Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии законодательного процесса




Законодательная деятельность парламента следует рассматривать через с тадии законодательного процесса, который можно представить следующим образом:

< законодательная инициатива,

< обсуждение законопроекта,

< принятие законопроекта,

< промульгация – утверждение и опубликование закона.

Законодательная инициатива – это право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущее за собой обязанность законодательных органов обсудить законопроект и принять по нему определенное решение.

Право законодательной инициативы может принадлежать Президенту, депутатам, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве определенным Конституцией. Право законодательной инициативы может быть реализовано несколькими субъектами одновременно. Инициатива должна быть оформлена в виде законопроекта.

Прежде чем быть окончательно принятым, законопроект может пройти несколько стадий обсуждения, каждая из которых именуется чтением. После его принятия нижней палатой, он поступает в верхнюю. Законопроект в первом чтении принимается, если за него проголосовало большинство от полного состава депутатов. После принятия законопроекта в первом чтении он передается на доработку и устанавливаются сроки для представления проекта ко второму чтению. Между первым и вторым чтением законопроект может быть вынесен на народное обсуждение.

При рассмотрении проекта закона во втором чтении голосование может проводиться по статьям, главам, разделам или по иным структурным частям законопроекта. Если по нему не имеется замечаний и предложений, то он может быть принят в целом и отправлен на обсуждение в верхнюю палату.

В случае его принятия обеими палатами законопроект поступает на подпись главе государства. Если Президент его не возвращает на протяжении двух недель, закон считается подписанным. Наступает стадия промульгации.

Президент может подписать его или наложить вето, т. е. отвергнуть. В случае своего несогласия с текстом будущего закона он возвращает его со своими возражениями в парламент. Однако палаты парламента могут преодолеть вето президента, если в каждой из них законопроект будет повторно одобрен квалифицированным большинством голосов. Голосование проводится по закону в целом. Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов обеих палат.

Закон после преодоления парламентом возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

ГЛАВА 9.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ: ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ

Глава государства

 

Существует несколько вариантов персонификации (реализации) должности или функции главы государства. Наиболее распространенными можно назвать три варианта:

Первый вариант – наиболее древний и традиционный – это глава государства в лице монарха.

Второй вариант – глава государства – это президент.

Третий вариант – глава государства – коллегиальный орган, избираемый парламентом на определенный срок.

Главное и наиболее заметное отличие президента республики от монарха и коллегиального органа в том, что должность президента выборная.

Глава государства – это такая государственно-правовая и политическая фигура, которая имеет свою специфику и характерные черты. Можно выделить наиболее характерные и специфические полномочия главы государства:

I. Представительские функции:

< председательствует на различных торжественных церемониях, на празднованиях национальных праздников;

< он обращается с приветствием и посланием к народу по поводу знаменательных дат или важных событий;

< может выступать с официальными обращениями к парламенту;

< аккредитует своих дипломатических представителей в иностранных государствах;

< совершает официальные визиты, встречи с другими главами государств, посещает различные международные форумы;

< обладает правом проводить переговоры, подписывать международные договоры и соглашения.

II.Сфера государственного управления:

< принимает участие в назначении правительства и в его отставке, т.е. в формировании исполнительной власти, назначает министров;

< назначает премьер-министра, главой правительства лицо, пользующееся доверием парламента;

< назначает иных должностных лиц, не обязательно высшего уровня, например представителей судебной власти;

III. Сфера законодательная:

< имеет право созывать парламент на очередные или внеочередные сессии, имеет право открывать или закрывать сессию, в ряде случаев имеет право роспуска палаты или обеих палат и назначать новые парламентские выборы и т.д.

< имеет определенные права в сфере законодательства: право законодательной инициативы, право утверждения законов, их подписи, или, как чаще всего говорят, право промульгации законов

< иногда обладает правом назначать членов верхних и нижних палат парламента.

< право издания различных нормативных и ненормативных (носящих персональный характер) актов. Эти акты могут называться декретами, указами, прокламациями, директивами, исполнительными приказами и т.д.

IY. Военная сфера:

< глава государства является верховным главнокомандующим, в случае кризисной ситуации и военных действий за подписью главы государства будут издаваться специальные военные акты, законы, директивы, которые будут определять стратегию деятельности страны;

< права главы государства в сфере вопросов объявления войны, заключения мира. В большинстве случаев на такие действия требуется санкция парламента, но персонифицируются эти действия именно в лице главы государства;

< право помилования и иногда – отсрочки исполнения приговора, право смягчения наказания, замены наказания и даже изменения приговора.

YI. Сфера личного статуса:

< полномочия, касающиеся награждения орденами и медалями, присвоения различных званий;

< решает вопросы о предоставлении гражданства иностранцам, лишении гражданства или его восстановлении;

< решает вопросы о предоставлении политического убежища.

YII. Сфера государственной безопасности:

< координирует вопросы, связанные с разведкой, контрразведкой, борьбой с подрывными проявлениями и т.д.;

< часто может возглавлять специальные межведомственные органы, занимающиеся этой сферой (советы национальной безопасности и т.д.).

YIII. Чрезвычайные полномочия:

< право введения чрезвычайного или военного положения;

< группа полномочий в сфере чрезвычайных ситуаций или чрезвычайными полномочиями главы государства.

IX. Экономическая сфера:

< полномочия в сфере определения курса страны, в сфере выбора экономических приоритетов;

< а также в сфере выбора экономической стратегии.

X.Другие полномочия (дискреционные)полномочия главы государства, те полномочия, которые глава государства применяет по собственной инициативе. Их сфера очень редкая и незначительная. Чаще всего приводят пример "спящих полномочий", т.е. таких, которые не действуют и не возникают в обычной ситуации, а появляются лишь в какие-то кризисные моменты.

В системе власти и управления президентских республик огромную роль играет президент. Полномочия президента определены и закреплены в Конституции (Основном Законе) государства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...