Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория социально рыночной экономики




Любая экономика, по определению, социальна. Но при этом под социальной рыночной экономикой понимается вполне конкретный тип хозяйственной системы, возникший и укрепившийся в послевоенные десятилетия в индустриальных странах, главным образом в Западной Европе, и отличающийся исключительно высоким уровнем социального и экономического благосостояния граждан. Западноевропейские страны называют себя социальными государствами и реализуют социальную политику не только на национальном уровне, но и на наднациональном – в рамках Европейского союза.

Социальная рыночная экономика как особый тип хозяйственной системы характеризуется не просто высоким уровнем благосостояния населения. Ее отличает система социально-экономических институтов, которые направляют функционирование всех элементов этой системы на реализацию целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни.

Поэтому, на наш взгляд, важно отличать экономики с высоким уровнем жизни и значительными социальными расходами от собственно социальных рыночных экономик. Первые – это обычно либеральные общества, которые добились высокого уровня материального богатства и потому могут позволить себе выделение огромных средств на помощь бедным, на финансирование здравоохранения, образования и другие социальные цели. Самой очевидной иллюстрацией таких обществ являются США и Канада. Однако эти страны не имеют достаточно мощных «встроенных» механизмов согласования интересов между социальными группами. Напротив, малые западноевропейские страны, например: Австрия, Бельгия и Швейцария, могут быть отнесены к «социальным экономикам» именно на том основании, что их социально-экономические и правовые системы «настроены» на достижение социального согласия и высокого уровня жизни основной массы населения, хотя по абсолютным показателям дохода и качества жизни они уступают ведущим рыночным экономикам.

Еще в начале XX века в США и Германии на волне антитрестовской, антимонопольной политики возникает новое научное направление, которое теперь называют социально-институциональным. Его яркими представителями были ученые–экономисты Торстейн Веблен и Уэсли Митчелл. К этому времени США стали наиболее богатой страной в мире с монополизированной экономикой. Поэтому здесь появились первые антимонопольные законы и меры.

Новое направление упорно доказывало несовершенство господствовавшей рыночной монополизированной экономики. Оно требовало более широкого, всеобъемлющего подхода к экономическим проблемам с непременным учетом сильного влияния на экономику социальных институтов и процессов. К ним относились государство, право, профсоюзы, нравы, религия и т. п. Сторонники нового направления требовали социального контроля над несовершенным монопольным рынком.

Уже в этом научном направлении можно усмотреть истоки новой, социальной модели экономики. Ведь именно экономисты – “институционалисты” обратили внимание и подчеркнули то, что нет уже “чистой экономики”, что вместе с материальными на экономику влияют такие факторы как правовые, социальные, моральные. И все они воздействуют на экономический рост и благосостояние страны. Такой, более широкий подход к экономике, учитывающий ее прямую связь и зависимость от социальной сферы и ее проблем, признан в истории достижением методологии и теории экономики.

Однако само новое понятие “социальная рыночная экономика” вызрело позже, на ниве истории Германии. Еще перед самой войной, развязанной фашистской Германией, под большим впечатлением от мирового экономического кризиса, разразившегося в 30-е годы, ряд немецких ученых–экономистов были едины в том, что в будущем их страна должна дистанцироваться от устаревших принципов свободной рыночной экономики, ответственной за возникшие мировой кризис и беспорядки. Их имена – Вальтер Ойкен, Вильгельм Рёпке, Леопольд Микш.

Теоретические основы социальной рыночной экономики восходят к предвоенным работам ученых фрайбургской школы – В. Ойкена, Ф. Бёма и др., разработавших концепцию “порядков”. Это научное направление называют ордолиберализмом. Главное понятие данной теории – “порядок” – определяется как совокупность институтов и норм, связанных с экономическими организациями и типами экономического поведения (не все из которых имеют экономическую природу) и регулирующих отношения между элементами народного хозяйства. Несложно увидеть, что понятие “порядок” близко распространенному в современной англосаксонской литературе понятию “правила игры”, которых придерживаются в своем функционировании и взаимодействии экономические субъекты. Огромной заслугой ордолиберальной школы явилось изучение взаимосвязи между собственно экономическими порядками и политическими, государственными и правовыми порядками.

