По смыслу сочетать его с другими словами.
Задания на оценку семантической сочетаемости, на составление предложений с многозначными словами, на подбор слова к ситуации способствуют не только уточнению понимания значения слова, но и формируют способность подбора слова и точность употребления, что в целом должно обеспечивать полноценное построение связного высказывания. В связной речи семантика отдельного слова вступает во взаимодействие с семантической структурой всего высказывания. Одной из характеристик слова является его способность сочетаться в речи с другими словами и формами, которые существуют в данном языке. Для построения связного монологического высказывания большое значение имеет произвольность, преднамеренность использования средств языка, умение избирательно пользоваться языковыми средствами, употреблять слова, словосочетания, синтаксические конструкции, которые служат наиболее точной передаче замысла говорящего. Задания на выбор слова, на подбор синонимов и антонимов не только способствует пониманию смысла слова, но и формируют способность отбора слов. Приведем примеры выполнения заданий и их оценку.. В данной методике не дается количественное обозначение выполнения заданий, а дается общая ка ч е ственная характеристика ответов детей. При этом сначала приводятся примеры правильных ответов (высокий уровень), затем ответы среднего уровня и, наконец, даются примеры ответов, отнесенные к третьему (ниже среднего) уровню. Характеристика ответов Задание 1. Составление предложений с многозначными словаки. Ребенку называют многозначные слова (по 2 на каждую часть речи - существительные, прилагательные, глаголы): игла, ручка; легкой, холодный; падать, бежать - и предлагают составить с ними предложение.
Это задание выявляет и умение детей употреблять слова, строить словосочетания и предложения с заданным словом по законам грамматики (согласование в роде, падеже). Соединяя слова в предложения, дети тем самым показывают, осмысленно, ли они употребляют слова.
- 63 - Характеристика ответов: 1) ребенок составляет предложение из. 3-х (или более) слов ("Упал с дерева легкий листик", "Ручкой, открывают дверь"). 2). Составляется словосочетание' из двух слов ("Ручкой пишут", "Легкий пух"). Повторяется предъявляемое слово. Задание 2. Составление предложений со словами синонимического ряда. Ребенку называют слова синонимического ряда: большой - огромный - громадный; смелый - храбрый - отважный; Тайна - секрет - загадка. Составляя предложение, дети в своих ответах показывают, ориентируются ли они на смысловые различия слов. Характеристика ответов: 1) Дети правильно составляют предложения, демонстрируя понимание смысловых различий слов синонимического ряда ("У нас есть большая собака, можно даже сказать огромная. А вот громадная -про нее так не скажешь"). 2. Составляют двухсловные предложения или словосочетания ("Смелый моряк", "храбрый солдат"). 3) Составляют словосочетание с одним и тем же словом: большой дом, огромный дом. Задание 3. Подбор синонимов к словосочетаниям - свежий хлеб (мягкий); идет человек (шагает); - свежая газета (новая); идет весна (наступает); - свежая рубашка (чистая); идет снег (падает). Вопрос: какое слово повторяется, как сказать по-другому? Характеристика ответов: 1) Правильный подбор синонимов ("свежий* хлеб" - мягкий). Ребенок называет слова, представленные выше. 2) Объяснение смысла словосочетания в целом ("его только что испекли"; "ее (газету) только купили").
3) Замена существительного ("идет весна" - "идет гроза"; "идет снег" - "идет метель"). Выполнение этого задания показывает, какие значения слов уже усвоены детьми. Подбирая синоним, ребенок тем самым объясняет разные значения многозначного слова. Это задание подводит детей - 64 - К осознанию того, что у слова может быть не одно, а несколько Значений. Для подбора синонимов можно давать и следующие словосочетания: Река бежит. Человек молчит. Чистая вода. Мальчик бежит. Лес молчит. Чистая посуда. Предлагается сказать по-другому. Задание 4. Подбор антонимов 1)К изолированным словам разных частей речи: существительным, прилагательным, глаголам, наречиям: Толстый Вверх Поднимать Светлый направо строить Быстрый много спешить Глубокий быстро смеяться Длинный громко говорить 2)К словосочетаниям: - свежая газета (старая) - свежий хлеб (черствый) - свежий ветер (теплый) - свежая рубашка (грязная) Характеристика ответов: 1) Ребенок дает правильные ответы по смыслу и грамматической форме (длинный - короткий; высоко - низко), Правильный подбор антонимов, но в другой грамматической форме (плакать -смех, высоко - низ). 3) Ответы с частицей "не" (высоко - невысоко, длинный - не длинный, много - немного). Подобные ответы (слова с частицей "не", их называют "примитивные антонимы") могут свидетельствовать о трудностях отбора слов из имеющихся в словаре ребенка, или об отсутствии нужного слова. Особенно много ответов с частицей "не" приходится на глаголы. Задание 5. Речевые ситуации Ребенку рассказывается веселая история про зайчика: "Собрался зайчонок в цирк. Настроение у него прекрасное! Он такой веселый! А как по-другому можно сказать, какой зайчик? Подбери к слову "веселый" слова, близкие по смыслу (радостный, бодрый, шустрый, оживленный). А если зайчик был веселый, то он домой не шел, а... (скакал, прыгал, мчался, несся). Бельчонка в цирк не
- 65 - взяли, поэтому он был совсем не такой, как зайчик. К слову "веселый' подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, огорченный). И он домой не шел, а... (плелся, тащился, брел).
Характеристика ответов. 1) Дети подбирают по два-три слова разных частей речи (прилагательные; и глагол*./)'- слова даны в скобках. Наэывают по одному слову (радостный, бежал, грустный). 3) Называют слова с отрицанием "не" (невеселый, медленно шел). В целом выполнение этого задания показывает наличие у ребенка умения сознательного отбора языковых средств. Задание 6. Оценка словосочетаний и предложений по смыслу. Вопросы: Можно ли так сказать? Как сказать правильно? Можешь ли сказать точнее? Для этого предлагаются: Правильные и неправильные словосочетания легкий ветер легкий чемодан трудный ветер трудный чемодан тяжелый ветер тяжелый чемодан 2) Собственно детские высказывания типа: - Папа иди шепотом; - Цветочки завяли, а когда они отвянут? - Мамочка я тебя громко-громко люблю и т. п. Характеристика ответов: 1) Ребенок замечает неточности ("так не говорят", "неправильно"). 2) Дает свои варианты, исправляет ("Папа, иди шепотом" "Иди тихо", "Тихонько", "Молча").
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|