Особенности вербализации эмоциональных представлений
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Исследования Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца показали, что развитие ранних Форм волевого поведения, дифференциация мотивов, построение сложных форм поведения находятся в тесной связи с развитием речи ребенка. Формулирование целей и средств, необходимых для осуществления деятельности, создают у ребенка воображаемый игровой план, подчиняясь которому ребенок овладевает сложными формами поведения, недоступными для него при прямом воздействии. Воздействующее на ребенка слово углубляет и обогащает его восприятие, формирует его сознание. Речь позволяет ребенку организовать свою деятельность. К 6-ти годам у ребенка оформляется способность вербально выражать свои переживания. Это способствует более успешному общению ребенка со взрослыми и детьми, позволяет глубже понять свой эмоциональный опыт, приблизиться к адекватному пониманию себя и других. Рассматривая функции языка, исследователи выделяют прежде всего коммуникативную и когнитивную, к ним добавляется эмотивная (отношение автора к содержанию речи), т.е. непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию. Итак, эмотивная функция речи проявляется в передаче информации о своем эмоциональном состоянии, она обеспечивается словесным выражением и варьированием речевых параметров (интонация, ритм, тон и т. д.). Выразительные средства речи складываются из элементов: выбора слов (лексика), сочетаемости слов в предложении (фразеология и контекст), структуры речи (композиция, порядок слов); интонационная выразительность (ритм, темп, пауза, повышение и понижение голоса). От выразительности речи во многом зависит воздействие на слушателя.
Таким образом, все эти средства позволяют передать предметное содержание мысли, выразить эмоциональное отношение к тому, о чем идет речь, оказать на другого эмоциональное воздействие. А. В. Запорожец обратил внимание на особую психическую реальность - деятельность эмоционального воображения, которая позво-
- 120 - ляет ребенку не только представить (когнитивные процессы), но и пережить (эмоциональные процессы) последствия своих поступков для окружающих. Действуя в воображаемой ситуации, перевоплощаясь в другого человека, ребенок присваивает его черты, испытывает его чувства, осознавая при этом аффект изображаемого персонажа. Сопереживание, сочувствие начинается с того, что ребенок, моделируя эту роль, изображает при этом эмоциональное состояние (радость, грусть и т. п.). Реальность этих действий приводит к появлению у ребенка эмоциональных изменений. Называние эмоций, их описание структурирует, оформляет аморфные, смутные представления в воображаемой ситуации, через' которые ребенок сможет выделить смысл своих действий и в дальнейшем ориентироваться на него в построении собственного поведения. Наше исследование ставит целью изучение возможностей дошкольников в развитии эмотивной функции речи. Сознательное использование приобретенных речевых умений, базирующихся на осмыслении эмоциональной сферы ребенка, окажет влияние на общее развитие ребенка. Исследование предполагает разработку конкретного содержания, а также методики обучения детей осмыслению своих эмоциональных состояний. Для выявления представлений у детей об эмоциональных состояниях им задавались следующие вопросы: "Как ты думаешь, что такое радость (печаль, гнев, удивление, страх, стеснительность)". Определение данных понятий позволяет раскрыть специфику отношений ребенка к окружающему миру, его представление об эмоциональных состояниях.
