Хронология в обучении истории
Хронология, ее цель и задачи Хронология в школе. Велико значение в исторической науке хронологии, устанавливающей ход и картину событий, их причины и следствия. Лишь выяснив время свершения событий можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями, их последовательность. Хронология — это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств. Она помогает устанавливать даты исторических событий (год, месяц, число), определять, какое событие было раньше, какое позже или оба события произошли одновременно (синхронно). Хронология выявляет длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников. Эта отрасль науки создает ту основу, на которой базируется школьная хронология. В соответствии с принятой научной периодизацией систематические курсы истории, изучаемые в школе, разбиты на части, разделы и темы. Они содержат лишь основные периодизации. При изучении истории ученикам сообщаются хронологические рамки периодов, даются даты основных событий, явлений, процессов. Цель изучения хронологии в школе — показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени и познакомить с системами летосчисления. Цель определяет задачи: обеспечивать в сознании учеников правильное отражение исторического времени; способствовать развитию их временных представлений; помочь усвоению важнейших дат событий, временных категорий (год, век, тысячелетие, эра). В школьном обучении истории даты условно подразделяют, исходя из их значимости, на основные и опорные. Основные даты связаны с главными фактами, например: первое упоминание о Москве (1147), Куликовская битва (1380). Опорные даты способствуют временной локализации менее значимых, второстепенных фактов. Они необходимы для понимания внутренней связи и внутреннего смысла исторических явлений. Так, по отношению к основной дате (1380) опорными будут 1382 г. (поход Тохтамыша на Москву) и 1389 г. (начало правления Василия I). По внешнему признаку выделяют даты событий (год) и округленные даты процессов (век, часть века, десятилетия).
Приемы изучения и запоминания Приемы изучения хронологии. С большим трудом младшие школьники воспринимают протяженность событий и их размещение во времени. Измерение времени для них намного сложнее, чем измерение пространства (здесь они имеют некоторый опыт: далеко и близко; так близко, как дойти до школы, и т.д.). А вот ориентиров для определения длительности исторических периодов у них нет. Учитель помогает ученикам уяснить, как люди измеряют время. Им хорошо известна такая единица измерения времени, как год. Теперь им нужно осознать продолжительность года. Для этого учитель проводит беседу, выясняя, какие события ученики помнят из прошедшего года, что изменилось в жизни их семьи за это время. Затем он подводит их к пониманию продолжительности их жизни — 10—12 лет: что помните самое первое в жизни, что самое важное произошло за эти годы? Линия времени На доске учитель чертит линию времени. Это прямая линия, разделенная на равные отрезки, означающие определенное количество лет. На этой линии отмечается средняя продолжительность жизни учеников класса. Ученики работают с линией времени в своих тетрадях. На ней они указывают свой возраст и самые главные события жизни: когда пошел в детский сад, школу, сколько лет был в саду и сколько учится в школе.
Затем учитель переходит к беседе о продолжительности жизни родителей ученика: что они знают о возрасте своих родителей, кто из них старше, насколько бабушка старше мамы. Средний возраст родителей также отмечается на линии времени. Дома ученики должны узнать, в какие годы произошли самые памятные события в жизни родителей. Усвоив десятилетия, ученики переходят к столетиям. Историческая давность этого периода измеряется количеством сменившихся за это время поколений. 100 лет — это время жизни трех поколений: деда, отца и внука. За 200 лет сменится шесть поколений. Сколько же поколений людей сменится за 1000 лет? За 2000 лет? За 100 тысяч лет? Именно 100 тысяч лет назад на земле появился «человек разумный». Это было очень давно. Даже чтобы только сосчитать до 100 тысяч, придется затратить целый день без перерыва. Учитель рассказывает, как надо определять век. Если в четырехзначном числе после первых двух цифр идут нули, то первые цифры будут означать век: 1300 год — 13-й (XIII) век, 1400 год — 14-й (XIV) век. Но если на месте нулей будет любая другая цифра, то, значит, идет следующий вею Например, 1301 год — 14-й (XIV) век, 1415 год — 15-й (XV) век. (Учитель обращает внимание на количество прошедших веков, подчеркивает цифры их обозначающие.) Также определяется век в дате из трех цифр: 900 год — 9-й (IX) век, 901 год — 10-й (X) век. 901 год означает, что прошло девять полных веков и пошел 1-й год десятого века. Учитель говорит при этом: «Это так же, как тебе исполнилось полных 9 лет и идет десятый год». Для усвоения счета лет в пределах столетия используется таблица:
Отрабатывая первичные хронологические умения, следует идти не только от года к веку (1540 год — XVI век), но и от века к году. Учитель выясняет с учениками, какие события произошли в начале, первой половине, второй половине, в конце какого-либо века. Каждая новая дата увязывается с предшествующей. Для этого учитель спрашивает: «сколько лет прошло с...», «когда это было». Назвав год, ученик разъясняет, к какому веку он относится. Узнав об основных датах истории, ученики помещают события, с ними связанные, в хронологической последовательности; сопоставляя события, выясняют, какое произошло раньше, позже, сколько лет назад. Последний прием предусматривает отсчет лет начиная от современности. Отталкиваясь от нашего времени, ученики вычисляют, сколько лет назад были основаны Москва, Петербург, начали царствовать Иван Грозный, Петр I.
