Министерство аграрной политики Украины 3 страница
Потребительский выбор, соответственно и рыночный спрос определяются совокупным влиянием вкусов и предпочтений потребителя, бюджетных ограничений и рыночных цен. Потребительские преимущества зависят от: типа экономической системы; особенностей национальной традиции потребления; уровня экономического развития и жизни; степени открытости национальной экономики. Рыночная трансформация переходной национальной экономики постепенно уменьшает фактор неопределенности в поведении потребителя. Доминирующими в формировании потребительских мотиваций становятся такие факторы: экономический рост и существенное расширение круга потребностей; рост потребительского рынка и его дифференциация; развитие торговой инфраструктуры, влияние рекламы и торговой марки; структурные изменения экономики и стремительное развитие сферы услуг; изменения представлений о здоровом образе жизни, роль семьи и женщины в общественном производстве; кризисы, связанные с продуктами питания и окружающей средой. Одновременно происходят изменения и в характере потребительских ограничений. Стабилизация переходной национальной экономики значительно смягчает влияние ценового фактора. Рост доходов домохозяйств сопровождается трансформацией их структуры, которая представлена: заработной платой; предпринимательским доходом; доходами от собственности; государственными трансфертными выплатами (пенсии, стипендии, помощь, безоплатные услуги здравоохранения, образования); доходами из других источников (наследство). Среди доходов домохозяйств в Украине преобладает заработная плата и социальные трансферты. С развитием предпринимательства растет частица предпринимательского дохода. О повышении уровня благосостояния нации свидетельствует рост доходов от собственности. Глобальной тенденцией является рост доли финансовых ее компонентов (имеются денежные средства, сберегательные взносы, накопления в страховых фондах). Негативными факторами влияния на доходы домохозяйств в переходной экономике является: перераспределение прав собственности; социальная дифференциация; тенизация экономики и увеличение разрыва между номинальными и реальными доходами; несовершенство государственной социальной политики.
Социально классовое расслоение общества в условиях переходной национальной экономики имеет следствием возникновения альтернативных ситуаций потребительского оптимума. Если потребитель стремится получить заданную полезность с минимальными расходами или получить максимальную полезность при заданном доходе, его удовольствия избранными товарами достигает максимуму при условии равенства предельной нормы замещения обоих товаров их ценовому соотношению: MRSxy = Рx/Py (3. 1) В условиях низкой покупательной способности части населения потребление некоторых|некоих| категорий товаров минимизируется. В Украине в семьях с доходом| ниже прожиточного минимума 60-90% семейного бюджета составляют|сдают| расходы на продукты питания. Потребитель отказывается от потребления одного из товаров независимо от собственного дохода и цен на него. Возникает ситуация, в которой|какой| потребитель все больше склоняется к|до| увеличению потребления благ первой жизненной необходимости сравнительно с|в сравнении с|о всеми другими благами|. Эту ситуацию «углового решения» можно проиллюстрировать за помощью кривых безразличия. Когда один или группа из товаров не потребляются|, набор их оказывается на границе бюджетного множества (например, через|из-за| потребительский выбор, который сузился, покупатель вынужден покупать только продукты питания и отказываться от одежды).
В точке В (точке оптимума потребителя) предельная норма замещения одежды продуктами питания больше, чем угловой коэффициент бюджетной линии, а предельная норма замещения потребителя не равняется ценовому соотношению. Переход|перехождение| от «углового» решения к|до| внутреннему равновесию возможен при условии повышения доходов домохозяйств и стабилизации цен. Соответствующий рост потребительских расходов сопровождается изменениями структуры потребительского спроса. Политика государства, направленная на преодоление бедности, развитие предпринимательства и становление «среднего» класса, повышает спрос на нормальные товары, а также некоторые предметы роскоши: качественное жилье, образование, медицинские услуги и досуг. В бюджете потребителя постепенно сокращается доля расходов на потребление первоочередных продуктов питания и так называемый «парадокс Гифы фена». Для сравнения: в Украине расходы на продукты питания составляют 42% в семьях со средним доходом и около 30% — в высокооплачиваемых семьях; последний показатель в США — 25%, странах Евросоюза — 20%. В структуре функционального спроса, который обусловлен потребительскими характеристиками блага, стремительно растет спрос на высококачественные, экологически безопасные продукты, продукты быстрого приготовления, диетические и биопродукты, бытовую технику. В структуре нефункционального спроса, который возникает не в результате сугубо потребительских характеристик товара, а под воздействием любых факторов, среди последних доминирует «эффект показательного потребления», когда потребитель ассоциирует повышенную цену на товар с большей его престижностью, элитарностью, которая сопровождается дополнительным спросом. Развитие торговой индустрии способствует росту нерационального спроса, который предварительно не планируется потребителем, а предопределен мгновенными прихотями и желаниями. Значительное место в структуре не функционального спроса занимает спекулятивный, преимущественно на рынках недвижимости.
