Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

балла - ставится, если ребенок самостоятельно называет предмет и цвет.




1 балл - ребенок называет предмет после вопроса: "Что это?" и показа картинки.

Звукопроизношение

3 балла - ставился ребенку, если у него правильное произно­шение всех звуков в 3-х группах,

Балла - то же, если в 2-х группах.

Балл - в одной из 3-х групп проверяемых звуков.

3 балла - получает ребенок, если он вычленяет заданный звук в слове и правильно произносит слово с выделением звука самосто­ятельно.

Балла - со значительной помощью проверяющего. 1 балл - повторяет звук и слово за проверяющим.

Таким образом, в результате проведения обследования речевого развития детей младшего дошкольного возраста можно выделить 3 уровня: высокий, хороший, удовлетворительный:

высокий уровень - ребенок получает 24 балла;

Хороший уровень - 16 баллов;.

Удовлетворительный - 8 баллов.

 

 

- 135 -

Литература.

 

Ахманова 0. С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966.

2. Бахтин М. И. Эстетика словесного творчества. - И.: Ис­кусство, 1988.

Брунер Дж. Игра, мышление, речь / Перспективы // Вопросы образования. - 1987.

4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: Просвеще­ние, 1967.

Венгер Л. А. Педагогика способностей. - Н.: Просвещение, 1973.

8. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного твор­чества детей // Художественное творчество и ребенок. - М.: Педа­гогика, 1972.

Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова // Вопросы языкознания, 1953, N 5.

Воспитание и обучение в детском саду - Н. «Педагогика, 1978.

9. Выготский Л. С Мышление и речь // Собр. соч. в 8-ти то­мах. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982.

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М,: АПН РСФСР, 1961.

Горелов К. н. 0 некоторых особенностях речи и мышления младших дошкольников // Дошкольное воспитание, 1970, N 5.

12. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педа­гогика, 1988.

Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. - М., Педагогика, 1978.

Дьяченко 0. М. Воображение дошкольника. М., 1986. - 96 с

Жинкин Н. Ж. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. - М.: Просвещение, 1966.

Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С Ушаковой. - М,: Просвещение. 1993.

Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - К.: Просвещение, 1969.

Лурия А. Р. Язык и сознание. - М.: Изд-во Нос. ун-та, 1876.

19. Наумова Т. Н. О развитии значения слова в онтогенезе речи // Психолингвистические исследования в области лексики и фонети­ки: Сб. научн. тр. / Отв. ред. А. А. Залевская - Калинин, 1983.

20. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988.

21. Психолингвистика / Под ред. А. М. Шахнаровича. М.: Прог­ресс,.1984.

22. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольни­ков/ Под ред. 0. С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1996.

23. Проблемы изучения речи дошкольника. Сб. научных трудов, посвященный памяти Ф. А. Сохина. - М.: РАО, 1994.

24. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду /Под ред. Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. - М.: РАО, 1987.

25. Развитие речи и речевого общения дошкольников: Сб. на­учн. тр. / Под ред. 0. С. Ушаковой - М.: изд. РАО, 1995.

26. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 1084.

27. Развитие речи дошкольника. Сб. научных трудов / Под ред. 0. С. Ушаковой. - М.: АПН- СССР, 1990.

28. Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. А. А. Леонтьева. - М.: изд. Моск. ун-та, 1977.

29. Сохин Ф. А. - Начальный этап овладения ребенком граммати­ческим строем языка. Автореф. дис... канд. пед. н. - М.,1955.

30. Сохин Ф. А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. - М., 1978.

31. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи. //Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред.

Н. Н. Поддьякова и Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984.

32. Ушакова 0. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - К: РАО, 1994.

 

 

--------------------------------------------------------------------------------------

 

 

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ

ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.*

 

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овла­дения языком позволяет получить данные не только о речевых способ­ностях детей, но и об их целостном психическом развитии.

Речь является средством приобретения знаний, развития всех психических функций, самовыражения и познания других, основным средством общения между учителем и учеником.

