Путешествие в осень
Задачи: – закреплять знания об осенних явлениях природы, деятельности человека осенью; – развивать память, воображение, ориентировку в пространстве, песенные умения, двигательные навыки, пантомимическую и речевую выразительность, чувство ритма; – формировать интерес к природным явлениям, совместным играм.
* * *
Воспитатель загадывает загадку об осени, чтобы дети догадались, в какое время года отправятся в путешествие.
Плащ золотистый она надевает, Теплое лето она провожает, Птиц отправляет в дальние страны, Нам оставляет дожди и туманы.
(Осень. ) Воспитатель просит напомнить, какие три периода осени выделяют. Предлагает отправиться в раннюю осень, в бабье лето, где еще сохраняется тепло. Используется любая знакомая детям песня: «Осень, милая, шурши» (муз. М. Еремеевой, сл. С. Еремеева), «Антошка» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина), «Марш друзей» (муз. И. Григорьева, сл. Н. Авдеенко) и др. Дети натыкаются на воображаемую паутину, которую паучок развесил на ветвях дерева. Воспитатель предлагает рассказать о паучке, который согрелся под теплым солнцем бабьего лета и начал усердно плести паутину и натягивать ее везде, где только можно. Используется стихотворение «Паучок-ткач».
Сетку паучок плетет, – Дети пальцами изображают решетку. Словно ткач проворный. – Руками имитируют работу на ткацком станке. Нитку липкую по кругу – В воздухе пальцем очерчивают круг. Намотал задорно, – Делают диагональные движения рукой. А потом ее пустил, – Ладони выставляют перед собой, пальцы растопыривают и сцепляют в «замок». Чтоб круги связались, И на липкой паутине Мухи все остались.
Вывел нитку, натянул – Указательным пальцем проводят горизонтальную линию. И засел в засаде. – Приседают, руку козырьком приставляют ко лбу. Только мухи не летят – Отрицательно качают головой. Паучку досадно! – Машут с досадой рукой.
Воспитатель напоминает, что ранней осенью в садах и на огородах собирают последний урожай.
Осенние заготовки Сколько вкусных овощей Заготовили для щей, Для закваски и солений, Для солянки и борщей. Для приправы овощной, Пасты вкусной и густой, Кетчупа, аджики острой, Овощных салатов пестрых!
Будем овощи варить. Жарить, парить и тушить. Резать, теркой натирать И в духовке запекать. На зиму мариновать. Маринадом заливать. Будем квасить и солить, № морозить, и сушить.
Не страшна теперь зима. В гости к нам придет она.
Воспитатель предлагает отпраздновать сбор урожая, поводить хоровод под песню «Урожайная» (муз. и cл. А. Филиппенко). Из ранней дети попадают в золотую осень. Воспитатель просит напомнить признаки золотой осени. Предлагает детям стать вместе с осенью художниками, как в стихотворении «Художник-осень», разукрасить все растения.
Осень достала кисти и краски И начала рисовать. Желтым раскрасила листья березки — Золотом будет сиять.
Красным мазнула по пальцам кленовым, И, капнув черным в огонь, Листьям осинки багрянца плеснула, Их перебив разговор.
Краски смешав, поспешила к рябине, К вязу толстенному, дубу столетнему. Только, немного оставив от лета, Зелени тополю столь неприметному.
А все остатки на клумбы махнула — От хризантем зарябило в глазах! Столько в природе всего натворила, Что затеряться решила в полях.
Серая краска осталась в кармане, Прямо на поле она разлилась. Травка пожухла и высохла сразу. В поле картина не удалась.
Дети имитируют раскрашивание листьев деревьев и кустарников, рассказывают, какой краской они это делают.
Воспитатель спрашивает, что происходит с листьями деревьев и кустарников осенью? Как называется это явление? Предлагает превратиться в осенние листочки, показать листопад под стихотворение «Листопад».
Листопад, листопад — Листья по ветру летят. В вальсе кружат над землей И любуются собой. Платьем хвалятся своим — Желтым, красным, золотым. Солнцу подставляют щечки Все осенние листочки. На земле ковром лежат, Нас порадовать хотят.
Дети выполняют движения по содержанию стихотворения. (Можно провести пластический этюд «Я – кленовый листочек». ) Воспитатель спрашивает, какое явление неживой природы осенью наиболее часто встречается? Предлагает детям показать, какой дождь бывает осенью. Используется стихотворение «Такой разный дождь».
Рассердилась туча злая, – Дети стучат кулаком о кулак. И закапал мелкий дождь. – Ритмично постукивают указательным пальцем одной руки о ладонь другой. Капля падает за каплей. – Ритмично щелкают пальцами. Сколько набежало слез! – Собирают воображаемые слезы. Дождь сильнее стал, и ветер Сделал вдруг его косым. – Двигают ребром ладони вниз по диагонали. Вправо капли, влево капли, – Движение ребрами ладоней диагонально в разные стороны. Словно всех косой косил. – Имитируют движение косой. Ливень туча посылает, – Резко выставляют руку вперед. И стеной вода течет. – Двигают ладонями с сомкнутыми пальцами сверху вниз. Где бы спрятаться от ливня? – Пожимают плечами, смотрят по сторонам. Зонтик нас раскрытый ждет. – Поднимают руки вверх, изображают зонт.
Дети отправляются в позднюю осень. Воспитатель спрашивает, что происходит с птицами осенью? Предлагает поиграть в подвижные игры (по выбору): «Гуси-лебеди», «Лягушка и цапли» и др. Просит изобразить отлетающих на юг водоплавающих птиц. Дети имитируют отлет журавлей, гусей, уток, лебедей, подражают их голосу. Воспитатель читает стихотворение «Осень», а дети показывают эмоциональное состояние осени.
Осень хмурится, осень сердится И печалится, слезы льет. Вдруг вся в золото приоденется, Паутинки быстро наткет.
Пригласит к себе всех художников И закажет дивный ковер. Будет радостно и отчаянно Разжигать прощальный костер.
Загрустит потом, запечалится, Лист последний с ветки смахнет, Лужи утром все заморозит, Снегом первым в зиму уйдет.
Воспитатель напоминает о животных, которые готовятся осенью к зиме. Спрашивает, как это происходит? Предлагает превратиться в разных животных и сделать запасы на зиму. Проводится эстафета «Кто быстрее перенесет или соберет». В заключение дети прощаются с осенью, обмениваются впечатлениями о путешествии, планируют новые путешествия.
Осень, осень, до свиданья! Кинь нам листик на прощанье, Листопадом прошурши. Любят тебя малыши!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|