3. 4. Государственное регулирование (ГР) микроуровня национальной экономики Специфика ГР предпринимательства зависит от типа| экономической|экономичной| системы и соответствующей экономической|экономичной| роли государства, модели национальной| экономики, национальных традиций предпринимательства, социально-политической ситуации, специфики экономического|экономичного| развития и тех целей, которые ставит| перед собой государство. В соответствии с|соответственно| этим государство: - замедляет развитие предпринимательства, когда создает крайне|вконец| неблагоприятную| среду для него; - пассивный наблюдатель, который|какой| не противодействует, но в то же время|одновременно| и не содействует развитию предпринимательства; - или ускоритель предпринимательского процесса благодаря активному поиску| и реализации эффективных форм|формы| и методов привлечения новых экономических агентов в предпринимательскую среду. Именно в этом направлении| должно развиваться ГР предпринимательства в Украине. Микроэкономическая политика в условиях переходной национальной экономики — это система государственных мероприятий, направленных на становление и развитие предпринимательства, рыночных структур и соответствующих институтов, которые определяют новые условия воспроизводства на уровне предприятия (фирмы), объем и структуру потребительского спроса. Составляющими ГР микроуровня национальной экономики являются: разгосударствление и управление процессами приватизации; антимонопольная политика и создание конкурентной среды; формирование рыночной инфраструктуры; содействие развитию малого и среднего бизнеса; формирование действенного организационно-хозяйственного механизма крупного предпринимательства; влияние на процессы воспроизводства на уровне предприятия (фирмы) и поддержания инновационной компоненты предпринимательства; управление государственным сектором экономики; политика доходов и деятельность, которая обеспечивает потребление и накопление.
Микроэкономическая политика осуществляется с помощью прямых и непрямых методов. Непрямое ГР (налогово-бюджетная, денежно-кредитная, амортизационная, внешнеэкономическая политика) должно способствовать усилению хозяйственной самостоятельности и активности предприятий, созданию равных для всех условий ведения хозяйства. Прямое ГР сдерживает рыночное саморегулирование, но оно является необходимым в каждой рыночной системе. Антимонопольная политика включает два аспекта: демонополизацию и регулирование деятельности предпринимательских монополий. Целью антимонопольной политики является создание рыночной среды и содействие конкуренции. Уровень монополизации переходной национальной экономики значительно более высок, чем в государствах с развитой рыночной экономикой. В Украине в 2002 г. почти половину промышленного производства обеспечивали сто самых крупных предприятий, а в перерабатывающей промышленности частица ста наибольших предприятий составляла 48, 6% (в США в 1992 г. — 31, 8%). Переход|перехождение| к|до| современной смешанной рыночной экономике означает формирование рыночных структур, которые|какие| классифицируются по коэффициентам концентрации CR| 1, CR| 3|с|, CR| 5 (рыночные доли одного, трех, пяти наибольших участников рынка). Согласно методике Антимонопольного комитета Украины, монополистом| считается фирма, доля рынка которой|какой| превышает 35% (CR| 1 > 35%, CR| 3 > 50%, CR| 5 > 70%). Доля рынка — отношение выпуска продукта фирмой, без учета экспорта, к|до| объему рынка. По степени концентрации в Украине сформированы|формующий| такие