Основные концепции экономического поведения фирмы. Социально-этический маркетинг. Области применения маркетинга.
ОТВЕТ ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ. СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ. Классификация маркетинговых концепций: Производственная (1860-1920): Цель реализации концепции: Совершенствование производства, рост продаж и максимизация прибыли. Инструментарий реализации: Управление себестоимостью продукции, производительностью компании. Товарная (1920-1930): Цель реализации концепции: Совершенствование потребительских свойств товара. Инструментарий реализации: Товарная политика. Сбытовая (1930-1960): Цель реализации концепции: Интенсификация сбыта товаров за счет маркетинговых усилий по продвижению и продаже товаров. Инструментарий реализации: Сбытовая политика. Традиционная (потребительская) 1960-1980: Цель реализации концепции: Организация м.деятельности, направленной на удовлетворение потребностей целевого рынка. Инструментарий реализации: Модель 4 Р. Социально-этическая 1980-1995: Цель реализации концепции: Удовлетворение потребностей целевых рынков с учетом долгосрочных интересов общества. Инструментарий реализации: Модель 4 Р в рамках социальной ответственности. Взаимоотношений с 1995 г. по н.в: Цель реализации концепции: Установление долгосрочных взаимовыгодных отношений с потребителями и партнерами. Инструментарий реализации: Модель 4 Р с акцентом на индивидуализацию. Маркетинг- рыночно ориентированное управление, направленное на достижение целей организации посредством более эффективного, чем у конкурентов, удовлетворения потребностей клиентов. Маркетинг- такая философия управления, когда решение проблем потребителей путем эффективного удовлетворения их потребностей ведет к успеху организации и приносит пользу обществу.
Ф. Котлер: «Концепция маркетинга заключается в том, что ключом к достижению целей организации является определение потребностей и желаний целевых рынков и более эффективное, чем у конкурентов, удовлетворение этих потребностей». «Менеджеры! Изменитесь или умрите!» С оциально-этический маркетинг (социально-этичный маркетинг, социальный маркетинг) – это комплексное взаимодействие коммерческой фирмы, работающей на рынке, с клиентами, контрагентами, различными общественными институтами, основанное на признании решающей роли социальной ответственности фирмы. Включение социально-этического маркетинга в политику компании сулит за собой массу преимуществ. В частности, это улучшение имиджа и авторитета компании, формирование позитивного восприятия бренда, увеличение количества клиентов, моральное стимулирование сотрудников, возможность социального влияния. Ключевые положения современного маркетинга: -знание рынка, приспособление к рынку, воздействие на рынок; -координация основных производственных, финансовых, сбытовых и пр.действий с точки зрения потребителя («Компания не может обеспечить вас работой, на это способны только покупатели») -производство товаров, имеющих высокую вероятность покупки на целевом рынке («Если ты не думаешь о покупателе, ты вообще не думаешь») -нацеленность на четко выраженный коммерческий результат (овладение намеченной долей рынка, увеличение прибыли в долгосрочном периоде и пр.) («Думайте о потребителе, прибыль придет сама»). Для применения и активного использования маркетинга требуются определенные условия: -существование насыщенного рынка товаров и услуг (рынок покупателя); -острая конкурентная борьба предприятий за клиента; -наличие рыночных отношений, т.е. возможности выбирать рынки сбыта, деловых партнеров, определять цены, объемы деятельности и т.д.
+ Области применения маркетинга: - Коммерческие фирмы, бизнес; - Некоммерческие организации – учебные заведения, клиники, библиотеки, музеи, благотворительные фонды, экологические организации; - Региональные органы управления (маркетинг территорий); -Политика (политический маркетинг) - предвыборные компании – продвижение идей, мнений, взглядов – партии, массовые движения; -Шоу-бизнес, м. звезд; -Само-маркетинг (м. отдельных лиц) – для поиска работы, карьерного роста, повышения оценки работодателем и самооценки.