Ордолиберализм, таким образом, попытался создать цельную картину экономической системы, функционирующей в неразрывном единстве экономических и неэкономических институтов. Подобный подход является принципиально иным по сравнению с неоклассической традицией, которая, как известно, видит предмет экономической науки в изучении взаимодействия максимизирующих субъектов в процессе производства и распределения ограниченных (экономических) благ. Политико-правовой анализ экономических процессов позволил В. Ойкену и его последователям разработать классификацию “экономических порядков” от чисто рыночной до централизованно управляемой модели и изучить характер и способы координации между субъектами.

В послевоенной разрушенной Германии с новой силой возникает вопрос: по какому пути идти? Дистанцируясь теперь и от авторитарно-регулируемой экономики, немцы ищут 3-й путь. Формула этого пути была выдвинута немецким экономистом Альфредом Мюллер-Армаком (1901-1978 гг. ). Она состояла из 3-х слов: социальное рыночное хозяйство. В этой формуле будущего Германии была заложена идея сочетания принципов рынка и социального выравнивания. Основная философия социального рыночного хозяйства состоит во взаимодействии рыночного механизма и “социально озабоченного” или “ходатайствующего государства”.

Сторонники теории социальной рыночной экономики достаточно плодотворно использовали идеи ордолиберализма в части понимания комплексного подхода к функционированию хозяйства как части более широкой социально-экономической и государственно-политической системы. Вместе с тем между сторонниками этих теорий есть существенные разногласия. Они касаются понимания роли государства, особенно на этапе послевоенного восстановления германской экономики: концепция социальной рыночной экономики настаивала на более активном и непосредственном участии государства в хозяйственной жизни. Начиная с 1948 г., эти идеи приобрели статус государственной доктрины, осуществление которой возглавил профессор, федеральный канцлер ФРГ Людвиг Эрхард. Реализация такой доктрины получила впоследствии название “экономического чуда”.

Таким образом идея социального рыночного хозяйства основывается, по Мюллеру-Армаку, на сочетании двух составляющих: рыночное хозяйство и социальная справедливость. Его аргументация по поводу нового пути – социального рыночного хозяйства – охватывала пять основных направлений.

Во-первых, аргументом служила острая критика централизованно управляемых экономик, в том числе тотальной в Германии.

Во-вторых, тщательно сформулированная критика капитализма (рынка) свободной конкуренции.

В-третьих, выделение рыночного механизма как особого управляющего средства.

В-четвертых, обоснование важности социального компонента в экономике и необходимости “социально-мотивированных вмешательств” в нее.

В-пятых, выявление отдельных сфер, где автоматизм рынка не обеспечивает необходимых обществу результатов. Такими сферами названы ценовая, структурная (включая производственный и региональный аспект), жилищная, социальная, денежно-кредитная.

Теоретические идеи экономического устройства претворяются в реальность по мере того, насколько они соответствуют объективным условиям и интересам. Нельзя не отметить при этом важную роль политических сил и власти.

Поворот к новой экономике начался в Германии в условиях жестокого 3-летнего кризиса с денежной реформы 1948 года. Важно, что массе новых денег соответствовала предварительно накопленная масса товаров. Это и послужило (по Л. Эрхарду) необходимой предпосылкой освобождения цен.

Стратегия экономической политики по созданию новой экономики заключалась в это время в возрождении рыночного ценообразования, роста прибыли (за исключением спекулятивной) и способности предприятий к инвестициям. При этом контроль сохранился (по Л. Эрхарду) за ценами на жизненно первостепенные продовольственные товары, а также на нефть, бензин, транспорт и минеральные удобрения.