виды рыночных структур: —чистая монополия. Доля рынка составляет приблизительно 100%, осуществляется эффективная блокировка проникновения на рынок других фирм; —доминирующие фирмы. Доля рынка — от 50 до 90%, значительные преграды для проникновения в отрасль и возможность самостоятельно осуществлять ценовую политику; —ограничена олигополия. Коэффициент концентрации для четырех фирм до 60%, значительные барьеры проникновения в отрасль, наличие стратегического поведения; —эффективная конкуренция. Коэффициент концентрации менее 35%, незначительные преграды для проникновения на рынок, отсутствие заговоров; —совершенная конкуренция. На рынке действуют свыше ста мелких фирм, ни одна из которых занимает не больше 1% рынка, отсутствуют барьеры для вхождения в отрасль. По оценке Антимонопольного комитета Украины, доля монопольного| сектора составляет|сдает| около|порядка| 40% (в экономике США 35%) и представлена предприятиями горно-металлургического комплекса|, транспортировкой газа и электроэнергии, телефонной связью общего пользования|использования|, системой водоснабжения и отопления, железнодорожным транспортом. Отрасли легкой и пищевой промышленности приближаются преимущественно к|до| олигополистической структуре. Сферы бытовых услуг, общественного питания|, розничной торговли тяготеют к|до| созданию рынков эффективной конкуренции|.
В антимонопольной политике используются следующие инструменты: - регулирование слияния фирм, если оно приводит к|до| превышению их совокупной доли рынка 35%; - введение|ввод| штрафных санкций и принудительное разъединение фирмы-монополиста при наличии злоупотреблений монопольной властью; - тарифное ГР импорта и экспорта товаров; - государственные заказы и контракты; - введение|ввод| стандартов и показателей качества товаров; - ограничения уровня цен и тарифов, введения|ввода| предельных нормативов рентабельности, внедрения|вводит| линейных и нелинейных цен. ГР деятельности малого бизнеса является системой экономического, правового, социального и организационного обеспечения государством благоприятных условий для его развития. К элементам системы ГР малого предпринимательства относятся: правовое обеспечение; финансовая поддержка; информационное обеспечение; подготовка и повышение квалификации предпринимателей, менеджеров и рабочих; содействие внешнеэкономической деятельности. Особенное значение приобретает благоприятная налоговая политика, поскольку существует разница в реальном налоговом грузе для предприятий разного масштаба. Малый бизнес объективно перемещается в упрощенную систему налогообложения, потому что в общей системе на него приходится больший груз, чем на предприятия крупного бизнеса. Это общемировая тенденция: если ставки налогообложения линейны, нагрузка на большой бизнес относительно меньше. Стандартными инструментами налогового стимулирования малого предпринимательства является льготное налогообложение, введение упрощенной системы налогообложения, освобождения малых предприятий от уплаты налогов в первые годы деятельности. В Украине, после введения в 2000 г. единого налога, вдвое увеличились количество предпринимателей за счет выхода из тени уже существующих.
ТЕМА 4. МЕЗОУРОВЕНЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 4. 1. Общественно - географическое районирование и административно – территориальное устройство Украины. 4. 2. Понятие региона. Диагностика регионального развития. Классификация регионов по уровню социально-экономического развития. 4. 3. Устойчивость регионального развития.
