Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. 2. 8. Дзиюка(дзюси). 2 глава. Поиск композиционных решений. 2. Основные Принципы составления икэбан. 2. 1. Объемность. 2. 3. Гармоничность




1. 2. 8. Дзиюка(Дзюси)

        Свободный стиль икэбана (Дзиюка) появился в начале 20 века под влиянием современного искусства. В этом стиле основное внимание уделяется оригинальной комбинации растительного материала в соответствии с идеей и внутренним чувством автора работы. Этот стиль можно назвать свободным только от внешней формы, многовековые традиции искусства икэбана, его эстетика влияют на внутреннее содержание работ. Составление такой композиции начинается с главной идеи, которая должна быть новой, необычной и являться акцентом работы. Это может быть как природная красота растений, так и новый взгляд на них, например, в свободном стиле можно видоизменять привычную для всех форму листьев, цветов. В таких работах автор использует живой материал как художник краски или скульптор мрамор.

        В стиле Дзиюка наряду с живыми растениями можно использовать сухой материал: листья, травы, плоды, а также материал нерастительного происхождения: стекло, пластик, металл и т. п. Такие «неживые» материалы играют второстепенную роль, помогая выражению главной идеи, всегда связанной в искусстве икэбана с живыми растениями.

        Свободные композиции могут быть выполнены в различных стилях:

см. (Приложение G)

2 ГЛАВА. ПОИСК КОМПОЗИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ИКЭБАН

 

  2. 1. Объемность

        Икебана, имеет высоту, ширину и глубину, она трехмерна. Кстати, это сближает икебану с такими видами искусства, как архитектура и скульптура. В течение долгого времени в японских жилищах ей отводилось специальное место токонома (ниша). Там икебана обозревалась лишь с одной стороны, поэтому имела односторонний вид с отчетливой лицевой и тыльной стороной. Теперь икебана с подчеркнутой объемностью ставится в местах, где она видна почти со всех сторон. Поэтому композиция должна выглядеть одинаково красиво с любой стороны. Даже если композиция ставится у стены, дополнительные ветки и цветы в тыльной части направляются в сторону стены; короткие цветы и ветки размещаются сзади, а более длинные направляют вперед. Все это делается для придания аранжировке большей объемности. Стебли растений не должны располагаться в одной плоскости.

2. 3. Гармоничность

        Икебана отличается гармоничностью составляющих ее частей. В конструкции аранжировки заложен разносторонний треугольник, который является, по древнему японскому понятию, выражением наиболее идеальной гармонии. Эта конструкция создается тремя главными ветками (цветоносами), между которыми эмпирически установлены наиболее приятные для глаз линейные соотношения: размер второй по величине ветки составляет 3/4 (в некоторых школах 2/3) от первой; длина третьей ветки составляет 3/4 от второй; длина главенствующей ветки определяется в зависимости от размера сосуда, в который ставятся растения. Таким образом, одновременно намечается и гармоничное сочетание размеров растений, и вазы, чем и создается цельность художественного произведения. Приятная цветовая согласованность между растениями, а также между растениями и вазой дополняет впечатление общей гармоничности композиции. Большое значение имеет и гармония между композицией и окружающим пространством. При создании икебаны учитываются цвет, форма и размер вазы, а также фон композиции. Сюда входят предметы, которые окажутся поблизости, и освещение. Поэтому, прежде чем приступать к реализации замысла, необходимо знать, в каком месте будет стоять икебана. В идеале икебана, как и европейская композиция, создается именно в том месте, в котором она будет установлена.

 

2. 4. Асимметричность

        Еще одна характерная черта икебаны. Такой принцип важен потому, что, согласно принципам икебаны, эта композиция отражает природу, а в природе нет четкой симметрии. Асимметрия композиции воплощает заложенную в икебане некоторую неопределенность и относительность. Асимметричная конструкция не только соответствует буддийскому представлению о лике абсолютной природы, но и способствует живому созерцанию, в то время как устойчивое равновесие симметрии воспринимается пассивно. Асимметрия аранжировки закладывается ее треугольной несущей конструкцией. У треугольника есть три главные ветки разной длины, у каждой из которых разные направления и углы наклона. Дзюси к каждому из этих главных элементов также разнятся по длине, направлению и степени наклона. Все это создает асимметричность как общего очертания композиции, так и внутреннего распределения растений. Растительный материал в ней располагается неравномерно: участки густоты, плотной массы чередуются с разреженными.

 

2. 5. Контраст.

        Один из действенных художественных приемов в цветочной аранжировке, используемых ради большей выразительности, необычности, большего художественного эффекта. Когда соседствуют два растения, контрастных по тому или иному признаку, они взаимно подчеркивают друг друга, высвечивают эти признаки, становясь более эффектными. Хорошо смотрятся контрастные сочетания, образуемые ветками с цветами замысловатой формы и цветами лаконичных очертаний; или сочетания темной зелени со светлыми листьями.

2. 6. Выразительность         Еще одно качество икебаны, которое некоторым образом роднит ее с европейской аранжировкой. Это значит, что человек, который создает композицию, передает через свое творение свои настроение, чувства, идеи. Икебана не повторяется, каждая композиция своеобразна и уникальна. Поэтому важное значение приобретает другое качество замысел. Икебана предварительно обдумывается и строится таким образом, что внутри нее возникают эстетически оправданные взаимосвязи между отдельными ветками и цветами. В ней нет элементов, которые не несут значения или присутствуют как бы сами по себе. Все составные части икебаны взаимодействуют. Принцип икебаны - ничего лишнего.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...