Методики выявления уровня развития связной речи
Младших дошкольников.
Связная речь младших дошкольников имеет свои особенности. Она ситуативна, высказывание предварительно не планируется, а строится по ходу речи. Характер высказываний, их полнота, связность и грамотность зависит от условий общения (А. М. Леушина, И. И. Лисина, А. Г. Рузская и др.) К таким условиям авторы относят характер общения, содержание речи, индивидуальные особенности ребенка. Для выявления уровня развития связной речи в младшем дошкольном возрасте необходимо учитывать эти условия, а именно -обследование должно проводиться человеком, который хорошо знаком ребенку, в непринужденной обстановке, для обследования следует использовать разнообразный материал (картинки, игрушки, личный опыт ребенка), высказывания ребенка должны включаться в деятельность с предлагаемым материалом, обязательна мотивация этой деятельности. Связная речь характеризуется наличием смысловых связей между структурными элементами, которые выражаются синтаксически и лексически, поэтому именно этот критерий является основным при оценке детских высказываний. При этом важно учитывать приоритетные линии развития разных сторон речи младших дошкольников. Не отрицая важного влияния работы по воспитанию правильного звукопроиэношения у малышей для их умственного и речевого развития, необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, дикции*, темпа речи, поскольку в этих умениях заложено наиболее важное условие становления связной речи. Работа над интонационной выразительностью речи поможет избежать таких недостатков связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, так как от звукового оформления речи зависит эмоциональность и выразительность высказывания.
В решении задач формирования словаря на первое место выдвигается работа над смысловой стороной слова, так как понимание детьми значений слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения. Не умаляя значения работы над расширением словарного запаса, которая происходит, в основном, при - 82 - ознакомлении ребенка с окружающим миром, подчеркнем важность качественной работы над словом при создании самостоятельного высказывания. Именно работа над смысловой стороной слова развивает такие качества речи как правильность, точность, выразительность, содействует формированию умений свободно выбирать языковые средства, которые наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно отражают замысел говорящего. Работу над грамматической формой слова и предложения, т. е. формирование грамматического строя речи рассматривается в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. В дальнейшем это должно привести к правильному употреблению этих форм в связном высказывании. Для создания самостоятельного высказывания особое значение приобретает работа над синтаксисом. Здесь на первый план выступает задача обучения правильному построению разных типов предложений, а также способам создания разных типов текстов (описательных и повествовательных)., в которых соблюдается общая структура, используются разнообразные средства связей между отдельными предложениями и между частями высказывания. Для выявления умений создавать высказывания разных видов детям предлагается: игрушка (задание А); набор игрушек, связанных одним сюжетом или одну сюжетную игрушку - мишка с букетом цветов, зайка с барабаном и пр, (задание Б); предметная картинка (задание Э); сюжетная картинка (задание Г); тема для рассказывания из опыта (задание Д). Необязательно все задания предлагать вместе. Обследование должно проводиться в течение нескольких совместных игр взрослого с ребенком.
Задание рассказать обязательно мотивируется, например, "Кукла Таня огорчена, кто-то назвал ее некрасивой, но ведь это не так. Давай ее успокоим, расскажем, какая она замечательная"; или: "Мишутка собирался в гости, но зеркала у него нет, он очень переживает, хорошо ли он выглядит. Давай ему расскажем". Такая мотивация побуждает к описанию объекта, поэтому используется при предъявлении единичных объектов, в заданиях А и В.