+ то что нашли В настоящее время в экономической науке отсутствует строгая классификация видов экономического поведения. Это объясняется следующими причинами: разнообразием макро- и микроподходов при анализе явлений и уровней экономической жизни общества, их многомерностью и структурной сложностью, наличием множества теорий в рамках тех или иных экономических концепций. Можно выделить основные виды экономического поведения, реализуемые в разных фазах воспроизводственного цикла: производственное, обменное, распределительное и потребительское. Разумеется, данная схема весьма условна, так как названные виды поведения не проявляются в чистом виде. Как правило, те или иные субъекты, включенные в воспроизводственный цикл, полифункциональны: одновременно участвуют в производстве экономических ценностей, обмениваются ими, накапливают, потребляют и т.п. Принципы экономического поведения Экономическая теория обнаруживает некоторые общие базовые принципы в поведении предприятий, в системе принятия ими деловых решений независимо от их размеров, формы собственности, положения на рынке, характера производимой ими продукции или услуги. Независимо от конкретных особенностей делового предприятия, оно сталкивается с ограниченными ресурсами и потому вынуждено отыскивать наиболее эффективные способы их использования. Другое предположение относительно деятельности предприятия касается рациональности производителя. Так же как и в теории потребительского выбора, предполагается, что фирма (предприниматель) действует рационально. Предположение о рациональности производителя – важное допущение.
Оно означает, что производитель, преследуя свою цель – получение максимума полезного эффекта от своей деятельности – не совершает экономически невыгодных для себя действий. А поскольку полезный эффект выражается в размере прибыли, целью фирмы является максимизация прибыли. Помимо базовых принципов в поведении, предприятия должны руководствоваться в своих действиях некими обязательными принципами, а именно принципом социальной ответственности и принципом социальной этичности. Принцип социальной ответственности, традиционно понимаемый как необходимость оказания помощи тем, кто по объективным причинам оказался в затруднительном положении, для фирмы означает не только благотворительность, но и ответственность перед обществом за рабочие места, за сохранение отечественного производства. Принцип социальной этичности означает как минимум ненанесение ущерба окружающей среде, а также здоровью не только потребителей продукции, услуг и работ предприятия, но и других членов общества. Если проанализируем поведение многих предприятий с точки зрения соответствия их поведения должным принципам, то увидим, что оно этим принципам во многом не отвечает. Налицо противоречие между реально действующими принципами поведения и должными, социально желательными и ожидаемыми принципами. Это противоречие, хотя и относится, полагаем, к неразрешимым, всё же должно стать предметом государственного рассмотрения. Выбор фирмами типов и форм экономического поведения зависит от их финансовых возможностей, временных ресурсов, положения на соответствующем рынке товаров (услуг) и других факторов. При этом многое определяется наличием у фирмы конкретных конкурентных преимуществ, ее умением вести конкурентную борьбу, зрелостью государственного регулирования социально-экономических процессов на конкретной территории. Факторы экономического поведения Факторы экономического поведения делятся на внутренние и внешние. К внутренним факторам поведения фирмы относятся:
– наличие издержек (связанное с их ростом и со стремлением фирм к их минимизации); – обладание различными типами активов; – отраслевая принадлежность фирмы; – производительность труда; – размер фирмы; – форма собственности; – цели и интересы фирмы (ее сотрудников); – возникновение конфликтных ситуаций на уровне фирмы и оппортунистическое поведение ее сотрудников; – асимметрия информации Многообразный спектр внешних факторов (ограничений) можно классифицировать по ряду признаков. Так, по характеру происхождения (места формирования фактора в социально-экономической среде) определяются макроэкономические, отраслевые, микроэкономические (отражающие влияние других хозяйствующих субъектов на экономическую деятельность фирмы). По способу воздействия выделяются: – сетевые (проявляющиеся через партнерские связи, обязательства фирмы); – социальные (обусловленные групповым поведением, например, акционеров, банкиров, органов власти и т.д., то есть всех тех, кто заинтересован в деятельности фирмы); – средовые (характеризующиеся социально-экономическим положением в стране, то есть внешней экономической средой функционирования экономики в целом). Наибольший вес среди вышеперечисленных факторов имеют средовые факторы, характеризующие выделение конкурентных, монопольных или олигополистических условий хозяйствования. Среди всей совокупности внешних факторов наибольшее значение приобретают макроэкономические, связанные с воздействием государственного регулирования на экономическое поведение фирмы. В целом макроэкономическая политика должна способствовать формированию определенных предпосылок, условий для успешного развития отечественного производства, отраслей, промышленного комплекса путем выработки и осуществления бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, инвестиционной и инновационной, промышленной политики. Миссия и экономические знания Современной особенностью экономического поведения фирм является то, что актуальными стали следующие внутренние и внешние факторы. 1. Миссия (смысл жизнедеятельности) предприятия, которая определяет угол зрения фирмы на текущую ситуацию и прогноз ее развития, управляет формированием целей и стратегиями их достижения. Во многом миссия определяется внешней средой и сознанием, которое транслирует, фильтрует, преобразует внешнюю информацию и синтезирует ее с собственным опытом. 2. Экономические знания агентов фирмы, которые являются регулятором экономического поведения фирмы и ориентируют их на те или иные формы экономической активности.