Вот как дети определяют состояния "радость", "печаль". "Радость - это когда играешь с друзьями; построишь с папой железную дорогу; дают поиграть в мячик; щекотят". "Печаль - это когда никто не играет с тобой; что-то плохое сделал (вазу разбил), а тебя за это ругают; отдают мои игрушки на неделю; ставят в угол". Таким образом, у старшего дошкольника слово вызывает систему эмоционально-образных переживаний и конкретно-образных ситуаций. Для детского мышления характерно преобладание субъективных связей, основанных на собственных впечатлениях ребенка. Эта особенность детского мышления проявляется также в склонности ребенка интегрировать два или несколько эмоциональных сос-
- 121 - тояний, образуя эмоционально-ситуативные комбинации - "радость-веселье", "печаль-обида-грусть", "удивление-радость", "страх-жалость-обида", "гнев-обида-грусть", "стеснительность-боязнь-волнение". Приведем определение "гнева", "страха", "печали". "Гнев - это когда человек гневается, когда он обижен или чего-то не хватает, он всегда злой; когда сердишься, когда обзывают, когда плохо, когда обидели, когда мой братик зовет меня, а сам говорит, что ты пришла?". "Страх - когда жалко чего-то. Жаль зверей, когда их убивают и бьют; человек прижимается в угол или к кому-нибудь прижимается и испытывает страх; когда человек потерялся, он всегда боится". Понятие грусти смешанно- у некоторых детей с испугом ("когда одну оставят в машине ночью, хочется идти за папой, за мамой, идти где светло"). "Печаль - мама уходит, а я остаюсь, а потом папа уходит... Я одна и мне грустно", "когда грустит кто-то, обидели этого человека, например, куклу отняли". Ребенок, давая словесные определения, опирается прежде всего на собственный социальный опыт, на сцены из жизни, вводит знакомые лица и связанные с ними события, отношения. Превалирование в вербальных определениях дошкольников субъективных связей, отношений позволяет выявить особенности индивидуального реагирования ребенка на ту или иную ситуацию, изучить семейный микроклимат, вычленить травмирующие факторы социальной среды, нарушающие социальную адаптацию ребенка.
Целенаправленная работа над эмотивной функцией речи, направленная на развитие словаря эмоций, осмысление своих эмоциональных переживаний позволит ребенку глубже понять свой эмоциональный опыт, приблизиться к адекватному пониманию себя и других. Одним из условий развития эмотивной функции могут стать сочинения детыми "общих историй" и дальнейшее их инсценирование. Рассказывание случаев из жизни, придумывание разных историй будут помогать ребенку в познании себя, нахождении более адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях, а инсценирование, несущее положительную эмоциональную нагрузку, увеличит заинтересованность и понимание сочиненной истории. Это поможет ребенку осознать свое эмоциональное состояние и свободно его выразить. - 122 - ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДИЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Исследователи, занимающиеся вопросами развития детской речи, отмечают, что основным условием успешного обучения является своевременное и полноценное формирование речи. Работа по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ведущим средством формирования речи ребенка является обучение. И в настоящее время решение всех речевых задач (обогащение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие разговорной и связной речи) осуществляется на специальных речевых занятиях, которым отводится особая роль. "На занятиях больше, чем в других видах деятельности, ребенок осваивает грамматически правильную, чистую и выразительную речь" (А. А. Люблинская. Воспитателю о развитии ребенка, - М.: Просвещение, 1972). Для занятий специально отбирается программный материал, наиболее эффективные методические приемы, подбираются такие игры и упражнения, речевой материал которых более всего соответствует возрасту детей. Кроме того, "на одном речевом материале решается несколько задач, что дает возможность более рационально организовать занятие, сделать его при минимальной затрате времени наиболее насыщенном в речевом отношении" (Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: РАО, 1994). Интенсификация учебно-воспитательной работы предъявляет повышенные требования к контролю за результатами обучения.
Для того, чтобы оценить эффективность той или иной системы, необходимо иметь методику (задания) в результате применения которой можно было бы судить о сдвигах в речевом развитии дошкольников. При этом необходимо иметь в виду, что чем раньше будут обнаружены недочеты в развитии речи ребенка, тем существеннее будет коррекция. Чаще всего приемы выявления эффективности обучения родному языку детей младшего дошкольного возраста строятся по принципу батареи тестов, связь отдельных заданий никак не мотивируется. и, как правило, они являются составной частью теста умственного
- 123 - развития (одаренности), охватывая лишь отдельные стороны речевого развития. Такой подход в работе с младшими дошкольниками не дает надежных результатов, ибо не учитывает особенностей личности и характерных форм общения. • Нами разработана и апробирована методика, построенная на основе игровой деятельности и ситуативно-делового общения взрослого с ребенком. Коммуникативная и игровая мотивация деятельности маскирует тестирующий характер общения, делает контрольные задания привлекательными, интересными для детей. Решение языковых проблемных задач оказывается как бы "побочным продуктом"- коммуникации, что характерно для общения в естественных условиях. Нужно подчеркнуть, что задания строятся таким образом, что в результате проведения одного из них, мы получаем данные по нескольким аспектам языка. Так, выявляя имеющий у ребенка словарный запас мы одновременно получаем данные о его' звукопроизношении и грамматике (умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе). Выполнение всех заданий не превышает по времени 20 минут. Если же ребенок устает и за это время (начинает отвлекаться от выполнения заданий, не проявляет интереса), то проверку на время можно закончить и предложить выполнить какие-то физические упражнения, походить по комнате и т. п. Следует отметить, что система заданий составлена таким образом, что в середине обследования (игра с собакой в прятки) ребенок получает возможность двигаться: он встает, ходит, наклоняется). Апробирование предлагаемой нами системы показало, что дети с интересом выполняют задания, им очень нравится "играть" со взрослым, и в очень редких случаях они от этого отказываются (лишь в начале учебного года, когда дети приходят в детский сад из семьи).
