Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель.: Выявить умение предвосхищать изображенное на картинках,




составлять рассказ по всем картинкам.

Методика выполнения;

Предъявляются 3 картинки, первая из которых закрыта, 2 и 3 открыты. Предлагается рассмотреть 2-ю, придумать начало, затем целиком весь рассказ, дать ему название.

При анализе обращается внимание на адекватность словесного "рисования"(придумывание начала), далее идет оценка по всем па­раметрам,

ЗАДАНИЕ 3

Цель: выявить умения связного построения рассказа при задан­ном начале (1-я картинка) и конце (4-я картинка).

Методика выполнения

Детям предлагается 4 картинки. 1 и 4 картинки открыты, 2 и Э - закрыты. Ребенок должен представить, что могло быть изображено на закрытых картинках. Рассказ записывается, затем открываются все картинки, снова составляется рассказ и дается ему название.

ЗАДАНИЕ 4

Цель: определить умение завершить рассказ по серии сюжетных

Картинок.

Методика выполнения

- 98 -

Детям предлагается серия из 5 картинок, четыре картинки' отк­рыты., 5-я закрыта. Ребенку предлагается рассмотреть картинки, "нарисовать" недостающую часть, затем картинка открывается, сос­тавляется полностью весь рассказ, дается название.

Анализ проводится по тем же параметрам.

Можно предложить также рассказывание с использованием серий собственных рисунков, которое выявляет умение построения связно­го повествовательного высказывания.

Задание дается всем детям сразу на занятии со следующей ус­тановкой: Дети, сегодня вы будете художниками, а затем писателя­ми. У вас на столах четыре небольших листочка, на которых нужно нарисовать рассказ, а затем рассказа его так, чтобы было понятно и интересно.

Рисунки выполняются на занятии, а рассказывают дети индиви­дуально в отдельной комнате. При анализе результатов отмечается, как дети приняли задание и придумали связное высказывание, представив его в рисунках (кадрах), самостоятельность содержа­ния, умение дать рассказу название.

Необходимо использовать следующие критерии оценки рассказа: законченность, краткость, выразительность, самостоятельность придумывания сюжета, определение названия; фиксируется умение придумывать рассказ, представить его в виде рисунков и затем по нарисованному рассказать, не нарушая последовательность изложе­ния.

При анализе результатов можно выделить три уровня.

1. Высокий: богатство содержания, соответствие названия со­держанию, композиция (четко выраженные структурные части), выра­зительность речи, наличие типов связи между предложениями и внутри их, грамматическая правильность речи, разнообразие лекси­ческих средств.

2. Хороший: содержание, соответствие названия содержанию, некоторые средства выразительности, наличие некоторых типов свя­зи, грамматическая правильность, словарь,

3. Средний: содержание, название рассказа, отсутствие типов связей или их незначительное проявления, грамматическая правиль­ность речи, словарь.

Полученные данные помогут педагогу спланировать работу по связной речи с группой в целом и с каждым ребенком.

 

- 99 -

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совер­шенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Под культу­рой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно.

Литературный язык требует к себе постоянного, бережного от­ношения. Насыщение речи штампами и казенными словами ведет к грамматической неупорядоченности, потере индивидуальности, эмо­циональности, непосредственности.

Накопленная веками сокровищница народного языка богата мет­кими изречениями, образными словами и словосочетаниями, послови­цами, поговорками, фразеологизмами. Обогащенная этими языковыми средствами речь любого человека становится выразительной, яркой, живой.

Однако добиться этого можно только при условии, если воспи­тывать интерес к языковому богатству, развивать умение использо­вать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни.

Как известно, становление и развитие речи (словаря, грамма­тического строя, звуковой и интонационной стороны) происходит в период дошкольного детства. Эти достижения з речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формирова­нии фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи как правильность, точность, выразительность.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народ­ного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки).

