Цель.: Выявить умение предвосхищать изображенное на картинках,
составлять рассказ по всем картинкам. Методика выполнения; Предъявляются 3 картинки, первая из которых закрыта, 2 и 3 открыты. Предлагается рассмотреть 2-ю, придумать начало, затем целиком весь рассказ, дать ему название. При анализе обращается внимание на адекватность словесного "рисования"(придумывание начала), далее идет оценка по всем параметрам, ЗАДАНИЕ 3 Цель: выявить умения связного построения рассказа при заданном начале (1-я картинка) и конце (4-я картинка). Методика выполнения Детям предлагается 4 картинки. 1 и 4 картинки открыты, 2 и Э - закрыты. Ребенок должен представить, что могло быть изображено на закрытых картинках. Рассказ записывается, затем открываются все картинки, снова составляется рассказ и дается ему название. ЗАДАНИЕ 4 Цель: определить умение завершить рассказ по серии сюжетных Картинок. Методика выполнения - 98 - Детям предлагается серия из 5 картинок, четыре картинки' открыты., 5-я закрыта. Ребенку предлагается рассмотреть картинки, "нарисовать" недостающую часть, затем картинка открывается, составляется полностью весь рассказ, дается название. Анализ проводится по тем же параметрам. Можно предложить также рассказывание с использованием серий собственных рисунков, которое выявляет умение построения связного повествовательного высказывания. Задание дается всем детям сразу на занятии со следующей установкой: Дети, сегодня вы будете художниками, а затем писателями. У вас на столах четыре небольших листочка, на которых нужно нарисовать рассказ, а затем рассказа его так, чтобы было понятно и интересно. Рисунки выполняются на занятии, а рассказывают дети индивидуально в отдельной комнате. При анализе результатов отмечается, как дети приняли задание и придумали связное высказывание, представив его в рисунках (кадрах), самостоятельность содержания, умение дать рассказу название.
Необходимо использовать следующие критерии оценки рассказа: законченность, краткость, выразительность, самостоятельность придумывания сюжета, определение названия; фиксируется умение придумывать рассказ, представить его в виде рисунков и затем по нарисованному рассказать, не нарушая последовательность изложения. При анализе результатов можно выделить три уровня. 1. Высокий: богатство содержания, соответствие названия содержанию, композиция (четко выраженные структурные части), выразительность речи, наличие типов связи между предложениями и внутри их, грамматическая правильность речи, разнообразие лексических средств. 2. Хороший: содержание, соответствие названия содержанию, некоторые средства выразительности, наличие некоторых типов связи, грамматическая правильность, словарь, 3. Средний: содержание, название рассказа, отсутствие типов связей или их незначительное проявления, грамматическая правильность речи, словарь. Полученные данные помогут педагогу спланировать работу по связной речи с группой в целом и с каждым ребенком.
- 99 - МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно.
Литературный язык требует к себе постоянного, бережного отношения. Насыщение речи штампами и казенными словами ведет к грамматической неупорядоченности, потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности. Накопленная веками сокровищница народного языка богата меткими изречениями, образными словами и словосочетаниями, пословицами, поговорками, фразеологизмами. Обогащенная этими языковыми средствами речь любого человека становится выразительной, яркой, живой. Однако добиться этого можно только при условии, если воспитывать интерес к языковому богатству, развивать умение использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни. Как известно, становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны) происходит в период дошкольного детства. Эти достижения з речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи как правильность, точность, выразительность. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки). Исследования психологов и педагогов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании
- 100 - содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности. В то же время ученые отмечают существующее несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных сочинениях. Поиск путей формирования образности связной речи дошкольников на основе использования разных жанров литературы, устного народного творчества, фразеологизмов составил основную цель нашего исследования.
Использование некоторых образных средств в речи дошкольников, случаи включения их в самостоятельное связное высказывание свидетельствуют о необходимости формирования у детей представлений о средствах выразительности и целесообразности их применения в художественном тексте. Среди выразительных средств языка определенное месте занимают фразеологизмы, в самом значении которых заложены предпосылки образности и эмоциональности. Они придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников. Своей образной сущностью, иносказательностью фразеологизмы сближаются с пословицами и поговорками, художественная сила которых заключается в их смысловой, композиционной, интонационно-синтаксической, звуковой и ритмической организованности. Поэтический язык пословиц и поговорок прост, точен, выразителен, насыщен синонимами, антонимами, сравнениями, в основе многих пословиц лежит метафора. Все это делает их ценнейшим языковым материалом, и этим был определен наш выбор в поиске средств формирования образности речи дошкольников. Выявление уровня образности речи детей в самостоятельных связных высказываниях, особенности восприятия литературных произведений, в том числе малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, фразеологизмов, загадок) можно проводить в виде индивидуальных бесед с каждым ребенком с помощью пяти серий заданий. 1 серия заданий выявляет умение детей придумывать самостоятельно рассказ или сказку, используя выразительные средства. Проверяется, может ли ребенок логически последовательно развивать сюжет, в соответствии с темой, которую он сам выбрал, какие
- 101 - средства выразительности он будет использовать в своем сочинении. После вводной беседы о любимых книгах ребенку предлагается придумать рассказ, сказку; дать название высказыванию, определить жанр и объяснить свой выбор. Оцениваются представления детей о жанре (сказка, рассказ, стихотворение), умение выбрать тему, развернуть сюжет в логической последовательности; оценку получает также соблюдение композиции (наличие начала, середины, конца) и использование средств художественной выразительности - лексических, синтаксических, стилистических.