Система заданий.
Данная система заданий разработана для проверки эффективности комплексных речевых занятий, которые были созданы в лаборатории развития речи Исследовательского центра семьи и детства Российской Академии образования (Занятия по развитию речи в детском саду. Кн. для воспитателя детского сада / Под ред. О. С Ушаковой.
- 124 - - М.: Просвещение, 1992). Поэтому нам представлялось целесообразным в основу проверки включить главные речевые задачи, предусмотренные "Программой развития речи детей дошкольного возраста в детском саду" (Ушакова 0. С. - М:РАО, 1994). В методику проверки мы заключили разные задания. Выявлялось состояние звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя, связной речи. При этом учитывались и тесты по диагностике речевого развития, разработанные нашими коллегами из бывшей ГДР в Университете Гумбольдта. Для этого предлагались задания, выявляющие разные умения: 1. Пересказать небольшое по объему знакомое литературе произведение; 2. Понимать и употреблять пространственные предлоги; 3. Образовывать названия детенышей животных от взрослой особи, употреблять существительные в родительном падеже единственного и множественного числа; 4. Выделить звук в начале слова, повторить слово с выделением заданного звука. Навыки связной речи выявлялись при воспроизведении хорошо знакомой сказки. Понимание и употребление временных и пространственных понятий, образование названий детенышей животных показывало, насколько у ребенка сформирован грамматический строй речи. Словарный запас выявлялся в умении назвать предметы, признаки, качества и объединять их по назначению (мебель, посуда, одежда и т. д.). Для проверки умения связно, логично, последовательно и самостоятельно передавать содержание литературного произведения (связной речи) детям предлагается пересказ сказки "Курочка Ряба". Пересказ - первый вид рассказывания, которому воспитатель начинает учить детей. Он является первой ступенью в формировании навыков монологической речи. Текст данной сказки доступен детям данного возраста по объему, содержанию, в ней хорошо выражена последовательность действий. Это произведение с доступным словарем, короткими фразами, без сложных грамматических форм. Проверка проводится в начале учебного года, когда ребенку исполняется 3 года. Содержание литературного произведения каждому ребенку уже знакомо.
