Как можно закончить рассказ?
Соответственно распределить по уровням: высокий - сразу замечают отсутствие структурной части рассказа и логически его завершают; средний - после 2 и 3 вопросов; низкий - не справляются с заданием. · * *
В старшем дошкольном возрасте, на основе накопленного опыта восприятия литературы разных жанров (рассказ, сказка, стихотворение), развития воображения, сформированных первоначальных умений в рассказывании, появляется способность к овладению новым видом речевой деятельности - сочинением сказок. Выявить сложившиеся умения новой для ребенка речевой деятельности можно по следующей методике. - 92 - ЗАДАНИЕ 1 Цель: Выявить понимание, жанровых отличий произведений. Методика выполнения Детям предлагается (индивидуально) прослушать три произведения - сказку, рассказ, стихотворение. После прослушивания каждого жанра задаются вопросы: 1. Что тебе прочитали? (Вопрос на узнавание жанра). Если ребенок не смог ответить, воспитатель сам называет жанр. 2. Почему ты думаешь, что это сказка (рассказ, стихотворение )? 3. Вопрос на понимание содержания: О чём?. 4. Как автор описывает... (явление, персонаж)? С чем сравнивает? (Вопрос на вычленение языковых средств задается один в зависимости от особенностей произведения). Правильный ответ оценивается в 3 балла. Максимальная сумма баллов - 12. В зависимости от набранных баллов можно выделить уровни восприятия. ЗАДАНИЕ 2 Цель:_ Выявить умения сочинять сказку. Методика выполнения Детям предлагается придумать сказку и дать ей название. Никаких указаний по выполнению задания не дается. Выполнение задания оценить по следующим показателям: 1. выраженность сказочного содержания,
2. соответствие названия содержанию, 3. логичность, законченность построения, 4. грамматическая правильность речи, 5. использование языковых выразительных средств. Оценивать по 3 балла, общая сумма - 15 баллов. Количество набранных баллов будет свидетельствовать об уровне сложившихся умений сочинять сказку. Полученные данные позволят определить содержание работы воспитателя в дальнейшем - работать ли ему над обогащением словаря ребенка или формировать умения строить сказочный сюжет или формировать элементарные знания о жанровых отличиях. Для выявления возможностей детей самостоятельно строить высказывание (на тему, предложенную воспитателем, по картинкам) можно предложить следующие задания.
- 93 - ЗАДАНИЕ 3 Цель: Выяснить, как дети по названию раскрывают основную Мысль высказывания, строят повествовательный рассказ, какие свяжи используют при построении высказывания. Методика выполнения Каждому ребенку предлагается составить рассказ на тему, определенную воспитателем, при этом следует помнить, что тема должна быть конкретна, реалистична. Никакие указания, ни план не даются. Воспитатель, обращаясь к ребенку, говорит: "Мы придумывали разные рассказы и на занятиях, и на прогулках на разные темы. Сейчас ты подумай и придумай рассказ на тему "Как Сережа навел котенка" (Тема может быть любой). Рассказы детей фиксируются дословно, с указанием имеющихся пауз, повторов и т. д. В протоколах отмечается и поведение детей; как принял задание, как приступил к его реализации, обращался ли за помощью к воспитателю, характер обращений. Для определения связности рассказа необходимо ориентироваться на следующие показатели: 1. Раскрытие темы. Рассказы детей анализируются с позиций соответствия темы, заданной в названии и содержании. 2. Объем рассказа. Объем высказывания ребенка определяется через подсчет слов, предложений. Важным является не только количественный подсчет, но и качественный анализ, т. к. объем рассказа будет зависеть от наличия осведомленности о сообщаемом предмете, тематике, интереса к ней со стороны ребенка, стремления к полноте рассказа передачи информации, от уровня развития мыслительной деятельности.
3. Соблюдение структуры повествования. При анализе рассказов детей следует обратить внимание не только на последовательность передачи события, на наличие начала, середины, конца, но и соотнесенность концовки с названием. 4. Средства связи. Структурная организация текста, рассказа обусловлена наличием логической схемы построения и выражения в специальных знаках начала и конца рассказа, в синтаксисе отдельных предложений, в строении и сочетании соединений предложений. При анализе важно обратить внимание на то, как ребенок начинает свое высказывание, каким словом определяет место или время начала события, как связывает предложения между собой, обусловливает
- 94 - ли предыдущее предложение - структуру последующего. Так как у дошкольников мысль, в основном, развивается линейно, то связь чаще всего осуществляется с помощью повтора какого-либо из членов предложения. Например: 1. "Однажды мальчики собрались в лес. 2. Они взяли с собой корзинки. 3. Они нашли хорошую полянку. 4. На полянке росло много грибов. 5. Они стали набирать грибы. 6. Грибов было много и все набрали полные корзинки. " В данном рассказе используется временной зачин, выраженный обстоятельством времени "однажды". В другом рассказе он может быть выражен другим словом "как то раз" или "летом", "в летний день" и т. д. При анализе рассказов детей необходимо обращать внимание на разнообразие зачинов, его начального слова. Далее в примере следует прямой порядок слов, начинающийся с подлежащего "мальчики". Второе предложение связано с первым синонимической связью - "они". Связь между 2 и 3 предложениями "они-они" и носит название местоименной. 3 и 4 предложение связаны дополнением "полянку - на полянке". 5 предложение по смыслу связано с 3-им местоименной связью "они- они". 6-е предложение с 5-ым подлежащим - дополнением "грибы - грибов". В этом же рассказе представлен и другой вид связи - глагольная. Последовательность события передается временной соотнесенностью глаголов: "... собрались... взяли... нашли... росло... стали набирать... набрали".