ФРГ, как известно, получила до 1952 года выделенные по плану Маршалла 1, 56 млрд. долларов США, которые, подчеркнем это, пошли в ведущие отрасли промышленности. К 1960 году экономические успехи Германии были уже так велики, что стали говорить об экономическом чуде.

Тем не менее рассмотрение теории ордолиберализма как концептуальной основы экономической системы ФРГ и германской хозяйственной практики позволяет провести различие между концепцией социальной рыночной экономики и другой западноевропейской экономической моделью, которая вплоть до недавнего времени претендовала на роль “теории третьего пути” – скандинавской, или шведской. В самом общем виде оно сводится к следующему. Германская модель – это в основе своей рыночная модель. Она опирается на идеи всеобъемлющей конкуренции и договорного характера установления заработной платы и других ведущих социально-экономических параметров. Шведская модель – это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и “скандинавским социализмом” на практике стираются. Все современные западноевропейские “социальные экономики” основываются на взаимопроникновении рыночных и государственных начал, а также на социальной солидарности (социальном партнерстве).

В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели – это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, – а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды – с другой. Важнейшая задача государства – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции; социальное равенство. Рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве; антициклическое регулирование; стимулирование технологических и организационных инноваций; проведение структурной политики.

Перечисленные особенности германской модели есть производные от ее основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства. Такое сочетание двух начал, которые на протяжении большей части экономической истории были взаимно антагонистичны, впервые сложилось только в последние десятилетия в Западной Европе.

Расширение функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это, прежде всего, укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших факторов экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща сильная социальная направленность. В экономической теории, как известно, рассматриваются возможности проявления социальных эффектов в условиях совершенной конкуренции, но реальная жизнь вносит слишком много “помех” и не позволяет проявиться этим эффектам.

Особым фактором объективного повышения роли государства выступает характерная для современных обществ “институциональная ригидность” – наличие социальных и экономических механизмов, которые допускают изменение фундаментальных рыночных переменных только в одном направлении и препятствуют изменениям в обратном направлении. Например, абсолютный уровень цен и зарплаты обычно увеличивается, а когда наступает спад деловой конъюнктуры, то снизить цены и зарплату, уволить часть работников для любого предпринимателя крайне затруднительно. Современная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму.

Но, естественно, ошибочно было бы видеть в государственном регулировании панацею от всех социально-экономических проблем. Подобно тому как есть “провалы рынка”, есть и “провалы государства”. Экономическая эффективность – это прежде всего рынок. Все современные развитые экономики опираются на рыночные принципы, которые постепенно воспринимаются всем остальным миром, хотя каждая страна сохраняет национальную специфику.

Прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве. В модели социальной рыночной экономики, по-видимому, найдено удачное сочетание государства и рынка в форме активного вмешательства государства в экономику, прежде всего в социальную сферу, при безусловном соблюдении фундаментальных принципов рыночной экономики.

В модели социального рыночного хозяйства огромное значение придается поддержанию конкурентной среды. Защита конкуренции может рассматриваться как второй основополагающий принцип концепции социального рыночного хозяйства. С целью поддержания конкурентной среды в ФРГ разработаны многочисленные и чрезвычайно подробные законы, что вообще характерно для германской системы государственного экономического управления. Защита конкуренции – одна из центральных функций государства в германской модели, во многом определяющая пути вмешательства государства в экономическую жизнь: рыночная система может легко потерять конкурентный характер, если его не будет поддерживать экзогенная нерыночная сила.

На практике конкурентный механизм действует далеко не всегда гладко. Существует множество монополистических объединений, особенно типичного для германской экономики картельного типа, причем многие из них на деле находятся под покровительством государства. В концептуальном плане, однако, заслуживает внимания сама постановка вопроса о связи между конкуренцией и социальным благосостоянием, которая проявляется в следующем:

конкуренция обеспечивает наиболее эффективное функционирование рыночного механизма и тем самым способствует максимизации общественного богатства; конкуренция устанавливает соответствие между доходами и вложениями факторов производства, в том числе между заработной платой и затратами труда, и таким образом поддерживает социальную справедливость; конкуренция ограничивает рост цен и обеспечивает доступность товаров и услуг для основной массы населения.