4. 1. Общественно географическое районирование и административно-территориальное устройство Украины Экономическое районирование как метод научного исследования и территориальной организации хозяйства представляет собой деление территории страны на отдельный таксон — районы, которые отвечают признакам специфики и целостности. Оно осуществляется, исходя из объективных закономерностей территориального разделения труда, формирования территориальных социально-экономических комплексов разных масштабов и структуры. Принято выделять интегральное районирование, которое охватывает хозяйство в целом (производственную и непроизводственную сферы), и отраслевое. Интегральное районирование страны базируется на территориальных социально-экономических комплексах разных иерархических уровней и разной степени сформированности. В соответствии с этим можно выделить несколько иерархических уровней районирования: макро-, мезо- и микрорайонирование. Макрорайонирование предусматривает деление территории на основные экономические районы. Макрорайоны являются основой|основанием| для составления|сдает| долгосрочных прогнозов развития и размещение производительных сил, программ социально-экономического развития районов, формирования общегосударственных баз промышленного или сельскохозяйственного производства, которые|какие| не могут быть сформированы|формующий| в пределах только одной административной области. Мезорайонирование охватывает хозяйственные комплексы административных областей, АРК, большие агломерации. Объективной основой этого районирования является территориальное деление труда как в масштабах страны, так и в масштабах основных экономических районов. Именно на уровне мезорайонов в Украине осуществляется управление региональным развитием, поскольку на областном уровне сформирована система региональных органов управления и местного самоуправления. На этом уровне разрабатываются прогнозы, программы и планы социально-экономического развития регионов. Микрорайонирование предусматривает деление мезорайонов на микрорайоны, которые представляют собой локальные социально-экономические комплексы, представленные отдельными административными районами или определенным городским комплексом. Экономический район, по определению О. Топчиева, с одной стороны, является объектом государственного управления и региональной политики, с другой — территориальной хозяйственной целостностью, которая имеет историческую, природную, социальную и экономическую специфику, а также свойственны ей потенциал и условия развития. Первые попытки районирования территории Украины приходятся|приникают| на период вхождения ее в состав Российской|русской| империи. В начале 30-х годов Украина рассматривалась как один из 13 больших|великих| экономических| районов СССР. Потом|затем| она была разделена на пять экономических|экономичных| районов: Центральный, Северо-восточный, Юго-восточный, Юго-западный и Западный. В современной регионолистике встречается несколько вариантов экономического районирования территории государства, однако Кабинетом Министров Украины предложена такая сеть: - Донецкий (Донецкая и Луганская области); - Приднепровский (Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская); - Восточный (Харьковская, Полтавская, Сумская); - Центральный (Киевская, Черкасская области и г. Киев); - Полесский (Ровенская, Волынская, Житомирская и Черниговская); - Причерноморский (АРК, Николаевская, Одесская, Херсонская области и г. Севастополь); - Подольский (Винницкая, Тернопольская, Хмельницкая); - Карпатский (Львовская, Закарпатская, Ивано-Франковская и Черновицкая). Территориально-производственные комплексы — это определенные формы территориального сосредоточения производства с разным уровнем их образований (Кривбас, Донбасс). Промышленный узел — это локальный промышленно территориальный комплекс, где при взаимной близости предприятия соединенные между собой тесными производственными связками, общностью транспортно территориального положения, общими системами инфраструктуры и поселений, с целью наиболее эффективного использования природных, материальных и трудовых ресурсов. Административно-территориальное образование. Выделение административно-территориальных образований в составе Украины связано с тем, что управление всеми сферами общественной жизни из единственного центра неэффективно, поскольку приводит к потере оперативности, нерационального формирования информационного обеспечения. Для осуществления функций управления административно-территориальные образования имеют все необходимые органы и службы. В соответствии с|соответственно|о ст. 132, 133 Конституции Украины, система административно-территориального устройства включает: Автономную Республику Крым, области|, районы, города, районы в городах, поселки|селение| и села. Города Киев и Севастополь имеют специальный статус, который определяется законами| Украины. Районы реализации больших региональных программ. Часто решение территориальных проблем невозможно без межотраслевой и межрегиональной координации действий, концентрации ресурсов и их использования, в соответствии с логикой достижения поставленных целей. Чтобы реализовать принцип целевого управления, необходимы специальные методы, которые составляют арсенал программно целевого подхода. Примером|прикладом| использования|употребления| программно целевого подхода является разработка программ социально-экономического развития отдельных регионов в соответствии с|соответственно| постановлениями Кабинета Министров Украины («Комплексная программа социального и экономического|экономичного| развития Донбасса»). Могут разрабатываться также отраслевые программы, такие, например, как Национальная программа «Нафта и газ Украины до 2010 года». Своеобразной формой региональных комплексных программ являются программы формирования специальных (свободных) экономических зон с целью привлечения иностранного капитала и выхода на мировой рынок.
