Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Органы местного управления и самоуправления




 

Наряду с центральной властью существует местная власть, которая реализуется через органы местного управления и самоуправления. Органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения и не входят в систему органов государственной власти.

Органы местного управления и самоуправления относительно самостоятельны в решении местных дел. Они располагают собственностью, финансо­выми средствами, формируемыми преимущественно за счет налогов и государственных дотаций. Главные задачи этих органов – управление коммунально-бытовым и социальным обслуживанием населения, обеспечение порядка и безопасности.

В Европейской Хартии о местном самоуправлении, принятой в 1985 г., в статье 3 сказано, что под местным самоуправлением по­нимается право и реальная способность органов местного самоуправ­ления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею в рамках закона, в пределах компетенции органов мест­ного самоуправления и в интересах населения данной местности

В систему органов местного управления входят областные, районные, городские, сельские исполнительные комитеты и местные администрации, руководящие городскими районами. Все они являются органами исполнительной власти, их руководители назначаются на должность и освобождаются от должности президентом или в установленном им порядке и утверждаются соответствующими местными Советами депутатов.

Советы осуществляют свою деятельность через сессии, которые созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. В пределах своей компетенции местные представительные орга­ны образуют постоянные и временные комиссии (комитеты), которые могут быть отраслевыми, функциональными и территориальными. От­раслевые комитеты обычно создаются по конкретным направлениям муниципальной деятельности (здравоохранение, образование и т.д.). Функциональные комиссии формируются по каким-то общим, ком­плексным вопросам (комитет кадров, юридический комитет, комитет общих вопросов и др.). Территориальные комиссии объединяют депу­татов, избранных от определенного района и отвечают за его комплексное развитие.

Представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц и основным звеном системы местного самоуправления выступают Советы. Они обеспечивают на своей территории согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления. Система местного самоуправления включает Советы депутатов, которые решают местные вопросы, исходя из общегосударственных интересов и интересов местного населения, и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, домовые, квартальные, поселковые комитеты и др.). Местное самоуправление осуществляется также посредством проведения местных референдумов, собраний (сходов) граждан и в иных формах.

Судебная власть

 

Судебная власть — это одна из ветвей государственной власти. Субъектом, осуществляющим ее, является не любой государственный орган, а вся система судебных органов, которая облада­ет присущими только ей возможностями и способностями воздействия на процессы, происходящие в обществе. С учетом этого судебную власть можно было бы определить как реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способно­сти воздействия на поведение людей и социальные процессы.

Из этого определения следует, что понятию судебной власти свойственно, по крайней мере, две особенности:

– во-первых, данная власть может реализоваться только специально создаваемыми государствен­ными учреждениями — судами;

– во-вторых, у этих органов должны быть свои, присущие только им способности и возможности воздействия.

Эти признаки нельзя изолировать друг от друга или противопоставлять. Осуществляя государственную власть в особой форме, суд не изолирован от других ветвей власти: он применяет законы, изданные парламентом, а исполнительная власть осуществляет его решения (тюремное содержание, исправительные работы, конфискация имущества и т. п.).

Вместе с тем судебная власть существенно отличается от законодательной и исполнительной. В отличие от законодательной власти судебная власть не опирается на поддержку избирателей и не имеет тех силовых механизмов, какие есть у исполнительной власти. Однако, принимая решения, судебная власть может лишить человека свободы и, даже, жизни, чего не имеет права делать ни законодательная, ни исполнительная власть. В отличие от законодательной и исполнительной власти, которые тесно связаны с политикой, судебная власть должна стоять над политическими конфликтами. Она не вправе руководствоваться политическими мотивами и поддаваться политическому давлению. Вместе с тем в лице конституционных судов, принимающих политические решения, судебная власть также может участвовать в политике. Сила судебной власти коренится в ее уважении гражданами и должностными лицами, в вере в непререкаемость судебных решений и их неуклонное исполнение. Будучи органом государства, конституционный суд, однако, может противостоять государству и его учреждениям, если они нарушают законы.

Судебная власть обладает многогранными полномочиями, кото­рыми наделяются суды. Их реализация в целом и есть реализация судебной власти.

Среди этих полномочий можно назвать следующие:

< правосудие;

< конституционный контроль;

< контроль над законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц;

< обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других органов;

< разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам;

< разъяснение действующего законодательства по вопросам судеб­ной практики;

< участие в формировании судейского корпуса и содействие орга­нам судейского сообщества.

Проведению в жизнь каждого из названных полномочий, образую­щих судебную власть, призвано способствовать исполнению принимаемых ими решений. Закон прямо провозглашает общеобязательность судебных решений всех видов. Он требует от организаций и должностных лиц, граждан неукоснитель­ного подчинения велениям судебной власти.