Третий принцип германской социальной рыночной экономики – это социальное партнерство. Сегодня он становится одним из ведущих принципов организации социально-экономических систем. Идея терпеливого и настойчивого поиска компромисса между социальными группами, объективно предрасположенными к конфронтации, отражает высокий уровень развития общества вообще и его политической культуры в частности. Социальное партнерство – это как бы перерастание рыночных отношений за границы собственно экономики в сферу социальных отношений: продавцы и покупатели рабочей силы договариваются об условиях “сделки” как равноправные участники социального контракта. Западноевропейская модель социального партнерства, особенно в ее германском варианте, давно вышла за рамки отраслевых тарифных соглашений.

Две черты наиболее ярко характеризуют систему социального партнерства в ФРГ. Во-первых, это “принцип соучастия”, предусматривающий участие представителей работников в работе наблюдательных советов с правом решающего голоса при обсуждении вопросов заработной платы, условий труда и кадровой политики. Он дает представителям работников реальное право участвовать в управлении предприятием и тем самым превращает их в партнеров работодателей. Работники пользуются очень высокой степенью социальной защиты, например, защиты от увольнений. Примечательно, что в наблюдательные советы включают представителей конкретного трудового коллектива, а не профсоюза. Суть этого правила в том, чтобы оградить наблюдательные советы от социально-политических конфликтов, нередко привносимых на предприятия профсоюзами.

Во-вторых, это существенное ограничение права на забастовку. Согласно закону спорные вопросы обычно должны передаваться на рассмотрение согласительного органа, состоящего из представителей работников, работодателей и независимого председателя.

Инструментарий германской и других западноевропейских экономик далеко не ограничивается описанными принципами и механизмами. Они образуют ядро модели социального рыночного хозяйства и представляют интерес с точки зрения развития реформ в постсоциалистических странах. Наряду с этим необходимо отметить, что, например, сами немецкие специалисты еще не вполне уверены в том, что сформированная экономика и есть социальное рыночное хозяйство. Поэтому повторять, копировать экономическую модель – вряд ли добрый совет. Другое дело – использование здоровых идей и принципов. Однако они требуют специальной адаптации в разных регионах и странах.

 

6. 2. Факторы оптимизации экономического|экономичной| регулирования

Теория и практика свидетельствуют, что не может существовать эффективной, основанной на современных научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Однако масштабы государственной регулирования, его конкретные формы и методы существенно отличаются в разных странах.

Поскольку в основе|основании| механизма рыночного саморегулирования находятся действия рациональных индивидов, направленные на максимизацию полезности или прибыли, то данный механизм срабатывает в направлении реализации только выгодных «проектов». Невыгодные в плане доходности сферы деятельности остаются вне действия рынка. И если они порождают социально-экономические про­блемы| для общества, то возникает потребность в их сознательной коррекции. Следовательно|итак|, в меру выявления|обнаружения| проблем, с которыми|какими| не справляется рынок, расширяются и функции государства.

Такой подход к|до| определению функций государства в экономике не может считаться конструктивным. Прежде всего, следует отметить, что «невидимая рука рынка» и «регулирующая рука государства» в действительности не является антиподами. Современное общество является сложной системой, в которой|какой| отдельные элементы формируются и функционируют как за счет самоорганизации, так и сознательной организации|.

Следовательно|итак|, регулирование и саморегулирование в любом случае не можно противопоставлять|, поскольку в современных условиях развития экономики они не исключают|, а дополняют друг друга. Система государственной регулирования экономики не вытесняет рынок, а развивается вместе с ним, присоединяется к|до| нему, видоизменяя тем самым механизм общественной координации экономических интересов.

Одним из определяющих|определительных| факторов, которые влияют на установление того или иного сочетания механизмов саморегулирования, государственного и гражданского| регулирования в каждой конкретной экономике, являются экономические|экономичные| условия развития страны|страна-участницы| в определенный исторический период (уровень| производительных сил, структура экономики, степень развитости рыночных отношений).

