балла - ставится, если ребенок самостоятельно называет предмет и цвет.
⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 1 балл - ребенок называет предмет после вопроса: "Что это?" и показа картинки. Звукопроизношение 3 балла - ставился ребенку, если у него правильное произношение всех звуков в 3-х группах, Балла - то же, если в 2-х группах. Балл - в одной из 3-х групп проверяемых звуков. 3 балла - получает ребенок, если он вычленяет заданный звук в слове и правильно произносит слово с выделением звука самостоятельно. Балла - со значительной помощью проверяющего. 1 балл - повторяет звук и слово за проверяющим. Таким образом, в результате проведения обследования речевого развития детей младшего дошкольного возраста можно выделить 3 уровня: высокий, хороший, удовлетворительный: высокий уровень - ребенок получает 24 балла; Хороший уровень - 16 баллов;. Удовлетворительный - 8 баллов.
- 135 - Литература.
Ахманова 0. С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966. 2. Бахтин М. И. Эстетика словесного творчества. - И.: Искусство, 1988. Брунер Дж. Игра, мышление, речь / Перспективы // Вопросы образования. - 1987. 4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. Венгер Л. А. Педагогика способностей. - Н.: Просвещение, 1973. 8. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1972. Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова // Вопросы языкознания, 1953, N 5. Воспитание и обучение в детском саду - Н. «Педагогика, 1978. 9. Выготский Л. С Мышление и речь // Собр. соч. в 8-ти томах. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М,: АПН РСФСР, 1961. Горелов К. н. 0 некоторых особенностях речи и мышления младших дошкольников // Дошкольное воспитание, 1970, N 5.
12. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1988. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. - М., Педагогика, 1978. Дьяченко 0. М. Воображение дошкольника. М., 1986. - 96 с Жинкин Н. Ж. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. - М.: Просвещение, 1966. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С Ушаковой. - М,: Просвещение. 1993. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - К.: Просвещение, 1969. Лурия А. Р. Язык и сознание. - М.: Изд-во Нос. ун-та, 1876. 19. Наумова Т. Н. О развитии значения слова в онтогенезе речи // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики: Сб. научн. тр. / Отв. ред. А. А. Залевская - Калинин, 1983. 20. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988. 21. Психолингвистика / Под ред. А. М. Шахнаровича. М.: Прогресс,.1984. 22. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников/ Под ред. 0. С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1996. 23. Проблемы изучения речи дошкольника. Сб. научных трудов, посвященный памяти Ф. А. Сохина. - М.: РАО, 1994. 24. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду /Под ред. Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. - М.: РАО, 1987. 25. Развитие речи и речевого общения дошкольников: Сб. научн. тр. / Под ред. 0. С. Ушаковой - М.: изд. РАО, 1995. 26. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 1084. 27. Развитие речи дошкольника. Сб. научных трудов / Под ред. 0. С. Ушаковой. - М.: АПН- СССР, 1990. 28. Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. А. А. Леонтьева. - М.: изд. Моск. ун-та, 1977. 29. Сохин Ф. А. - Начальный этап овладения ребенком грамматическим строем языка. Автореф. дис... канд. пед. н. - М.,1955. 30. Сохин Ф. А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. - М., 1978.
31. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи. //Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Н. Поддьякова и Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. 32. Ушакова 0. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - К: РАО, 1994.
--------------------------------------------------------------------------------------
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.*
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Речь является средством приобретения знаний, развития всех психических функций, самовыражения и познания других, основным средством общения между учителем и учеником. Уровень развития речи существенно влияет на успешность обучения. Дети с высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднений в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем речевого развития обнаруживаются трудности в общении, обучении грамоте. Дети со средним уровнем речевого развития отличаются нестабильностью успехов в учебе.** Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи. Речевое развитие рассматривается как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, связной речи. Вопрос о диагностике речевой готовности детей к школьному обучению исключительно сложен, поскольку речь подвержена многофакторным влияниям, сложна по своей организации. Тесты, для определения общего развития устной речи до сих пор мало разработаны. Чаще всего предлагаются задания для выявления уровня развития отдельных сторон развития речи (лексика, фонетика, грамматика, связная речь), на основе выполнения которых делаются выводы об уровне речевого развития детей в целом.
