Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Структурная и инвестиционно-инновационная политика




ТЕМА 7. СТРУКТУРНАЯ И ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

7. 1. Структурная политика: цели, приоритеты, механизмы.

7. 2. Инвестиционная политика: содержание, инструменты и особенности|особенность| реализации| в национальной экономике.

7. 3. Национальная инновационная система как стратегический институт
развития|.

7. 1. Структурная политика: цели, приоритеты и механизмы

В зависимости от направления и плоскости анализа структуры экономики различают воспроизводственный, территориально-региональный, социально-эконо­мический|, технологический, внешнеэкономический, отраслевой и другие ее макроструктурные типы.

От того, на каких видах экономической|экономичной| деятельности и отраслях экономики (традиционных или постиндустриальных) происходит текущая концентрация ресурсов, зависят:

- траектория социально-экономического развития страны|страна-участницы| и вариант ее вклю­чения| в систему мирохозяйственных связей (технологическое лидерство);

- преобладающий в будущем производительно технологический уровень производственных мощностей (интенсивный или экстенсивный);

- масштабы экономического|экономичного| роста, которые определяются параллельно-последовательным развитием технологически связанных|повязал| отраслей;

- рациональность использования|употребления| внутренних ресурсов;

- доля отраслей промежуточного продукта и соответствующее давление на отрасли по производству конечной|концевой| продукции;

- уровень и структура занятости экономически|экономичный| активного населения;

- объем совокупного дохода (совокупного спроса), который формируется|формующий| с учетом объективной дифференциации средней заработной платы рабочих и предпринимательской прибыли.

Интегральным показателем качества имеющейся структуры экономики является созданный на ее основе|основании| ВВП, который|какой| в своем натурально вещественном и стоимостном измерениях формирует|формующий| ресурсное обеспечение нового воспроизводственного цикла и определяет расширенный, простой или суженный характер общественного воспроизводства|.

Структурные сдвиги — совокупность количественных и качественных изменений, которые происходят в мезо- и макропропорциях экономической системы, и обусловливают ее переход в другое качественное состояние.

Среди доминирующих сдвигов структуры глобальной экономики основными являются:

- тесная корреляция глобальных тенденций развития со структурной динамикой| стран|страна-участницы| развитого центра, на которые|какие| приходится|приникает| около|порядка| 68% ва­лового| глобального продукта;

- ускоренные темпы развития новых прогрессивных наукоемких отраслей промышленности в сравнении с традиционными и др.

Структурные сдвиги отображают становление принципиально нового технологического способа производства, основной производительной силой которого являются знания людей, воплощенные в информационно интеллектуальных, коммуникационно компьютерных и автоматизированных технологиях, принципами — инновационность, экономия ресурсов, экологичность, интенсификация, интеллектуализация, гуманизация, а фактическим катализатором изменений — разнообразные инновации.

Другой важной закономерностью трансформации отраслевой структуры является то, что экономическая целесообразность создания в отдельных странах многоотраслевой экономики, включая предприятия с полным технологическим циклом, постепенно отпадает, потому что стремление каждой страны к самообеспечению всеми товарами требует больших расходов. Значительно более перспективным путем является развитие международной специализации и активное участие в ней все большего количества стран, которые имеют четкий профиль в международном экономическом сотрудничестве и обмене.

Данные тенденции и закономерности должны быть учтены Украи­ной, которая|какая| в настоящий момент|сейчас| решает задачу|задачу| самоидентификации в системе мирохозяйственных связей.

Следует отметить, что в первое десятилетие независимости динамика и направления структурных сдвигов испытали противоречивое влияние как позитивных (расширение сферы действия рыночных отношений, становления конкурентной среды и уменьшения уровня монополизации экономики, укрепление негосударственного сектора), так и негативных факторов (катастрофическое|катастрофичное| сокращение инвестиций в экономику, избыточная открытость экономики и наличие внешнего|наружного| долга, сравнительно низкий уровень жизни населения и др. ). Углубились технологическая бездна между Украиной и развитыми странами и диспропорции в структуре общественного производства и технологической примитивизации его материально технологической базы. Стратегический ресурс развития — инновации — так и не был задействован.

Решение этих проблем невозможно без активной государственной структурной политики, поскольку вновь созданные рыночные формы в условиях НТП самостоятельно не в состоянии адекватно реагировать на стратегические общественные потребности и обеспечивать быстрые сдвиги в экономической структуре.

