Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания и игры по выработке хронологических умений




Задания по усвоению хронологии могут быть самые разные, например: на указание даты события или определение события по дате; выбор нужной даты из их перечня; соотнесение события и
даты; определение длительности, хронологической последователь­ности событий; выбор из перечня тех дат, которые относятся к определенным процессам; составление хронологических рядов, таблиц; определение периодов, этапов в развитии событий; отне­сение событий к периоду; выявление ключевых событий; обосно­вание критериев периодизации (213, с. 41).

Ученикам подросткового возраста может быть дано задание разложить в хронологической последовательности следующие карточки: начало объединения русских земель вокруг Москвы; завоевание Руси монголо-татарами; освобождение от монголо­татарской зависимости; раздробленность княжеств. Древней Руси. Или же им предлагается расположить в хронологической после­довательности учебные картины: «Ледовое побоище», «Куликов­ская битва», «Стояние на Угре», «Иван Грозный и его сын Иван», «Речь Минина в Нижнем Новгороде».

Более сложная работа связана с составлением синхронистиче­ской таблицы важнейших событий средневековой истории XIV в. Англии, Франции, Германии, Италии и Турции.


Англия

Франция

Германия

Италия и Турция

События средневековой истории и их участники

 

1505; 1328; 1238; 1471; 1242; 1505; 1565; 1462; 1480; 1380; 1572;. 1237; 1533; 1240; 1223; 1340
Куликовская битва; река Нева\ Иван III; Чудское озеро; река Калка; опричнина; река Сити; Василий III; Иван Калита; река Шелонь; река Угра; город Рязань.

Ученикам предлагается «привязать» даты к фактам, именам, географическим названиям, взятым из тем «Борьба русского на­рода против иноземных захватчиков» и «Русское централизован­ное государство». Если дано событие, то указывается дата его начала и завершения (опричнина, 1565—1572), имя князя — нача­ло и завершение правления (55, с. 23).


Двоякого рода могут быть связи в ряду хронологических дат. Это даты, относящиеся к тому же веку или части века; даты, от­носящиеся к одинаковой сфере или процессу развития общества. Чтобы уяснить эти процессы и запомнить важнейшие даты, уче­ники составляют хронологические ряды:

1240 г. — взятие Киева монголо-татарами.

XIV в. — начало объединения русских земель.

1380 г. — Куликовская битва.

1480 г. — освобождение от монголо-татарской зависимости.

XV в. — образование единого русского государства.

Повторяемые даты и события целесообразно группировать во­круг основных тем курса, например о борьбе с монголо-татарами или возвышении Москвы и образовании централизованного госу­дарства. Ученики вспомнят дату первого упоминания Москвы в летописи, усиление Московского княжества при Иване Калите (1325—1340), о начале открытой борьбы против монголо-татар (1380), об образовании и укреплении государства при Иване III (1462-1505).

Может быть задание назвать лишнюю дату, изучив следующий перечень (57, с. 5):

I.        
II.        
III.        
IV.        

 

Или же задание определить, как долго продолжались (60, с. 160-161):

1) русско-туреЩсие войны второй половины XVIII в., начавшиеся войной за Черноморское побережье и завершившиеся присоединением Крыма и миром в Яссах (ответ: 1791 - 1768 = 23);

2) борьба за ликвидацию политической самостоятельности Новгоро­да, начавшаяся первой битвой великого князя Ивана III на реке Шел они и завершившаяся походом Ивана III (ответ: 1478 - 1471 = 7).

3) объединение вокруг Москвы крупных русских земель, начавшееся присоединением Новгорода и закончившееся присоединением Рязани (ответ: 1521 - 1478 - 43);

4) действие главы X Соборного уложения Алексея Михайловича, установившей пожизненную зависимость крепостных крестьян России (ответ: 1861 - 1649 = 212);

5) печатание в России книги церковно-славянским шрифтом, если первую книгу этим шрифтом напечатал Иван Федоров, а гражданский шрифт был введен Петром I (ответ: 1710 - 1564 = 146).

В 10—11 классах применение находят хронологические комп­лексы, раскрывающие, например, основные этапы закрепощения крестьян:

1497 г. — Судебник, введение Юрьева дня.

1581 г. — указ о заповедных летах; отмена Юрьева дня.

90-е гг. XVI в. — указ об урочных летах (5-, 15-летние сроки сыска беглых крестьян).

1649 г. — Соборное уложение; окончательное оформление кре­постной зависимости крестьян.

Крепостное право — прикрепление крестьян к земле и подчине­ние административной и судебной власти феодала.

Таким образом, при повторении группировка хронологическо­го материала может быть по странам, по сторонам общественной жизни (факты из истории культуры), до проблемам (хронологи­ческие комплексы).

С охотой ученики выполняют тестовые задания по изучению хронологии. Из перечня они находят нужную дату; проставляют даты к перечню событий; располагают в хронологической после­довательности события; устанавливают, какое важнейшее собы­тие связано с датой. Ученики, например, определяют, подчерки­вая (60, с.98, 99):

Был ли 1453 год годом: Был ли 1429 год годом:

Окончания Столетней войны? Освобождения Орлеана от осады

Начала войны Алой и Белой розы? английских захватчиков?

Падения Византии? Окончания войны с Англией?

Смерти Жанны д’Арк?

Игры. На знание исторических дат проводят игры, конкурсы: в виде эстафеты по датам (каждый член команды пишет дату со­бытия, названного ведущим); «ленты времени» (классификация дат по хронологии и по определенному принципу: военные собы­тия, социальное движение); игра «Сквозные даты» (назвать собы­тия, происходившие в разных странах в один и тот же год). В игре «Кто раньше?» фишки команд передаются по игровому полю: надо назвать событие, дата которого написана в клетке. При неверном ответе фишка отодвигается на исходные позиции (62, с. 58).

Из выписанных на доске цифр ученикам предлагается соста­вить дату или переставить цифры так, чтобы получилась истори­ческая дата. Готовясь к другой игре, карточки с датами можно вырезать из картона в виде рыбок, прикрепить скрепки и помес­тить в коробку. Ребята начинают «удить рыбу». Поймавший, рас­сказывает о событии, связанном с данной датой.

Хронологические карточки используют для игры в «молчан­ку». Учитель называет событие, а ученики молча показывают кар­точку с нужной датой. Или по заданию учителя команды учени­ков находят нужные даты в учебнике. Время на поиск — 1 минута.


Затем одна команда называет дату, другая — связанное с ней со­бытие. Сказав правильно о событии, называют дату. За каждый правильный ответ ассистенты начисляют один балл, за неправиль­ный — снимают. Побеждает команда, набравшая большее число баллов. На время проводится также игра, когда ученики по памя­ти пишут изученные даты на листке бумаги. Листок передается с последнего стола к первому (196).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...