В данном пособии предлагаются 2 варианта методики диагностики речевого развития детей. Первый вариант включает наблюдение за повседневным общением детей, пересказ литературного текста, задания на выявление уровня развития словаря, грамматической и звуковой сторон речи. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- * Глава 3 подготовлена доц., к.п.и. Яшиной В.И. ** Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей. //Современные модели психологии речи и психолингвистики. —М.: 1990. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Второй вариант методики представляет комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей, разработанный болгарским исследователем Ф. Г. Даек ало вой.* Апробация данного метода в некоторых 1.1'осксшских дошкольных учреждениях показала, что результатам, полученным при его помощи можно доверять. Они подтверждаются наблюдениями за речью детей, оценкой речевого развития детей воспитателем.
Вариант 1. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ. Методические указанна: Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за ах свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения; инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли. Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учетом следующих критериев:
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* Даскалова Ф.Г. Диагностика речевого развития детей дошколыного возрасти как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду. //Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. — М., Прометей, 1989.
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ. ' Методические указания: Для изучения уровня связной речи используется методика "пересказа текста". Детям предлагается прослушать незнакомые рассказ или сказку, небольшие по объему. Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям: 1. понимание текста — правильно ли ребенок формулиру- ет основную мысль; 2. структурирование текста — умение последовательно и точно построить пересказ (основывается на основе сопоставления и пересказа со структурой текста); 3. лексика — полнота использования лексики текста, замена авторских вырази тельных средств собственными; 4. грамматика — правильность построения предло- жений, умение использовать сложные предложения; 5. плавность речи — наличие или отсутствие длитель- ных пауз; 6. самостоятельность пересказа — наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения тек ста. Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста — 12 баллов. 2 балла — правильное воспроизведение; I балл — незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов — неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках. Таким образом, оценка 12 баллов соответствует высокому уровню воспронзведения текста, свыше 6 баллов — среднему уровню, меньше 6 баллов — низкому уровню.
ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ. Методические указания: Необходимо выявить способность детей быстро находить, подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.
Задание № I. Классификация понятий.* Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается одним баллом. Если наряду с верными выборами сделаны неверные, то все задания оцениваются 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.
Задание № 2. Подбор синонимов. Проводится в форме игры "скажи по-другому". Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову слово, близкое по значению. Всего предъявляются 10 слов (например: хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать). Высшая оценка 10 баллов. 1 балл — подобранное слово является синонимом названного; 0 баллов — подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного. Задание № 3. Подбор определений. Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, яблоко, лиса, девочка. (Например: платье. Какое оно? Как про него можно сказать еще? Каким оно может быть?) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла — придумано более 3 слов, семантически соответствующих названному; 1 балл — менее 3 слов; 0 баллов.— ответ отсутствует или не соответствует семантическому полю предъявляемого слова.
После выполнения всех трех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка — 50 баллов — соответствует высокому уровню; 32-49 баллов — среднему; менее 32 баллов — низкому уровню лексического развития ребенка.
ИЗУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ. Методические указания: Необходимо выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- * Задание из статьи П.Б.Михайловой: Адаптированный вариант Гейдельбергского теста речевого развития детей. //Современные модели психологии речи психолингвистики. — М., 1990. "
Задание № I. Понимание грамматических структур.* Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик. Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек. (Например: уложи миленького ребенка спать; кошка поймана мальчиком; утка убежала, прежде чем се схватила овца; собака кусает медведя, который схватил зайца; собака позволяет мальчику погладить ее и др.). Всего предлагается 10 предложений для понимания. Трудность задания различается по необходимости; использования правил применения глубинных структур в разработке стратегий, по использованию поверхностных грамматических структур и по степени обобщенности этих правил. Задания выявляют, интерпретируют ли дети предложения, исходя из предложенной в их основу грамматической конструкции, или ориентируются на последовательность названия понятий. Результаты оцениваются как верные (1 балл) и неверные (0баллов). Высшая общая оценка составляет 10 баллов. Задание № 2. Образование форм имен существительных, обозначающих детенышей животных. Материал: 10 картинок с изображением животных и их детенышей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и др.). Задания предъявляются в форме игры "Кто у кого?". Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежей (у лисы — лисята; у лисы много лисят и др.). Высшая оценка 20 баллов. Безошибочное употребление обеих форм — 2 балла; 1 балл — незначительные отклонения от нормы; 0 баллов — неверные ответы. Задание № 3. Конструирование предложений. Ребенку предлагают 3 слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы — в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов. (Например: дети, гулять, парк; аквариум, рыбка, плавать и др.). Высшая оценка 10 баллов. 2 балла — предложение сконструировано верно, все слова употреблены правильно; 1 балл — в предложении есть незначительные отклонения от правил; 0 баллов — не все слова использованы, есть нарушения правил. Результаты выполнения заданий фиксируются и подвергаются анализу. После выполнения всех трех заданий, направленных на выявление уровня грамматических навыков, подсчитывается их суммарная оценка. Высшая оценка — 50 баллов, соответствует высокому уровню; 32-49 баллов — среднему; менее 32 баллов — низкому уровню развития грамматических навыков.
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ. Методические указания к обследованию речи: Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную стандартную методику.*, Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука (з-с, ж-ш, ц-ч, б-п, д-т, г-к, л-р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка — миска, лак — рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания. Результаты обследования речи заносятся в таблицу, где знаком (+) отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыхания, знаком (-) — пропуск звуков, отсутствие их дифференциации, нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук-заместитель.
Таблица для записи результатов обследования звуковой стороны речи детей.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* См. например: М.Ф.Фомичева. "Воспитание у детей правильного произношении. М., 1981. Генннг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1980. Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. М.. 1968.
Речь детей оценивается по трехбалльной системе. Ниже приводятся примерные оценки звуковой стороны речи детей. Высший балл — 3, соответствует высокому; 2 — среднему; 1 — низкому уровню развития звуковой стороны речи детей. Примечание; В таблице приведены записи речи детей для примера.
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПРАКТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЯЗЫКА. Задания: 1. Скажи одно слово. 2. а/ Скажи один звук. б/ Сколько звуков в слове "дом"? в/ Назови звуки в этом слове. 3. а/ Скажи одно предложение. б/ Сколько слов в предложении "Дети любят играть"? в/ Назови первое слово, второе, третье. Оценка: Высшая общая оценка составляет 7 баллов. Ответы оцениваются как верные (1 балл) и неверные (0 баллов). Результаты обследования заносятся в следующую таблицу:
Оценка в 7 баллов соответствует высокому, 3-4 балла — среднему и меньше 3-х — низкому уровню осознания языковых элементов. Обработка и интерпретация результатов. Вывод об уровне речевой готовности детей к школьному обучению делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи. Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний или низкий. В случаях несовпадения учитывается преобладание определенных оценок, и вводятся промежуточные уровни: выше среднего или ниже среднего. Например, если совпадают 4 высоких уровня и 2 средних, итоговой оценкой будет — уровень выше среднего. Таким образом, при итоговой оценке ребенок может быть отнесен к одному из пяти уровней речевой готовности к школе: высокому, выше среднего, среднему, ниже среднего или низкому. Результаты обследования могут быть оформлены в итоговой таблице:
Вариант 2. КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТОВЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Ф.Г.ДАСКАЛОВА).