Исследования психологов и педагогов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольни­ков, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании

 

- 100 -

содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности.

В то же время ученые отмечают существующее несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литератур­ных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных сочинениях.

Поиск путей формирования образности связной речи дошкольни­ков на основе использования разных жанров литературы, устного народного творчества, фразеологизмов составил основную цель на­шего исследования.

Использование некоторых образных средств в речи дошкольни­ков, случаи включения их в самостоятельное связное высказывание свидетельствуют о необходимости формирования у детей представле­ний о средствах выразительности и целесообразности их применения в художественном тексте.

Среди выразительных средств языка определенное месте занима­ют фразеологизмы, в самом значении которых заложены предпосылки образности и эмоциональности. Они придают высказыванию неповто­римое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть исполь­зованы для развития образной речи дошкольников.

Своей образной сущностью, иносказательностью фразеологизмы сближаются с пословицами и поговорками, художественная сила ко­торых заключается в их смысловой, композиционной, интонацион­но-синтаксической, звуковой и ритмической организованности. Поэ­тический язык пословиц и поговорок прост, точен, выразителен, насыщен синонимами, антонимами, сравнениями, в основе многих пословиц лежит метафора. Все это делает их ценнейшим языковым материалом, и этим был определен наш выбор в поиске средств фор­мирования образности речи дошкольников.

Выявление уровня образности речи детей в самостоятельных связных высказываниях, особенности восприятия литературных про­изведений, в том числе малых фольклорных форм (пословиц, погово­рок, фразеологизмов, загадок) можно проводить в виде индивиду­альных бесед с каждым ребенком с помощью пяти серий заданий.

1 серия заданий выявляет умение детей придумывать самостоя­тельно рассказ или сказку, используя выразительные средства. Проверяется, может ли ребенок логически последовательно разви­вать сюжет, в соответствии с темой, которую он сам выбрал, какие

 

- 101 -

средства выразительности он будет использовать в своем сочинении. После вводной беседы о любимых книгах ребенку предлагается придумать рассказ, сказку; дать название высказыванию, опреде­лить жанр и объяснить свой выбор.

Оцениваются представления детей о жанре (сказка, рассказ, стихотворение), умение выбрать тему, развернуть сюжет в логичес­кой последовательности; оценку получает также соблюдение компо­зиции (наличие начала, середины, конца) и использование средств художественной выразительности - лексических, синтаксических, стилистических.

Для значительной части детских сочинений характерно- наруше­ние логической последовательности, композиции текста, несоот­ветствия содержания теме.

В процессе анализа творческих рассказов выявляется некоторая зависимость между уровнем связности как качественной характерис­тики текста и уровнем образности.

В своих связных высказываниях дети используют разнообразные средства образности: синтаксические (назывные и бессоюзные пред­ложения, инверсию, прямую речь, уточнения, повторы), лексические (эпитеты, определения, эмоционально-оценочную лексику). Метафоры и сравнения не только в рассказах, но и в сказках детей встреча­ются в единичных случаях. Вместе с тем наблюдаются факты, свиде­тельствующие о влиянии языка художественных текстов на детские сочинения: дети используют специфические сказочные обороты, вы­ражения.

Анализ детских сочинений с точки зрения образности показыва­ет существование связи между уровнем художественного восприятия литературных произведений и уровнем выразительности творческих рассказов детей.

II серия заданий направлена на выявление особенностей восп­риятия детьми литературных произведений разных жанров.

Детям предлагаются литературные произведения разных жанров: стихотворения А. Балонского "В лесу" и И. Бунина "Листопад" (отры­вок), рассказ М.Пришвина "Полянка в лесу" (отрывок), сказка "Три поросенка" в обработке С. В. Михалкова. Могут быть и другие произ­ведения, но основным критерием выбора должна быть высокая сте­пень образности, насыщенность средствами художественной вырази­тельности. Задаются вопросы: Что тебе прочитали? Почему ты дума-

 

- 102 -

ешь, что это сказка? (рассказ, стихотворение). 0 чем говорится в...? Как автор называет...