В процессе объяснения нового основные и опорные даты фиксируются на доске. Основные записываются более крупно и заключаются в рамку. Вертикальной колонкой размещаются последовательные даты, а синхронные записывают на одном горизонтальном уровне. Ученики записывают даты в хронологические карточки или составляют хронологические таблицы: 1237 — нападение Батыя на Рязань. 1238 — битва на р. Сити. 1240 — захват Батыем Киева; 15 июля 1240 — Невская битва. Элементарные сведения ученики получают о римских цифрах. На уроках истории они узнают, что такими цифрами в книгах по истории принято обозначать века. Римские цифры состоят из прямых черточек, как, например, цифра V. Учитель пишет ее на доске и в ходе беседы задает вопрос: «Что она напоминает? Посмотри на свою руку. Сожми все пальцы вместе, а один большой отведи в сторону. Видишь, большой и указательный пальцы напоминают цифру V. Это будет ключевая цифра». Учитель пишет ее жирно мелом на доске. Затем продолжает: «Если ты перед цифрой V поставишь черточку, то получишь цифру IV, если после нее — то цифру VI; две черточки — цифру VII; три черточки — цифру VIII. А вот как пишется ключевая цифра 10 — X. Что она тебе напоминает? Это X в математике. Если мы поставим единичку перед ней, то получим цифру 9 — IX, если после нее (XI), цифру 11 — XI. Теперь тебе несложно написать римские цифры IX и XI, XII и XIII.
Начальный момент системы летосчисления, а также сама система летосчисления — эра, например христианская или новая эра (наша эра). Эрой называют также крупный исторический период, а сам счет лет — летосчислением. Счет лет удобно вести в обе стороны от эры.
В глубокой древности у каждого народа была своя эра, свой счет времени. Греки вели счет времени от первой олимпиады, а древние египтяне — по годам правления фараонов. Год начала правления фараона считался первым годом, а год смерти — последним. Затем счет лет начинался заново, по годам жизни следующего фараона. Чтобы установить последовательность событий и определить их даты, нужно было помнить, кто за кем из фараонов правил и сколько лет. Так же в более позднее время велся счет времени в Древней Греции и Риме. Счет лет по правителям здесь вести было неудобно, уж слишком часто, через два-три года они менялись. Чтобы избежать этого неудобства, при летосчислении в Древнем Риме стали вести счет лет от основания города Рима (753 г. до н.э.). Так появилась «римская эра». Изучая Древний Египет, ученикам сложно уяснить обратный счет лет в истории. Обратный счет — это одна из условностей, о которой в свое время договорились люди. По византийской вере, сотворение мира произошло за 5508 лет от Рождества Христова. Если прибавить прошедшие с этого времени годы, то получается весьма внушительная и неудобная в пользовании цифра. Следовательно, счет лет надо вести не от наших дней, а от какого-то постоянного года. В VI в. духовенство предложило вести счет лет от рождения Иисуса Христа. Долга спорили, когда он родился, и потом решили, что это событие произошло в 753 г. от основания города Рима. Эра от рождения Иисуса Христа получила название «новой». Мы живем в это время. А год, который сейчас идет, — ведет свое начало от времени рождения Иисуса Христа. События, которые произошли до новой эры, имеют обратный порядок счета лет, чем события нашей эры. Ученикам это можно показать по таблице Д.Н. Никифорова (28, с. 132). В верхней части таблицы указаны века нашей эры и до нашей эры, а в нижней части — счет лет по векам. Таблица с датами до нашей эры затемнена. Таблица помогает узнать, за сколько лет до нашей эры происходили самые древние события. Чем раньше это было, тем дата его будет больше (оно было за большее количество лет до эры); чем позже, тем дата у него будет меньше (оно было за меньшее количество лет до эры). Наглядно такую зависимость учитель раскрывает на ленте времени. Началом века следует считать 90-е гг., например 594 г. до н.э., а концом века — годы первого его десятилетия (501). Можно обратиться к уже известному ученикам примеру. Выясняется, сколько лет назад родился ученик, когда поступил в школу. Учитель формулирует вывод: чем раньше совершилось событие, тем больше лет до него.
