Тема: Роль прилагательных в тексте
Цели: дать представление о тексте-описании; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте. Объясните написание имён собственных. — Что такое имя прилагательное? III. Актуализация знаний — Запишите слова. Обозначьте орфограммы. Солёный, резкий, классный, гладкий, грустный, кленовый, робкий, мягкий, живой, ловкий, гибкий, широкий, ранний. — Образуйте отданных имён существительных имена прилагательные и запишите их. Обозначьте орфограмму в словах. Счастье, берёза, клён, ненастье, звезда, честь. — Распределите имена прилагательные в три столбика: I) обозначающие цвет; 2) обозначающие вкус; 3) обозначающие размер. Маленький, длинный, сладкий, красный, голубой, солёный, кислый, большой, чёрный. IV. Самоопределение к деятельности — Прочитайте текст. В весеннем лесу На деревьях лопнули душистые почки. Из земли показалась молодая травка. Летят из улья и дружно жужжат пчёлы. Петька бежит по узкой тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Весенний лес наполнен жизнью. Вот низкий берег ручья. Петя пьёт холодную воду. — Прочитайте этот текст без имён прилагательных. - Изменился текст? Обоснуйте свой ответ. — Какую роль играют имена прилагательные в речи? — Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику Упр. 118 (с. 68). — Прочитайте текст. — О ком в нём говорится? — Докажите, что это текст-описание. — Найдите в тексте описание внешнего вида. Прочитайте. — Какой заголовок можно подобрать к тексту? — Какую роль в тексте выполняют имена прилагательные? — Выполните задания. (Взаимопроверка.) Упр. 119 (с. 68). — Прочитайте тексты.
— Найдите описание цветка в каждом тексте. Прочитайте. — Сравните имена прилагательные, данные в текстах. Что вы заметили? — В каком тексте даётся более точное описание? Обоснуйте свой ответ. — Какая часть речи даёт более полное описание растения? — Что такое текст-описание? (Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.) 2. Работа со словом из словаря — Отгадайте загадку. Кто тебя не знает, Полевой цветок: Белые реснички, Золотой глазок. (Ромашка.) — Найдите слово ромашка в орфографическом словаре. — Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. — Составьте предложение со словом ромашка, запишите. — Запомните написание этого слова. Материал для учителя Ромашка В самом имени ромашки уже отмечен её путь: в русских диалектах, украинском, белорусском, польском, чешском и других языках существуют формы ромен, рамен, роман, рамон, производные от латинского romanaromanum, что значит «романская», «римская». Здесь начало пути. А вот название ромашка — собственно русское образование, наверное, не без влияния уменьшительной формы от имени Роман (Роман — Ромашка, Иван — Ивашка). Иногда ромашку связывают со словом румяный, потому что настой этих цветков сделает лицо бархатистым и румяным. VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику Упр. 120(с. 69). — Прочитайте текст. О каком растении идёт речь? — Выполните задание. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.) — Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных». — О каких «говорящих» названиях цветов идёт речь? 2. Работа со словом из словаря — Отгадайте загадку. Дышит, растёт, А ходить не может. (Растение.) — Объясните значение этого слова. (Организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание (в отличие от животных) из воздуха и почвы.)
— Найдите слово растение в орфографическом словаре. — Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. — Составьте предложение со словом растение, запишите. — Запомните написание этого слова. VIII. Рефлексия — Прочитайте загадку. Отгадайте. Спишите. Подчеркните имена прилагательные. Кто по мшистой Мокрой тропке, Словно мячик, Скачет ловкий? (Лягушка.) — Какие слова помогли отгадать загадку? — Какая это часть речи? — Какую роль выполняют прилагательные в тексте? — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что такое текст-описание? Домашнее задание Упр. 121 (с. 69). Подготовиться к сочинению. Тема: Текст-описание Цель: развивать умения составлять текст-описание, точно употреблять имена прилагательные в речи. Ход урока I. Организационный момент II. Самоопределение к деятельности — Дома вы выбрали растение для составления текста-описания. Назовите свои растения. Сегодня на уроке вам предстоит составить текст-описание. III. Работа по теме урока 1. Обсуждение темы и вариантов сочинения по тексту Упр. 121(с. 69). (Устное выполнение.) — А для тех, кто ещё не определился с темой, предлагаю несколько вариантов названий растений. Отгадайте загадки. Травка та растёт на склонах И на холмиках зелёных. Запах крепок и душист, А её зелёный лист Нам идёт на чай. Что за травка, отгадай! (Душица.) Эй, звоночки, Синий цвет, - С язычком, А звону нет! (Колокольчик.) Даже ночью муравьишка Не пропустит свой домишко: Путь-дорожку до зари Освещают фонари. На больших столбах подряд Лампы белые висят. (Ландыш.) Весь в пыли, Хоть сил немного, У дороги он торчит. У него согнулись ноги, Неприметен он на вид. (Подорожник.) Выпускает он листы Широченной широты. Держатся на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких: Если их не обойдёшь — На себе их все найдёшь. (Репей.) — Выберите растение, которое вы будете описывать. 2. Составление плана — Определите, что будет самым главным в описании. Примерный план 1. Распространённость растения. 2. Описание внешнего вида. 3. Использование человеком. IV. Физкультминутка V. Продолжение работы по теме урока (Работа над сочинением. Самопроверка.) VI. Рефлексия — Прочитайте свои сочинения.
— Оцените свою работу на уроке. VII. Подведение итогов урока — Чьё сочинение вам больше всего понравилось? Домашнее задание Прочитать информацию в рубрике «Страничка для любознательных» (с. 71).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|