истории становления комплексной науки о человеке (учение А.А. Ухтомского о биосоциальной природе человека) // Психологический журнал. Том. 29. 2008. № 5. . Социальная психология / Под редакцией Сухова А.Н., Деркача А.А. М.: Академия, 2008. Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов // Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк и др.; Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М.: Аспект Пресс, 2002. Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. Ред. А.Л. Свенцицкого. СПб.: Питер, 2000. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1977. Узнадзе Д.Н.Психология установки. СПб.: Питер, 2001. Уледов А.К. Актуальные проблемы социальной психологии. М.: Мысль, 1981. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1985. Шорохова Е.В. Социальная психология личности / отв. ред. М.М. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука,1979. Ярошевский М.Г. Социальная и культурно-историческая психология // Социальная психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для вузов. / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 1999.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|