Структурная политика — это совокупность государственных мероприятий, ориентированных на управление движением экономических ресурсов и установления структурных параметров национальной экономики, необходимых для поддержания динамического макроэкономического равновесия и постоянного экономического роста.

В конкретных исторических условиях Украины ее основными задачами|задачей| является:

- укрепление технологических сравнительных преимуществ отечественных товаропроизводителей относительно|в отношении| зарубежных конкурентов;

- уменьшение|сбавка| зависимости национальной экономики от импорта товаров и ресурсов;

- увеличение удельного веса|ваги| ресурсосберегающих| производств и отраслей " высоких технологий";

- повышение уровня внутренней сбалансированности экономики за счет переориентации производства средств производства на наиболее полное удовлетворение потребностей межотраслевой кооперации;

- создание развитого потребительского сектора экономики и сферы услуг|.

Существующие в экономической системе любого уровня (микро-, мезо-, макро-, мега-) противоречия между неограниченными растущими потребностями и ограниченными ресурсами порождает необходимость концентрации последних на приоритетных направлениях социально-экономического развития и определяет стержень структурной политики — селективный подход (таргетирование).

Таргетирование — концентрация материальных, трудовых, финансово-кредитных ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития и на объектах (отраслях, предприятиях), повышение эффективности функционирования которых способствует повышению эффективности и конкурентоспособности национальной экономики в целом.

Основными факторами отбора отраслей национальных приоритетов служат: место страны в международном разделении труда, ее конкурентные преимущества; экспортный потенциал отрасли; перспективы спроса на продукцию отрасли на внутреннем рынке; уровень зависимости отрасли от импорта сырья и оборудования; экологичность; стадия жизненного цикла отрасли; наличие позитивных внешних эффектов, как: эффекта привлечения — инициирующего роста деловой активности в технологически связанных производствах; редукционного эффекта — снижения себестоимости продукции собственного производства; эффекта инноваций – распространения по смежным отраслям новейших технологий.

В Украине такими национальными приоритетами является: АПК; пищевая промышленность; тяжелое|трудное| и высокотехнологичное|высокотехнологическое| машино­строение (комплектное энергетическое оборудование, станкостроение, оборудование для металлургических заводов); аэрокосмическая отрасль; военная|войсковая| промышленность; судостроение; отдельные наукоемкие высокотехнологичные|высокотехнологические| производства (производство сварочной аппаратуры, порошковая металлургия, производство новейших материалов, со специфическими свойствами, биотехнологии|); сфера услуг (транспортных, оздоровительного туриз­ма|, инжиниринговых, образовательных, финансовых).

Варианты решения основных задач структурной политики приведены в табл. 7. 1.

Ведущим элементом структурной политики справедливо считается инвестиционно-инновационная политика. Отраслевые пропорции не устанавливаются сами по себе. Они зависят от объемов средств, направленных в те или другие отрасли. Поэтому правомерно утверждать, что прогрессивное изменение отраслевых пропорций национальной экономики невозможно без усовершенствования структуры инвестиций. А инновации, в свою очередь, являются своеобразной точкой структурной реорганизации социально-экономической системы.

Таблица 7. 1

Варианты решения основных задач структурной политики

 

Основные направления структурных сдвигов   Средства влияния  
Увеличение удельного веса ресурсосберегающих производств   Дифференциация законодательно установленных платежей в бюджет в зависимости от относительной энергоемкости производства. Цены на энергоресурсы.  
Уменьшение доли эко­логически грязных производств   Природоохранное законодательство, дифференциация пла­тежей в бюджет, штрафы за загрязнение.  
Развитие потребительского сектора экономики   Бюджетные кредиты, налоговые льготы, государственные заказы, банковский процент, государственные гарантии под креди­ты банков, потребительский кредит.  
Рост доли высокотехнологичных отраслей   Госзаказ, налоговые льготы, ускоренная амор­тизация, бюджетные кредиты, субсидии и субвенции, направленные в инно­вации.  
Увеличение удельного веса|ваги| экспортоориентированных| отраслей   Таможенные тарифы и акцизы, лицензирование, сертификация продукции, банковский процент, налоговые льготы, госкредиты на конкурсных принципах, ценообразование.  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...