Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика выявления разных сторон речевого развития детей.




В главе рассматриваются отдельные методики, выявляющие осо­бенности владения ребенком лексикой, грамматикой, фонетикой род­ного- языка.

Некоторые задания, направленные на выявление умений строить связное высказывание разных типов (описание, повествование, рас­суждение), одновременно выявляют и другие речевые умения:

- владение словарем (точность словоупотребления, использова­ние разнообразных языковых средств разных частей речи);

- сформированность грамматического строя речи (построение предложений разных типов, согласование слов в роде, числе, паде­же, понимание смысловых оттенков слова в зависимости от суффик­са);

- владение звуковой стороной слова (знакомство со звуковой структурой слова, правильное эвукопроизношение, развитие дикции, темпа речи, силы голоса).

Каждый раздел данной главы представляет методику выявления владения той или иной стороной речи.

1. Методика выявления понимания ребенком

смысловой стороны слова.

 

Особенностью словарной работы является то, что она неразрыв­но вязана с обогащением знаний и представлений дошкольников и происходит в разных видах ознакомления детей с окружающим, с предметами и явлениями быта, повседневной жизни, с природой. Формируя у детей навыки, умения и знания, необходимые для выпол­нения физкультурных упражнений, для изобразительной деятельнос­ти, конструирования и т. д., педагог расширяет их словарь, учит понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые в данной деятельности предметы, действий, движения. Познавая окру­жающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств/ связей и отношений - все это является необходимым звеном для словарной, работы в развитии речи детей и обучения их родному языку.

Практика речевого общения постоянно сталкивает детей с раз­личными по значению словами, с синонимами, антонимами. Известно,

 

- 55 -

что у детей дошкольного возраста ориентировка на смысловое со­держание очень развита. Как отмечал Ф. А. Сохин, "слово для ребен­ка выступает прежде всего как носитель смысла, значения". Прежде всего семантикой руководствуется говорящий, выбирая то или иное слово при построении высказывания, именно семантику стремится постичь слушающий. Поэтому поиск слова в словаре основывается на значении слова, и правильность высказывания зависит от того, насколько точно передает смысл выбранное слово.

Исследования, выполненные в лаборатории развития речи, дока­зали необходимость выделения в методике словарной работы специ­ального раздела, который включает ознакомление детей с многоз­начностью слов, с синонимическими и антонимическими отношениями между словами, формирование у дошкольников умения точно исполь­зовать лексические средства родного языка в речи. Раскрытие смыслового богатства многозначных слов способствует расширению словаря за счет понимания других значений уже известных слов; владение несколькими значениями обогащает словарь, не увеличивая его количественно, а расширяя смысловой контекст применения сло­ва.

Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (зна­чения) слова им предлагаются разные задания. Сначала дается их характеристика (что выявляет тот или иной вопрос, в каком кон­тексте он предъявляется), затем раскрываются особенности выпол­нения каждого задания и варианты их оценок.

Характеристика заданий

1. Составление предложений с многозначными словами. В качестве исходных берутся изолированные слова: имена существительные, прилагательные и глаголы.

Выполнение этого задания показывает, насколько у детей сфор­мировано умение точно употреблять слова. Иногда даже при пра­вильном понимании значения слова наблюдается неумение строить словосочетание с ним. В речевом потоке реализуется только одно из значений многозначного слова. Для того чтобы то или иное зна­чение было понято, необходимо употребить слово в сочетании с другими Словами в составе определенной синтаксической конструкции - предложения или словосочетания.

В силу того, что у многозначного слова может быть ряд синонимов, которые не являются синонимами по отношению друг к другу (например, у слова "свежий" в разных его значениях могут быть

 

- 56 -

следующие синонимы "прохладный", "чистый", "мягкий" и др.), зна­чение многозначного слова устанавливается в определенной синтак­сической конструкции за счет связи слов. По характеру сочетания слова с исходным можно судить о том, какие значения этого слова детям уже известны. Например, составляя предложение или словосо­четание со словом "ручка", дети в большинстве случаев ориентиру­ются на значение "письменная принадлежность" ("Ручка пишет", "Я пишу ручкой" и т. п.). Но встречаются ответы, построенные и на других значениях этого слова: "есть ручка от двери", "от стола", "дверную ручку открывают", "у человека рука, а у маленького руч­ка". Слово "пушистый" может быть известно детям в определенном

значении: покрытый мягким, густым пухом (пушистый хвост). Некоторые дети знают и другие значения этого слова: мягкий, легкий

(пушистый снег).