- 83 - При предъявлении сюжетных игрушек и сюжетных картинок (задания Б и Г) взрослый просит ребенка рассказать о том, что случилось с героем маме-зайчихе или доктору Айболиту (в зависимости от характера сюжета), Умение рассказывать о себе (задание Д) фиксируется в совместных беседах взрослого с ребенком, причем не обязательно задавать вопросы о том, где был ребенок, что он делал, кого видел, что у него дома есть. Лучше взрослому рассказать о себе - своей собаке, попугае, приключении в выходной день, о своем путешествии за город. Это вызовет у ребенка желание говорить о себе, причем инициатива рассказывания будет принадлежать самому ребенку. В силу преимущественного развития диалогической речи у детей этого возраста построить целостное высказывание самостоятельно трехлеткам еще трудно. Поэтому взрослый должен помогать ребенку. При этом лучше использовать не вопросы, а подсказ слова-связки между частями высказывания. Задание I (А). Ребенку показывают игрушку (котёнка) и предлагают рассказать. Задание дается в игровой ситуации, котенок спрятался, его нужно найти, а затем рассказать про него. Взрослый предлагает: "Давай расскажем вместе" и начинает фразу, а ребенок ее заканчивает: "ЭТО... Он... У котенка... Котенок умеет... Он любит... ". Методика совместного рассказывания позволяет выявить, ориентируется ли ребенок на средства выражения логических связей между предложениями. Характеристика ответов:
1) ребенок заканчивает все предложения, интонационно завершая высказывание; 2) заканчивает лишь 2 предложения; 3) говорит, не обращая внимания на связи. Вначале при характеристике ответов даются высказывания высокого уровня, затем - среднего уровня и ниже среднего. Аналогично проводится задание 2(Б). Здесь даются две игрушки.(котенок и щенок) и выявляется умение строить сюжетный рассказ (повествование). Схема, предложен-
- 84 - ная взрослым, уже другая: "Встретились..., стали... Вдруг... И тогда". Такая помощь позволяет определить, понимают ли дети смысловые связи в тексте, правильно ли отбирают языковые средства для их выражения. Высказывания детей позволяют сделать вывод об особенностях их звукопроизношения, лексики и грамматического строя. Остановимся на критериях, характеризующих связность речи: соответствие высказывания теме, структура высказывания (наличие начала, середины, конца), раскрытие микротем (в описаниях), последовательность изложения (в повествованиях). Оценивается также степень самостоятельности ребенка при рассказывании (самостоятельно, с помощью взрослого, невыполнение). В соответствии с данными критериями выделяются уровни развития связной речи детей. I уровень - высокий. Детские тексты структурно оформлены. Описания достаточно подробны, выделенные признаки объекта характеризуются, используются элементарные средства выразительности (сравнения, определения). Предложения между собой связываются при помощи разнообразных средств (местоимений, лексического повтора, синонимической замены). Повествования имеют четкую логику и последовательность, содержат элементы описания, прямую речь. II уровень - достаточный. Описания состоят из двух частей (возможно отсутствие начала или конца). В основной части микротемы раскрываются частично. Между предложениями преобладает цепная связь, выраженная с помощью элементарных средств (местоимения, лексический повтор). В повествованиях также допускается пропуск одной структурной части при обязательном наличии основной. В основной части действия развиваются в целом последовательно, текстовая связность присутствует.
III уровень - средний. Описания характеризуются композиционной незавершенностью. Микротемы выделяются, но лишь некоторые из них частично раскрываются. Используются цепная и формально-сочинительная связи, при доминировании формальной.
- 85 - Повествования не имеют четкой структуры. Нарушается последовательность действий в основной части. Наряду с цепной местоименной связью используется и формально-присоединительная связь IV уровень - низкий. Описания и повествования состоят из перечисления отдельных частей объекта или предметов, изображенных на картинках, нескольких действий. Связи преимущественно формальные. Данное обследование ярко выявляет индивидуальные различия в развитии связной речи младших дошкольников. Таким образом, эти данные свидетельствуют о преобладании к началу четвертого года жизни ситуативной речи. Это выражается в том, что высказывания детей композиционно не завершены, в текстах выделяются в среднем три микротемы, которые, как правило, не раскрываются или раскрываются частично, в большинстве случаев они даже не связаны друг с другом. Это приводит к тому, что последовательность их постоянно нарушается. Между предложениями преобладает, как отмечалось выше,.формально-сочинительная связь. в качестве связок дети часто используют союзы, местоимения, наречия. Это приводит к выводу о необходимости использования механизмов развития диалогической речи для формирования разных видов монологической речи.
- 86 -
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|