Уровень развития речи существенно влияет на успешность обуче­ния. Дети с высоким уровнем развития речи, как правило, не испыты­вают затруднений в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем речевого развития обнаружива­ются трудности в общении, обучении грамоте. Дети со средним уров­нем речевого развития отличаются нестабильностью успехов в уче­бе.**

Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьно­му обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содер­жание способностей устной речи и какие компоненты самые важные

для изучения речи.

Речевое развитие рассматривается как развитие умений пони­мать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звуко­вого анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамма­тических категорий, развитие коммуникативных умений, связной ре­чи.

Вопрос о диагностике речевой готовности детей к школьному обу­чению исключительно сложен, поскольку речь подвержена многофак­торным влияниям, сложна по своей организации. Тесты, для определе­ния общего развития устной речи до сих пор мало разработаны. Чаще всего предлагаются задания для выявления уровня развития отдель­ных сторон развития речи (лексика, фонетика, грамматика, связная речь), на основе выполнения которых делаются выводы об уровне ре­чевого развития детей в целом.

В данном пособии предлагаются 2 варианта методики диагности­ки речевого развития детей. Первый вариант включает наблюдение за повседневным общением детей, пересказ литературного текста, зада­ния на выявление уровня развития словаря, грамматической и звуко­вой сторон речи.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* Глава 3 подготовлена доц., к.п.и. Яшиной В.И.

** Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей. //Современные модели психологии речи и психолингвистики. —М.: 1990.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

Второй вариант методики представляет комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей, разработанный болгар­ским исследователем Ф. Г. Даек ало вой.* Апробация данного метода в некоторых 1.1'осксшских дошкольных учреждениях показала, что ре­зультатам, полученным при его помощи можно доверять. Они под­тверждаются наблюдениями за речью детей, оценкой речевого разви­тия детей воспитателем.

 

Вариант 1.

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ.

Методические указанна:

Для изучения коммуникативных умений детей проводятся на­блюдения за ах свободным общением. В процессе наблюдения обраща­ется внимание на характер общения; инициативность, умение всту­пать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слу­шать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли.

Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учетом следующих критериев:

 

Критерии оценки коммуникативных умений детей Оценка в баллах Уровень речевой коммуни­кации
1. Ребенок активен в общении, умеет слу­шать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последова­тельно выражает свои мысли, умеет поль­зоваться формами речевого этикета.   высокий
2. Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое.   средний
3. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми я педагогом, невни­мателен, редко пользуется формами рече­вого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.   низкий

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

* Даскалова Ф.Г. Диагностика речевого развития детей дошколыного возрасти как объ­ект воздействия при обучении родному языку в детском саду. //Педагогические ус­ловия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. — М., Прометей, 1989.

 

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ. '

Методические указания:

Для изучения уровня связной речи используется методика "пере­сказа текста". Детям предлагается прослушать незнакомые рассказ или сказку, небольшие по объему.

Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям:

1. понимание текста — правильно ли ребенок формулиру-

ет основную мысль;

2. структурирование текста — умение последовательно и точно

построить пересказ (основывается на основе сопоставления и пересказа

со структурой текста);

3. лексика — полнота использования лексики

текста, замена авторских вырази­ тельных средств собственными;

4. грамматика — правильность построения предло-

жений, умение использовать слож­ные предложения;

5. плавность речи — наличие или отсутствие длитель-

ных пауз;

6. самостоятельность пересказа — наличие или отсутствие подсказок

педагога по ходу пересказа, необ­ходимость повторного чтения тек­ ста.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка восп­роизведения текста — 12 баллов. 2 балла — правильное воспроизведе­ние; I балл — незначительные отклонения от текста, отсутствие грам­матических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подска­зок; 0 баллов — неверное воспроизведение, нарушение структуры тек­ста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в под­сказках.

Таким образом, оценка 12 баллов соответствует высокому уровню воспронзведения текста, свыше 6 баллов — среднему уровню, меньше 6 баллов — низкому уровню.

 

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ.

Методические указания:

Необходимо выявить способность детей быстро находить, подби­рать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.