Экономические|экономичные| факторы определяют и приоритетное использование|употребление| тех или других форм|формы| экономической|экономичной| политики. Так, акцент на подавляющее применение бюджетных рычагов|рычага| влияния на экономику в кейнсианской| модели обусловили два обстоятельства. Во-первых|в первых|, резкое увеличение со времени «Большой|великой| депрессии» федерального бюджета США абсолютно|совершенно| и относительно|касательно| ВВП страны|страна-участницы|. Во-вторых, крах исключительно денежной регулирования конъюнктуры в данный период. Отказ от бюджетных рычагов|рычага| в консервативной модели, напротив, был вызван их неэффективностью в условиях усиления инфляции и стремительного рос­та| бюджетных дефицитов, которые|какие| сохранялись|хранятся| даже в период перехода|перехождения| эко­номики| в фазу подъема.

Экономические|экономичные| факторы, которые вызывают наличие тех или других форм|формы| влияния на экономику, в реальной действительности совмещаются|сочетают| с действием социальных факторов.

Кроме рассмотренных социально-экономических факторов, которые определяют модель регулирования национальной экономики, значительную роль в ее формировании играют и такие выработаны в течение многих поколений элементы, как состояние общественного сознания, культура, религия, господствующие морально-этические нормы и ценности, и тому подобное. Они осуществляют значительное влияние на характер экономического развития и, в итоге, определяют национальную специфику модели рыночной экономики.

Так, успешное функционирование японской модели, которая допускает|припускает| всеобъемлющее вмешательство государства почти во все стороны общественной жизни, стало возможным только благодаря особенным национальным чертам японцев, таким как склонность к|до| согласованным действиям на всех уровнях — от индивидуального к|до| общественному, присущий нации коллективизм.

С другой стороны, в модели экономики США, психология свободного предпринимательства и индивидуализма является определяющим|определительным| фактором сведения|возведения| к|до| минимуму государственного вмешательства в экономику. Достаточно развитая демократия, которая гарантирует волю каждому в плане защиты его интересов с помощью|посредством| законов, является надежным гарантом против|супротив| возможного государственного подавления частных|приватных| интересов.

При конкретном соединении факторов формирования той или другой модели регулирования, доля государства и рынка в этих моделях никогда не была четко определенной. Даже в достаточно либеральных национальных моделях, где регу­лирующее| влияние государства было возведено к|до| необходимому минимуму, имели место периоды усиления роли государства. И, напротив, жестко централизованные|централизованный| эконо­мические| системы «допускали» в свой механизм регулирования рыночную стихию. И в первом, и во втором случаях экономическая|экономичная| система только выигрывала.

 

6. 3. Системные функции государства и особенности экономического|экономичной| регулирования в Украине

Государство как особенная подсистема общества для поддержания его цельности должна отображать интересы всех слоев общества с целью недопущения нарушения равновесия, на микро- и макроуровнях экономики, которые, разрастаясь, могли бы привести к разрушению системы в целом. С другой стороны, как самостоятельная подсистема, государство само является определенной цельностью, которая может развиваться независимо от общества. На основе этих особенностей рассмотрим функции государства по отношению к экономике.

В качестве представителя всех граждан страны|страна-участницы| государство с помощью|посредством| законодательной|, исполнительной и судебной власти структурирует|структурирующий| и согласовывает интересы всех членов общества и социальных групп. Это проявляется в поддержании правопорядка и регламентации взаимоотношений с другими государствами от имени| и в интересах самих граждан, то есть в реализации общенациональных интересов. Государство формирует|формующий| правовые границы функционирования экономики и гарантирует их выполнение.

Вместе с тем, государство поддерживает существующие экономические отношения и рынок как основную форму связи между хозяйствующими|хозяйствует| субъектами, а также главное условие существования рынка — конкуренцию.