Экономические знания могут включать: – знание специфики проявления основных экономических законов в рыночной сфере, конкретных зависимостей технологического развития фирмы от факторов внешней среды и закономерностей ее внутреннего развития; – умение самостоятельно принимать решения, распределяя все виды ресурсов, потребные для производства того или иного товара или услуги, предвидеть последствия принятых решений; – навыки так решать профессиональные задачи, чтобы сформировалась модель предполагаемой совокупности действий, обеспечивающая оптимальные результаты. Фактор ожидания и фактор времени 3. Фактор ожидания, сопряженный с неопределенностью и риском. Любая появившаяся фирма сталкивается с многочисленными ожиданиями со стороны самых разнообразных экономических субъектов. Она связывает свои ожидания с внешним объектом и является одновременно адресатом его ожиданий. Внутренние и внешние ожидания влияют на экономическое поведение фирмы. В стратегическом плане возникают, таким образом, два аспекта ожиданий. Первый отражает ожидания агентов и направлен на фирму и внутрь ее, а второй нацелен на ожидания фирмы от соответствующих субъектов (поставщики, покупатели, научно-исследовательские организации и т. д.). 4. Фактор времени, взаимосвязанный с фактором ожидания. Анализу фактора времени придавал большое значение К. Эрроу, исследуя взаимосвязь информации и экономического поведения. Важная особенность данного фактора заключается в том, что решения, зависящие от фактора времени, обладают неопределенностью. Социальную модель в широком смысле следует рассматривать как комбинацию концепций, взглядов, ценностей, моделей поведения, которые формируют определенное восприятие действительности всеми членами сообщества и служат фундаментом для его организации. Описание модели развития общества близко к понятию корпоративной культуры,определяющей содержание деятельности предприятия. Она включает в себя совокупность идей, ценностей, норм и принципов поведения, которыми руководствуются сотрудники предприятия. Концепция корпоративной культуры преимущественно ориентирована на модель поведения предприятия. Модель существования и развития сообщества направлена на целостное восприятие действительности и имеет по отношению к проблемам существования и развития предприятия преимущественное значение. Задача руководителей предприятий, стоящих на позициях социально-этического маркетинга, состоит в том, чтобы постоянно ориентировать корпоративную культуру на учет новых ценностей, новой зарождающейся модели сообщества. Неудержимое стремление многих предприятий к неограниченному росту до сих пор является главной движущей силой экономической политики, но и одновременно причиной надвигающейся глобальной катастрофы сообщества из-за накопления оружия массового уничтожения, разрушения среды обитания, истощения природных ресурсов и других реальных угроз для существования цивилизации. Возникает необходимость исключения принципа неограниченного экономического роста, который понимается прежде всего в таких чисто количественных терминах, как максимизация прибыли и увеличение ВНП. Качественно оценить полезность экономического роста можно лишь разработав критерии его приемлемости. Многие ученые на Западе и в России все чаще склоняются к мысли, что в качестве главного критерия следует использовать равновесие, которое, однако, не означает полного отказа от любого роста или развития. Такое равновесие можно определить как состояние общества, при котором удовлетворение сегодняшних нормальных здоровых потребностей не уменьшает шансов будущих поколений на достойную жизнь. Экономический рост будет считаться допустимым только в тех случаях, когда он поддерживает или обогащает внутренние и внешние связи системы, в том числе и системы предприятия как основной хозяйствующей единицы. Для того, чтобы защита окружающей среды стала одной из значимых целей управления маркетингом на предприятии, необходимо расширить и обогатить новыми подходами концепцию управления маркетингом. Даже в самом современном выражении маркетинг имеет исключительно экономические цели и стремится к балансу экономических интересов потребителя и товаропроизводителя. Однако растущая взаимозависимость экономических и социальных процессов, в конечном счете, привела к тому, что в маркетинг постепенно включались серьезные социальные задачи — обеспечение занятости, гуманизация условий труда, постоянная подготовка и переподготовка управляющих, технического персонала и производственных рабочих, расширение участия членов коллектива в управлении предприятием. Экологически осознанный маркетинг сегодня характерен для наиболее дальновидных предпринимателей. Мощным толчком для предпринимателей в сторону усиления природоохранных мероприятий послужило появление организационно оформленного массового движения за охрану окружающей среды. Это организованное движение обеспокоенных граждан, партий зеленых и ряда государственных учреждений и институтов, направленное на улучшение среды обитания человека, животного и растительного мира, на бережное отношение к природе в самом широком смысле.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|