 

Задание № I. Классификация понятий.*

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игру­шек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятие, обозна­чающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное опреде­ление понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Напри­мер, подобрать картинки с изображением животных. В каждом зада­нии подсчитывается количество правильных выборов картинок, каж­дый верный выбор оценивается одним баллом. Если наряду с верными выборами сделаны неверные, то все задания оцениваются 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.

Задание № 2. Подбор синонимов.

Проводится в форме игры "скажи по-другому". Ребенку предлага­ется поиграть в слова и подобрать к названному слову слово, близкое по значению. Всего предъявляются 10 слов (например: хмурый, весе­лый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать). Высшая оценка 10 баллов. 1 балл — подобранное сло­во является синонимом названного; 0 баллов — подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.

Задание № 3. Подбор определений.

Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается приду­мать к названному слову как можно больше определений. Предъявля­ется 5 слов: платье, береза, яблоко, лиса, девочка. (Например: платье. Какое оно? Как про него можно сказать еще? Каким оно может быть?) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла — придумано более 3 слов, семан­тически соответствующих названному; 1 балл — менее 3 слов; 0 бал­лов.— ответ отсутствует или не соответствует семантическому полю предъявляемого слова.

 

После выполнения всех трех заданий, направленных на выявле­ние словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка — 50 баллов — соответствует высокому уровню; 32-49 баллов — среднему; менее 32 баллов — низкому уровню лексического развития ребенка.

 

ИЗУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

Методические указания:

Необходимо выявить уровень владения грамматическими конст­рукциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* Задание из статьи П.Б.Михайловой: Адаптированный вариант Гейдельбергского тес­та речевого развития детей. //Современные модели психологии речи психолинг­вистики. — М., 1990. "

 

Задание № I. Понимание грамматических структур.*

Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик. Педагог про­износит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с по­мощью игрушек. (Например: уложи миленького ребенка спать; кошка поймана мальчиком; утка убежала, прежде чем се схватила овца; со­бака кусает медведя, который схватил зайца; собака позволяет маль­чику погладить ее и др.). Всего предлагается 10 предложений для по­нимания. Трудность задания различается по необходимости; использо­вания правил применения глубинных структур в разработке страте­гий, по использованию поверхностных грамматических структур и по степени обобщенности этих правил. Задания выявляют, интерпрети­руют ли дети предложения, исходя из предложенной в их основу грам­матической конструкции, или ориентируются на последовательность названия понятий. Результаты оцениваются как верные (1 балл) и не­верные (0баллов). Высшая общая оценка составляет 10 баллов.

Задание № 2. Образование форм имен существительных, обоз­начающих детенышей животных.

Материал: 10 картинок с изображением животных и их детены­шей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и др.). Задания предъявляются в форме игры "Кто у кого?". Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа име­нительного и родительного падежей (у лисы — лисята; у лисы много лисят и др.). Высшая оценка 20 баллов. Безошибочное употребление обеих форм — 2 балла; 1 балл — незначительные отклонения от нор­мы; 0 баллов — неверные ответы.

Задание № 3. Конструирование предложений.

Ребенку предлагают 3 слова (имена существительные в имени­тельном падеже, глаголы — в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов. (Например: де­ти, гулять, парк; аквариум, рыбка, плавать и др.). Высшая оценка 10 баллов. 2 балла — предложение сконструировано верно, все слова употреблены правильно; 1 балл — в предложении есть незначитель­ные отклонения от правил; 0 баллов — не все слова использованы, есть нарушения правил.

Результаты выполнения заданий фиксируются и подвергаются анализу. После выполнения всех трех заданий, направленных на вы­явление уровня грамматических навыков, подсчитывается их суммар­ная оценка. Высшая оценка — 50 баллов, соответствует высокому уровню; 32-49 баллов — среднему; менее 32 баллов — низкому уров­ню развития грамматических навыков.

 

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕ­ТЕЙ.

Методические указания к обследованию речи:

Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную стандартную методику.*,

Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдель­ных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях.

Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предла­гаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференциру­емых звука (з-с, ж-ш, ц-ч, б-п, д-т, г-к, л-р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка — миска, лак — рак).

При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произноше­ния, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.

Результаты обследования речи заносятся в таблицу, где знаком (+) отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыхания, знаком (-) — пропуск зву­ков, отсутствие их дифференциации, нарушения в регулировании тем­па речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук-заместитель.

 

Таблица для записи результатов обследования звуковой стороны

речи детей.

 

 

 

Фамилия. имя ' ребенка возраст звуко- произно- шение особен­ности темпа речи, речевого дыхания дифференциации звуков оценки речи в биллих
с ш а ж и ч с щ п б т д к г л р
1. Архипов Дима 6 лет, 2м. + + + + + + + + + + 3 балла
2. Иванов Саша б лет, 2 м. ш, ж, ш -нечетко быстрый темп, говорит на вдохе                 1 балл
3. Моисеева, Наташа 6 лет, 3 м. "р" заме­няет на "л" + + + + + + + + 2 балла

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

* См. например: М.Ф.Фомичева. "Воспитание у детей правильного произношении. М., 1981.

Генннг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1980. Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. М.. 1968.

 

Речь детей оценивается по трехбалльной системе. Ниже приво­дятся примерные оценки звуковой стороны речи детей. Высший балл — 3, соответствует высокому; 2 — среднему; 1 — низкому уровню развития звуковой стороны речи детей.

Примечание; В таблице приведены записи речи детей для примера.

 

Критерий оценки звуковой стороны речи Баллы Уровень развития звуковой стороны речи
1. Правильное, отчётливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.     Высокий
2. Неустойчивость и недостаточная чёткость произношения и дифференциации звуков.   Средний
3. Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Неумение регулировать темпы речи и дыхания.   Низкий

 

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПРАКТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЭЛЕ­МЕНТОВ ЯЗЫКА.

Задания:

1. Скажи одно слово.

2. а/ Скажи один звук.

б/ Сколько звуков в слове "дом"? в/ Назови звуки в этом слове.

3. а/ Скажи одно предложение.

б/ Сколько слов в предложении "Дети любят играть"? в/ Назови первое слово, второе, третье.

Оценка: Высшая общая оценка составляет 7 баллов. Ответы оце­ниваются как верные (1 балл) и неверные (0 баллов).

Результаты обследования заносятся в следующую таблицу:

Фамилия, имя ребёнка Количественная оценка в баллах Общая оценка
Выделение слова Фонемный анализ Анализ предложений
           

 

 

Оценка в 7 баллов соответствует высокому, 3-4 балла — среднему и меньше 3-х — низкому уровню осознания языковых элементов.

Обработка и интерпретация результатов.

Вывод об уровне речевой готовности детей к школьному обуче­нию делается на основе суммарной оценки развития всех обследован­ных сторон речи.

Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний или низкий. В случаях несовпадения учитывается преобладание определенных оценок, и вво­дятся промежуточные уровни: выше среднего или ниже среднего.

Например, если совпадают 4 высоких уровня и 2 средних, итого­вой оценкой будет — уровень выше среднего.

Таким образом, при итоговой оценке ребенок может быть отнесен к одному из пяти уровней речевой готовности к школе: высокому, вы­ше среднего, среднему, ниже среднего или низкому.

Результаты обследования могут быть оформлены в итоговой таб­лице:

 

 

 

 

Фамилия, ими ребенка Возраст Уровни развития Уровень речевой готовно­сти к школе
речевая комму­ника­ция связная речь словаре грамма­тика произ­ноше­ние прак-тич. осозна­ние языка
                 

 

 

Вариант 2.

КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТОВЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ РЕ­ЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Ф.Г.ДАСКАЛОВА).

 

1 тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову..

Задача: "Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно сло­во, а ты скажешь мне другое слово — какое ты хочешь".

1 — стул

2 — мяч

3 — Иван

4 — зайчик

5 — пою

6 — красный

Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т.е. адекватные слову-раздражителю ассоциации)).

