Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хронология в обучении истории




Хронология, ее цель и задачи

Хронология в школе. Велико значение в исторической науке хронологии, устанавливающей ход и картину событий, их причи­ны и следствия. Лишь выяснив время свершения событий можно определить их связи с предшествующими и последующими собы­тиями, их последовательность. Хронология — это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств. Она помогает устанавли­вать даты исторических событий (год, месяц, число), определять, какое событие было раньше, какое позже или оба события про­изошли одновременно (синхронно). Хронология выявляет длитель­ность исторических явлений, периодизацию исторических процес­сов, время создания исторических источников. Эта отрасль науки создает ту основу, на которой базируется школьная хронология.

В соответствии с принятой научной периодизацией системати­ческие курсы истории, изучаемые в школе, разбиты на части, раз­делы и темы. Они содержат лишь основные периодизации. При изучении истории ученикам сообщаются хронологические рамки периодов, даются даты основных событий, явлений, процессов.

Цель изучения хронологии в школе — показать последователь­ность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени и познакомить с системами летосчисления. Цель определяет задачи: обеспечивать в сознании учеников правильное отражение истори­ческого времени; способствовать развитию их временных пред­ставлений; помочь усвоению важнейших дат событий, временных категорий (год, век, тысячелетие, эра).

В школьном обучении истории даты условно подразделяют, исходя из их значимости, на основные и опорные. Основные даты связаны с главными фактами, например: первое упоминание о Москве (1147), Куликовская битва (1380). Опорные даты способ­ствуют временной локализации менее значимых, второстепенных фактов. Они необходимы для понимания внутренней связи и внут­реннего смысла исторических явлений. Так, по отношению к ос­новной дате (1380) опорными будут 1382 г. (поход Тохтамыша на Москву) и 1389 г. (начало правления Василия I). По внешнему признаку выделяют даты событий (год) и округленные даты про­цессов (век, часть века, десятилетия).

Приемы изучения и запоминания

Приемы изучения хронологии. С большим трудом младшие школьники воспринимают протяженность событий и их размеще­ние во времени. Измерение времени для них намного сложнее, чем измерение пространства (здесь они имеют некоторый опыт: дале­ко и близко; так близко, как дойти до школы, и т.д.). А вот ориен­тиров для определения длительности исторических периодов у них нет.

Учитель помогает ученикам уяснить, как люди измеряют вре­мя. Им хорошо известна такая единица измерения времени, как год. Теперь им нужно осознать продолжительность года. Для это­го учитель проводит беседу, выясняя, какие события ученики помнят из прошедшего года, что изменилось в жизни их семьи за это время. Затем он подводит их к пониманию продолжительно­сти их жизни — 10—12 лет: что помните самое первое в жизни, что самое важное произошло за эти годы?

Линия времени

На доске учитель чертит линию времени. Это прямая линия, разделенная на равные отрезки, означающие определенное коли­чество лет. На этой линии отмечается средняя продолжительность жизни учеников класса. Ученики работают с линией времени в своих тетрадях. На ней они указывают свой возраст и самые глав­ные события жизни: когда пошел в детский сад, школу, сколько лет был в саду и сколько учится в школе.

Затем учитель переходит к беседе о продолжительности жизни родителей ученика: что они знают о возрасте своих родителей, кто из них старше, насколько бабушка старше мамы. Средний возраст родителей также отмечается на линии времени. Дома ученики должны узнать, в какие годы произошли самые памятные собы­тия в жизни родителей.

Усвоив десятилетия, ученики переходят к столетиям. Истори­ческая давность этого периода измеряется количеством сменив­шихся за это время поколений. 100 лет — это время жизни трех поколений: деда, отца и внука. За 200 лет сменится шесть поко­лений. Сколько же поколений людей сменится за 1000 лет? За 2000 лет? За 100 тысяч лет? Именно 100 тысяч лет назад на земле появился «человек разумный». Это было очень давно. Даже что­бы только сосчитать до 100 тысяч, придется затратить целый день без перерыва.

Учитель рассказывает, как надо определять век. Если в четы­рехзначном числе после первых двух цифр идут нули, то первые цифры будут означать век: 1300 год — 13-й (XIII) век, 1400 год — 14-й (XIV) век. Но если на месте нулей будет любая другая циф­ра, то, значит, идет следующий вею Например, 1301 год — 14-й (XIV) век, 1415 год — 15-й (XV) век. (Учитель обращает внима­ние на количество прошедших веков, подчеркивает цифры их обозна­чающие.) Также определяется век в дате из трех цифр: 900 год — 9-й (IX) век, 901 год — 10-й (X) век. 901 год означает, что прошло девять полных веков и пошел 1-й год десятого века. Учитель го­ворит при этом: «Это так же, как тебе исполнилось полных 9 лет и идет десятый год».