Лента времени Для уяснения хронологии выполняются специальные задачи, используя ленту времени. Учитель называет дату исторического события, а ученики определяют век этого события и отыскивают его место на ленте времени. Они вычисляют, сколько лет прошло от изучаемого события до наших дней, сколько лет прошло между двумя ближайшими событиями. Ученикам предлагается решить следующую задачу. Царь древнего государства начал править в 1792 г. до н.э., его правление продолжалось 42 года. В каком году закончилось правление этого царя? Ученики определяют век правления (XVIII в. до н.э.); устанавливают, что это начало века; в левой стороне на ленте времени Иллюстрированную ленту времени предложила И.В. Гиттис. Она имеет вид широкой полосы, разделенной на отрезки (века), а внутри каждого из них — на пятилетия. На ленте времени делаются прорези, куда в хронологической последовательности вставляются аппликации с наиболее яркими фактами века или названиями событий и их датами. Там, где есть компьютеры, возможно применение компьютерных программ по хронологии. В программе «Лента времени» запись о каждом из событий состоит из четырех полей: даты, названия события, его краткого описания, классификации. Даются даты начального и конечного события с указанием дня, месяца, года, века. Есть возможность сравнить сходные процессы, происходившие в разных регионах и в разное время (189, с. 38). Осознанию длительности исторических периодов и выделению общего помогают синхронистические таблицы. Они отражают одновременность (синхронность) событий или явлений общественной жизни из истории древних цивилизаций (22, с. 47):
В виде синхронистической таблицы могут быть представлены события истории, происходившие в правление Екатерины II. Учитель ведет объяснение, а ученики слушают и заполняют таблицу, то есть работают на преобразующем уровне.
На уроках истории каждая новая дата увязывается с хронологическими знаниями учащихся. Для этого ученики выясняют, сколько лет прошло с...; сколько лет продолжалось...; это произошло через 5 лет после.., в каком году... По заданию учителя они находят синхронные факты. Обязательные для запоминания даты необходимо повторять неоднократно при изучении нового материала. События Ливонской войны (1558—1583) и разгром Ливонского ордена в ее ходе позволяют вспомнить даты из истории этого ордена — разгром крестоносцев на Чудском-озере в 1242 г. и поражение ордена при Грюнвальде в 1410 г. Для лучшего запоминания в хронологической таблице, заранее подготовленной и вывешенной на классной доске, рядом с датой помещают рисунок, характерный для данной эпохи. Наряду с этим существуют и другие приемы запоминания хронологии. Приемы запоминания хронологии (главных фактов и связанных с ними исторических дат). Запоминание основано на смысловых связях (по существу) и связях с событием, когда дата заучивается чисто механически. Хорошо зная главные факты и причинно-следственные связи, ученики легко могут разместить во времени события, не датированные в курсах истории. Для этого надо хорошо знать, что самое главное относится к тому или иному веку. Для осознанного запоминания нужно сначала запомнить век жизни и правления тех или иных исторических личностей. Так, к XVI в. относится правление Василия III, Ивана IV, Федора Ивановича «Блаженного». На рубеже веков правили Иван III (1462— 1505) и Борис Годунов (1598—1605). В XVI в. были присоединены Казанское и Астраханское ханства, Башкирия, введена опричнина и заповедные лета, началось присоединение Сибири (поход Ермака) и т.д. Для лучшего запоминания устанавливается связь между историческими событиями и возрастом правителей, в них участвовавших. Иван IV (1530—1584) стал первым русским царем в 1547 г. в 17-летнем возрасте. Покорение Казанского ханства произошло в 1552 г., когда ему было 22 года. Четыре года спустя, в 1556 г., было присоединено Астраханское ханство. В 1558 г. царь начал 25-летнюю Ливонскую войцу, продолжавшуюся почти всю его дальнейшую жизнь до 1583 г. По договору со Швецией Россия была отрезана от берегов Финского залива. Лишь через 120 лет, при Петре I, которому был 31 год, русские овладели устьем Невы, заложив в 1703 г. крепость Санкт-Петербург. Запоминанию способствует образное обозначение времени, а также метод ассоциирования, часто применявшийся в дореволюционной методике обучения истории. В процессе анализа хронологии выявляется одинаковый повторяющийся промежуток лет. В хронологическом содержании важнейших событий истории Франции конца XVIII в. — 20-е годы XIX в. это будет цифра 5: 1789 + 5 = 1794 (термидорианский переворот); 1794 + 5 = 1799 (переворот 18 брюмера, окончание революции); 1799 + 5 = 1804 (Наполеон стал императором); 1804 + 5 = 1809 (пик империи); 1809 + 5 = 1814 (отречение