Особенно широки по значениям глаголы, например, "книга лежит на столе", "дорога лежит через лес"; или "идет весна, идет снег, идет поезд, идет человек".

2. Составление предложений со словами синонимического ряда ("большой-огромный-громадный"; "крошечный-маленький-малюсень­кий"). Выполнение этого задания выявляет навык соединять слова правильно по смыслу и умение дифференцировать значения синони­мов. Кроме того выясняется, насколько у детей сформирована точ­ность словоупотребления. Некоторые ответы показывают, что дети чутко реагируют "на смысловые различия близких по значению слов: "Я вырасту большой", "Белая - машина огромная", "Грузовики гро­мадный"; "Маленький человечек", "Крошечный червячок"; "Пиявка малюсенькая".

Составление предложений со словами синонимического ряда (также, как и с изолированными многозначными словами) способс­твует активному и точному употреблению слова в собственной речи, выявляет понимание исходного слова и умение правильно соединить его по смыслу с другими словами.

Соединение слов в предложения раскрывает умение ребенка ос­мысленно употреблять слова в различных грамматических формах и значениях. Одни дети составляют двухсловные предложения или просто словосочетания ("легкий ветер", "легкий пух"), а другие строят и распространенные предложения с тем же словом: "Упал с дерева легкий листик", "Днем был легкий ветер", "Легкая бабочка кружится над цветком" и т. п.

 

- 57 –

3. Подбор синонимов. Выявляется умение выбрать наиболее под­ходящее слово к заданному, вдумываться в смысл употребляемых слов и правильно их сочетать. Кроме того, выявляется способность понимать разные значения многозначного слова. Недооценка понима­ния смысла синонимов приводит к тому, что многие дошкольники го­ворят "суп хороший, платье хорошее, рисунок хороший"; или, гово­ря о размерах, дети часто употребляют слово "большой", и гораздо реже синонимичные ему слова "огромный, громадный". И дело здесь не только в ограниченности словаря, а в том, что дети не при­выкли пользоваться богатством родного языка.

Подбор синонимов предлагается в разных вариантах. Детям да­ются:

- словосочетания, в которых исходным словом является многоз­начный глагол или имя прилагательное ("идет поезд", "идет вес­на", "идет снег"; "чистая посуда", "чистая вода", "чистый воз­дух");

- речевые ситуации. которые способствуют активизации лекси­ки, поиску и выбору наиболее точного в смысловом отношении слова;

- изолированные слова. когда дети самостоятельно подбирают синонимы ("как сказать по-другому?"). Например, к слову бро­сать" - кидать, метать, подкидывать; смелый - храбрый, отважный, бойкий, мужественный...

Выполняя задания на подбор синонимов, дети не всегда подби­рают собственно синонимы, но и контекстуальные, которые правиль­но передают смысл словосочетания. Например, река бежит - течет, плывет, журчит, льется; мальчик бежит - несется, торопится, ска­чет, летит.

4. Подбор антонимов. Выявляет умение сопоставлять предметы и явления окружающего мира: по временным и пространственным отно­шениям, по величине, цвету, весу и т. п. При выполнении задания на подбор антонимов можно использовать наглядный материал (нату­ральные предметы, картинки). Так, например, детям предлагаются картинки с изображением высокого и низкого дома, большого и ма­ленького яблока, короткого и длинного карандаша и т. д.

Воспитатель спрашивает: "Посмотри на это яблоко, оно большое, а это какое?" "Этот карандаш длинный, а этот?" "Камень тя­желый, а пух?" "Река широкая, а ручей?" и т. д.

