Задания и игры по выработке хронологических умений
Задания по усвоению хронологии могут быть самые разные, например: на указание даты события или определение события по дате; выбор нужной даты из их перечня; соотнесение события и Ученикам подросткового возраста может быть дано задание разложить в хронологической последовательности следующие карточки: начало объединения русских земель вокруг Москвы; завоевание Руси монголо-татарами; освобождение от монголотатарской зависимости; раздробленность княжеств. Древней Руси. Или же им предлагается расположить в хронологической последовательности учебные картины: «Ледовое побоище», «Куликовская битва», «Стояние на Угре», «Иван Грозный и его сын Иван», «Речь Минина в Нижнем Новгороде». Более сложная работа связана с составлением синхронистической таблицы важнейших событий средневековой истории XIV в. Англии, Франции, Германии, Италии и Турции.
Ученикам предлагается «привязать» даты к фактам, именам, географическим названиям, взятым из тем «Борьба русского народа против иноземных захватчиков» и «Русское централизованное государство». Если дано событие, то указывается дата его начала и завершения (опричнина, 1565—1572), имя князя — начало и завершение правления (55, с. 23).
Двоякого рода могут быть связи в ряду хронологических дат. Это даты, относящиеся к тому же веку или части века; даты, относящиеся к одинаковой сфере или процессу развития общества. Чтобы уяснить эти процессы и запомнить важнейшие даты, ученики составляют хронологические ряды: 1240 г. — взятие Киева монголо-татарами. XIV в. — начало объединения русских земель. 1380 г. — Куликовская битва. 1480 г. — освобождение от монголо-татарской зависимости. XV в. — образование единого русского государства. Повторяемые даты и события целесообразно группировать вокруг основных тем курса, например о борьбе с монголо-татарами или возвышении Москвы и образовании централизованного государства. Ученики вспомнят дату первого упоминания Москвы в летописи, усиление Московского княжества при Иване Калите (1325—1340), о начале открытой борьбы против монголо-татар (1380), об образовании и укреплении государства при Иване III (1462-1505). Может быть задание назвать лишнюю дату, изучив следующий перечень (57, с. 5):
Или же задание определить, как долго продолжались (60, с. 160-161): 1) русско-туреЩсие войны второй половины XVIII в., начавшиеся войной за Черноморское побережье и завершившиеся присоединением Крыма и миром в Яссах (ответ: 1791 - 1768 = 23); 2) борьба за ликвидацию политической самостоятельности Новгорода, начавшаяся первой битвой великого князя Ивана III на реке Шел они и завершившаяся походом Ивана III (ответ: 1478 - 1471 = 7). 3) объединение вокруг Москвы крупных русских земель, начавшееся присоединением Новгорода и закончившееся присоединением Рязани (ответ: 1521 - 1478 - 43);
4) действие главы X Соборного уложения Алексея Михайловича, установившей пожизненную зависимость крепостных крестьян России (ответ: 1861 - 1649 = 212); 5) печатание в России книги церковно-славянским шрифтом, если первую книгу этим шрифтом напечатал Иван Федоров, а гражданский шрифт был введен Петром I (ответ: 1710 - 1564 = 146). В 10—11 классах применение находят хронологические комплексы, раскрывающие, например, основные этапы закрепощения крестьян: 1497 г. — Судебник, введение Юрьева дня. 1581 г. — указ о заповедных летах; отмена Юрьева дня. 90-е гг. XVI в. — указ об урочных летах (5-, 15-летние сроки сыска беглых крестьян). 1649 г. — Соборное уложение; окончательное оформление крепостной зависимости крестьян. Крепостное право — прикрепление крестьян к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. Таким образом, при повторении группировка хронологического материала может быть по странам, по сторонам общественной жизни (факты из истории культуры), до проблемам (хронологические комплексы). С охотой ученики выполняют тестовые задания по изучению хронологии. Из перечня они находят нужную дату; проставляют даты к перечню событий; располагают в хронологической последовательности события; устанавливают, какое важнейшее событие связано с датой. Ученики, например, определяют, подчеркивая (60, с.98, 99): Был ли 1453 год годом: Был ли 1429 год годом: Окончания Столетней войны? Освобождения Орлеана от осады Начала войны Алой и Белой розы? английских захватчиков? Падения Византии? Окончания войны с Англией? Смерти Жанны д’Арк? Игры. На знание исторических дат проводят игры, конкурсы: в виде эстафеты по датам (каждый член команды пишет дату события, названного ведущим); «ленты времени» (классификация дат по хронологии и по определенному принципу: военные события, социальное движение); игра «Сквозные даты» (назвать события, происходившие в разных странах в один и тот же год). В игре «Кто раньше?» фишки команд передаются по игровому полю: надо назвать событие, дата которого написана в клетке. При неверном ответе фишка отодвигается на исходные позиции (62, с. 58). Из выписанных на доске цифр ученикам предлагается составить дату или переставить цифры так, чтобы получилась историческая дата. Готовясь к другой игре, карточки с датами можно вырезать из картона в виде рыбок, прикрепить скрепки и поместить в коробку. Ребята начинают «удить рыбу». Поймавший, рассказывает о событии, связанном с данной датой.
Хронологические карточки используют для игры в «молчанку». Учитель называет событие, а ученики молча показывают карточку с нужной датой. Или по заданию учителя команды учеников находят нужные даты в учебнике. Время на поиск — 1 минута. Затем одна команда называет дату, другая — связанное с ней событие. Сказав правильно о событии, называют дату. За каждый правильный ответ ассистенты начисляют один балл, за неправильный — снимают. Побеждает команда, набравшая большее число баллов. На время проводится также игра, когда ученики по памяти пишут изученные даты на листке бумаги. Листок передается с последнего стола к первому (196).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|