Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методики выявления уровня развития связной речи




Младших дошкольников.

 

Связная речь младших дошкольников имеет свои особенности. Она ситуативна, высказывание предварительно не планируется, а строится по ходу речи. Характер высказываний, их полнота, связ­ность и грамотность зависит от условий общения (А. М. Леушина, И. И. Лисина, А. Г. Рузская и др.) К таким условиям авторы относят характер общения, содержание речи, индивидуальные особенности ребенка.

Для выявления уровня развития связной речи в младшем дош­кольном возрасте необходимо учитывать эти условия, а именно -обследование должно проводиться человеком, который хорошо знаком ребенку, в непринужденной обстановке, для обследования следует использовать разнообразный материал (картинки, игрушки, личный опыт ребенка), высказывания ребенка должны включаться в дея­тельность с предлагаемым материалом, обязательна мотивация этой деятельности.

Связная речь характеризуется наличием смысловых связей между структурными элементами, которые выражаются синтаксически и лек­сически, поэтому именно этот критерий является основным при оценке детских высказываний. При этом важно учитывать приоритет­ные линии развития разных сторон речи младших дошкольников. Не отрицая важного влияния работы по воспитанию правильного звукопроиэношения у малышей для их умственного и речевого развития, необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интона­ционного чутья, дикции*, темпа речи, поскольку в этих умениях за­ложено наиболее важное условие становления связной речи. Работа над интонационной выразительностью речи поможет избежать таких недостатков связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, так как от звукового оформления речи зависит эмо­циональность и выразительность высказывания.

В решении задач формирования словаря на первое место выдви­гается работа над смысловой стороной слова, так как понимание детьми значений слова и его оттенков является предпосылкой пол­ноценного речевого общения. Не умаляя значения работы над расши­рением словарного запаса, которая происходит, в основном, при

- 82 -

ознакомлении ребенка с окружающим миром, подчеркнем важность ка­чественной работы над словом при создании самостоятельного выс­казывания.

Именно работа над смысловой стороной слова развивает такие качества речи как правильность, точность, выразительность, со­действует формированию умений свободно выбирать языковые средс­тва, которые наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно от­ражают замысел говорящего.

Работу над грамматической формой слова и предложения, т. е. формирование грамматического строя речи рассматривается в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся согласовывать существи­тельные и прилагательные в роде, числе, падеже. В дальнейшем это должно привести к правильному употреблению этих форм в связном высказывании.

Для создания самостоятельного высказывания особое значение приобретает работа над синтаксисом. Здесь на первый план высту­пает задача обучения правильному построению разных типов предло­жений, а также способам создания разных типов текстов (описа­тельных и повествовательных)., в которых соблюдается общая струк­тура, используются разнообразные средства связей между отдельны­ми предложениями и между частями высказывания.

Для выявления умений создавать высказывания разных видов де­тям предлагается: игрушка (задание А); набор игрушек, связанных одним сюжетом или одну сюжетную игрушку - мишка с букетом цве­тов, зайка с барабаном и пр, (задание Б); предметная картинка (задание Э); сюжетная картинка (задание Г); тема для рассказыва­ния из опыта (задание Д). Необязательно все задания предлагать вместе. Обследование должно проводиться в течение нескольких совместных игр взрослого с ребенком.

Задание рассказать обязательно мотивируется, например, "Кук­ла Таня огорчена, кто-то назвал ее некрасивой, но ведь это не так. Давай ее успокоим, расскажем, какая она замечательная"; или: "Мишутка собирался в гости, но зеркала у него нет, он очень переживает, хорошо ли он выглядит. Давай ему расскажем". Такая мотивация побуждает к описанию объекта, поэтому используется при предъявлении единичных объектов, в заданиях А и В.

 

- 83 -

При предъявлении сюжетных игрушек и сюжетных картинок (зада­ния Б и Г) взрослый просит ребенка рассказать о том, что случи­лось с героем маме-зайчихе или доктору Айболиту (в зависимости от характера сюжета),

Умение рассказывать о себе (задание Д) фиксируется в сов­местных беседах взрослого с ребенком, причем не обязательно за­давать вопросы о том, где был ребенок, что он делал, кого видел, что у него дома есть. Лучше взрослому рассказать о себе - своей собаке, попугае, приключении в выходной день, о своем путешест­вии за город. Это вызовет у ребенка желание говорить о себе, причем инициатива рассказывания будет принадлежать самому ребен­ку.