4. 2. Понятие региона. Диагностика регионального развития. Классификация регионов по уровню социально-экономического развития Регион –часть территории государства, выделенная по ряду признаков в административную единицу субнационального уровня, деятельность которой сознательно направляется государственными органами управления, а управленческие функции координируются ими для достижения целей общественного развития и предотвращения действия разрушительных внутренних и внешних сил. Регион является не только подсистемой социально-экономического комплекса страны|страна-участницы|, но и относительно самостоятельной его частью с законченным|оконченным| циклом и особенными формами|формой| проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями хода социальных и экономических|экономичных| процессов. В рыночных условиях роль и функции регионов заключаются, прежде всего, в формировании экономических отношений, среды жизнедеятельности населения. Более конкретно роль регионов проявляется в выполнении ими таких основных функций: 1) институционных — определяют, с одной стороны, экономическую самостоятельность, с другой — политико-экономическое единство страны; гарантируют конституционные права населения и свободное обитание, свободное волеизъявление, обеспечение законности и правопорядка; 2) экономических — направлены на обеспечение экономической безопасности страны и создания условий и возможностей свободного осуществления экономической деятельности; 3) социальных — гарантируют права и возможности социального развития населения; 4) экологических — обеспечивают полноценную среду жизнедеятельности населения, природоохранные и другие мероприятия по оздоровлению окружающей среды; 5) этнопсихологических — способствуют реализации этнокультурных потребностей населения; 6) политических — направленные на разработку собственной региональной политики. К|до| важнейшим показателям типологии регионов следует отнести: - наличие природных ресурсов; - уровень экономического|экономичного| и социального развития; - структура хозяйства; - экологическое|экологичное| состояние|стан| региона; - степень развития производственной и социальной инфраструктуры; - демографическая ситуация. В мировой практике определяют следующие типы регионов. Таблица 4. 1 Классификация регионов
Разработка программ социально-экономического развития и принятия определенных управленческих решений базируется на интегральной оценке состояния развития территории, которая включает оценку экономики, финансов, социального развития, экологии. Основу интегральной характеристики региона составляет экономический потенциал, который характеризуется величиной валовой добавленной стоимости, абсолютными размерами производства жизненно важных видов продукции стоимости ресурсов, которые тратятся на производство. Он определяет общие возможности региона, его экономическую возможность, от которой зависят все другие аспекты региональной жизни, — социальные, экологические, финансовые. Социально-экономические возможности определяют уровень, структура, динамика| материального производства. Поэтому для оценки экономического|экономичного| потенциала| важное значение имеет определение удельного веса|ваги| прогрессивных отраслей промышленности, качественных параметров и структуры основных производственных фондов, способности адаптации производственных систем к|до| использованию|употреблению| достижений НТП. Для оценки экономического|экономичного| развития региона используется шесть групп показателей: 1. Производственно-экономические показатели отображают место региона в национальной экономике, результаты и тенденции функционирования хозяйственного комплекса региона, обнаруживают потенциальные угрозы в отраслях хозяйства. Экономическое развитие региона характеризуется темпами роста валовой добавленной стоимости (ВДС) и ее объемами в расчете на душу населения. Этот показатель зависит в первую очередь от структуры производства, которая сложилась на отдельной территории, и индекса объемов производства продукции в отраслях хозяйственного комплекса. 2. Структурные показатели характеризуют структуру хозяйственного комплекса, что позволяет оценить специализацию региона, рациональность структуры на макроуровне с позиций постоянства экономики. Структурные показатели указывают на негативные отклонения в макропропорциях хозяйственного комплекса территории. Структура промышленности и сельского хозяйства выявляется в структуре экспорта и импорта региона. 