Поддерживая рыночную форму связи, государство должно учитывать и ком­пенсировать| внешние|наружные| эффекты рынка (экстерналии|). Последние - связаны|повязал| с экономическими|экономичными| трансакциями расходы (выгоды), которые|какие| несут|несущий| (получают) не продавцы или потребители, а лица|личность|, которые|какие| непосредственно не принимают участие в заключенных соглашениях. Примером|прикладом| таких внешних|наружных| эффектов может служить загрязнение окружающей среды|, которое|какое| сопровождает процессы производства и потребления продукции. Поэтому важной функцией государства является управление такими потерями или выгодами с целью как поддержания рыночных стимулов у экономических|экономичных| агентов, так и обеспечения национальных интересов.

Аргументы в интересах|в пользу| усиления регулирующих функций государства в украинском обществе находятся в плоскости исторических и националь­ных| особенностей|особенности| страны|страна-участницы|, для которой|какой| были присущие традиции сильной государственности, |этому способствовали|содействуют|:

1. Исторически длительное время существование коллективистских образований.

2. Христианская религия и в дальнейшем, как не парадоксально|парадоксальный|, коммунистическая| идеология.

3. Инертность экономического|экономичного| мышления. Плановая система командной экономики и долговременное ограничение возможностей использования|употребления| права экономического|экономичного| выбора сформировали|формующий| особенный тип общественного сознания|осмысленности|, для которого|какого| характерны пассивность, несостоятельность к|до| осуществлению самостоятельной| деятельности, надежды на всемогущество государственной власти.

Следует также признать, что современное переходное общество в нашей стране|страна-участнице| является неоднородным по своей социальной структурой. К|до| власти приходят представители разных|различных| социальных слоев и выражают в первую очередь собственные интересы. Они не всегда совпадают с общественными. Изучая основные черты украинского общества, исследователи отмечают неразвитость в нем институтов гражданского общества и его построение на принци­пах| олигархической клановости|. Частные|приватные|, корыстные группы олигархов всячески­ми| способами деформируют государственную политику в интересах собственного обогащения|.

При таких условиях необходимо с помощью|посредством| общественных механизмов проти­водействовать| угрозам бюрократизации государственного аппарата, заострению|обострению| политич­еских| противоречий|противоречивости|, которые|какие| возникают между интересами, программами и действиями раз­ных| партий и социальных групп. Поэтому принципиально важным для переходного периода является сочетание реформ в эко­номической| и политической сферах. В конце концов только демократия позволит создать эффективную модель социально-экономического развития.

 

6. 4. Политико-правовые аспекты регулирования национальной экономики

Базовой составляющей механизма регулирования национальной экономики Украины является рыночное саморегулирование. Невзирая на известные изъяны рыночных превращений в Украине, начинают работать классические предпосылки товарно-денежных отношений — общественное разделение труда, постепенный переход от формального к реальному отделению товаропроизводителей и появление в национальной экономике сектора международного товарного производства.

В процессе эволюции рыночного саморегулирования национальной экономики все больше оказываются его недостатки. В первую очередь, это несостоятельность преодолеть длительный экономический кризис. За годы экономического кризиса в Украине (1991-1999 гг. ) ее ВВП сократился на 59, 2%, объемы промышленного производства — на 48, 9%. Реальная заработная плата уменьшилась в 3, 84 раза, а реальны выплаты пенсий — в 4 раза. Уменьшился индекс человеческого развития и законсервировался показатель качества жизни. Накоплены диспропорции в развитии разных рынков. Пока еще не сформировано единственное рыночное пространство национальной экономики, которая приводит к экономической обособленности регионов, роста противоречий, между ними.

Вхождение Украины в межхозяйственные процессы характеризуется отрицательной результативностью: отток отечественного капитала за границу превышает иностранные инвестиции в национальную экономику. Такая ситуация выгодна заграничным партнерам национального производителя, которые|какие| получают энерго-сырьевые|, трудовые и другие ресурсы, оставляя за собой лидерство в отраслях высокой переработки и технологий.

