Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные концепции экономического поведения фирмы. Социально-этический маркетинг. Области применения маркетинга.




ОТВЕТ

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ. СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ.

Классификация маркетинговых концепций:

Производственная (1860-1920):

Цель реализации концепции: Совершенствование производства, рост продаж и максимизация прибыли.

Инструментарий реализации: Управление себестоимостью продукции, производительностью компании.

Товарная (1920-1930):

Цель реализации концепции: Совершенствование потребительских свойств товара.

Инструментарий реализации: Товарная политика.

Сбытовая (1930-1960):

Цель реализации концепции: Интенсификация сбыта товаров за счет маркетинговых усилий по продвижению и продаже товаров.

Инструментарий реализации: Сбытовая политика.

Традиционная (потребительская) 1960-1980:

Цель реализации концепции: Организация м.деятельности, направленной на удовлетворение потребностей целевого рынка.

Инструментарий реализации: Модель 4 Р.

Социально-этическая 1980-1995:

Цель реализации концепции: Удовлетворение потребностей целевых рынков с учетом долгосрочных интересов общества.

Инструментарий реализации: Модель 4 Р в рамках социальной ответственности.

Взаимоотношений с 1995 г. по н.в:

Цель реализации концепции: Установление долгосрочных взаимовыгодных отношений с потребителями и партнерами.

Инструментарий реализации: Модель 4 Р с акцентом на индивидуализацию.

Маркетинг- рыночно ориентированное управление, направленное на достижение целей организации посредством более эффективного, чем у конкурентов, удовлетворения потребностей клиентов.

Маркетинг- такая философия управления, когда решение проблем потребителей путем эффективного удовлетворения их потребностей ведет к успеху организации и приносит пользу обществу.

Ф. Котлер: «Концепция маркетинга заключается в том, что ключом к достижению целей организации является определение потребностей и желаний целевых рынков и более эффективное, чем у конкурентов, удовлетворение этих потребностей».

«Менеджеры! Изменитесь или умрите!»

С

оциально-этический маркетинг (социально-этичный маркетинг, социальный маркетинг) – это комплексное взаимодействие коммерческой фирмы, работающей на рынке, с клиентами, контрагентами, различными общественными институтами, основанное на признании решающей роли социальной ответственности фирмы.

Включение социально-этического маркетинга в политику компании сулит за собой массу преимуществ. В частности, это улучшение имиджа и авторитета компании, формирование позитивного восприятия бренда, увеличение количества клиентов, моральное стимулирование сотрудников, возможность социального влияния.

Ключевые положения современного маркетинга:

-знание рынка, приспособление к рынку, воздействие на рынок;

-координация основных производственных, финансовых, сбытовых и пр.действий с точки зрения потребителя

(«Компания не может обеспечить вас работой, на это способны только покупатели»)

-производство товаров, имеющих высокую вероятность покупки на целевом рынке

(«Если ты не думаешь о покупателе, ты вообще не думаешь»)

-нацеленность на четко выраженный коммерческий результат (овладение намеченной долей рынка, увеличение прибыли в долгосрочном периоде и пр.)

(«Думайте о потребителе, прибыль придет сама»).

Для применения и активного использования маркетинга требуются определенные условия:

-существование насыщенного рынка товаров и услуг (рынок покупателя);

-острая конкурентная борьба предприятий за клиента;

-наличие рыночных отношений, т.е. возможности выбирать рынки сбыта, деловых партнеров, определять цены, объемы деятельности и т.д.

+

Области применения маркетинга:

- Коммерческие фирмы, бизнес;

- Некоммерческие организации – учебные заведения, клиники, библиотеки, музеи, благотворительные фонды, экологические организации;

- Региональные органы управления (маркетинг территорий);

-Политика (политический маркетинг) - предвыборные компании – продвижение идей, мнений, взглядов – партии, массовые движения;

-Шоу-бизнес, м. звезд;

-Само-маркетинг (м. отдельных лиц) – для поиска работы, карьерного роста, повышения оценки работодателем и самооценки.

 

+ то что нашли

В настоящее время в экономической науке отсутствует строгая классификация видов экономического поведения. Это объясняется следующими причинами: разнообразием макро- и микроподходов при анализе явлений и уровней экономической жизни общества, их многомерностью и структурной сложностью, наличием множества теорий в рамках тех или иных экономических концепций.

Можно выделить основные виды экономического поведения, реализуемые в разных фазах воспроизводственного цикла: производственное, обменное, распределительное и потребительское. Разумеется, данная схема весьма условна, так как названные виды поведения не проявляются в чистом виде. Как правило, те или иные субъекты, включенные в воспроизводственный цикл, полифункциональны: одновременно участвуют в производстве экономических ценностей, обмениваются ими, накапливают, потребляют и т.п.

