1.1.2. Школа Охара. 1.1.3. Школа Согецу
1. 1. 2. Школа Охара
Основатель школы Охара, Унсин Охара положил начало новому развитию искусству составления цветочных композиций. Это произошло в конце XIX века, когда японское общество переживало крупные перемены. Многовековая самоизоляция Японии от мирового влияния закончилась, в национальной экономике, искусстве и культуре произошли заметные изменения. Традиционное японское искусство также не могло остаться прежним. Наступила новая фаза развития икебаны.
Унсин Охара родился в семье мастеров, хорошо известных в среде керамического искусства, в 1861 году. С детства отец учил Унсина тонкостям икебаны. В те годы благодаря тому, что Япония раскрывалась миру, в страну стали привозить пышные цветы, которые ранее были неведомы здесь. Восхищённый яркими красками новых цветов, возбуждающими воображение, мастер-основатель новой школы стал включать их в композиции.
Охара чувствовал, что при помощи традиционной икебаны уже не может удовлетворять свои творческие стремления. Поэтому он экспериментировал, стал использовать широкие и неглубокие сосуды. Он размещал в них растения с короткими стеблями. Всё это противоречило канонам традиционной икебаны, однако было воспринято обществом. Так был создан абсолютно новый стиль, который назван «морибана». В переводе это слово означает «цветы, нагроможденные в плошках».
Морибана открыла широкие просторы для творчества. Охара и его последователи создают более естественные, свободные и красочные аранжировки, широкие и низкие композиции. При помощи морибаны стало возможными отображать в композициях природу, создавать в сосудах с водой миниатюрные ландшафты. Существенным дополнением стала открытая водная поверхность, она заняла позицию полноправного художественно-композиционного элемента в аранжировках цветов.
Поначалу новый стиль произвёл в мире икебаны настоящую сенсацию. Мастера этого искусства были против подходов, которые предлагал Охара. Со стороны традиционалистов раздавалась критика, возникла настоящая волна протестов. Однако со стороны простого народа была противоположная реакция — людям нравился новый свободный и красочный стиль.
В начале прошлого века Охара порвал с традиционной школой Икенобо. 1912 год считается началом существования школы Охара. В этом году в Осаке была устроена выставка композиций в стиле морибана. Она имела успех в самой Японии, про неё узнали во всём мире. После этого у Охара появилось множество страстных поклонников и учеников. К 1916 году школа Охара и стиль морибана были признаны во всей стране. Во главе школы встал Коун Охара, который разработал детальную программу обучения. В неё входило изучение основ икебаны, схемы построения аранжировок. Глава школы читал публичные лекции, устраивал выставки, таким образом популяризируя свою школу. Сейчас школа Охара насчитывает до 130 тысяч инструкторов и преподавателей, более миллиона учеников. 1. 1. 3. Школа Согецу Из трёх основных школ икебаны самая молодая — Согецу. Её учредил Софу Тэсигахара в мае 1926 года. Название школы происходит от двух иероглифов, «трава» и «луна». Философией школы является понимание природы с точки зрения продолжения бесконечности Вселенной.
Отцом Софу Тэсигахара, который родился в 1900 году, был известный в те годы мастер школы Икенобо Вафу Тэсигахара. С семи лет он стал обучать сына традиционному искусству. Пройдя обучение, Софу стал помощником отца в преподавании икебаны. В то же время, у молодого человека сложился собственный взгляд на правила традиционной аранжировки, которые существовали тогда.
По мнению Суфу Тэсигахара, икебане следовало отражать изменяющийся уклад общественной жизни, стать более свободной в выражении творческих замыслов индивидуума. Однако тогда мастерством считалось подражание именно классическим формам. Поэтому «авангардизм» Софу Тэсигахара вызывал бурный протест со стороны мастеров икебаны, в том числе, его отца. Однако Софу продолжал свой путь в искусстве. Первая персональная выставка, которую Софу провёл в Токио в возрасте 26 лет, была горячо воспринята людьми. После этого мастеру предложили вести радиопрограмму, в которой он обучал желающих икебане . Тэсигахара стал одним из участников декларации «Новой икебаны», которую в 1936 году провозгласили известные в то время мастера икебаны. Они отреклись от устоявшихся канонических форм, провозгласили возможность использовать любые сосуды, расширили ассортимент используемых растений, расширив его за счёт «иностранных» роз, тюльпанов, сирени и многих других. Впервые в истории икебаны в композициях школы Согецу стали использоваться такие считавшиеся ранее инородными предметы, как камни, пластик, бумага, железо, проволока и перья. Кроме веток и цветов, мастера этой школы применяли листья, коряги, корни, ошкуренные и высушенные обрубки стволов, крашенные лианы и многие другие предметы, не признававшиеся в классической икебане . Основным принципом творчества школы Согецу является убеждение, что искусство икебаны должно находиться в постоянном развитии, не останавливаться на ранее установленных формах, быть привязанным к современному образу жизни, при этом соблюдать
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|