Методика выявления разных сторон речевого развития детей.
В главе рассматриваются отдельные методики, выявляющие особенности владения ребенком лексикой, грамматикой, фонетикой родного- языка. Некоторые задания, направленные на выявление умений строить связное высказывание разных типов (описание, повествование, рассуждение), одновременно выявляют и другие речевые умения: - владение словарем (точность словоупотребления, использование разнообразных языковых средств разных частей речи); - сформированность грамматического строя речи (построение предложений разных типов, согласование слов в роде, числе, падеже, понимание смысловых оттенков слова в зависимости от суффикса); - владение звуковой стороной слова (знакомство со звуковой структурой слова, правильное эвукопроизношение, развитие дикции, темпа речи, силы голоса). Каждый раздел данной главы представляет методику выявления владения той или иной стороной речи. 1. Методика выявления понимания ребенком смысловой стороны слова.
Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно вязана с обогащением знаний и представлений дошкольников и происходит в разных видах ознакомления детей с окружающим, с предметами и явлениями быта, повседневной жизни, с природой. Формируя у детей навыки, умения и знания, необходимые для выполнения физкультурных упражнений, для изобразительной деятельности, конструирования и т. д., педагог расширяет их словарь, учит понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые в данной деятельности предметы, действий, движения. Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств/ связей и отношений - все это является необходимым звеном для словарной, работы в развитии речи детей и обучения их родному языку.
Практика речевого общения постоянно сталкивает детей с различными по значению словами, с синонимами, антонимами. Известно,
- 55 - что у детей дошкольного возраста ориентировка на смысловое содержание очень развита. Как отмечал Ф. А. Сохин, "слово для ребенка выступает прежде всего как носитель смысла, значения". Прежде всего семантикой руководствуется говорящий, выбирая то или иное слово при построении высказывания, именно семантику стремится постичь слушающий. Поэтому поиск слова в словаре основывается на значении слова, и правильность высказывания зависит от того, насколько точно передает смысл выбранное слово. Исследования, выполненные в лаборатории развития речи, доказали необходимость выделения в методике словарной работы специального раздела, который включает ознакомление детей с многозначностью слов, с синонимическими и антонимическими отношениями между словами, формирование у дошкольников умения точно использовать лексические средства родного языка в речи. Раскрытие смыслового богатства многозначных слов способствует расширению словаря за счет понимания других значений уже известных слов; владение несколькими значениями обогащает словарь, не увеличивая его количественно, а расширяя смысловой контекст применения слова. Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слова им предлагаются разные задания. Сначала дается их характеристика (что выявляет тот или иной вопрос, в каком контексте он предъявляется), затем раскрываются особенности выполнения каждого задания и варианты их оценок. Характеристика заданий 1. Составление предложений с многозначными словами. В качестве исходных берутся изолированные слова: имена существительные, прилагательные и глаголы.
Выполнение этого задания показывает, насколько у детей сформировано умение точно употреблять слова. Иногда даже при правильном понимании значения слова наблюдается неумение строить словосочетание с ним. В речевом потоке реализуется только одно из значений многозначного слова. Для того чтобы то или иное значение было понято, необходимо употребить слово в сочетании с другими Словами в составе определенной синтаксической конструкции - предложения или словосочетания. В силу того, что у многозначного слова может быть ряд синонимов, которые не являются синонимами по отношению друг к другу (например, у слова "свежий" в разных его значениях могут быть
- 56 - следующие синонимы "прохладный", "чистый", "мягкий" и др.), значение многозначного слова устанавливается в определенной синтаксической конструкции за счет связи слов. По характеру сочетания слова с исходным можно судить о том, какие значения этого слова детям уже известны. Например, составляя предложение или словосочетание со словом "ручка", дети в большинстве случаев ориентируются на значение "письменная принадлежность" ("Ручка пишет", "Я пишу ручкой" и т. п.). Но встречаются ответы, построенные и на других значениях этого слова: "есть ручка от двери", "от стола", "дверную ручку открывают", "у человека рука, а у маленького ручка". Слово "пушистый" может быть известно детям в определенном значении: покрытый мягким, густым пухом (пушистый хвост). Некоторые дети знают и другие значения этого слова: мягкий, легкий (пушистый снег). Особенно широки по значениям глаголы, например, "книга лежит на столе", "дорога лежит через лес"; или "идет весна, идет снег, идет поезд, идет человек". 2. Составление предложений со словами синонимического ряда ("большой-огромный-громадный"; "крошечный-маленький-малюсенький"). Выполнение этого задания выявляет навык соединять слова правильно по смыслу и умение дифференцировать значения синонимов. Кроме того выясняется, насколько у детей сформирована точность словоупотребления. Некоторые ответы показывают, что дети чутко реагируют "на смысловые различия близких по значению слов: "Я вырасту большой", "Белая - машина огромная", "Грузовики громадный"; "Маленький человечек", "Крошечный червячок"; "Пиявка малюсенькая".