Часто в рассказах детей можно встретить обстоятельство времени "потом". Это средство помогает ребенку передать последовательность события. Следует, однако, отметить частоту использования этого слова. Если ребенок многократно прибегает к употреблению наречия "потом", это будет свидетельствовать о нарушении связности и плавности, т. к. ребенок при этом делает частые паузы - "потом... а потом... потом... ". Причиной в данном случае может выступать либо ограниченность словарного запаса, либо отсутствие умения раскрывать тему. Поэтому при анализе детских высказываний надо тщательно определить характер связей, которыми пользуются дети. Полученные данные позволят в дальнейшем воспитателю определить конкретные задачи или по расширению словарного запаса, или по расширению и углублению представлений детей. 5. Плавностьизложения. При анализе плавности изложения как показателя связности речи надо, в первую очередь, подсчитать сколько пауз делает ребенок. Далее определить причину пауз, их
- 95 - длину. Причинами пауз могут быть неравномерность обогащения сло-паря, темп отбора слов, синонимическая бедность словаря, слабые умения построения сюжетной линии. Паузы такого рода следует отличать от логических пауз. В речи дошкольников часто встречаются повторы. Наличие повторов будет свидетельствовать об отсутствии должного внимания к слову, об ограниченности словарного запаса, стилистических возможностей детей, об отсутствии способности к внутреннему рассуждению. Необходимо обратить внимание какие части речи чаще всего повторяются - существительные, глаголы, союзы и т.д. Встречаются ли повторы словосочетаний, какие. Есть ли повторы предложений, каких. Выявленные особенности позволят в дальнейшем определить направления в работе.
6. Выразительность речи. При анализе высказываний следует обратить внимание на языковые и интонационные средства выразительности, насколько ребенок образно и эмоционально передает содержание. Употребляет ли ребенок эпитеты, сравнения, слова с суффиксами. Проанализировав детские высказывания с позиций данных критериев, можно сделать выводы об уровне связности речи. Данные анализа можно представить наглядно в таблице.
Таблица 6
- 96 - Рассказ ребенка, в котором раскрыта тема, объем составляет не менее 9-10 предложений,.50-60 слов (может быть больше), разнообразный характер предложений, соблюдается структура не только основных частей, но и внутри каждой части, используются разнообразные средства связи, речь плавная, повторы и паузы единичны, использует сравнения, речь образная, эмоциональная, - можно отнести к высокому уровню. Если же в рассказе отмечается при раскрытии темы, соблюдении структуры меньший объем, ограниченное употребление средств связи, например, только местоименная "они-они", большее количество пауз и повторов, отсутствие языковых средств выразительности, то такой рассказ будет отнесен уровнем ниже. При отсутствии большого числа показателей в высказывании детей - уровень еще ниже, чаще всего это рассказ-схема, либо незаконченный рассказ при наличии длительных пауз и многочисленных повторов. Может быть выделен и самый низкий уровень: 1-3 предложения, повторы, отсутствие структурной отнесенности. Полученные данные предоставляют воспитателю возможность не только четко определить общие направления в работе, например, над выразительностью речи у всех детей, т. к. отсутствие языковой выразительности наблюдалось у всех детей, но и определить конкретные задачи в работе с подгруппами, отдельными детьми Данные анализа будут служить дифференцированному подходу в обучении навыкам связной речи. Серии сюжетных картинок используются в старшем дошкольном возрасте для обучения построению связного высказывания, так как при восприятии картинок дети концентрируют свое внимание на сюжете, действиях и взаимоотношениях персонажей. Рассказывание по серии сюжетных картин способствует овладению структуры рассказа (дается не менее 3-х картинок), развитию правильного понимания соотношения формы и содержания. Серия сюжетных картин выступает как наглядное модель структуры связного повествовательного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных языковых средств.
Для выявления уровня связной речи по серии сюжетных картин при их подборе необходимо учитывать особенности восприятия. Следует подобрать серии из 3-х картинок, где четко выражено начало действия, его развертывание и концовка; из 4-х картинок, где 1-я - начало, 2-3 середина, 4-я конец; из 5 картинок (1-3-1). Обследование проводится индивидуально. Порядок предъявления
- 97 - картинок различный, в зависимости от цели. Перед рассказыванием дается время для рассматривания всей серии. ЗАДАНИЕ 1 Цель.: выявить особенности понимания логики изображенного на картинках и построения связного рассказа, при произвольном предъявлении картинок. Методика.выполнения. Детям предлагается серия из 3-х сюжетных картинок, разложенных произвольно, не в заданном порядке. Воспитатель обращается к ребенку: "Внимательно посмотри на эти картинки, разложи их • нужном порядке и составь рассказ,, дай ему название". В протоколах фиксируется то, как ребёнок принял задание, как приступил к его реализации, все его действия и речь.. При анализе рассказов ориентироваться на показатели связности речи - понимание темы, развитие сюжетной линии, структурную организацию теиста,разнообразие средств связи, плавность, выразительность. ЗАДАНИЕ 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|