Методика выявления особенностей развития связной речи
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКЮЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Одной из главных задач речевого развития дошкольников является задача развития связной речи. "Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты" (М.Р.Львов). Связная речь отражает уровень развития ребенка, показывает уровень овладения словарем, грамматическим строем, звуковой культурой речи. Овладение связной монологической речью происходит постепенно. Познание окружающей действительности (предметы, их признаки, действия, связи и отношения), потребность в общении приводят к овладению разными типами речи - описанию, повествованию, рассуждению. Описание рассматривается как речевое сообщение (текст), в котором раскрываются в определенной последовательности признаки объекта. Описание имеет определенную языковую структуру. Повествование определяется как рассказ о действиях, поступках, событиях. Композиция повествования опирается на хронологическую последовательность событий. Рассуждение - это логическое развитие темы. Структура иная: утверждение - доказательство - выводы. Все типы речи требуют от говорящего владения общими умениями связной речи. Любое высказывание (монолог) требует развития следующих умений: 1) понимать тему; 2) собирать материал к высказыванию; 3) систематизировать материал; 4) совершенствовать высказывание; 5) строить высказывание в определенной композиционной форме;
6) выражать свои мысли правильно. Эти общие умения конкретизируются при овладении тем или иным типом речи. Овладение общими и конкретными умениями происходит постепенно. Начиная с младшего дошкольного возраста, должна соблюдаться последовательность отработки отдельных умений. Вопросы диагностики речевого развития важны потому, что сво-
- 87 - евременное и правильное определение уровня связности речи (или другой стороны) позволят воспитателю правильно определить задачи и содержание работы. В предложенных материалах раскрывается методика диагностики связной речи детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее овладение умениями строить повествовательный (сюжетный) рассказ на предложенную тему, по картинкам, самостоятельно определять тему и строить рассказ, придумывать сказку. Умения создавать собственное высказывание тесным образом переплетаются с умениями воспринимать, анализировать литературный текст. Способность к анализу литературного текста появляется довольно рано, в младшем дошкольном возрасте, под руководством взрослого. В старшем дошкольном возрасте углубляется восприятие литературного текста, появляются элементы осознания формы, содержания, языка. Это дает возможность переноса полученных умений в собственную речевую деятельность. Поэтому методика диагностики связной речи старших дошкольников включает в себя: 1) задания, направленные на анализ литературного текста с позиций связности (понимание темы, структуры); 2) задание на придумывание рассказа; 3) задания на придумывание рассказа по серии сюжетных картинок.
ЗАДАНИЕ 1. Цель. Выявить понимание темы и выделение основных структурных частей текста, определение названия текста. Методика выполнения задания Детям (индивидуально) предлагается прослушать рассказ. Рассказ подбирается небольшой по объему, с четко выраженной композицией. Название рассказа при чтении не дается. После чтения перед детьми ставятся вопросы:
1. 1) О чем говорится в рассказе? 2) 0 чем говорится в начале рассказа? 3) О чем говорится в середине рассказа? 4) Чем закончился рассказ? 5) Как можно назвать этот рассказ. Ответы детей дословно фиксируются. При анализе ответов детей на 1 вопрос необходимо обратить внимание на характер высказываний, их точность и обобщенность. Так, например, если ребенок да-
- 88 ет ответ на вопрос, о чем рассказ ("Первая рыбка" Е. Пермяка - "о рыбалке, о том, как мальчик поймал первую рыбку", - то это свидетельствует о понимании темы и четком ее выражении. Такой ответ будет свидетельствовать о высоком уровне понимания темы литературного текста. Если при ответе на 1 вопрос дети фактически начинают пересказывать текст, то это ухе другой уровень. Если дети не отвечают на вопрос или отвечают не по существу темы, то такие ответы следует отнести к низкому уровню. Данные ответов можно представить в таблице: Таблица N 1
В данную таблицу заносятся данные первого обследования детей и данные обследования после обучения этому умению. При анализе ответов детей на 2, 3, 4 вопросы необходимо обращать внимание на умение обобщенно представлять структурные части текста, умение выделить тему, микротемы той или иной части и увидеть насколько дети видят границы структурных частей текста.
Таблица N 2
- 89 - Последний вопрос позволяет определить, насколько точно дети дают название рассказу. Название, данное ребенком, будет свидетельствовать о прямой зависимости между умением определять тему литературного произведения и умением озаглавливать его.
Таблица N 3 Время провод.--------------------------------------------------- Кол-во детей---------------------------------------------------- Соотносят тему и название (правильно озаглавливают)------------- Не озаглавливают------------------------------------------------
ЗАДАНИЕ 2 Цель: Выяснить последовательность передачи структуры текста, полноту содержания всего текста, и отдельных его частей, выяснить, как дети используют связи, данные в тексте. Методика выполнения Читается литературный текст. После чтения предлагается ответить на вопрос "О чем этот рассказ?" и затем следует предложение пересказать текст. Пересказы детей фиксируются дословно. Критерии для анализа пересказов детей 1. Понимание темы рассказа. 2. Объем пересказа (через подсчет предложений и слов). 3. Структурная соотнесенность.. 4. Полнота раскрытия каждой структурной части. ЗАДАНИЕ 3 Цель: Выявить понимание нарушения целостности структуры текста при опускании начала и умение придумывать содержание начала. Методика выполнения Каждому ребенку читается рассказ, например, "Про снежный колобок" Н. Калининой, в котором опускается начало. (Можно дать любой другой рассказ, но в котором очень отчетливо представлена взаимосвязь начала с другими структурными частями, от понимания начала зависит понимание развертывания события, факта). После чтения перед детьми ставится вопрос 1): "Все ли было
- 90 - понято в рассказе?". Если ребенок не замечает нарушения целостности рассказа, то можно предложить следующие вопросы: 2) "Какой части в рассказе не хватает?", 3) "0 чем может говориться в начале рассказа?".Если ребенок замечает отсутствие начала и предлагает свой вариант, это будет свидетельствовать о высоком понимании не только структуры текста, но и об осознанности, т. к. ребенок на основе анализа содержания текста не только определил недостающую часть, но и наполнил ее содержанием. Это будет свидетельствовать о высоком уровне. Ответы детей, которые справляются с заданием после 2 и 3 вопросов, можно отнести к среднему уровню. К низкому уровню следует отнести детей, которые не справились с заданием.
Таблица 4 Количество детей II III
ЗАДАНИЕ 4 Цель: Выяснить особенности понимания и осознания детьми значения середины рассказа (главной его части, где развертывается основная мысль). Методика выполнения Читается рассказ, в котором опускается основная часть, читаются только начало и конец. После чтения задаются вопросы аналогичные предыдущему заданию:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|