 

- 58 -

Для выявления понимания смысла слов противоположного значе­ния на подбор антонимов даются варианты заданий. Детям предлага­ются:

- изолированные— слова (глаголы и прилагательные);

- одновременный подбор синонимов и антонимов:

- словосочетания (те же, что и для подбора синонимов);

- сопоставления ("чтобы бывает широким? а что бывает узким? V

Выполнение этих заданий показывает, какие представления, знания есть у детей, могут ли они сочетать по смыслу подобранные слова.

5.—Речевые ситуации. Выявляются умения подбирать синонимы и антонимы, находить адекватные слова к определенным речевым ситу­ациям.

Например: "Небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь. Какими словами можно сказать про осень, какая она?" Затем дается противоположная ситуация: "А если осенью светит солнце, небо прозрачное, погода еще теплая. Как можно сказать про такую осень, какая она?". Ответы показывают сумели ли дети вычленить существенные признаки этого времени года (ранней и поздней осени): пасмурная, дождливая, прохладная, тоскливая, хмурая; ранняя, золотая, солнечная, теплая, ласковая).

В формировании умения.выбирать наиболее адекватное слово из синонимического ряда подобные речевые ситуации дают большой эф­фект. Вот еще пример такой ситуации: "Пошли два медвежонка гу­лять и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка пчела ужалила и пошел он к маме грустный. Как еще можно про него сказать? Какой он был?... А если он был таким, то он не просто пошел к маме, а...?" Затем давалась противоположная ситуация: "Второй медвежо­нок был веселый7 Как еще можно про него сказать? Какой он?... А раз он был таким, он не просто шел к маме; а...?"

Такие ситуации способствуют активизации как прилагательных, так и глаголов. Отметим также, что здесь мы использовали сочета­ние синонимических и антонимических сопоставлений. Подобные си­туации важны и для развития произвольности речи, умения созна­тельно выбирать наиболее уместные для данного высказывания язы­ковые средства.

6. Оценка словосочетаний и высказываний по смыслу выявляет сформированность точности словоупотребления; уровень осознанности

 

- 59 -

смысловых отношений между словами.

Задание на оценку высказываний по смыслу (вопрос "Можно ли так сказать?") повышает требования к произвольности речи. Как писал А. Н. Гвоздев, "сознательное отношение к смыслу слов и выра­жений сказывается в улавливании разного рода бессмыслицы в речи чужой и своей. Особенно ярко это выражается в том, как дети реа­гируют на оговорки: они весело хохочут, ясно давая понять, что смешит их именно получившая нелепость".

С этой целью можно дать:

1) правильные и неправильные словосочетания (например, "лег­кий чемодан", "тяжелый чемодан", "трудный чемодан", или "легкая задача", "трудная задача" и "тяжелая задача" и т. п.;

2) детские высказывания, типа: "Мамочка, я тебя громко-гром­ко люблю", "Папа, идти шепотом", "Никак не могу рубашку из тела вынуть", "Цветочки завяли. А когда они отвянут".

Действительно, дети с интересом и удовольствием стремятся исправить допущенные другими неточности словоупотребления.

7. Определение значения слова при ответе на вопросы "Что та­кое..?", "Что значит...?".

Большинство слов вводится не путем наглядности. Вернее это будет уже не предметная наглядность, а речевая (использование вербальных определений, соответствующие вопросы для овладения пониманием тех или иных слов и выражений).

Например, постановка вопроса: "Что такое..?" имеет целью вы­яснить, что ребенок в первую очередь понимает под тем или иным словом, особенно, когда в качестве исходных слов выступают мно­гозначные слова.

Так, когда ребенка спрашивают "Что такое сад?" и если он ре­агирует вопросом "А про какой сад: в который дети ходят, или де­ревья растут" и т. п., то подобные ответы можно отнести к высоко­му уровню, т.к. проявляется определенная чуткость (наблюдатель­ность) к языковым явлениям.

Сама структура ответа (их краткость), умение выполнить зада­ние (принять его), определения, которые дают дети, свидетельствуют о том, в какой мере понимается значение слова. - Ответы де­тей: сад, где деревья растут. В нем растут цветы. Бывает еще детский сад. Слово "сад" значит, где цветы. Сад, где люди сажают деревья. В саду есть дети.