Для усвоения счета лет в пределах столетия используется таб­лица:

IX век X век XI век XVIII век XIX век XX век
801 — 901 — 1001 — 1701 — 1801 — 1901 —
900 гг. 1000 гг. 1100 гг. 1800 гг. 1900 гг. 2000 гг.

 

Отрабатывая первичные хронологические умения, следует идти не только от года к веку (1540 год — XVI век), но и от века к году. Учитель выясняет с учениками, какие события произошли в нача­ле, первой половине, второй половине, в конце какого-либо века. Каждая новая дата увязывается с предшествующей. Для этого учитель спрашивает: «сколько лет прошло с...», «когда это было». Назвав год, ученик разъясняет, к какому веку он относится.

Узнав об основных датах истории, ученики помещают собы­тия, с ними связанные, в хронологической последовательности; сопоставляя события, выясняют, какое произошло раньше, позже, сколько лет назад. Последний прием предусматривает отсчет лет начиная от современности. Отталкиваясь от нашего времени, уче­ники вычисляют, сколько лет назад были основаны Москва, Пе­тербург, начали царствовать Иван Грозный, Петр I.

В процессе объяснения нового основные и опорные даты фик­сируются на доске. Основные записываются более крупно и за­ключаются в рамку. Вертикальной колонкой размещаются по­следовательные даты, а синхронные записывают на одном гори­зонтальном уровне. Ученики записывают даты в хронологические карточки или составляют хронологические таблицы:

1237 — нападение Батыя на Рязань.

1238 — битва на р. Сити.

1240 — захват Батыем Киева; 15 июля 1240 — Невская битва.

Элементарные сведения ученики получают о римских цифрах. На уроках истории они узнают, что такими цифрами в книгах по истории принято обозначать века. Римские цифры состоят из пря­мых черточек, как, например, цифра V. Учитель пишет ее на доске и в ходе беседы задает вопрос: «Что она напоминает? Посмотри на свою руку. Сожми все пальцы вместе, а один большой отведи в сторону. Видишь, большой и указательный пальцы напоминают цифру V. Это будет ключевая цифра». Учитель пишет ее жирно мелом на доске. Затем продолжает: «Если ты перед цифрой V по­ставишь черточку, то получишь цифру IV, если после нее — то цифру VI; две черточки — цифру VII; три черточки — цифру VIII.

А вот как пишется ключевая цифра 10 — X. Что она тебе напо­минает? Это X в математике. Если мы поставим единичку перед ней, то получим цифру 9 — IX, если после нее (XI), цифру 11 — XI. Теперь тебе несложно написать римские цифры IX и XI, XII и XIII.

Арабский и римский счет
I I II 1 2 V III IV V VI VII 3 4 5 6 7 VIII IX 8 9 X X XI 10 11
Ты сам можешь довести счет лет до 20. Делай все так же, как и раньше, определив ключевую цифру.
XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX
  13 14 15 16 17 18 19  

 

Начальный момент системы летосчисления, а также сама сис­тема летосчисления — эра, например христианская или новая эра (наша эра). Эрой называют также крупный исторический период, а сам счет лет — летосчислением. Счет лет удобно вести в обе стороны от эры.

В глубокой древности у каждого народа была своя эра, свой счет времени. Греки вели счет времени от первой олимпиады, а древние египтяне — по годам правления фараонов. Год начала правления фараона считался первым годом, а год смерти — послед­ним. Затем счет лет начинался заново, по годам жизни следую­щего фараона. Чтобы установить последовательность событий и определить их даты, нужно было помнить, кто за кем из фараонов правил и сколько лет.

Так же в более позднее время велся счет времени в Древней Греции и Риме. Счет лет по правителям здесь вести было неудоб­но, уж слишком часто, через два-три года они менялись. Чтобы избежать этого неудобства, при летосчислении в Древнем Риме стали вести счет лет от основания города Рима (753 г. до н.э.). Так появилась «римская эра».