1 тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову.. Задача: "Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое слово — какое ты хочешь". 1 — стул 2 — мяч 3 — Иван 4 — зайчик 5 — пою 6 — красный Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т.е. адекватные слову-раздражителю ассоциации)). 2 тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных. 1 — Ребенок толкает... 2 — Девочка качает.... 3 — Зайчик хрупает... 4 — Мама стирает... 5 — Девочка поливает... Оценка: 5 верных ответов 3 тест. Подбор и активное употребление глаголов. 1—Что делает зайчик? 2 — Что делает ребенок? 3 — Что делает петух? 4 — Что делает мама? 5 — Что делает папа? Оценка: 5 верных ответов. 4 тест. Подбор и активное употребления имен прилагательных. 1 — Какое яблоко? 2 — Какая собака? 3 — Какой слон? 4 — Какие цветы? 5 — Какая зима? Оценка: 5 верных ответов. 5 тест. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слов. 1 — Как говорится о маленьком стуле? А если их много? 2 — Как говорится о маленькой собаке? А если их много? 3 — Как говорится о маленьком яблоке? А если их много? Оценка: 2 верных ответа. 6 тест. Составление предложения по одному определенному слову. 1 — мальчик 2 — кукла 3 — мишка Оценка: 2 верных ответа. 7 тест. Составление предложения по трем определенным словам. 1 — кукла, девочка, платье 2 — тетя, плита, пища 3 — дядя, грузовик, дрова Оценка: 2 верных ответа. 8 тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении — раскрытие логического вербального мышления. 1 — Он вышел, когда... 2 — Он не пошел на прогулку, потому что... 3 — Он не вышел во двор, куда... 4 — Он не взял игрушку, которая... Оценка: 3 верных ответа. 9 тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения — обнаружение чутья к грамматической правильности. Задача: "Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, т.к. в них есть ошибки. Можешь их исправить?" 1 — Он ушла на реку. 2 — Там увидел маленький рыбку. 3 — Потом бросил один камни. 4 — Из реки выпрыгнула зеленый лягушка. Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования). 10 тест. Словесное объяснение определенного действия в его последовательности. Задача: I. "Объясни мне, как из этих кубиков можно сделать домик". 2. "Объясни мне, как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь". Оценка: Полное и понятное объяснение одной из задач. 11 тест. Практическое осознание основных языковых элементов. 1 — Скажи одно слово! 2 — Скажи один звук! 3 — Скажи одно предложение! Оценка: 3 верных ответа. 12 тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания. Задача: "Хочешь, сыграем в игру "Запрещенные слова"? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употреблял при составлении предложения запрещенные слова". 1 — Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь) 2 — Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает) 3 — Какая лиса? (Запрещенные слова: Лиса, хитрая) Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложением, т.е. 2 связанных слова). Обработка и интерпретация результатов. Количественная и качественная оценка речевого развития определяется по формуле: ВРР *100 КоРР= --------------,
КВ где КоРР — коэффициент речевого развития, ВРР — возраст речевого развития, КВ — календарный (хронологический) возраст ребенка. Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, т.к. условно принимается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен б месяцам. Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до I месяца. Например, если ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 мес. 17 дней, — его календарный возраст равен 64 месяцам. Если ребенок, к примеру, правильно выполняет 10 вербальных задач, его возраст речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда, 66*100 КоРР = ---------- -=103,125=103
КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности. Определены следующие границы распределения КоРР: КоРР от 1 до 9 — значительно низкое речевое развитие; КоРР от 10 до 41 — низкое речевое развитие; КоРР от 42 до 108 — нормальное речевое развитие; КоРР от 109 до 141 — высокое речевое развитие; КоРР от 142 — значительно высокое речевое развитие; Таким образом, сопоставив количественную оценку выполнения заданий обследуемыми детьми с границами распределения КоРР, можно сделать вывод об уровне общего речевого развития детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|