Круг судебных полномочий говорит и о том, что данная власть призвана выполнять важную и ответственную социальную функцию, не менее значимую, чем функции, выполняемые другими ветвями вла­сти.

Судебная власть имеет ряд существенных характеристик:

< построение органов судебной власти, предполагает обеспечение их независимости, ограждение от постороннего влияния как извне, так и внутри (со стороны вышесто­ящих инстанций и судебного начальства);

< для деятельности судебной власти установлены особые правила, процедуры, отражающие общечеловеческий опыт;

< основная цель деятельности судебной власти — обеспечить законное, обоснован­ное и справедливое решение;

< краеугольным камнем всех судебных про­цедур являются гласность, коллегиальность, возможность участия представителей народа в вынесении реше­ний, равноправие сторон, участвующих в разбирательстве дел;

< центральным звеном судебной системы считаются суды, наделенные особыми полномочиями.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подраз­деление), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, про­верка законности и обоснованности этих решений).

Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основ­ными для данного дела. Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять закон­ность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу.

Судебная власть осуществляется судьей единолично (при рассмотрении незначительных правонарушений) или судебной коллегией. Коллегия может состоять из одного или нескольких судей и определенного числа народных или присяжных заседателей, которые включаются в состав суда при рассмотрении серьезных уголовных дел.

Судьи могут избираться или назначаться. В большинстве стран они назначаются пожизненно или, чаще, до достижения определенного возраста (65 – 70 лет). В некоторых странах судьи первоначально назначаются на определенный срок, а затем избираются пожизненно. Кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, незапятнанную репутацию (это может относиться и к ближайшим родственникам), определенный жизненный опыт и сравнительно большой юридический стаж. Судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научной. Во многих странах они не могут состоять в политических партиях, участвовать в политической деятельности и забастовках.

Списки заседателей (присяжных), в которые обычно включаются добропорядочные граждане, составляются муниципалитетами или специальными комиссиями. Для каждого конкретного заседания их определяют по жребию, путем случайно выборки. Народные заседатели наравне с судьей участвуют в постановлении решения, определении наказания и т. п. Присяжные (чаще всего в англосаксонских странах) лишь принимают решения о виновности или невиновности, а наказание назначает судья.

Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправ­ления правосудия именуются в юридической литературе актами правосудия, в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами. Одно из них — общеобязательность. Она озна­чает, в частности, что вступившие в законную силу приговор, опреде­ление или постановление, вынесенные судом при рассмотрении уголов­ного дела, являются обязательными для всех государственных и обще­ственных организаций, учреждений и предприятий, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории.

Правосудие относится к числу важнейших полномочий, осу­ществление которых связано с функционированием судебной власти и отличается целым рядом особенностей:

< отправление право­судия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государст­венных и иных организаций;

< правосудию принадлежит реша­ющее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания, а равно при реабилитации тех, кто незаконно и необоснованно привлекался к ответственности;

< правосудие является способом разрешения споров (имущественных и некоторых других), возникающих между государственными и негосударственными организациями;

< неисполнение судебного решения или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкций в отношении тех, кто повинен в этом;

< правосудие может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регла­ментируется законом. Разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможно лишь при неуклонном соблюдении законода­тельства;

< все процессуальные предписания, в конечном счете, направлены на ус­тановление истины и принятие законного, обоснованного и справедли­вого решения по существу.

< правосудие может осуществляться только особым органом — судом (судьей), никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.

С учетом отмеченных отличительных признаков правосудие – это осуществляемая судом правоохранитель­ная деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел при неуклонном соблюдении требовании закона, обеспечивающих законность, обоснован­ность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Демократические основы (принципы) правосуди я — это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее сущест­венные стороны данного вида государственной деятельности. Такие положения являются основополагающими для всех предписаний зако­нодательства по вопросам организации правосудия, роли и места его органов в государственном механизме и политической системе общества.

К числу основных принципов правосудия относятся:

а) доступность суда для всех физических или юридических лиц;

б) публичность (открытость) суда. Лишь в некоторых случаях (вопросы государственной тайны, интимные отношения) проводятся закрытые заседания;

в) независимость суда и подчинение его только закону;

г) возможность обжалования судебного решения в другом суде;

д) ведение судопроизводства на языке, понимаемом сторонами, или с участием переводчика;

е) ответственность государства за судебную ошибку.

Система судов в ряде стран, в т. ч. в Республике Беларусь, строится на принципах территориальности и специализации. По территориальному принципу в районах создаются районные суды, в областях – областные и т. д. К числу специальных судов обычно относятся: арбитражные, хозяйственные, военные, административные, трудовые и др. Особая роль среди специальных судов принадлежит конституционным судам, осуществляющим функцию контроля за конституционностью нормативных актов (в некоторых странах подобную функцию выполняют общие суды). Правовые акты, признанные конституционным судом не соответствующими конституции, утрачивают свою силу.

ГЛАВА 10.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...