Принцип разделения властей
В функционировании государства важное значение имеет проблема разделения властей. Зародилась эта теория еще во времена античности. Мыслители античности (Сократ, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирования общества той или иной эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма жизни, при которой закон общеобязателен, как для граждан, так и для самого государства. Аристотель (389-328 гг. до н.э.) в своей книге «Политика» писал: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя». А вот слова Аристотеля относительно демократического строя: «Демократия пользуется большей в сравнении с олигархиями безопасностью; существование их более долговечно...». Цицерон говорил о государстве как о правовом общении и общем порядке. Государственно-правовые институты древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве. В период разложения феодализма идеи правового государства изложили мыслители того времени: Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своих работах они доказывали преимущество республики перед другими формами государства. Главной задачей государства они провозглашают обеспечение прав и свобод граждан. Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политической мысли. Они излагались в трудах Писарева, Герцена, Чернышевского, Радищева (один из приверженцев теории Монтескье), Пестеля, Муравьева. Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Котлярского, Новгородцева, Муромцева, Гессена, Шерминевича, Чичерина, Бердяева.
Все вышеперечисленные ученые внесли большой вклад в развитие учения о правовом государстве. Однако интересующее нас разделения властей затрагивали лишь некоторые из них. Теория разделения властей, ставшая непреложным принципом конституционного устройства всех демократических государств, в развитом виде была сформулирована во Франции и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. В то время широкое развитие в экономике рыночных отношений и свободного предпринимательства со всей необходимостью поставили вопрос о глубоких изменениях в структуре власти. Теоретическим источником этой политико-правовой доктрины были получившие широкое распространение в XYII-XVIII вв. концепции естественного права и общественного договора. Первой научной работой, в которой говорилось о разделение властей можно считать работу Дж.Локка (1632-1704) «Два трактата о государственном правлении» (конец XVII в.). Выражая симпатии монархии, Дж.Локк считает, что она все же должна быть ограничена народным представительством и четко определена законом, обязательным для всех, в том числе и для монарха. Главная угроза свободы, считает Дж.Локк, состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточении в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению. «Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать мерам правительства», — констатирует Дж.Локк. Он пишет также о том, что власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены. На первое место Дж.Локк выдвигает законодательную власть. Именно она и образует «первую ветвь власти». Он считал, что власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную (которая совмещается с судебной) и федеративную, отвечающую за международные отношения. В данном случае государственная власть подразделялась по функциональному признаку, а не по соображениям приоритета одной из них.
Появление новой концепции было связано с именем Ш.-Л. Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов. Еще в 1721 году в своих «Персидских письмах» он в сатирической форме осуждал неограниченную монархию во Франции и писал о необходимости ее ограничения. В 1748 году Ш. -Л. Монтескье публикует свой знаменитый труд «О духе законов». В нем мыслитель не только критикует абсолютизм, но и противопоставляет ему республиканское государственное устройство с разделением властей. Монтескье занимал видное положение президента Бордосского парламента - судебного учреждения. В своей фундаментальной работе Ш-Л.Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, придя к выводу, что «свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга». Как видно, цель теории - создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод. Выступая за согласованность действий всех отсеков власти, Ш-Л.Монтескье намечает контуры системы взаимных сдержек и противовесов между различными ветвями власти. Позднее, уже в XVIII в. Ш-Л.Монтескье, критикуя феодально-деспотическую форму правления, обосновывает теорию разделения властей в ее современном виде на законодательную, исполнительную и судебную. Он считал, что трем видам власти должны соответствовать три элемента государственного аппарата: законодательной — парламент, местные органы самоуправления, исполнительной — правительство и его учреждения на местах (префектуры и т.н.), судебной — конституционный и верховные суды, органы надзора и т.д. Все виды власти должны дополнять друг друга, создавать противовесы и осуществлять взаимный контроль так, чтобы избежать злоупотреблений ею.
Ш.-Л.Монтескье считает недопустимым объединением хотя бы двух ветвей власти в одних руках. Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, т.к. можно опасаться, что монарх или сенат будет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их. Если судебная соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Если же произойдет соединение трех ветвей власти, то, как считает Ш.-Л.Монтескье, неизбежно установление жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы. Доктрина, созданная Ш.-Л.Монтескье, не ограничивается вычленением трех ветвей власти и показом опасности их соединения в одних руках. Не менее важно и то, что Ш-Л.Монтескье также пишет об опасности, связанной с чрезмерной независимостью этих властей и к чему это может привести. Теоретические модели Дж.Локка и Ш.-Л.Монтескье, выработанные на основе анализа британской политической системы конца XYII - первой половины XYIII века, легли в основу всех конституций конца XYIII-XIX вв. Среди этих актов особое место занимают два: Декларация прав независимости Североамериканских Соединенных Штатов (1776 г.) и Французская декларация прав человека (1789 г.). С этого момента проблема структуры власти перемещается преимущественно в сферу государственно-правовых исследований и разработок. Число и формы взаимодействующих и конкурирующих властей не ограничивается классической триадой, структура эта открыта для новых видов, чему способствует дальнейшая демократизация общественной жизни. Так, в современных условиях все чаще говорят о «четвертой власти» — власти информационной, которая представлена средствами массовой информации.
Принцип разделениявластей имеет огромное значение, которое кратко можно выразить в следующем: < разделение властей призвано стать гарантом демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма; < данный принцип нацелен на то, чтобы предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной жизни, что достигается главным образом при помощи системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей; < разделение властей не исключает, а предполагает кооперацию их усилий в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. У разделения властей есть свои границы. Это – принцип организации и осуществления власти, прежде всего, на общегосударственном уровне. Его конкретное воплощение каждый раз предопределяется конкретными условиями времени и места. В функциональном плане государственная власть включает в себя три основные ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную, а также реализующие их институты – парламент, президент, правительство и судебные органы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|