- 125 - Для проверки состояния грамматического строя предлагаются несколько заданий: понимание и употребление предлогов "в", "на", "за", "под", "около" в пространственном значении; умение образовывать названия детенышей животных, употребление существительных в родительном падеже единственного и множественного числа; на согласование существительных с прилагательными в роде, числе. Как показало исследование А. Г. Тамбовцевой, умение образовывать новые названия по аналогии (образование детенышей животных от взрослой особи) крайне важно для приобретения опыта словотворчества, без которого невозможно достичь полноценного речевого развития. Большое место в данном возрасте отводится работе по обучению согласования существительных с прилагательными в роде, числе, изменению слов по падежам. Как отмечают исследователи детской речи, особую трудность представляет усвоение формы родительного падежа существительных в единственном и во множественном числе, даже в старшем дошкольном возрасте встречаются ошибки в образовании данной грамматической формы. К 3-м годам у детей уже накоплен достаточный словарный запас, он может правильно называть предметы, отвечая на вопрос: "Что это?", "Кто это?". Дети видят особенности предметов, выделяют признаки и качества ("какой"), определяют цвет предмета, могут правильно ответить, согласовав существительное с прилагательным (глубокая тарелка, зеленое пальто, синий шарф). У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (одежда, посуда, мебель). Поэтому после предъявления картинок, на которых изображены предметы мебели, посуды, одежды, ребенка просят назвать то, что он видит, а после того как ребенок перечислит предметы, относящиеся к одной тематической группе, ему задается вопрос, например: "Шкаф, стол, стул - это...?". В младшем дошкольном возрасте работа по обучению правильному произношению всегда выделялась как ведущая. Поэтому важно выявить состояние звукопроизношения каждого ребенка. Наибольшее количество недостатков встречается в произношении 3-х групп звуков: сонорных (Р, Л), шипящих (Ж, Ш, Ч, Ц), свистящих (3, С). Эти группы звуков проверяются в первую очередь. Во 2-й младшей группе уже с первых занятий ребенка знакомят
- 126 - с термином "звук", воспитатель произносит слова с выделением того или иного звука, просит повторить детей. Со второй половины учебного года дети легко справляются с заданием типа: "Какои звук в слове "СССтул"?", "Повтори за мной слово "СССтул" или "Скажи стул, чтобы слышен был звук "с". Поэтому умение вычленить звук в слове (первый звук), повторить слово с выделением звука включены всистему проверки речевого уровня детей четвертого года жизни. ЗАДАНИЕ 1 Организация, методика проведения Первое задание, которое вводит ребенка в систему проверки -это пересказ русской народной сказки "Курочка Ряба". Пересказ осуществляется индивидуально, после того как это сказка по соответствующей методике рассказывается на занятии. Материал: небольшая мягкая игрушка - собачка черного цвета. Этот персонаж будет "участвовать" на протяжении всего обследования состояния речевого развития ребенка. Проверяющий и ребенок сидят за столом. - Вам сегодня рассказывали сказку? Как она называется? Сказка тебе понравилась? (ответ ребенка). Ответ может быть развернутым, но' проверяющий должен себе четко представлять. границы, чтобы это общение не увело ребенка от выполнения задания. Раздается: "Ав-ав-ав-", - и появляется собака. - Кто это? Посмотри, какая она грустная. Знаешь почему? Она очень любит слумать сказки, а на занятие она опоздала и не услы шала сказку. Расскажи ей (называется имя ребенка), Коля, сказку "Курочка Ряба". - Ав-ав-ав-. Да, расскажи мне, Коля, пожалуйста, сказку. Я очень люблю слушать сказки. Этот диалог собаки с ребенком необходимое условие. Апробирование данного задания показало, что если ребенок может отказаться от его выполнения в случае, если это предложение исходит от проверяющего (взрослого), то, если его "просит" об этом собачка, отказов, как правило, не бывает. Ребенок может взять игрушку в руки и рассказывать. Если же пауза слишком затягивает, то проверяющий начинает сам: "Жили-были... ", предлагая интонацией незавершенности включиться в пересказ.
- 127 - - Спасибо. Мне очень понравилась сказка ("говорит собака"). Оценка. Это задание оценивается по 3-х балльной системе. Проверяется связность речи: умение самостоятельно передать небольшое по объему художественное произведение в определенной последовательности и логике. 3 балла - получает ребенок, если он самостоятельно, соблюдая логичность и последовательность передает содержание текста. 2 балла - получает тот ребенок, который договаривает фразу, начатую проверяющим, соблюдая логичность и последовательность. Например: Жили-были Ребенок: дед и баба. Проверяющий: И была у них Ребенок: Курочка Ряба. 1 балл - ставится ребенку, если он Договаривает за проверяющим отдельные слова. Например: Жили - были дед и... Ребенок: баба. Проверяющий: И была у них Курочка Ребенок: ряба. В конце учебного года при проведении обследования можно предложить ребенку рассказать сказку по своему выбору. Но в случае затруднения проверяющий предлагает рассказать сказку "Курочка ряба". Можно изменить и оценку. Так, если ребенок сам выбирает текст для пересказа, говорит, про что он будет рассказывать (например: "я расскажу про репку, теремок и т. п.), то к оценке еще добавляется 1 балл (2+1; 3+1; 1+1). В начале учебного, года до проведения обучения большинство детей 2-й младшей группы (четвертый год жизни) получает в основном за умение передать даже знакомое литературное произведение -1 балл. 3 балла дети данного возраста за выполнение этого задания получают крайне редко. Но это не должно беспокоить и расстраивать воспитателя, так как это вполне закономерно. Но подчеркнем еще раз - до начала обучения. В конце учебного года картина должна измениться. Дети получают в основном 2 и 3 балла и крайне редко - 1 балл.