Изучая Древний Египет, ученикам сложно уяснить обратный счет лет в истории. Обратный счет — это одна из условностей, о которой в свое время договорились люди. По византийской вере, сотворение мира произошло за 5508 лет от Рождества Христова. Если прибавить прошедшие с этого времени годы, то получается весьма внушительная и неудобная в пользовании цифра. Следо­вательно, счет лет надо вести не от наших дней, а от какого-то постоянного года.

В VI в. духовенство предложило вести счет лет от рождения Иисуса Христа. Долга спорили, когда он родился, и потом реши­ли, что это событие произошло в 753 г. от основания города Рима. Эра от рождения Иисуса Христа получила название «новой». Мы живем в это время. А год, который сейчас идет, — ведет свое на­чало от времени рождения Иисуса Христа.

События, которые произошли до новой эры, имеют обратный порядок счета лет, чем события нашей эры. Ученикам это можно показать по таблице Д.Н. Никифорова (28, с. 132). В верхней ча­сти таблицы указаны века нашей эры и до нашей эры, а в нижней части — счет лет по векам. Таблица с датами до нашей эры за­темнена.

Таблица помогает узнать, за сколько лет до нашей эры проис­ходили самые древние события. Чем раньше это было, тем дата его будет больше (оно было за большее количество лет до эры); чем позже, тем дата у него будет меньше (оно было за меньшее количество лет до эры). Наглядно такую зависимость учитель раскрывает на ленте времени.

Началом века следует считать 90-е гг., например 594 г. до н.э., а концом века — годы первого его десятилетия (501). Можно об­ратиться к уже известному ученикам примеру. Выясняется, сколь­ко лет назад родился ученик, когда поступил в школу. Учитель формулирует вывод: чем раньше совершилось событие, тем боль­ше лет до него.

Лента времени

Для уяснения хронологии выполняются специальные задачи, используя ленту времени. Учитель называет дату исторического события, а ученики определяют век этого события и отыскивают его место на ленте времени. Они вычисляют, сколько лет прошло от изучаемого события до наших дней, сколько лет прошло между двумя ближайшими событиями.

Ученикам предлагается решить следующую задачу. Царь древ­него государства начал править в 1792 г. до н.э., его правление продолжалось 42 года. В каком году закончилось правление этого царя? Ученики определяют век правления (XVIII в. до н.э.); уста­навливают, что это начало века; в левой стороне на ленте времени
находят конец правления; по ленте времени вычисляют, что прав­ление царя закончилось в 1750 г. до н.э.; дата отмечается на ленте, определяется ее век и часть века (26, с. 84—85).

 

Иллюстрированную ленту времени предложила И.В. Гиттис. Она имеет вид широкой полосы, разделенной на отрезки (века), а внутри каждого из них — на пятилетия. На ленте времени делают­ся прорези, куда в хронологической последовательности вставля­ются аппликации с наиболее яркими фактами века или названи­ями событий и их датами.

Там, где есть компьютеры, возможно применение компьютер­ных программ по хронологии. В программе «Лента времени» за­пись о каждом из событий состоит из четырех полей: даты, назва­ния события, его краткого описания, классификации. Даются даты начального и конечного события с указанием дня, месяца, года, века. Есть возможность сравнить сходные процессы, происходив­шие в разных регионах и в разное время (189, с. 38).

Осознанию длительности исторических периодов и выделению общего помогают синхронистические таблицы. Они отражают од­новременность (синхронность) событий или явлений обществен­ной жизни из истории древних цивилизаций (22, с. 47):

Образование древних государств (до нашей эры)
Египетское Города- Вавилонское Ассирия
государство государства в Южном Двуречье государство  
3200 г. III тыс. начало II тыс. III тыс.

 

Расцвет древних государств (до нашей эры)
Египетское Вавилонское Ассирия
1500 г. 1792—1750 гг. середина VII в.

 


Египетское Г орода- Вавилонское Ассирия
  государства    
525 г. XVIII в. 1600 г. 605 г.

 

В виде синхронистической таблицы могут быть представлены события истории, происходившие в правление Екатерины II. Учи­тель ведет объяснение, а ученики слушают и заполняют таблицу, то есть работают на преобразующем уровне.

