1.3 Анализ организации трудового процесса на рабочем месте
1. 3 Анализ организации трудового процесса на рабочем месте 1. 3. 1 Метод вопросника
Анализ организации трудового процесса на рабочем месте проводится в виде: - применения метода вопросника; - построения инструкционно-технологической карты («карты движения рук»); - разработки технологической схемы. С помощью вопросника выявляются непроизводительные трудовые приемы и трудовые действия, ошибочные (лишние и бесполезные) трудовые движения путем формулировки ответов на ряд соответствующих вопросов. Вопросы объединены в группы и приводятся в таблице 13 Приложения А. Собранные в вопроснике данные заносятся в карту рационализации вспомогательных приемов трудового процесса, которая представлена в таблице 14 Приложения А, и служат для разработки проекта рационализации труда на рабочем месте с учетом смены типа производства. В карте подводится итог в виде предполагаемой экономии рабочего времени.
1. 3. 2 Карта совмещения движений рук
Инструкционно-технологическая карта («карта движения рук») при анализе и проектировании метода труда обеспечивает реализацию принципов экономии трудовых движений и правила планировки рабочих мест – обзора, постоянства, совмещения и перекрытия движений рук, автоматизации и механизации, удобства и безопасности [1, с. 59-62, 71-74]. Карта представлена в графической части. 1. 3. 3 Технологическая схема
Технологическая схема последовательно отображает элементы базового трудового процесса и служит для рационализации их выполнения на проектном рабочем месте. Основой для построения технологической схемы служат хронометражные наблюдения (при исследовании вспомогательных трудовых приемов) и индивидуальной фотографии рабочего времени.
Данные хронометражной карты и индивидуальной фотографии рабочего времени заносятся в основную часть технологической карты: - элементы базового трудового процесса; - проходимое расстояние; - количество повторений; - продолжительность элементов трудового процесса. Анализ элементов трудового процесса проводится по вопросам, соответствующим основным принципам современного производственного менеджмента [1, с. 22-23, кейс №5]: - обоснованности («зачем»); - заинтересованности («кто»); - стимулирования («что»); - оперативности («когда», «где»); - оптимальности («как»). Вопрос «зачем» выявляет необходимость выполнения элемента работы, рассматривает, не является ли это потерей рабочего времени, и предлагает такие потери устранить. Вопрос «кто» выявляет целесообразность разделения и кооперации труда, а также определяет, кому должна быть поручена работа – основному или вспомогательному рабочему. Вопрос «что» дифференцирует элемент работы на составляющие, уточняя, что именно делает рабочий и определяет целесообразность отдельных трудовых приемов и трудовых действий. Вопросы «когда» и «где» рассматривают расстояние, проходимое рабочим, и возможность его уменьшения, а также периодичность выполнения данного элемента работы и возможность снижения периодичности. Вопрос «как» анализирует удобство выполнения элемента работы и возможность обеспечения удобной рабочей позы. В графе «Вопросы анализа» предлагаются варианты возможного усовершенствования трудового процесса. Принятые решения отмечаются звездочками в матрице, определяемой графами 12-15. В таблице 16 Приложения А проанализирован элемент работы – получение инструментальной кондукторной плиты. Вопрос «зачем». -Зачем рабочий должен получить кондукторную плиту?
-Плита периодически подналаживается, она – громоздкая и поэтому целесообразно хранить ее на инструментальном складе. Вопрос «кто». -Кто должен доставлять кондукторную плиту на рабочее место? -В мелкосерийном производстве точное время потребности в ее подналадке установить трудно, поэтому данный элемент работы должен выполнять сам основной рабочий. Вопрос «что» детализирует элемент работы: 1) идет на склад; 2) становится в очередь; 3) заказывает кондукторную плиту; 4) несет плиту (весом 20 кг) на рабочее место. Детализированные элементы анализируются по тем же вопросам. Первый из них – «идет на склад» – целесообразно проанализировать по вопросам «где», «когда» и решить: во-первых, можно ли изменить место складирования; во-вторых, возможно ли получать плиту на смену. Второй детализированный элемент – «становится в очередь» – целесообразно проанализировать по вопросу «зачем» и решить, возможно ли ликвидировать очередь. Третий детализированный элемент – «заказывает кондукторную плиту» – целесообразно проанализировать по вопросу «кто» и решить, возможно ли осуществление заказа мастером. Четвертый детализированный элемент – «несет плиту (весом 20 кг) на рабочее место» – целесообразно проанализировать по вопросу «как» и решить, возможно ли применить тележку или кран-балку. На лицевой стороне технологической схемы отражается комплексная рационализация трудового процесса на рабочем месте. В итоге видны сокращение проходимых расстояний и экономия рабочего времени. Мероприятия по рационализации труда на РМ: · Установка стойки связи «УПИ» · Введение тары для заготовок · Введение стеллажа поворотный для деталей вместо ската · Введение трапа вместо решётки · Замена щётки на пневмосдув
Резервы рабочего времени обобщаются в виде таблицы 17 Приложения А.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|