Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика выявления особенностей развития связной речи




ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКЮЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Одной из главных задач речевого развития дошкольников явля­ется задача развития связной речи. "Связной речью считается та­кая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выпол­няет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает от­носительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты" (М.Р.Львов).

Связная речь отражает уровень развития ребенка, показывает уровень овладения словарем, грамматическим строем, звуковой культурой речи.

Овладение связной монологической речью происходит постепен­но. Познание окружающей действительности (предметы, их признаки, действия, связи и отношения), потребность в общении приводят к овладению разными типами речи - описанию, повествованию, рассуж­дению. Описание рассматривается как речевое сообщение (текст), в котором раскрываются в определенной последовательности признаки объекта. Описание имеет определенную языковую структуру. Повест­вование определяется как рассказ о действиях, поступках, событи­ях. Композиция повествования опирается на хронологическую после­довательность событий. Рассуждение - это логическое развитие те­мы. Структура иная: утверждение - доказательство - выводы.

Все типы речи требуют от говорящего владения общими умениями связной речи. Любое высказывание (монолог) требует развития сле­дующих умений:

1) понимать тему;

2) собирать материал к высказыванию;

3) систематизировать материал;

4) совершенствовать высказывание;

5) строить высказывание в определенной композиционной форме;

6) выражать свои мысли правильно. Эти общие умения конкретизируются при овладении тем или иным

типом речи. Овладение общими и конкретными умениями происходит постепенно. Начиная с младшего дошкольного возраста, должна соб­людаться последовательность отработки отдельных умений.

Вопросы диагностики речевого развития важны потому, что сво-

 

- 87 -

евременное и правильное определение уровня связности речи (или другой стороны) позволят воспитателю правильно определить задачи и содержание работы. В предложенных материалах раскрывается ме­тодика диагностики связной речи детей старшего дошкольного воз­раста.

В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее овладе­ние умениями строить повествовательный (сюжетный) рассказ на предложенную тему, по картинкам, самостоятельно определять тему и строить рассказ, придумывать сказку.

Умения создавать собственное высказывание тесным образом пе­реплетаются с умениями воспринимать, анализировать литературный текст. Способность к анализу литературного текста появляется до­вольно рано, в младшем дошкольном возрасте, под руководством взрослого. В старшем дошкольном возрасте углубляется восприятие литературного текста, появляются элементы осознания формы, со­держания, языка. Это дает возможность переноса полученных умений в собственную речевую деятельность. Поэтому методика диагностики связной речи старших дошкольников включает в себя: 1) задания, направленные на анализ литературного текста с позиций связности (понимание темы, структуры); 2) задание на придумывание расска­за; 3) задания на придумывание рассказа по серии сюжетных кар­тинок.

 

ЗАДАНИЕ 1.

Цель. Выявить понимание темы и выделение основных структур­ных частей текста, определение названия текста.

Методика выполнения задания

Детям (индивидуально) предлагается прослушать рассказ. Расс­каз подбирается небольшой по объему, с четко выраженной компози­цией. Название рассказа при чтении не дается. После чтения перед детьми ставятся вопросы:

1. 1) О чем говорится в рассказе?

2) 0 чем говорится в начале рассказа?

3) О чем говорится в середине рассказа?

4) Чем закончился рассказ?

5) Как можно назвать этот рассказ.

Ответы детей дословно фиксируются. При анализе ответов детей на 1 вопрос необходимо обратить внимание на характер высказыва­ний, их точность и обобщенность. Так, например, если ребенок да-

 

- 88

ет ответ на вопрос, о чем рассказ ("Первая рыбка" Е. Пермяка - "о рыбалке, о том, как мальчик поймал первую рыбку", - то это сви­детельствует о понимании темы и четком ее выражении. Такой ответ будет свидетельствовать о высоком уровне понимания темы литера­турного текста. Если при ответе на 1 вопрос дети фактически на­чинают пересказывать текст, то это ухе другой уровень. Если дети не отвечают на вопрос или отвечают не по существу темы, то такие ответы следует отнести к низкому уровню. Данные ответов можно представить в таблице:

Таблица N 1

 

 

Группа Время провед. Кол-во детей Характер определения темы
  обобщенно распространенно не определ.
1.
2.

 

В данную таблицу заносятся данные первого обследования детей и данные обследования после обучения этому умению.

При анализе ответов детей на 2, 3, 4 вопросы необходимо об­ращать внимание на умение обобщенно представлять структурные части текста, умение выделить тему, микротемы той или иной части и увидеть насколько дети видят границы структурных частей текста.

 

Таблица N 2

Кол-во Начало Середина Конец
де­тей обоб­щенно не рас-член. начало и се­редину фак­тиче­ский пере­сказ не оп­реде­ляет нача­ло обоб­щенно не рас-член. начало и се­редину не рас-член. сере­дину и ко­нец не вы­деля­ет сере­дину обо­бщен­но пе­ре­сказ
                     

 

- 89 -

Последний вопрос позволяет определить, насколько точно дети дают название рассказу. Название, данное ребенком, будет свиде­тельствовать о прямой зависимости между умением определять тему литературного произведения и умением озаглавливать его.

 

Таблица N 3

Время провод.---------------------------------------------------

Кол-во детей----------------------------------------------------

Соотносят тему и название (правильно озаглавливают)-------------

Не озаглавливают------------------------------------------------

 

 

ЗАДАНИЕ 2

Цель: Выяснить последовательность передачи структуры текста, полноту содержания всего текста, и отдельных его частей, выяс­нить, как дети используют связи, данные в тексте.

Методика выполнения

Читается литературный текст. После чтения предлагается отве­тить на вопрос "О чем этот рассказ?" и затем следует предложение пересказать текст. Пересказы детей фиксируются дословно.

Критерии для анализа пересказов детей

1. Понимание темы рассказа.

2. Объем пересказа (через подсчет предложений и слов).

3. Структурная соотнесенность..

4. Полнота раскрытия каждой структурной части.

ЗАДАНИЕ 3

Цель: Выявить понимание нарушения целостности структуры текста при опускании начала и умение придумывать содержание на­чала.

Методика выполнения

Каждому ребенку читается рассказ, например, "Про снежный ко­лобок" Н. Калининой, в котором опускается начало. (Можно дать лю­бой другой рассказ, но в котором очень отчетливо представлена взаимосвязь начала с другими структурными частями, от понимания начала зависит понимание развертывания события, факта).

После чтения перед детьми ставится вопрос 1): "Все ли было

 

- 90 -

понято в рассказе?". Если ребенок не замечает нарушения целост­ности рассказа, то можно предложить следующие вопросы: 2) "Какой части в рассказе не хватает?", 3) "0 чем может говориться в на­чале рассказа?".Если ребенок замечает отсутствие начала и пред­лагает свой вариант, это будет свидетельствовать о высоком пони­мании не только структуры текста, но и об осознанности, т. к. ре­бенок на основе анализа содержания текста не только определил недостающую часть, но и наполнил ее содержанием. Это будет сви­детельствовать о высоком уровне. Ответы детей, которые справля­ются с заданием после 2 и 3 вопросов, можно отнести к среднему уровню. К низкому уровню следует отнести детей, которые не спра­вились с заданием.

 

Таблица 4

Количество детей

II

III

 

ЗАДАНИЕ 4

Цель: Выяснить особенности понимания и осознания детьми зна­чения середины рассказа (главной его части, где развертывается основная мысль).

Методика выполнения

Читается рассказ, в котором опускается основная часть, чита­ются только начало и конец. После чтения задаются вопросы анало­гичные предыдущему заданию:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...