Для значительной части детских сочинений характерно- нарушение логической последовательности, композиции текста, несоответствия содержания теме. В процессе анализа творческих рассказов выявляется некоторая зависимость между уровнем связности как качественной характеристики текста и уровнем образности. В своих связных высказываниях дети используют разнообразные средства образности: синтаксические (назывные и бессоюзные предложения, инверсию, прямую речь, уточнения, повторы), лексические (эпитеты, определения, эмоционально-оценочную лексику). Метафоры и сравнения не только в рассказах, но и в сказках детей встречаются в единичных случаях. Вместе с тем наблюдаются факты, свидетельствующие о влиянии языка художественных текстов на детские сочинения: дети используют специфические сказочные обороты, выражения. Анализ детских сочинений с точки зрения образности показывает существование связи между уровнем художественного восприятия литературных произведений и уровнем выразительности творческих рассказов детей. II серия заданий направлена на выявление особенностей восприятия детьми литературных произведений разных жанров. Детям предлагаются литературные произведения разных жанров: стихотворения А. Балонского "В лесу" и И. Бунина "Листопад" (отрывок), рассказ М.Пришвина "Полянка в лесу" (отрывок), сказка "Три поросенка" в обработке С. В. Михалкова. Могут быть и другие произведения, но основным критерием выбора должна быть высокая степень образности, насыщенность средствами художественной выразительности. Задаются вопросы: Что тебе прочитали? Почему ты дума-
- 102 - ешь, что это сказка? (рассказ, стихотворение). 0 чем говорится в...? Как автор называет... Оценивается умение различать жанр, понимать его специфические особенности, определять тему и основное содержание произведения. Анализ ответов детей показывает, что у них не сформированы четкие представления о жанровых особенностях литературных произведений. Наиболее близким и понятным детям жанром является сказка. Легче других средств выразительности для детей является выделение и воспроизведение эпитетов. Восприятие и выделение в тексте сравнений вызывает у детей значительные затруднения. Однако понимание метафоры - это самое трудное задание. Другие средства художественной выразительности (метонимии, олицетворение, гипербола) замечаются детьми в редких случаях.
III серия заданий определяет понимание детьми значения фразеологизмов "как в воду опущенный", "дать слово", "заячья душа", "надуть губы", "сломя голову", "в поте лица", "прибавить ходу". Сначала каждое выражение дается ребенку в изолированном виде, выясняется, как он его понимает, затем этот же фразеологизм предлагается детям в контексте. Глубину понимания ребенком фразеологизмов можно проверить через задание: "Придумай предложение или рассказ, в котором кто-то мог бы так сказать". Фиксируются и оцениваются правильные, буквальные, отрицательные ответы, точность словоупотребления, умение придумывать предложения с заданным выражением. Анализ особенностей понимания значения фразеологизмов показывает, что значительная часть детей испытывает трудности в восприятии и понимании образного содержания фразеологизмов. Вместе с тем результаты обследования показывают возможность обучения детей осознанию образного содержания и обобщенного значения фразеологизмов. IV серия заданий выявляет понимание пословиц "Трусливому зайке и пенек - волк", "Едет Емеля, да ждать его неделю", "Бедному Ванюшке везде камушки". Ребенку предлагается вспомнить или придумать небольшую историю, в которой кто-то из героев мог сказать такие слова. Пословица дается детям сначала вне текста, а потом в тексте, который облегчал ее понимание. При анализе оценивается не только умение
- 103 - объяснить значение пословицы, но и способность включить ее в соответствующую речевую ситуацию. Результаты обследования показывают, что детям старшего дошкольного возраста доступно понимание обобщенного значения пословиц. У серия заданий выявляет умения детей воспринимать и понимать образное содержание загадок, вычленять средства художественной выразительности из текста загадки. Детям предлагаются три загадки. Читается текст: "За деревьями, за кустами промелькнуло быстрое пламя. Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара" (лиса). Ребенок отгадывает (или нет) загадку, а потом ему задаются вопросы: "Как ты догадался, что эта лиса? (понимание метаФоры). С чем сравнивают лису? Почему лису сравнивают с пламенем? (выделение сравнений). Как можно по-другому сказать о лисе? С чем ее можно сравнить?". Оценивается понимание детьми художественного образа, заключенного в загадке, вычленение сравнения, эпитетов, осознание метафор. Анализ особенностей восприятия детьми разных жанров литературных произведений ("стихотворения, рассказа, сказки), малых Фольклорных форм (загадок, пословиц, поговорок, фразеологизмов) позволяет установить уровни восприятия детьми образной речи. Такое обследование позволяет сделать вывод о том, что важным Фактором формирования образности речи детей является взаимосвязь работы на речевых занятиях, в процессе ознакомления с художественной литературой, а также в повседневной жизни. Ознакомление с малыми фольклорными жанрами (загадками, пословицами, поговорками, фразеологизмами), использование специальных упражнений, творческих заданий подводит детей к осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество. Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных и жанровых особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в художественном тексте.
- 104 -
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|