Оценивается умение различать жанр, понимать его специфичес­кие особенности, определять тему и основное содержание произве­дения.

Анализ ответов детей показывает, что у них не сформированы четкие представления о жанровых особенностях литературных произ­ведений. Наиболее близким и понятным детям жанром является сказ­ка. Легче других средств выразительности для детей является вы­деление и воспроизведение эпитетов. Восприятие и выделение в тексте сравнений вызывает у детей значительные затруднения. Од­нако понимание метафоры - это самое трудное задание. Другие средства художественной выразительности (метонимии, олицетворе­ние, гипербола) замечаются детьми в редких случаях.

III серия заданий определяет понимание детьми значения фра­зеологизмов "как в воду опущенный", "дать слово", "заячья душа", "надуть губы", "сломя голову", "в поте лица", "прибавить хо­ду". Сначала каждое выражение дается ребенку в изолированном ви­де, выясняется, как он его понимает, затем этот же фразеологизм предлагается детям в контексте. Глубину понимания ребенком фра­зеологизмов можно проверить через задание: "Придумай предложение или рассказ, в котором кто-то мог бы так сказать".

Фиксируются и оцениваются правильные, буквальные, отрица­тельные ответы, точность словоупотребления, умение придумывать предложения с заданным выражением.

Анализ особенностей понимания значения фразеологизмов пока­зывает, что значительная часть детей испытывает трудности в восприятии и понимании образного содержания фразеологизмов. Вместе с тем результаты обследования показывают возможность обу­чения детей осознанию образного содержания и обобщенного значе­ния фразеологизмов.

IV серия заданий выявляет понимание пословиц "Трусливому зайке и пенек - волк", "Едет Емеля, да ждать его неделю", "Бед­ному Ванюшке везде камушки".

Ребенку предлагается вспомнить или придумать небольшую исто­рию, в которой кто-то из героев мог сказать такие слова. Посло­вица дается детям сначала вне текста, а потом в тексте, который облегчал ее понимание. При анализе оценивается не только умение

 

- 103 -

объяснить значение пословицы, но и способность включить ее в соответствующую речевую ситуацию.

Результаты обследования показывают, что детям старшего дош­кольного возраста доступно понимание обобщенного значения посло­виц.

У серия заданий выявляет умения детей воспринимать и понимать образное содержание загадок, вычленять средства художест­венной выразительности из текста загадки. Детям предлагаются три загадки. Читается текст: "За деревьями, за кустами промелькнуло быстрое пламя. Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара" (лиса). Ребенок отгадывает (или нет) загадку, а потом ему зада­ются вопросы: "Как ты догадался, что эта лиса? (понимание метаФоры). С чем сравнивают лису? Почему лису сравнивают с пламенем? (выделение сравнений). Как можно по-другому сказать о лисе? С чем ее можно сравнить?". Оценивается понимание детьми художест­венного образа, заключенного в загадке, вычленение сравнения, эпитетов, осознание метафор.

Анализ особенностей восприятия детьми разных жанров литера­турных произведений ("стихотворения, рассказа, сказки), малых Фольклорных форм (загадок, пословиц, поговорок, фразеологизмов) позволяет установить уровни восприятия детьми образной речи.

Такое обследование позволяет сделать вывод о том, что важным Фактором формирования образности речи детей является взаимосвязь работы на речевых занятиях, в процессе ознакомления с художест­венной литературой, а также в повседневной жизни. Ознакомление с малыми фольклорными жанрами (загадками, пословицами, поговорка­ми, фразеологизмами), использование специальных упражнений, творческих заданий подводит детей к осознанному переносу сформи­рованных представлений в словесное творчество. Формирование об­разности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных и жанровых особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в художественном тексте.

 

- 104 -

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...