 

-60-

На вопрос "Что значит слово "лес." большинство детей дает словарное определение (высокий уровен ь)- Например: "Это значит там много деревьев", "Это, где деревья растут", "Лес - это, ког­да много деревьев" и т. п.

На слово " посуда " - некоторые дети дают ответы, близкие к словарным определениям: "Из нее можно кушать и пить"; "Из посуды мы едим и пьем"; "Посуда - из чего едят".

К высокому уровню можно отнести ответы, когда называют ряд соподчиненных видовых понятий (перечисление конкретных предметов посуды): "Это сковородка, чашка, кастрюля". "Это тарелка, в ко­торой едят, и чашки, из которых пьют, и ложки, которыми едят".

А на слово " праздник " больше описательных ответов, что по-видимому объясняется большей эмоциональной окрашенностью это­го слова, "поэтому дается отношение к тому или иному конкретному празднику ("Новый год", "День победы").

Таким образом, задания "Что такое..?", "Что значит сло­во...?" дают возможность выявить уровень особенности ориентировки на смысловую сторону слова.,

Предметом рассуждения в этом задании является само слово, ответы показывают осмысление его значения, тем самым мы обращаем внимание ребенка на то, что каждое слово что-то обозначает, име­ет смысл, значение.

8. Придумывание небольших рассказов с использованием слов, близких или противоположных по смыслу.

Одной из внешних характеристик связной речи является глад­кость, плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторе­ний, запинок, пауз. При сформированном умении отбирать слова та­ких повторений в момент построения связного высказывания будет меньше (или совсем не будет). Операция отбора слов - сложный процесс. Однако анализ самостоятельных высказываний детей позво­ляет увидеть особенности сочетаний слов, их точность, вырази­тельность, разнообразие используемой лексики. Это видно из следующих примеров.

"Утром озеро было чистое и холодное. Днем оно нагрелось. Приш­ли взрослые и мальчики и стали купаться, и намутили воду. К ве­черу она стала грязная"(Лена Н.,8,7).

"Один раз папа с дочкой пошли гулять и начался маленький дож-

 

- 61 -

дик. Он был свежий и теплый, как будто грибной. Девочка не испу­галась дождя. Но когда начало что-то греметь, дочка позвала папу домой "(Оля Г.,6,8).

"Девочка и папа пошли в магазин. Папа зашел в магазин, а де­вочка осталась его ждать. Она увидела громадный дом, Подошел мальчик и говорит: "Ух ты, какой большой дом!" Она говорит: "Это, наверное, будет институт". Папа вышел из магазина и купил мягкий хлеб. Дома у них был другой хлеб, но он был черствый. И они не стали его есть, а стали мягкий"(Юля К.,6,9).

"Мама принесла из магазина большую кастрюлю. Она была глубо­кая. А тарелки она купила мелкие. Кастрюли были: одна маленькая, а другая - большая. Мама поставила ее на газ, сварила щи, налила в тарелочки. Позвала папу и брата, и они стали обедать"(Оля К.,6,10).

"У нас в детском саду на празднике была сценка "лесная школа". сценка была интересная, занимательная, веселая. А в прошлом году сценка была грустная очень. Мне понравилась больше всего сценка "Лесная школа"(Алеша Т.,7.).

Из этих текстов видно, что дети свободно оперируют своим сло­варем, используют сравнения, прилагательные, синонимы, антонимы разных частей речи. Таким образом, специальная работа над смыс­ловой стороной слова способствует обогащению речи детей образны­ми словами и выражениями.

В целом задания, требующие от детей проявления речевой актив­ности, направленные на развитие произвольности речи, выявляют особенности понимания и владения значениями многозначных слов, а также синонимами и антонимами. Это следующие задания-

- составление предложений с многозначными словами;

- составление предложений: со словами синонимического ряда;

- оценка (и исправление) словосочетаний и высказываний по смыслу;

- подбор синонимов к словосочетаниям;

- подбор антонимов к изолированным словам;

подбор синонимов и антонимов к ситуациям;

- определение значения слова;

- придумывание рассказов.

Выполнение этих заданий показывает степень языкового развития ребенка: как он понимает значения слов, умеет ли правильно

- 62 -

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...