Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. История возникновения.




ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

 

1. ПОДНОШЕНИЕ БОГАМ.

История происхождения классического японского искусства икебана уходит корнями в столетия и берёт начало от буддийского ритуала возложения подношений в храме. В VI в. буддийское учение проникло в Японию и было связано с ритуалом возложения на алтарь цветов в знак почитания Будды. Ритуал подношения исполнялся духовенством.

 

            Икебана переводится как " вторая жизнь цветов", или " воскрешение растений", и учит " искусству умирания". Поэтому ее можно сравнить с молитвой, но не из слов, а из знаков. Она включает три основных элемента - как правило, три " ветви". Один обозначает " небо", другой " землю". Третий - " человека" и " цветок" одновременно.

 

         В современной Японии искусство икебаны является одним из самых популярных, оно осознается как символ национального своеобразия и как воплощение высокого художественного вкуса. Обманчивые представления о легкости и общедоступности искусства икебаны нередко приводят к тому, что за пределами Японии оно становится, в сущности, псевдоискусством. На Западе икебана рассматривается порой как легкое и необременительное занятие для досуга, тогда как в Японии это искусство продолжает оставаться объектом серьезного познания, освоения священного ритуального действа, приобретаемого в результате длительного кропотливого обучения, для японцев икебана остается не только значимым элементом национальной культурной традиции, но также и совершенной моделью мироздания.


        С развитием светской культуры в X—XII вв. композиции из цветов устанавливали во дворцах и жилых покоях представителей аристократического сословия. При императорском дворе стали популярными особые состязания по составлению букетов. Во второй половине XV в. появилось новое направление в искусстве икебаны, основателем которого был мастер Икэнобо Сэнъэй. Произведения школы Икэнобо отличались особенной красотой и изысканностью, их устанавливали у домашних алтарей, преподносили в качестве подарков. В XVI столетии с распространением чайных церемоний сформировался специальный вид икебаны для украшения ниши-«токонома» в чайном павильоне. Требования простоты, гармонии, сдержанной цветовой гаммы, предъявлявшиеся ко всем предметам чайного культа, распространялись и на оформление цветов — тябана («икэбана для чайной церемонии» Для них требуется всего 1-2 цветка и лист. Тябана развилась из популярного среди простых людей стиля нагеирэ (цветы, брошенные в воду), не имеющего определенных правил. Как нечто среднее между нагеирэ и рикка в начале 18 века появился стиль сейка, который сочетал в себе простоту нагеирэ и благородство рикки.

         В XVII—XIX вв. искусство икэбаны получило широкое распространение, возник обычай обязательного обучения девушек искусству составления букетов. Однако из-за популярности икэбаны композиции упростились, пришлось отказаться от строгих правил стиля рикка в пользу нагэирэ, из которого выделился еще один новый стиль — сэйка, или сёка («живые цветы»).. После революции Мэйдзи, когда Япония прервала свою вековую изоляцию, в 1889 искусство икебаны стала обязательным для женского образования. В 1897 появляется совершенно новый стиль морибана (мастер Охара Усин) — композиции из растений в плоских вазах, удерживаемые с помощью специальных наколок. Интересно, что большинство европейцев считает именно морибану типично японским стилем. После модернизации в Японию попали невиданные до тех пор розы, гвоздики, тюльпаны и другие роскошные цветы. Их стали также включать в композиции.

1. 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШКОЛ. СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЫ

1. 1. 1. Школа Икенобо

 

        Школа икебаны Икенобо появилась в Японии раньше всех остальных. Сейчас этой школой, основанной в ХV веке священником Сенкеем, руководит Икенобо Сеней. Он представляет уже сорок пятое поколение знаменитой династии мастеров школы Икенобо.

 

         Школа Икенобо, входящая в тройку наиболее влиятельных японских школ икебаны, известна не только в Японии, но и за её пределами. По всему миру насчитывается порядка трёх миллионов последователей и учеников школы Икенобо.

 

        На формирование школы огромное влияние оказали синтоизм и буддизм. Она настолько сильно была пронизана религиозным и философским смыслом, чтодаже сегодня, после всех изменений, привнесённых в неё временем, она не свободна от символизма некоторых постулатов восточной религии.

 

        В то время, когда в Японии господствующей религией был синтоизм, в основе икебаны лежала философия противостояния двух главных сил, символизирующих Небо и Землю — света и тьмы. В соответствии с этой концепцией, в основу аранжировки закладывали два главных элемента, то есть две ветки. Как известно, после посещения Китая известным проповедником конфуцианства монахом Сэнму влияние этого религиозного течения в Японии сильно проявилось. В том числе, и в композициях из цветов. В них привнесли третий элемент. Он стал символом третьей главной силой мироздания — человека.

 

        Считается, что Икенобо по сути является непосредственно историей самого искусства икебаны. До сих пор мастера этой школы культивируют такие древние стили, как рикка и сёка, каждый из которых — воплощение глубокой символики и особого философского смысла.

 

        В настоящее время Икенобо возглавляется представителем 45-го поколения семьи Икенобо.

Школа Икенобо использует более новые, ставшие популярными стилиНагеирэи Морибана. Таким образом, она развивается, композиции становятся более свободными, в них применяются новые художественные подходы. Появляются авангардистские приёмы, мастера используют считавшиеся нетрадиционными материалы не только растительного происхождения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...