Принципы экономического поведения

Экономическая теория обнаруживает некоторые общие базовые принципы в поведении предприятий, в системе принятия ими деловых решений независимо от их размеров, формы собственности, положения на рынке, характера производимой ими продукции или услуги.

Независимо от конкретных особенностей делового предприятия, оно сталкивается с ограниченными ресурсами и потому вынуждено отыскивать наиболее эффективные способы их использования. Другое предположение относительно деятельности предприятия касается рациональности производителя. Так же как и в теории потребительского выбора, предполагается, что фирма (предприниматель) действует рационально.

Предположение о рациональности производителя – важное допущение.

Оно означает, что производитель, преследуя свою цель – получение максимума полезного эффекта от своей деятельности – не совершает экономически невыгодных для себя действий. А поскольку полезный эффект выражается в размере прибыли, целью фирмы является максимизация прибыли.

Помимо базовых принципов в поведении, предприятия должны руководствоваться в своих действиях некими обязательными принципами, а именно принципом социальной ответственности и принципом социальной этичности.

Принцип социальной ответственности, традиционно понимаемый как необходимость оказания помощи тем, кто по объективным причинам оказался в затруднительном положении, для фирмы означает не только благотворительность, но и ответственность перед обществом за рабочие места, за сохранение отечественного производства.

Принцип социальной этичности означает как минимум ненанесение ущерба окружающей среде, а также здоровью не только потребителей продукции, услуг и работ предприятия, но и других членов общества.

Если проанализируем поведение многих предприятий с точки зрения соответствия их поведения должным принципам, то увидим, что оно этим принципам во многом не отвечает.

Налицо противоречие между реально действующими принципами поведения и должными, социально желательными и ожидаемыми принципами. Это противоречие, хотя и относится, полагаем, к неразрешимым, всё же должно стать предметом государственного рассмотрения.

Выбор фирмами типов и форм экономического поведения зависит от их финансовых возможностей, временных ресурсов, положения на соответствующем рынке товаров (услуг) и других факторов. При этом многое определяется наличием у фирмы конкретных конкурентных преимуществ, ее умением вести конкурентную борьбу, зрелостью государственного регулирования социально-экономических процессов на конкретной территории.

Факторы экономического поведения

Факторы экономического поведения делятся на внутренние и внешние.

К внутренним факторам поведения фирмы относятся:

– наличие издержек (связанное с их ростом и со стремлением фирм к их минимизации);

– обладание различными типами активов;

– отраслевая принадлежность фирмы;

– производительность труда;

– размер фирмы;

– форма собственности;

– цели и интересы фирмы (ее сотрудников);

– возникновение конфликтных ситуаций на уровне фирмы и оппортунистическое поведение ее сотрудников;

– асимметрия информации

Многообразный спектр внешних факторов (ограничений) можно классифицировать по ряду признаков. Так, по характеру происхождения (места формирования фактора в социально-экономической среде) определяются макроэкономические, отраслевые, микроэкономические (отражающие влияние других хозяйствующих субъектов на экономическую деятельность фирмы). По способу воздействия выделяются:

– сетевые (проявляющиеся через партнерские связи, обязательства фирмы);

– социальные (обусловленные групповым поведением, например, акционеров, банкиров, органов власти и т.д., то есть всех тех, кто заинтересован в деятельности фирмы);

– средовые (характеризующиеся социально-экономическим положением в стране, то есть внешней экономической средой функционирования экономики в целом).

Наибольший вес среди вышеперечисленных факторов имеют средовые факторы, характеризующие выделение конкурентных, монопольных или олигополистических условий хозяйствования. Среди всей совокупности внешних факторов наибольшее значение приобретают макроэкономические, связанные с воздействием государственного регулирования на экономическое поведение фирмы.

В целом макроэкономическая политика должна способствовать формированию определенных предпосылок, условий для успешного развития отечественного производства, отраслей, промышленного комплекса путем выработки и осуществления бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, инвестиционной и инновационной, промышленной политики.

Миссия и экономические знания

Современной особенностью экономического поведения фирм является то, что актуальными стали следующие внутренние и внешние факторы.

1. Миссия (смысл жизнедеятельности) предприятия, которая определяет угол зрения фирмы на текущую ситуацию и прогноз ее развития, управляет формированием целей и стратегиями их достижения. Во многом миссия определяется внешней средой и сознанием, которое транслирует, фильтрует, преобразует внешнюю информацию и синтезирует ее с собственным опытом.

2. Экономические знания агентов фирмы, которые являются регулятором экономического поведения фирмы и ориентируют их на те или иные формы экономической активности.

