Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 15. Основы изменения поведения: нормы и патология. Нарушение структуры личности и компенсаторные механизмы




1. Типы акцентуированности личности.

2. Самостоятельность и зависимость личности.

3. Макро- и микросоциальные условия формирования невротичной личности.

4. Типы психологической защиты личности и компенсаторные механизмы. Психологическая коррекция личности.

 

Понятия: поведение, социальное поведение, социальные отклонения, нормальное поведение, социальная норма, статистический критерий нормы, психологический критерий нормы, социально-нормативный критерий, социальные факторы отклоняющегося поведения, личностные факторы отклоняющегося поведения, акцентуация характера, зависимое поведение, невроз, психологическая превенция, психологическая интервенция.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимают под социальными отклонениями в социологии и социальной психологии?

2. По какому критерию осуществляется идентификация отклоняющегося поведения в социальной психологии?

3. Как соотносятся отклоняющееся поведение и психические расстройства?

4. Какое поведение считается нормальным?

5. По каким критериям определяются «нормальное» и «ненормальное» поведение? Какой из этих критериев используют социологи?

6. Перечислите социальные факторы отклоняющегося поведения. Какие из них наиболее изучены?

7. В чем именно заключается влияние социальных факторов на формирование девиаций?

8. Назовите личностные факторы отклоняющегося поведения. Какие из них являются доминирующими?

9. Что такое акцентуация характера? Как она связана с представлениями о нормальном поведении?

10. Какова динамика акцентуации характера в течение жизненного цикла?

11. Какое поведение называется зависимым? Перечислите основные виды аддикций.

12. Какова роль социальных факторов в формировании аддикций?

13. Что такое невроз и каковы основные признаки невротической личности?

14. Что такое защитные механизмы? Кем из ученых они были описаны?

15. Назовите основные направления психологической коррекции личности. Какое из них наиболее актуально при работе с формирующейся личностью?

 

Задания к самостоятельной работе студентов

1. Подумайте и ответьте на вопрос: в чем разница социологического и социально-психологического подходов в исследовании основ изменения поведения личности. Аргументируйте свой ответ.

2. Заполните таблицу: «Вклад отечественных психологов в изучение акцентуации личности».

Персоналии Краткая характеристика вклада в исследование акцентуаций
   

Источник: Еникеев М.И. Общая социальная психология. М.: Проспект, 2008.

3. Каковы основные защитные механизмы психической адаптации личности? Проиллюстрируйте возможности из использования на конкретных примерах. В качестве источника используйте монографию: Налчаджан А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) / А.А. Налчаджан. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. Глава 3. Защитные механизмы психической адаптации.

4. Охарактеризуйте основные модели формирования зависимого поведения. Ответ оформите в виде таблицы:

Название модели Основные характеристики
   

Источник: Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2006. Глава 3. Зависимое поведение)

5. Проведите диагностику подростка на предмет раннего выявления зависимости. Описание методики см.: Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). М.: Юрайт, 2006. Приложение 7. Какие результаты вы получили?

6. Проведите самодиагностику по выявлению уровня депрессии. Описание методики см.: Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). М.: Юрайт, 2006. Приложение 6. Какие результаты вы получили?

7. Проведите самообследование на предмет выявления уровня невротизации (описание методики см.: http://azps.ru/test/indexps.html/). Можно также обследовать одного из ваших сокурсников или родственников. Какие результаты вы получили?

8. Обследуйте одного из ваших товарищей или родственников на предмет выявления акцентуальности личности (описание методики см.: http://azps.ru/tests/2/tt11.html). Какие результаты вы получили?

9. Выясните, какие стратегии психологической защиты вы чаще всего используете (описание методики на: http://azps.ru/tests/stest/110.html).

10. Обследуйте подростка на предмет акцентуации личности по методике Мини-мульт (сокращенный вариант MMPI). Какие результаты вы получили? (Описание методики: http://azps.ru/tests/2/tt16.html).

11. Опираясь на учебную литературу, выясните, в чем основные сложности психологической помощи наркоманам и алкоголикам?

12. Выясните, что такое самопомощь с точки зрения психологической коррекции личности. Каким образом видят ее перспективы психологи-практики? Источник: Петровская Л.А. Гуманистический контекст психологической помощи // Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов / Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк и др.; Под ред. Г.М. Анреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002.

13. Используя учебную литературу по психологии отклоняющегося поведения, выясните, что такое копинг-стратегии (копинг-механизмы), в каких случаях и как они используются в психологической коррекции личности.

 

Литература

Автономов Д.А. Первичное патологическое влечение к игре. Взгляд с феноменологической и метапсихологической точек зрения // Журнал практической психологии и психоанализа. 2009 № 2.

Агарков В.А., Бронфман С.А. Взаимосвязь свойств темперамента и механизмов психической защиты // Журнал практической психологии и психоанализа. 2009. № 4.

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2008.

Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для пед. вузов // Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2008.

Арестова О.Н, Калинина Н.В. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 2000. № 1.

Березина Т.Н. Запах и образ спиртного как факторы, влияющие на функциональное состояние человека // Вопросы психологии. 2009. № 4.

Битянова М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2008.

Братусь Б.С. Аномалия личности. М.: Мысль, 1988.

Бурлачук Л.Ф. Психотерапия. Психологические модели: Учебник для вузов / Под ред. Л.Ф. Бурлачука. М.[и др.]: Питер, 2007.

Гилинский Я.И. Девиантология. М.: Юридический центр Пресс, 2007.

Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.

Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М.: Проспект, 2008.

Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2008.

Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2006.

Карсон Р. Анормальная психология; Науч. ред. и перевод Б.В. Овчинников. М. [и др.]: Питер, 2004.

Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах / Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во МПСИ, 2008.

Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. – М.: Юрайт, 2001.

Короленко И.П., Завьялов В.Ю. Личность и алкоголь. Новосибирск: Наука, 1988.

Марьин М.И., Бирюков С.Д., Смирнова М.В. Личностные факторы суицидального риска (на примере сотрудников органов внутренних дел) // Психологический журнал. Том 30. 2009. № 4.

Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. М.: Речь, 2008.

Налчаджан А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). Ереван: Изд-во АН АрмССр, 1988.

Нехорошева И.В., Зубов В.Н. Диагностика предрасположенности молодежи к девиантному поведению // Вопросы психологии. 2009. № 5.

Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для вузов. М.: СФЕРА, 2008.

Пантелеев С.Р., Жилина Е.Ю. Методика диагностики защитных механизмов личности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2009. № 1.

Петровская Л.А. Гуманистический контекст психологической помощи // Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов/ Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк [и др.]; Под. ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002.

Ротенберг В.С., Китаев-Смык Л.А. Сон и стресс // Вопросы психологии. 2009. № 5.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2008.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2009.

Смотрова Т.Н., Гриценко В.В. Ценностные ориентации личности и склонность к нарушению социальных норм // Психологический журнал. Том 30. 2009. № 6.

Современная социальная психология: Теоретические подходы и прикладные исследования. М.: Изд-во ИМПСИ, 2009.

Социальная психология / Под редакцией Сухова А.Н., Деркача А.А. М.: Академия, 2008.

Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008.

Тульская молодежь: Норма и девиации // Сб. статей / Под ред. Т.А. Кузьменко, Е.В. Конаныхиной. Тула: Изд-во ТулГУ, 2000.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Академический проект, 2009.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 2001.

Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика. Социологический анализ. М.: Центр социального прогнозирования, 2003.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...