- 128 - ЗАДАНИЕ 2. Понимание значения слова "Черным" Организация, методика проведения Выполнение данного задания является продолжением диалога между проверяющим, ребенком и собакой. - Собачке понравилась твоя сказка. Ты знаешь, как ее зовут? Ее зовут ЧЕРНЫШ. Как ты думаешь, почему так назвали собаку? (ответ ребенка). После ответа проверяющий обязательно дает правильное пояснение (объяснение): - Ее назвали Черныш, потому что она черного цвета. Если вы не найдете собаку-игрушку черного цвета, то ее можно заменить. Но в этом случае ее уже будут звать "Рыжик", "Беляк" и т. п. Оценка. В этом задании проверяется умение ребенка выделить характерный признак и по этому признаку раскрыть значение слова. Оно оценивается по 3-х балльной системе. 3 балла - получает ребенок за правильный ответ: "Черныш, потому что она черная (черного цвета). 2 балла - если ребенок выделяет признак, но объясняет значение недостаточно точно: "Черныш, потому что она чумазая, грязная". 1 балл - если ребенок пытается объяснить: "Черныш, потому что она бегает". Для детей четвертого года жизни это довольно трудное задание. И в начале учебного года правильно его выполняют не все дети. Но после проведенного обучения дети должны более ясно видеть и связывать характерные признаки предмета, игрушки со значением слова. Правильных ответов должно быть значительно больше. ЗАДАНИИ 3. Понимание и правильное употребление пространственных предлогов Материал: собачка, шкаф из кукольной мебели. Организация, методика проведения Это задание также плавно вытекает из предыдущего. Для ребенка - это игра с собачкой. Понимание предлогов "в", "на", "за", "под", "около" проверяется, когда ребенку дается задание, а он его выполняет. Например, "Посади собачку за, под шкаф". Как правило, ребенок выпол-
- 129 - няет это задание молча, но в данном случае от него ничего другого и не требуется. Проверяющий фиксирует в схеме ответ ребенка: "+" - правильно выполнено задание; "-" - неправильно. В схеме можно записать и предлог-замену. Например: "Посади собачку в шкаф". А ребенок сажает игрушку на шкаф. В графе "В" пишется предлог "НА". Употребление предлогов проверяется, когда после выполнения задания, ребенок называет этот предлог, употребляет его в речи. Ответ также фиксируется в схеме. Во время выполнения этого задания ребенок может ходить по групповой комнате, заглядывать в разные места. Проверяющий обязательно комментирует его действия: "Нет, на шкафу нет собачки, куда она могла спрятаться? Да, ты ее нашел. Она сидит... " (ответ ребенка). - Черныш очень любит играть в прятки. А ты любишь? - Собака: "Давай с тобой поиграем в прятки!" Проверяющий достает шкаф. - Сначала выполни мои команды: посади собачку НА шкаф, ПОД шкаф, ЗА шкаф, В шкаф, ОКОЛО шкафа. Теперь отвернись. Ты будешь водить, Черныш спрячется, когда его найдешь, скажешь, где он сидит. Ребенок отворачивается, проверяющий прячет собачку поочередно В, ЗА, ПОД шкаф, сажает НА, ОКОЛО шкафа. - Где сидит Черныш? После каждого ответа ребенка, дается правильная грамматическая форма: "Да, Черныш сидит ЗА, ПОД шкафом", "Ты правильно сказал, что он сидит в шкафу". Собака: "Мне понравилось с тобой играть в прятки. Спасибо!" Оценка. 3 балла получает ребенок, если он правильно выполняет задание на понимание и употребление не менее трех предлогов. 2 балла, если ребенок правильно выполнил задание на понимание и употребление предлогов "в"; "на 1 балл ставится ребенку, который выполнил задание на понимание и употребление предлогов "в" или "на". Апробация данного задания показала, что 3 балла дети младшего дошкольного возраста получают очень редко даже в конце учебного года. Наибольшую трудность вызывают предлоги "за", "под", "около".