3. Инвестиционные показатели дают представление о темпах и структуре инвестирования экономики региона за счет внутренних и внешних источников. Самыми общими показателями, которые характеризуют инвестиционную деятельность на региональном уровне, является: объемы и темпы инвестиций в основной капитал, объемы иностранных инвестиций, темпы и качество их осуществления, отраслевая структура инвестиций. Инновационную составляющую инвестиционной деятельности характеризуют объемы и темпы внедрения прогрессивных технологий в производство. 4. Показатели институциональных преобразований отображают уровень конкурентной среды, характер изменения форм собственности в отраслях хозяйственного комплекса, роль малых предприятий в экономическом развитии (количество малых предприятий на 10000 населения, доля продукции государственных предприятий в общих объемах промышленной продукции). 5. Внешнеэкономические – раскрывают экспортный потенциал региона, его роль во внешнеэкономических связях государства, структуру экспорта и импорта, конкурентоспособность продукции отраслей хозяйственного комплекса (доля импорта/экспорта в ВДС, индекс импорта/экспорта, импорт/экспорт на душу населения). 6. Научно-инновационные – характеризуют тенденции развития научного потенциала, уровень восприимчивости сферы производства к инновациям, износ основных фондов (коэффициент износа ОФ в промышленности, индекс освоения новых видов продукции). Социальное развитие региона оценивается с помощью показателей, которые характеризуют уровень жизни населения, его доходы и расходы. Это, в первую очередь, показатели прожиточного минимума, средних доходов на душу населения и средней заработной платы. При значительном имущественном расслоении и региональных отличиях необходимо использовать систему относительных (а не абсолютных) показателей, а именно: соотношение средних доходов на душу населения и прожиточного минимума, соотношения доходов и расходов. Очень важны при этом данные об изменениях доли группы населения с доходами, ниже прожиточного минимума (уровень бедности), о концентрации доходов в разных группах населения и соотношения доходов самых бедных и самых богатых слоев населения (децильный| коэффициент дифференциации денежных доходов (расходов) населения и уровень бедности). Децильный коэффициент равняется отношению доли доходов (расходов) высшей децильной группы к доле нижней децильной группы, где нижняя децильная группа — это 10% самых бедных домохозяйств, более высокая — 10% самых богатых. Уровень бедности — удельный вес семей (домохозяйств), в которых уровень потребления (доходов) на одно лицо ниже определенного предела бедности. В настоящее время предел бедности устанавливается как доля прожиточного минимума на одно лицо в расчете на месяц. Ко второй группе следует отнести показатели, которые отображают уровень обеспечения населения основными социальными благами в жилищной сфере, сфере здравоохранения, образования (обеспеченность населения жильем, врачами, больничными койками), быта, а также характеризуют уровень преступности. Уровень преступности (коэффициент преступности) рассчитывается как количество зарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения. Кроме вышеупомянутых групп, к системе социальных показателей нужно включить группу демографических показателей: естественный прирост населения, коэффициенты рождаемости и смертности, миграционный прирост населения. Четвертая группа показателей характеризует состояние трудовых ресурсов (уровень занятости, безработицы, количество вакансий, демографическая нагрузка). Показатели финансовой сферы региона, в частности бюджетного процесса. Уровень финансовой независимости региона характеризует система абсолютных и относительных показателей состава и структуры местных бюджетов, а также социальной результативности бюджета. Определение доходов и расходов в абсолютном и относительном измерениях не позволяет сравнивать бюджеты разных территорий из-за существования отличий между ними в формировании доходов и в составе и объемах расходов, вызванных разнообразием природно-климатических условий, разным экологическим состоянием территорий, особенностями расположения административных центров, насыщенностью путями сообщения, специализацией регионов, состоянием социальной и бытовой инфраструктуры. Следовательно, определяются доходы и расходы местных бюджетов относительно количества населения, которое живет на соответствующей территории. Потенциальные возможности региона относительно привлечения финансовых ресурсов, характеризуют такие показатели, как налоговый потенциал и налогоспособность. Налоговый потенциал местной территориальной единицы — это масса доходов, которые может получить местный бюджет от применения налогового законодательства к деятельности субъектов ведения хозяйства и физических лиц, и отчислению в госбюджет. Налоговая нагрузка — это соотношение между суммой фактических налоговых поступлений и налоговым потенциалом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|