Составление предложений со словами синонимического ряда (также, как и с изолированными многозначными словами) способствует активному и точному употреблению слова в собственной речи, выявляет понимание исходного слова и умение правильно соединить его по смыслу с другими словами. Соединение слов в предложения раскрывает умение ребенка осмысленно употреблять слова в различных грамматических формах и значениях. Одни дети составляют двухсловные предложения или просто словосочетания ("легкий ветер", "легкий пух"), а другие строят и распространенные предложения с тем же словом: "Упал с дерева легкий листик", "Днем был легкий ветер", "Легкая бабочка кружится над цветком" и т. п.
- 57 – 3. Подбор синонимов. Выявляется умение выбрать наиболее подходящее слово к заданному, вдумываться в смысл употребляемых слов и правильно их сочетать. Кроме того, выявляется способность понимать разные значения многозначного слова. Недооценка понимания смысла синонимов приводит к тому, что многие дошкольники говорят "суп хороший, платье хорошее, рисунок хороший"; или, говоря о размерах, дети часто употребляют слово "большой", и гораздо реже синонимичные ему слова "огромный, громадный". И дело здесь не только в ограниченности словаря, а в том, что дети не привыкли пользоваться богатством родного языка. Подбор синонимов предлагается в разных вариантах. Детям даются: - словосочетания, в которых исходным словом является многозначный глагол или имя прилагательное ("идет поезд", "идет весна", "идет снег"; "чистая посуда", "чистая вода", "чистый воздух"); - речевые ситуации. которые способствуют активизации лексики, поиску и выбору наиболее точного в смысловом отношении слова; - изолированные слова. когда дети самостоятельно подбирают синонимы ("как сказать по-другому?"). Например, к слову бросать" - кидать, метать, подкидывать; смелый - храбрый, отважный, бойкий, мужественный...
Выполняя задания на подбор синонимов, дети не всегда подбирают собственно синонимы, но и контекстуальные, которые правильно передают смысл словосочетания. Например, река бежит - течет, плывет, журчит, льется; мальчик бежит - несется, торопится, скачет, летит. 4. Подбор антонимов. Выявляет умение сопоставлять предметы и явления окружающего мира: по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу и т. п. При выполнении задания на подбор антонимов можно использовать наглядный материал (натуральные предметы, картинки). Так, например, детям предлагаются картинки с изображением высокого и низкого дома, большого и маленького яблока, короткого и длинного карандаша и т. д. Воспитатель спрашивает: "Посмотри на это яблоко, оно большое, а это какое?" "Этот карандаш длинный, а этот?" "Камень тяжелый, а пух?" "Река широкая, а ручей?" и т. д.