Поскольку отечественная национальная экономика приобрела признание как рыночная, формируются механизмы ее государственного регулирования. Основным его субъектом является государство, наделенное экономической и политической властью. В Украине деление полномочий между разными ветвями власти определяется Конституцией Украины. В соответствии с ней главой государства является Президент Украины, законодательную власть осуществляет Верховная Рада, исполнительную — Кабинет Министров, министерства и ведомства, местные государственные администрации. Судебную власть осуществляют Конституционный Суд Украины, общие и арбитражные суды. Круг субъектов государственной регулирования расширяется институтами, которые имеют межгосударственный характер (ЕС, СНГ). Национальные органы власти на основе межправительственных соглашений делегируют им часть своих управленческих полномочий.

Обоснование долгосрочных мероприятий государственной регулирования обеспечивает прогнозирование. Становление системы национальных прогнозов в Украине еще не завершено. Реальной является разработка прогнозов экономического и социального развития Украины на отдаленные, долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные перспективы. Они прорабатываются, исходя из анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, внешнеэкономического положения Украины, имеющихся природных ресурсов, социальной структуры общества, а также принятой стратегии экономического развития.

Разработкой прогнозов экономического|экономичного| и социального потенциала Украины занимаются Научно-исследовательский экономический|экономичный| институт Министерства эконо­мики| Украины, НАН Украины, и другие научные центры. Результаты прогнозов экономического|экономичного| и социального развития Украины и прогнозов конъюнктуры рынка используются во время принятия органами законодательной и исполнительной| власти решений из|с| экономической|экономичной| политики и во время разработки индикатив­ных| планов.

Среди разнообразных форм планомерности (директивной, индирективной, регулятивной, индикативной, стратегической) индикативная форма доминирует в ведущих странах мира. Начиная с 1995 года, в Украине применяется индикативное планирование, суть которого заключается в разработке Государственной программы экономического и социального развития Украины (ДПЭСР). Такая ежегодная программа содержит: 1) характеристику социально-экономического положения, которое сформировалось на начало реализации программы; 2) целевые макроэкономические показатели в завершение каждого квартала, задание в сфере макроэкономической политики; 3) систему государственных мероприятий с выделением конкретных предложений относительно реформирования базовых отраслей промышленности и определения темпов и исполнителей.

Программа содержит: 1) анализ социально-экономического развития;    2) влияние ожидаемых изменений; 3) цели и приоритеты; 4) мероприятия реализации, сроки, исполнители; 5) основные макроэкономические показатели; 6) перечень государственных целевых комплексных программ; 7) показатели развития государственного сектора.

Например, ДПЭСР Украины на 2008 год разработанная на выполнение ЗУ «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического| и социального развития Украины» от 23. 03. 2000 № 1602, Поста­новления КМУ от 26. 04. 2003 г. № 621 «О разработке прогнозных и программных документов экономического|экономичного| и социального развития и составления|сдает| проекта Государственного бюджета», Декларации целей и за­дач| бюджета на 2008 год (Бюджетной декларации), одобренной Постановлением Кабинета Министров Украины от 01. 03. 2007 № 316.

В Программе на 2009 год Кабинет Министров Украины определил такие цели экономической политики: повышение качества жизни граждан; обеспечение повышения конкурентоспособности национальной экономики как основы экономического роста; обеспечение национальной (экономической, энергетической, продовольственной, экологической) безопасности страны.

В соответствии с определенными целями сформированы приоритеты развития в разных сферах экономики. Государственная политика предусматривает такие приоритеты перестройки эффективного промышленного сектора: формирование инфраструктуры по поддержке инноваций, реализацию государственных программ промышленной модернизации; обеспечение предприятий высококвалифицированными кадрами, повышение конкурентоспособности продукции; стимулирование инвестиций в новые технологии, в частности энерго- и ресурсосберегающие; поддержку кредитной политики, направленной на долгосрочное инвестиционное

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...