2 тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных.

1 — Ребенок толкает...

2 — Девочка качает....

3 — Зайчик хрупает...

4 — Мама стирает...

5 — Девочка поливает... Оценка: 5 верных ответов

3 тест. Подбор и активное употребление глаголов. 1—Что делает зайчик?

2 — Что делает ребенок?

3 — Что делает петух?

4 — Что делает мама?

5 — Что делает папа? Оценка: 5 верных ответов.

4 тест. Подбор и активное употребления имен прилагательных.

1 — Какое яблоко?

2 — Какая собака?

3 — Какой слон?

4 — Какие цветы?

5 — Какая зима? Оценка: 5 верных ответов.

5 тест. Практическое приложение грамматических (морфологи­ческих) правил изменения слов.

1 — Как говорится о маленьком стуле? А если их много?

2 — Как говорится о маленькой собаке? А если их много?

3 — Как говорится о маленьком яблоке? А если их много? Оценка: 2 верных ответа.

6 тест. Составление предложения по одному определенному сло­ву.

1 — мальчик

2 — кукла

3 — мишка

Оценка: 2 верных ответа.

7 тест. Составление предложения по трем определенным словам.

1 — кукла, девочка, платье

2 — тетя, плита, пища

3 — дядя, грузовик, дрова Оценка: 2 верных ответа.

8 тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложно­подчиненном предложении — раскрытие логического вербального мышления.

1 — Он вышел, когда...

2 — Он не пошел на прогулку, потому что...

3 — Он не вышел во двор, куда...

4 — Он не взял игрушку, которая... Оценка: 3 верных ответа.

9 тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посред­ством переконструирования предложения — обнаружение чутья к грамматической правильности.

Задача: "Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, т.к. в них есть ошибки. Можешь их исправить?"

1 — Он ушла на реку.

2 — Там увидел маленький рыбку.

3 — Потом бросил один камни.

4 — Из реки выпрыгнула зеленый лягушка.

Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).

10 тест. Словесное объяснение определенного действия в его последовательности.

Задача: I. "Объясни мне, как из этих кубиков можно сделать до­мик".

2. "Объясни мне, как играть в прятки или в игру, которую ты зна­ешь и любишь".

Оценка: Полное и понятное объяснение одной из задач.

11 тест. Практическое осознание основных языковых элементов.

1 — Скажи одно слово!

2 — Скажи один звук!

3 — Скажи одно предложение! Оценка: 3 верных ответа.

12 тест. Произвольное и сознательное построение устного выска­зывания.

Задача: "Хочешь, сыграем в игру "Запрещенные слова"? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употреблял при составлении предложения запрещенные слова".

1 — Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь)

2 — Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает)

3 — Какая лиса? (Запрещенные слова: Лиса, хитрая)

Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложением, т.е. 2 связанных слова).

Обработка и интерпретация результатов.

Количественная и качественная оценка речевого развития опре­деляется по формуле:

ВРР *100

КоРР= --------------,

 

КВ

где КоРР — коэффициент речевого развития, ВРР — возраст ре­чевого развития, КВ — календарный (хронологический) возраст ре­бенка.

Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, т.к. условно принимается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен б меся­цам.

Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем оста­ток больше 15 дней округляется до I месяца. Например, если ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 мес. 17 дней, — его кален­дарный возраст равен 64 месяцам.

Если ребенок, к примеру, правильно выполняет 10 вербальных задач, его возраст речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда,

66*100

КоРР = ---------- -=103,125=103

 

КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности.

Определены следующие границы распределения КоРР:

КоРР от 1 до 9 — значительно низкое речевое развитие;

КоРР от 10 до 41 — низкое речевое развитие;

КоРР от 42 до 108 — нормальное речевое развитие;

КоРР от 109 до 141 — высокое речевое развитие;

КоРР от 142 — значительно высокое речевое развитие;

Таким образом, сопоставив количественную оценку выполнения заданий обследуемыми детьми с границами распределения КоРР, мож­но сделать вывод об уровне общего речевого развития детей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...