- 58 - Для выявления понимания смысла слов противоположного значения на подбор антонимов даются варианты заданий. Детям предлагаются: - изолированные— слова (глаголы и прилагательные); - одновременный подбор синонимов и антонимов: - словосочетания (те же, что и для подбора синонимов); - сопоставления ("чтобы бывает широким? а что бывает узким? V Выполнение этих заданий показывает, какие представления, знания есть у детей, могут ли они сочетать по смыслу подобранные слова. 5.—Речевые ситуации. Выявляются умения подбирать синонимы и антонимы, находить адекватные слова к определенным речевым ситуациям. Например: "Небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь. Какими словами можно сказать про осень, какая она?" Затем дается противоположная ситуация: "А если осенью светит солнце, небо прозрачное, погода еще теплая. Как можно сказать про такую осень, какая она?". Ответы показывают сумели ли дети вычленить существенные признаки этого времени года (ранней и поздней осени): пасмурная, дождливая, прохладная, тоскливая, хмурая; ранняя, золотая, солнечная, теплая, ласковая). В формировании умения.выбирать наиболее адекватное слово из синонимического ряда подобные речевые ситуации дают большой эффект. Вот еще пример такой ситуации: "Пошли два медвежонка гулять и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка пчела ужалила и пошел он к маме грустный. Как еще можно про него сказать? Какой он был?... А если он был таким, то он не просто пошел к маме, а...?" Затем давалась противоположная ситуация: "Второй медвежонок был веселый7 Как еще можно про него сказать? Какой он?... А раз он был таким, он не просто шел к маме; а...?"
Такие ситуации способствуют активизации как прилагательных, так и глаголов. Отметим также, что здесь мы использовали сочетание синонимических и антонимических сопоставлений. Подобные ситуации важны и для развития произвольности речи, умения сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. 6. Оценка словосочетаний и высказываний по смыслу выявляет сформированность точности словоупотребления; уровень осознанности
- 59 - смысловых отношений между словами. Задание на оценку высказываний по смыслу (вопрос "Можно ли так сказать?") повышает требования к произвольности речи. Как писал А. Н. Гвоздев, "сознательное отношение к смыслу слов и выражений сказывается в улавливании разного рода бессмыслицы в речи чужой и своей. Особенно ярко это выражается в том, как дети реагируют на оговорки: они весело хохочут, ясно давая понять, что смешит их именно получившая нелепость". С этой целью можно дать: 1) правильные и неправильные словосочетания (например, "легкий чемодан", "тяжелый чемодан", "трудный чемодан", или "легкая задача", "трудная задача" и "тяжелая задача" и т. п.; 2) детские высказывания, типа: "Мамочка, я тебя громко-громко люблю", "Папа, идти шепотом", "Никак не могу рубашку из тела вынуть", "Цветочки завяли. А когда они отвянут". Действительно, дети с интересом и удовольствием стремятся исправить допущенные другими неточности словоупотребления. 7. Определение значения слова при ответе на вопросы "Что такое..?", "Что значит...?". Большинство слов вводится не путем наглядности. Вернее это будет уже не предметная наглядность, а речевая (использование вербальных определений, соответствующие вопросы для овладения пониманием тех или иных слов и выражений). Например, постановка вопроса: "Что такое..?" имеет целью выяснить, что ребенок в первую очередь понимает под тем или иным словом, особенно, когда в качестве исходных слов выступают многозначные слова. Так, когда ребенка спрашивают "Что такое сад?" и если он реагирует вопросом "А про какой сад: в который дети ходят, или деревья растут" и т. п., то подобные ответы можно отнести к высокому уровню, т.к. проявляется определенная чуткость (наблюдательность) к языковым явлениям. Сама структура ответа (их краткость), умение выполнить задание (принять его), определения, которые дают дети, свидетельствуют о том, в какой мере понимается значение слова. - Ответы детей: сад, где деревья растут. В нем растут цветы. Бывает еще детский сад. Слово "сад" значит, где цветы. Сад, где люди сажают деревья. В саду есть дети.