Экономические знания могут включать:

– знание специфики проявления основных экономических законов в рыночной сфере, конкретных зависимостей технологического развития фирмы от факторов внешней среды и закономерностей ее внутреннего развития;

– умение самостоятельно принимать решения, распределяя все виды ресурсов, потребные для производства того или иного товара или услуги, предвидеть последствия принятых решений;

– навыки так решать профессиональные задачи, чтобы сформировалась модель предполагаемой совокупности действий, обеспечивающая оптимальные результаты.

Фактор ожидания и фактор времени

3. Фактор ожидания, сопряженный с неопределенностью и риском. Любая появившаяся фирма сталкивается с многочисленными ожиданиями со стороны самых разнообразных экономических субъектов. Она связывает свои ожидания с внешним объектом и является одновременно адресатом его ожиданий. Внутренние и внешние ожидания влияют на экономическое поведение фирмы.

В стратегическом плане возникают, таким образом, два аспекта ожиданий. Первый отражает ожидания агентов и направлен на фирму и внутрь ее, а второй нацелен на ожидания фирмы от соответствующих субъектов (поставщики, покупатели, научно-исследовательские организации и т. д.).

4. Фактор времени, взаимосвязанный с фактором ожидания. Анализу фактора времени придавал большое значение К. Эрроу, исследуя взаимосвязь информации и экономического поведения. Важная особенность данного фактора заключается в том, что решения, зависящие от фактора времени, обладают неопределенностью.

Социальную модель в широком смысле следует рассматривать как комбинацию концепций, взглядов, ценностей, моделей поведения, которые формируют определенное восприятие действительности всеми членами сообщества и служат фундаментом для его организации.

Описание модели развития общества близко к понятию корпоративной культуры,определяющей содержание деятельности предприятия. Она включает в себя совокупность идей, ценностей, норм и принципов поведения, которыми руководствуются сотрудники предприятия. Концепция корпоративной культуры преимущественно ориентирована на модель поведения предприятия. Модель существования и развития сообщества направлена на целостное восприятие действительности и имеет по отношению к проблемам существования и развития предприятия преимущест­венное значение. Задача руководителей предприятий, стоящих на пози­циях социально-этического маркетинга, состоит в том, чтобы постоянно ориентировать корпоративную культуру на учет новых ценностей, новой зарождающейся модели сообщества.

Неудержимое стремление многих предприятий к неограниченному росту до сих пор является главной движущей силой экономической политики, но и одновременно причиной надвигающейся глобальной катастрофы сообщества из-за накопления оружия массового уничтожения, разрушения среды обитания, истощения природных ресурсов и других реальных угроз для существования цивилизации. Возникает необходи­мость исключения принципа неограниченного экономического роста, ко­торый понимается прежде всего в таких чисто количественных терминах, как максимизация прибыли и увеличение ВНП.

Качественно оценить полезность экономического роста можно лишь разработав критерии его приемлемости. Многие ученые на Западе и в России все чаще склоняются к мысли, что в качестве главного критерия следует использовать равновесие, которое, однако, не означает полного отказа от любого роста или развития. Такое равновесие можно определить как состояние общества, при котором удовлетворение сегодняшних нор­мальных здоровых потребностей не уменьшает шансов будущих поколе­ний на достойную жизнь. Экономический рост будет считаться допусти­мым только в тех случаях, когда он поддерживает или обогащает внут­ренние и внешние связи системы, в том числе и системы предприятия как основной хозяйствующей единицы.

Для того, чтобы защита окружающей среды стала одной из значимых целей управления маркетингом на предприятии, необходимо расширить и обогатить новыми подходами концепцию управления маркетингом. Даже в самом современном выражении маркетинг имеет исключительно экономические цели и стремится к балансу экономических интересов потребителя и товаропроизводителя. Однако растущая взаимозависимость экономических и социальных процессов, в конечном счете, привела к тому, что в маркетинг постепенно включались серьезные социальные задачи обеспечение занятости, гуманизация условий труда, постоянная подго­товка и переподготовка управляющих, технического персонала и произ­водственных рабочих, расширение участия членов коллектива в управлении предприятием.

Экологически осознанный маркетинг сегодня характерен для наиболее дальновидных предпри­нимателей. Мощным толчком для предпринимателей в сторону усиления приро­доохранных мероприятий послужило появление организационно оформ­ленного массового движения за охрану окружающей среды. Это организованное движение обеспокоенных граждан, партий зеленых и ряда государственных учреждений и институтов, направленное на улучшение среды обитания человека, животного и растительного мира, на бережное отношение к природе в самом широком смысле.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...