Основные события истории России второй половины XVIII в.
Кто правил, годы правления Внутренняя и внешняя политика Культура
Екатерина II, 1762-1796 1768—1774 гг. — русско-турецкая война Деятельность М.В. Ломоносова
  восстание крестьян под предводительством Е.И. Пугачева 1775 г. — открытие Московского университета
  1772—1795 — разделы Речи Посполитой изобретения И.И. Ползунова и И.П. Кулибина
  1783 г. - присоединение Крыма к России достижения в области архитектуры и живописи

 

На уроках истории каждая новая дата увязывается с хроноло­гическими знаниями учащихся. Для этого ученики выясняют, сколько лет прошло с...; сколько лет продолжалось...; это произо­шло через 5 лет после.., в каком году... По заданию учителя они находят синхронные факты. Обязательные для запоминания даты необходимо повторять неоднократно при изучении нового мате­риала. События Ливонской войны (1558—1583) и разгром Ливон­ского ордена в ее ходе позволяют вспомнить даты из истории этого ордена — разгром крестоносцев на Чудском-озере в 1242 г. и по­ражение ордена при Грюнвальде в 1410 г.

Для лучшего запоминания в хронологической таблице, заранее подготовленной и вывешенной на классной доске, рядом с датой помещают рисунок, характерный для данной эпохи. Наряду с этим существуют и другие приемы запоминания хронологии.

Приемы запоминания хронологии (главных фактов и связан­ных с ними исторических дат). Запоминание основано на смысло­вых связях (по существу) и связях с событием, когда дата заучи­вается чисто механически. Хорошо зная главные факты и причин­но-следственные связи, ученики легко могут разместить во време­ни события, не датированные в курсах истории. Для этого надо хорошо знать, что самое главное относится к тому или иному веку.

Для осознанного запоминания нужно сначала запомнить век жизни и правления тех или иных исторических личностей. Так, к XVI в. относится правление Василия III, Ивана IV, Федора Ива­новича «Блаженного». На рубеже веков правили Иван III (1462— 1505) и Борис Годунов (1598—1605). В XVI в. были присоедине­ны Казанское и Астраханское ханства, Башкирия, введена оприч­нина и заповедные лета, началось присоединение Сибири (поход Ермака) и т.д.

Для лучшего запоминания устанавливается связь между исто­рическими событиями и возрастом правителей, в них участвовав­ших. Иван IV (1530—1584) стал первым русским царем в 1547 г. в 17-летнем возрасте. Покорение Казанского ханства произошло в 1552 г., когда ему было 22 года. Четыре года спустя, в 1556 г., было присоединено Астраханское ханство. В 1558 г. царь начал 25-летнюю Ливонскую войцу, продолжавшуюся почти всю его дальнейшую жизнь до 1583 г. По договору со Швецией Россия была отрезана от берегов Финского залива. Лишь через 120 лет, при Петре I, которому был 31 год, русские овладели устьем Невы, заложив в 1703 г. крепость Санкт-Петербург.

Запоминанию способствует образное обозначение времени, а также метод ассоциирования, часто применявшийся в дореволю­ционной методике обучения истории. В процессе анализа хроно­логии выявляется одинаковый повторяющийся промежуток лет. В хронологическом содержании важнейших событий истории Франции конца XVIII в. — 20-е годы XIX в. это будет цифра 5:

1789 + 5 = 1794 (термидорианский переворот);

1794 + 5 = 1799 (переворот 18 брюмера, окончание революции);

1799 + 5 = 1804 (Наполеон стал императором);

1804 + 5 = 1809 (пик империи);

1809 + 5 = 1814 (отречение Наполеона).

Можно выделить промежуток времени 25, 100, 125 лет. Пер­вый пример 25-летнего периода — 1492 г. (открытие Америки), 1517 г. (начало Реформации). Период 100 лет — 1380 г. (Куликов­ская битва), 1480 г. (стояние на реке Угре); 1609 г. (оборона Смо­ленска); 1709 г. (Полтава), 1809 г. (окончание русско-шведской войны); 1909 г. (Боснийский кризис).

Проводится сопоставление дат по числовым аналогиям: 480 г. до н. э. — битва греков с персами при Фермопилах; 280 г. до н. э. — поход Пирра в Италию. Или сопоставление событий и явлений разных государств, но проходивших в одно время, например в VI в. до н. э.: законы Солона в Афинах, реформы Сервия Туллия в Риме. По аналогии запоминают даты смерти таких выдающихся правителей нашего государства, как Владимир Мономах (1125), Юрий III Данилович (1325), Василий I Дмитриевич (1425), Петр I (1725), Александр I (1825).

