Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По смыслу сочетать его с другими словами.




Задания на оценку семантической сочетаемости, на составление предложений с многозначными словами, на подбор слова к ситуации способствуют не только уточнению понимания значения слова, но и формируют способность подбора слова и точность употребления, что в целом должно обеспечивать полноценное построение связного выс­казывания.

В связной речи семантика отдельного слова вступает во взаи­модействие с семантической структурой всего высказывания. Одной из характеристик слова является его способность сочетаться в ре­чи с другими словами и формами, которые существуют в данном язы­ке.

Для построения связного монологического высказывания большое значение имеет произвольность, преднамеренность использования средств языка, умение избирательно пользоваться языковыми средс­твами, употреблять слова, словосочетания, синтаксические конс­трукции, которые служат наиболее точной передаче замысла говоря­щего.

Задания на выбор слова, на подбор синонимов и антонимов не только способствует пониманию смысла слова, но и формируют спо­собность отбора слов.

Приведем примеры выполнения заданий и их оценку.. В данной методике не дается количественное обозначение выполнения зада­ний, а дается общая ка ч е ственная характеристика ответов детей. При этом сначала приводятся примеры правильных ответов (высокий уровень), затем ответы среднего уровня и, наконец, даются приме­ры ответов, отнесенные к третьему (ниже среднего) уровню. Характеристика ответов

Задание 1. Составление предложений с многозначными словаки.

Ребенку называют многозначные слова (по 2 на каждую часть речи - существительные, прилагательные, глаголы): игла, ручка; легкой, холодный; падать, бежать - и предлагают составить с ними предложение.

Это задание выявляет и умение детей употреблять слова, стро­ить словосочетания и предложения с заданным словом по законам грамматики (согласование в роде, падеже). Соединяя слова в пред­ложения, дети тем самым показывают, осмысленно, ли они употребля­ют слова.

 

- 63 -

Характеристика ответов:

1) ребенок составляет предложение из. 3-х (или более) слов ("Упал с дерева легкий листик", "Ручкой, открывают дверь").

2). Составляется словосочетание' из двух слов ("Ручкой пи­шут", "Легкий пух").

Повторяется предъявляемое слово.

Задание 2. Составление предложений со словами синонимическо­го ряда.

Ребенку называют слова синонимического ряда:

большой - огромный - громадный;

смелый - храбрый - отважный;

Тайна - секрет - загадка.

Составляя предложение, дети в своих ответах показывают, ори­ентируются ли они на смысловые различия слов.

Характеристика ответов:

1) Дети правильно составляют предложения, демонстрируя пони­мание смысловых различий слов синонимического ряда ("У нас есть большая собака, можно даже сказать огромная. А вот громадная -про нее так не скажешь").

2. Составляют двухсловные предложения или словосочетания ("Смелый моряк", "храбрый солдат").

3) Составляют словосочетание с одним и тем же словом: боль­шой дом, огромный дом.

Задание 3. Подбор синонимов к словосочетаниям

- свежий хлеб (мягкий); идет человек (шагает);

- свежая газета (новая); идет весна (наступает);

- свежая рубашка (чистая); идет снег (падает).

Вопрос: какое слово повторяется, как сказать по-другому? Характеристика ответов:

1) Правильный подбор синонимов ("свежий* хлеб" - мягкий). Ре­бенок называет слова, представленные выше.

2) Объяснение смысла словосочетания в целом ("его только что испекли"; "ее (газету) только купили").

3) Замена существительного ("идет весна" - "идет гроза"; "идет снег" - "идет метель").

Выполнение этого задания показывает, какие значения слов уже усвоены детьми. Подбирая синоним, ребенок тем самым объясняет разные значения многозначного слова. Это задание подводит детей

- 64 -

К осознанию того, что у слова может быть не одно, а несколько

Значений.

Для подбора синонимов можно давать и следующие словосочетания: Река бежит. Человек молчит. Чистая вода. Мальчик бежит. Лес молчит. Чистая посуда.

Предлагается сказать по-другому. Задание 4. Подбор антонимов 1)К изолированным словам разных частей речи: существительным,

прилагательным, глаголам, наречиям:

Толстый Вверх Поднимать

Светлый направо строить

Быстрый много спешить

Глубокий быстро смеяться

Длинный громко говорить

2)К словосочетаниям:

- свежая газета (старая)

- свежий хлеб (черствый)

- свежий ветер (теплый)

- свежая рубашка (грязная) Характеристика ответов:

1) Ребенок дает правильные ответы по смыслу и грамматической форме (длинный - короткий; высоко - низко),

Правильный подбор антонимов, но в другой грамматической форме (плакать -смех, высоко - низ).

3) Ответы с частицей "не" (высоко - невысоко, длинный - не длинный, много - немного).

Подобные ответы (слова с частицей "не", их называют "прими­тивные антонимы") могут свидетельствовать о трудностях отбора слов из имеющихся в словаре ребенка, или об отсутствии нужного слова. Особенно много ответов с частицей "не" приходится на гла­голы.

Задание 5. Речевые ситуации

Ребенку рассказывается веселая история про зайчика: "Собрал­ся зайчонок в цирк. Настроение у него прекрасное! Он такой весе­лый! А как по-другому можно сказать, какой зайчик? Подбери к слову "веселый" слова, близкие по смыслу (радостный, бодрый, шустрый, оживленный). А если зайчик был веселый, то он домой не шел, а... (скакал, прыгал, мчался, несся). Бельчонка в цирк не

 

- 65 -

взяли, поэтому он был совсем не такой, как зайчик. К слову "весе­лый' подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печаль­ный, огорченный). И он домой не шел, а... (плелся, тащился, брел).

Характеристика ответов.

1) Дети подбирают по два-три слова разных частей речи (при­лагательные; и глагол*./)'- слова даны в скобках.

Наэывают по одному слову (радостный, бежал, грустный).

3) Называют слова с отрицанием "не" (невеселый, медленно шел).

В целом выполнение этого задания показывает наличие у ребен­ка умения сознательного отбора языковых средств.

Задание 6. Оценка словосочетаний и предложений по смыслу.

Вопросы: Можно ли так сказать? Как сказать правильно? Можешь ли сказать точнее?

Для этого предлагаются:

Правильные и неправильные словосочетания легкий ветер легкий чемодан трудный ветер трудный чемодан тяжелый ветер тяжелый чемодан

2) Собственно детские высказывания типа:

- Папа иди шепотом;

- Цветочки завяли, а когда они отвянут?

- Мамочка я тебя громко-громко люблю и т. п. Характеристика ответов:

1) Ребенок замечает неточности ("так не говорят", "непра­вильно").

2) Дает свои варианты, исправляет ("Папа, иди шепотом" "Иди тихо", "Тихонько", "Молча").

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...