Наполеона). Можно выделить промежуток времени 25, 100, 125 лет. Первый пример 25-летнего периода — 1492 г. (открытие Америки), 1517 г. (начало Реформации). Период 100 лет — 1380 г. (Куликовская битва), 1480 г. (стояние на реке Угре); 1609 г. (оборона Смоленска); 1709 г. (Полтава), 1809 г. (окончание русско-шведской войны); 1909 г. (Боснийский кризис). Проводится сопоставление дат по числовым аналогиям: 480 г. до н. э. — битва греков с персами при Фермопилах; 280 г. до н. э. — поход Пирра в Италию. Или сопоставление событий и явлений разных государств, но проходивших в одно время, например в VI в. до н. э.: законы Солона в Афинах, реформы Сервия Туллия в Риме. По аналогии запоминают даты смерти таких выдающихся правителей нашего государства, как Владимир Мономах (1125), Юрий III Данилович (1325), Василий I Дмитриевич (1425), Петр I (1725), Александр I (1825). В дореволюционной школе для тренировки применялся следующий прием определения промежутка между событиями внутри столетия. Выделялась основная дата, например 1389 г. 15 июня 1389 г. на Косовом поле (это межгорная котловина в современной Югославии) сербско-боснийские войска во главе с князем Лазарем потерпели поражение от армии турецкого султана Мурада I. Сербия стала вассалом Османской империи. Вопросы классу: что произошло за четыре года до этого события? (1385 г., Кревская уния Литвы и Польши.) За три года? (1386 г., принятие в Литве католичества.) За девять лет? (1380 г., Куликовская битва.) Чье правление закончилось за 40 лет до Куликовской битвы (1340 г., Ивана Калиты.) По ассоциации с хронологией важнейших событий зарубежной истории ученики запоминают даты первой (1768—1774) и второй (1787—1791) русско-турецких войн. Спешное окончание первой русско-турецкой войны было связано с небходимостью бросить войска на подавление восстания Пугачева (1774); окончание второй войны (1791) — с начавшейся французской революцией. Легко закрепить в памяти важнейшие события, если они имеют круглую дату. Во время первой войны с Турцией к важнейшим событиям относится переход полководца Румянцева через Дунай и победы при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле, а также адмирала Г.А. Спиридова при Чесме (1770). Важнейшее событие второй русско-турецкой войны — штурм и взятие Измаила (1790) А.В. Суворовым. В этом же году вышла книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Применяется прием сопоставления дат событий, имевших особое значение в истории Русского государства. Например, освобождение России от интервентов в Смутное время (1612) и от французов во время Отечественной войны 1812 г. Другой прием запоминания — установление длительности событий. Зависимость русского государства от монголо-татар продолжалась 240 лет (1240—1480); Северная война длилась 21 год (1700—1721); крепостное право — более 250 лет (от окончательного утверждения в первой половине XVII века до отмены в 1861 г.). Возможно также сопоставление событий, имеющих внутреннюю связь. Учитель напоминает ученикам: весной 31 мая 1223 г. произошла битва с монголо-татарами на реке Калке, а через 14 лет, в
Заря России восходила В лучах священных торжества, Когда на царство Михаила Венчала древняя Москва. От тех лучей святынь кремлевских Зажегся светлых ряд огней, И славный ряд царей Московских Хранит свой трон до наших дней. Заветы мира ограждая, Пришла Тишайшего пора, Вослед Россия молодая Узрела гения — Петра. За ним век славы вдохновенный — Екатерины времена — И Александр Благословенный В венце побед Бородина. Сияньем Божьего Огня. И высоко орел двуглавый При Миротворце воспарил: Он мир народов, мощь державы Рукою твердою хранил. Горите, светочи родные! Цари, любимый государь! Тебе мольбы слова живые, С тобой небес Всесильный Царь. Судьбы народов предрешая, В тебе Он Русь благословил, И, солнца блеск преумножая, Денницу чудную явил. Храним святой Его Державой, Взрастает царственный птенец, И засияет новой славой На нем наследственный венец!
Все эти приемы помогают ученикам овладевать знаниями хронологии. На первом этапе обучения устанавливается последовательность и длительность исторических событий на основе их дат. Затем ученики знакомятся с римскими цифрами, соотносят год с веком, узнают о событиях нашей эры и проходивших до нашей эры, соотносят век с тысячелетием. В 6—7 классах они учатся устанавливать длительность и синхронность событий, соотносить события отечественной и всеобщей истории, составляют тематические и синхронистические таблицы. В старших классах они соотносят исторические процессы с периодом, эпохой на основе знаний периодизации курсов истории. Выработке умений хронологического характера способствуют специально подобранные задания и игры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|