В силу преимущественного развития диалогической речи у детей этого возраста построить целостное высказывание самостоятельно трехлеткам еще трудно. Поэтому взрослый должен помогать ребенку. При этом лучше использовать не вопросы, а подсказ слова-связки между частями высказывания.

Задание I (А).

Ребенку показывают игрушку (котёнка) и предлагают расска­зать.

Задание дается в игровой ситуации, котенок спрятался, его нужно найти, а затем рассказать про него. Взрослый предлагает: "Давай расскажем вместе" и начинает фразу, а ребенок ее заканчи­вает: "ЭТО... Он... У котенка... Котенок умеет... Он любит... ".

Методика совместного рассказывания позволяет выявить, ориен­тируется ли ребенок на средства выражения логических связей меж­ду предложениями.

Характеристика ответов:

1) ребенок заканчивает все предложения, интонационно завер­шая высказывание;

2) заканчивает лишь 2 предложения;

3) говорит, не обращая внимания на связи.

Вначале при характеристике ответов даются высказывания высо­кого уровня, затем - среднего уровня и ниже среднего.

Аналогично проводится задание 2(Б).

Здесь даются две игрушки.(котенок и щенок) и выявляется уме­ние строить сюжетный рассказ (повествование). Схема, предложен-

 

- 84 -

ная взрослым, уже другая: "Встретились..., стали... Вдруг... И тогда". Такая помощь позволяет определить, понимают ли дети смысловые связи в тексте, правильно ли отбирают языковые средс­тва для их выражения.

Высказывания детей позволяют сделать вывод об особенностях их звукопроизношения, лексики и грамматического строя. Остано­вимся на критериях, характеризующих связность речи: соответствие высказывания теме, структура высказывания (наличие начала, сере­дины, конца), раскрытие микротем (в описаниях), последователь­ность изложения (в повествованиях). Оценивается также степень самостоятельности ребенка при рассказывании (самостоятельно, с помощью взрослого, невыполнение).

В соответствии с данными критериями выделяются уровни разви­тия связной речи детей.

I уровень - высокий.

Детские тексты структурно оформлены. Описания достаточно подробны, выделенные признаки объекта характеризуются, использу­ются элементарные средства выразительности (сравнения, определе­ния). Предложения между собой связываются при помощи разнообраз­ных средств (местоимений, лексического повтора, синонимической замены).

Повествования имеют четкую логику и последовательность, со­держат элементы описания, прямую речь.

II уровень - достаточный.

Описания состоят из двух частей (возможно отсутствие начала или конца). В основной части микротемы раскрываются частично. Между предложениями преобладает цепная связь, выраженная с по­мощью элементарных средств (местоимения, лексический повтор).

В повествованиях также допускается пропуск одной структурной части при обязательном наличии основной. В основной части дейс­твия развиваются в целом последовательно, текстовая связность присутствует.

III уровень - средний.

Описания характеризуются композиционной незавершенностью. Микротемы выделяются, но лишь некоторые из них частично раскры­ваются. Используются цепная и формально-сочинительная связи, при доминировании формальной.

 

- 85 -

Повествования не имеют четкой структуры. Нарушается последовательность действий в основной части. Наряду с цепной местои­менной связью используется и формально-присоединительная связь IV уровень - низкий.

Описания и повествования состоят из перечисления отдельных частей объекта или предметов, изображенных на картинках, нес­кольких действий. Связи преимущественно формальные.

Данное обследование ярко выявляет индивидуальные различия в развитии связной речи младших дошкольников.

Таким образом, эти данные свидетельствуют о преобладании к началу четвертого года жизни ситуативной речи. Это выражается в том, что высказывания детей композиционно не завершены, в текстах выделяются в среднем три микротемы, которые, как правило, не раскрываются или раскрываются частично, в большинстве случаев они даже не связаны друг с другом. Это приводит к тому, что пос­ледовательность их постоянно нарушается. Между предложениями преобладает, как отмечалось выше,.формально-сочинительная связь. в качестве связок дети часто используют союзы, местоимения, на­речия. Это приводит к выводу о необходимости использования меха­низмов развития диалогической речи для формирования разных видов монологической речи.

 

- 86 -

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...