- 130 - Нужно отметить, что есть дети (их в группе будет несколько человек), которые и при проверке понимания и употребления предлогов, во всех 5-ти случаях, дают ответ с одним предлогов "В". Например: "Посади собачку под, за шкаф". Ребенок прячет ее только в шкаф. Или собачка сидит за шкафом (на шкафу), ребенок ее находит и отвечает, что она сидит в шкафу. Есть дети, которые в ответах не употребляют предлоги, а на все предъявления говорят: "Вот здесь", "Тут" или же молча показывают пальцем на собачку. ЗАДАНИЕ 4. Умение образовывать названия детенышей животных, употребление существительных в родительном падеже единственного и множественного числа Материал: картинки: кошка-котенок-котята, коза-козленок-козлята, курица-цыпленок-цыплята, собака-щенок-щенята. Организация, методика проведения Выполнение данного задания происходит за столом. Проверяющий: Сейчас я вам расскажу одну историю, которая произошла летом. Был солнечный день, и на лужок (показывает на стол) прибежала (показывает картинку, на которой изображена кошка)... (ответ ребенка). Ребенок должен назвать животное. Если он этого сделать не может, то "отвечает" собака: "Это кошка". - Ей очень понравилось гулять по лугу, и кошка позвала своего детеныша. Кто у кошки детеныш? Если ребенок не может ответить, то показывается картинка с котенком. В случае, если ребенок и после предъявления картинки не может назвать детеныша, то проверяющий называет сам или может назвать первый слог.слова: "Кооо... ". - Прибежал и котенок. Ему тоже понравилось бегать по травке". На столе уже 2 картинки: кошка, котенок. - Мама... (показ картинки, на которой изображена коза, ребенок должен назвать животное) Мама-коза позвала своего сыночка. Кто сынок у козы? (козленок). Ребенок может назвать детеныша сразу или после предъявления картинки.
- 131 - - Вышла погулять и (показ картинки, после чего ребенок называет слово) курица со своим детенышем. Кто у нее детеныш? Мама-курица, а детеныш... (цыпленок). После показа картинки она остается на столе, - Прибежала и (показ картинки, ребенок называет слово) собака, а с ней ее сынок. Кто сынок у собаки? Правильно, щенок. Все детеныши бегают по лугу, играют в прятки, но вот на небе появилась туча, и все убежали. Убежал котенок (убираются картинки кошки и котенка). Кого не стало? (котенка). И козленок убежал. Кого не стало (козленка). И цыпленок за ними. Кого не стало (цыпленка). И щенок убежал. Кого не стало? (щенка). Вот какая история случилась летом. После проведения игры ребенку предлагается образовать название детеныша (детенышей) от слов ЛИСА, УТКА (лисенок-лисята, утенок-утята) без предъявления картинки. - Кто детеныш у лисы? Кто детеныши? А у утки кто детеныш, детеныши? (у лисы лисенок, а у утки?) В конце учебного года это задание усложняется. Дети должны образовать от названия животного детенышей в единственном и во множественном числе. А также образовать форму существительного в родительном падеже множественного числа. - Был солнечный день, и на лужок прибежала... (показ картинки) кошка. Ей очень понравилось греться на солнышке, и она позвала своего детеныша. Кто у кошки детеныш? (ответ). Да, один детеныш - котенок, а много, кто детеныши у кошки? Посмотри картинку. Кто детеныши у кошки? Правильно, котята. Необходимо так задавать вопрос, чтобы ребенок назвал существительное в именительном падеже единственного и множественного числа: котенок, котята; козленок, козлята; цыпленок, цыплята; щенок, щенята. - Все детеныши бегают по лугу. играют в прятки, но вот на небе появилась тучку, и все убежали. Убежал котенок (убирается картинка), кого не стало? - Не стало котят. И т.п. Оценка. Проверяется умение ребенка самостоятельно образовать слова с суффиксами -енок, -ятя (кошка-котенок-котята); употребление существительных в родительном падеже единственного и множественного числа: котенка-котят, цыпленка-цыплят и т. д.