-60- На вопрос "Что значит слово "лес." большинство детей дает словарное определение (высокий уровен ь)- Например: "Это значит там много деревьев", "Это, где деревья растут", "Лес - это, когда много деревьев" и т. п. На слово " посуда " - некоторые дети дают ответы, близкие к словарным определениям: "Из нее можно кушать и пить"; "Из посуды мы едим и пьем"; "Посуда - из чего едят". К высокому уровню можно отнести ответы, когда называют ряд соподчиненных видовых понятий (перечисление конкретных предметов посуды): "Это сковородка, чашка, кастрюля". "Это тарелка, в которой едят, и чашки, из которых пьют, и ложки, которыми едят". А на слово " праздник " больше описательных ответов, что по-видимому объясняется большей эмоциональной окрашенностью этого слова, "поэтому дается отношение к тому или иному конкретному празднику ("Новый год", "День победы"). Таким образом, задания "Что такое..?", "Что значит слово...?" дают возможность выявить уровень особенности ориентировки на смысловую сторону слова., Предметом рассуждения в этом задании является само слово, ответы показывают осмысление его значения, тем самым мы обращаем внимание ребенка на то, что каждое слово что-то обозначает, имеет смысл, значение. 8. Придумывание небольших рассказов с использованием слов, близких или противоположных по смыслу. Одной из внешних характеристик связной речи является гладкость, плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, запинок, пауз. При сформированном умении отбирать слова таких повторений в момент построения связного высказывания будет меньше (или совсем не будет). Операция отбора слов - сложный процесс. Однако анализ самостоятельных высказываний детей позволяет увидеть особенности сочетаний слов, их точность, выразительность, разнообразие используемой лексики. Это видно из следующих примеров. "Утром озеро было чистое и холодное. Днем оно нагрелось. Пришли взрослые и мальчики и стали купаться, и намутили воду. К вечеру она стала грязная"(Лена Н.,8,7). "Один раз папа с дочкой пошли гулять и начался маленький дож-
- 61 - дик. Он был свежий и теплый, как будто грибной. Девочка не испугалась дождя. Но когда начало что-то греметь, дочка позвала папу домой "(Оля Г.,6,8). "Девочка и папа пошли в магазин. Папа зашел в магазин, а девочка осталась его ждать. Она увидела громадный дом, Подошел мальчик и говорит: "Ух ты, какой большой дом!" Она говорит: "Это, наверное, будет институт". Папа вышел из магазина и купил мягкий хлеб. Дома у них был другой хлеб, но он был черствый. И они не стали его есть, а стали мягкий"(Юля К.,6,9). "Мама принесла из магазина большую кастрюлю. Она была глубокая. А тарелки она купила мелкие. Кастрюли были: одна маленькая, а другая - большая. Мама поставила ее на газ, сварила щи, налила в тарелочки. Позвала папу и брата, и они стали обедать"(Оля К.,6,10). "У нас в детском саду на празднике была сценка "лесная школа". сценка была интересная, занимательная, веселая. А в прошлом году сценка была грустная очень. Мне понравилась больше всего сценка "Лесная школа"(Алеша Т.,7.). Из этих текстов видно, что дети свободно оперируют своим словарем, используют сравнения, прилагательные, синонимы, антонимы разных частей речи. Таким образом, специальная работа над смысловой стороной слова способствует обогащению речи детей образными словами и выражениями. В целом задания, требующие от детей проявления речевой активности, направленные на развитие произвольности речи, выявляют особенности понимания и владения значениями многозначных слов, а также синонимами и антонимами. Это следующие задания- - составление предложений с многозначными словами; - составление предложений: со словами синонимического ряда; - оценка (и исправление) словосочетаний и высказываний по смыслу; - подбор синонимов к словосочетаниям; - подбор антонимов к изолированным словам; подбор синонимов и антонимов к ситуациям; - определение значения слова; - придумывание рассказов. Выполнение этих заданий показывает степень языкового развития ребенка: как он понимает значения слов, умеет ли правильно - 62 -
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|