В дореволюционной школе для тренировки применялся следу­ющий прием определения промежутка между событиями внутри столетия. Выделялась основная дата, например 1389 г. 15 июня 1389 г. на Косовом поле (это межгорная котловина в современной Югославии) сербско-боснийские войска во главе с князем Лазарем потерпели поражение от армии турецкого султана Мурада I. Сер­бия стала вассалом Османской империи. Вопросы классу: что произо­шло за четыре года до этого события? (1385 г., Кревская уния Литвы и Польши.) За три года? (1386 г., принятие в Литве католичества.) За девять лет? (1380 г., Куликовская битва.) Чье правление закон­чилось за 40 лет до Куликовской битвы (1340 г., Ивана Калиты.)

По ассоциации с хронологией важнейших событий зарубежной истории ученики запоминают даты первой (1768—1774) и второй (1787—1791) русско-турецких войн. Спешное окончание первой русско-турецкой войны было связано с небходимостью бросить войска на подавление восстания Пугачева (1774); окончание вто­рой войны (1791) — с начавшейся французской революцией.

Легко закрепить в памяти важнейшие события, если они име­ют круглую дату. Во время первой войны с Турцией к важнейшим событиям относится переход полководца Румянцева через Дунай и победы при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле, а также адмирала Г.А. Спиридова при Чесме (1770). Важнейшее событие второй рус­ско-турецкой войны — штурм и взятие Измаила (1790) А.В. Суво­ровым. В этом же году вышла книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

Применяется прием сопоставления дат событий, имевших осо­бое значение в истории Русского государства. Например, осво­бождение России от интервентов в Смутное время (1612) и от французов во время Отечественной войны 1812 г.

Другой прием запоминания — установление длительности со­бытий. Зависимость русского государства от монголо-татар про­должалась 240 лет (1240—1480); Северная война длилась 21 год (1700—1721); крепостное право — более 250 лет (от окончательного утверждения в первой половине XVII века до отмены в 1861 г.).

Возможно также сопоставление событий, имеющих внутреннюю связь. Учитель напоминает ученикам: весной 31 мая 1223 г. про­изошла битва с монголо-татарами на реке Калке, а через 14 лет, в


1237 г., войско Батыя напало на Рязань. Через год, 4 марта 1238 г., состоялась битва на реке Сити. В 1240 г. Батый захватил Киев. А через три года, в 1243 г., образовалась Золотая Орда. Запоминанию помогает стихотворная форма изложения исто­рических событий, данных в четкой хронологической последова­тельности. Примером такого изложения может быть кантата в честь трехсотлетия царствования дома Романовых Е. Федотовой. Святая Русь! Три века славы, Освободитель был на троне, — Три века — род богатырей! И слезы радостного дня Прославь же мощь твоей державы, Блестят в златой его короне Воспой дела твоих царей!

 

Заря России восходила В лучах священных торжества, Когда на царство Михаила Венчала древняя Москва.

От тех лучей святынь кремлевских Зажегся светлых ряд огней,

И славный ряд царей Московских Хранит свой трон до наших дней.

Заветы мира ограждая,

Пришла Тишайшего пора,

Вослед Россия молодая Узрела гения — Петра.

За ним век славы вдохновенный — Екатерины времена —

И Александр Благословенный В венце побед Бородина.

Сияньем Божьего Огня.

И высоко орел двуглавый При Миротворце воспарил:

Он мир народов, мощь державы Рукою твердою хранил.

Горите, светочи родные!

Цари, любимый государь!

Тебе мольбы слова живые,

С тобой небес Всесильный Царь.

Судьбы народов предрешая,

В тебе Он Русь благословил,

И, солнца блеск преумножая, Денницу чудную явил.

Храним святой Его Державой, Взрастает царственный птенец,

И засияет новой славой На нем наследственный венец!


 


Все эти приемы помогают ученикам овладевать знаниями хро­нологии. На первом этапе обучения устанавливается последователь­ность и длительность исторических событий на основе их дат. Затем ученики знакомятся с римскими цифрами, соотносят год с веком, узнают о событиях нашей эры и проходивших до нашей эры, соотносят век с тысячелетием. В 6—7 классах они учатся устанав­ливать длительность и синхронность событий, соотносить события отечественной и всеобщей истории, составляют тематические и син­хронистические таблицы. В старших классах они соотносят исто­рические процессы с периодом, эпохой на основе знаний периоди­зации курсов истории. Выработке умений хронологического харак­тера способствуют специально подобранные задания и игры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...