- 132 - 3 балла - получает тот ребенок, который самостоятельно образует название детеныша (детенышей) с помощью суффиксов -енок, -ятя. 2 балла - ставится ребенку, если он называет детеныша (детенышей) после предъявления картинки. 1 балл - получает ребенок, если он отвечает с помощью проверяющего. При оценке употребления существительных в родительном падеже единственного и множественного числа применяется 3-х балльная система: 3 балла - правильный ответ (котенка, котят). 2 балла - словотворческий ответ (котенков). 1 балл - нет ответа (или с наводящими вопросами). Апробация этого задания показала, что дети, как правило, называют животное, изображенное на картинке. Но образовать названия детеныша (детенышей) этого животного самостоятельно для многих детей трудно. Часть детей называет только после предъявления картинки. Наибольшую трудность представляют для детей младшего дошкольного возраста задания, когда нужно образовать названия детенышей от другого корня, чем взрослое животное. Например: собака - щенок, курица - цыпленок (сравните: кошка - котенок, лиса -лисенок и т. д.). Поэтому часто мы получаем ответ: "Детеныш у собаки - собаченок, детеныши - собачата". Эти задания включены в систему проверки не случайно. Мы должны показать ребенку, что существуют разные формы словообразования, чтобы, уже начиная с младшей группы детского сада, он знал о разных способах образования новых слов. ЗАДАНИЕ 5. Проверка словарного запаса и звукопроизношения Материал: картинки 1. шкаф 2. красная чашка 3. желтое платье стол блюдце синяя шапка стул тарелка зеленый шарф кровать кастрюля черное пальто Организация, методика проведения Проверяющий и ребенок сидят за столом. - Посмотри, какие у меня есть картинки. Черныш тоже любит рассматривать картинки. А ты? Хочешь я тебе их покажу? Я буду
- 133 - показывать, а ты назови, что нарисовано! Если тебе будет трудно, то Черныш поможет. (Собака "кивает" головой. В дальнейшем она может каждый раз приходить на помощь: называет предмет, обобщающее слово или цвет, произносит слово с выделением звука и т. д.). Предъявляется первый лист, на котором изображены предметы мебели. - Назови, что здесь нарисовано!. Если ребенок не называет самостоятельно, то проверяющий показывает на предмет: "Это... (шкаф), это... (стул) и т.д. - Шкаф, стол, стул, кровать... Что это? Как можно назвать одним словом? Правильно, мебель (если ребенок не называет, проверяющий говорит слово сам). Затем предъявляется 2-й лист, на котором изображены предметы посуды, 3-й лист с одеждой. Методика такая же, как и в первом случае. При назывании предметов посуды и одежды ребенок должен назвать и цвет. - Правильно, это чашка. Какого она цвета? Какая чашка? Старайтесь так задавать вопросы, чтобы ребенок употреблял существительное с прилагательным в именительном падеже: чашкА краснАЯ, шарф зеленый, платьЕ желтОЕ. Так как в этом задании одновременно проверяется и звукопро-иэношение, то ребенок должен назвать (или повторить за проверяющим) все слова: шапка - чашка - желтый стол - зеленый - синий кровать - падьто - стол и т. д. - Послушай, я тебе скажу слово "ШШШапка". Какой звук я произнесла долго? Теперь сам скажи слово "ШШапка" так, чтобы я услышала звук "ш". В конце учебного года при проверке словарного запаса детей можно спросить: "Какую мебель, одежду, посуду ты еще знаешь?" Оценка Проверяется умение детей называть предметы мебели, посуды, одежды; знание обобщающих слов и цвета: красный, желтый, черный, синий, зеленый; умение согласовывать существительное с прилагательным в роде; произношение 3-х групп звуков: Свистящих, шипящих, сонорных; умение выделять первый звук в слове, повторять - 134 - Слово с выделением звука. Словарь 3 балла - получает ребенок, если он правильно, самостоятельно называет предмет, цвет и одно обобщающее слово.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|