Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование художественных произведений на уроках истории




Классификация художественных произведений. Методис­ты дореволюционной школы обращали большое внимание на чтение учениками книг исторического содержания. «... История как наука о прошлом только тогда может представиться ученику в виде живой картины, когда он обладает массой ее характерных черт и деталей». Именно историческое чтение «снабжает» уче­ника этими характерными чертами «исторической жизни» (108, с. 147).

Художественная литература, привлекаемая на урок, помогает конкретизации исторического материала и формированию у уче­ников ярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений. Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений учитель привлекает, чтобы ввести учащихся в историческую обстановку или воссоздать ко­лорит эпохи, дать картинное или портретное описание.

Условно художественную литературу подразделяют на две большие группы. Это литературные источники изучаемой эпохи и историческая беллетристика. К источникам исторических знаний относятся произведения, авторы которых являются непосредствен­ными свидетелями или участниками описываемых событий. Они создают своеобразные документы эпохи, которые служат для по­знания прошлого.

Эти источники не всегда понятны ученикам, и на уроке исполь­зуются лишь фрагменты, заранее отобранные учителем. Так, об­ращаясь к старейшему памятнику древнерусской литературы конца XII в. «Слову о полку Игореве», учитель помогает ученикам уяс­нить призыв неизвестного автора к русским князьям прекратить усобицы и объединиться в борьбе против общей опасности — внешнего врага.

Рассказывая о М.В. Ломоносове и его взглядах на науку, учи­тель напоминает ученикам восторженные строки из «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы»:

Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

А в другой оде Г.Р. Державин воспевает военную мощь и могу­щество Российской империи времен Екатерины И:

Гром победы, раздавайся!

Веселися, храбрый росс,

Звучной славой украшайся, —

Магомета ты потрес!

Славься сим, Екатерина.

Славься, нежная к нам мать!

К литературным источникам более позднего времени можно отнести произведения А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», П.Н.Врангеля (1878—1928) «Воспоминания», А.И. Де­никина «Путь русского офицера», М.А.Шолохова «Тихий Дон».

К исторической беллетристике принадлежат художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Книги исторической беллетристики, «реконст­руирующие» историческую действительность, написаны на осно­ве научного исследования прошлого, изучения исторических ис­точников, научных исследований и монографий. Обогатив себя историческими знаниями, автор воссоздает историческое прошлое в форме художественного произведения.

Так появились на свет произведения исторической беллетрис­тики Ф.Ф. Шахмагонова «Остри свой меч!» (о борьбе за власть после смерти Ивана Грозного и войне эпохи смуты); В.В.Шигина «Чесма» (о победе русского флота в Чесменской битве 1770 г. и истории создания первого 100-пушечного корабля России). К этой группе относятся книги С. Скляренко «Святослав», В.И. Косты- лева «Иван Грозный», Е.А. Федорова «Каменный пояс». Это так­же известные читателям произведения В. Гюго «Девяносто тре­тий год», B.C. Пикуля «Баязет», В.В. Каргалова «Вторая ошибка Мамая», А.П. Чапыгина «Степан Разин».

Методика работы с художественным произведением. Еще летом при составлении тематического планирования учитель на основе фонда детских библиотек составляет списки книг для вне­классного чтения и подбирает по курсам художественные произ­ведения для углубленной работы в классе и дома. Критерием для отбора служат научная историческая ценность и художественные достоинства книги. Кроме того, учитываются доступность, соот­ветствие возрасту, воспитательное значение книги.

Учитель знакомит учеников с рекомендательным списком ху­дожественной литературы, показывает некоторые книги из спис­ка и дает краткие аннотации. После этого список желательно вывесить в кабинете истории.

Различны приемы использования книги на уроках учителем. Из художественной литературы учитель делает выписки или каран­дашные пометки на полях собственного собрания книг. Так, для учеников 5—6 классов подбираются фрагменты сюжетного и кар­тинного описания, характеристики исторических личностей, от­рывки для персонификации и драматизации событий во время рассказа на уроке. Выборка из книг и включение в рассказ учите­ля отдельных образов, картин, характеристик бывает и в случае, если произведение в полном объеме по форме и содержанию не­доступно ученикам.

При подготовке текста художественного произведения к воспро­изведению на уроке следует продумать, что менее существенное в отрывках следует сократить, какие сделать связки между ними, какие должны быть переходы. Страницы рекомендуется заложить длинными полосками бумаги, снабдив нумерацией (54, с. 12).

Долго рассказываемый или читаемый фрагмент художествен­ного произведения отвлекает учеников от основной идеи урока. Большие фрагменты надо делать лаконичными, сокращать до минимума. Выдержки из произведений должны быть краткими, меткими, «бьющими в цель».

Продумывается также использование книг, известных учени­кам по урокам литературы или внеклассному чтению. Так, давая описание военного совета в Филях, учитель привлекает отрывок из книги JI.H. Толстого «Война и мир». Рассказывая о Петре I, следует напоминать ученикам об основных событиях, связанных с ним, по книге А.Н. Толстого «Петр Первый». При изучении темы «Древняя Индия» ученики сами могут рассказать о природе Ин­дии, вспомнив повесть Р. Киплинга «Маугли».

Фрагмент художественного произведения поможет дополнить и конкретизировать привлекаемые на урок документы о реформа­ции крестьянской войны в Германии. В книге немецкого писателя Р. Швейхеля «За свободу» (140, с. 149) описывается впечатление, которое произвело на крестьян чтение «Двенадцати статей»:

«Всюду этот манифест крестьянских прав потрясал монастыри и аб­батства, замки и враждебные крестьянам города. Затрещали, заколеба­лись, рухнули грозные стены, и небо обагрилось кровавым заревом по­жаров, и даже колыбель гордого имперского рода, замок Гогенштауфен, под натиском крестьян запылал гигантским факелом свободы, озаряя путь восставшему народу далеко-далеко по всей стране».

В работе учителя на уроке художественная книга чаще всего применяется для цитирования или пересказа отдельных отрывков (литературной иллюстрации). Прежде чем остановиться на сюже­те книги, учитель дает разъяснение об авторе, и если требуется, то кратко рассказывает о содержании книги. Затем он предлагает ученикам вопросы и задания, а после чтения отрывка проводит по ним беседу. Материал художественного произведения в дальней­шем входит в повторение и проверку знаний учащихся.

Характеризуя испанского короля Филиппа И, учитель расска­зывает о его детстве по книге Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле» (150, с. 33—34).

С детства король проявлял жестокость. Однажды Карл вернулся из похода и, не увидев среди встречающих своего сына, пошел его искать. Он нашел его в чулане, почувствовав отвратительный запах жженого волоса.

«— Кто сделал это? — спросил император.

Воспитатель не посмел ответить, и оба стояли в молчании, мрачном и гневном.

Вдруг в этой тишине из темного уголка за ними послышался тихий звук, точно кашель. Император обернулся и увидел инфанта [наследника престола]. Филипп был в темной одежде и сосал лимон.

— Дон Филипп, — сказал отец, — подойди и поздоровайся со мной.

Инфант не шевельнулся и смотрел на отца трусливыми глазами, в

которых не было любви.

— Ты это сжег здесь зверька?

Инфант опустил голову.

— Если ты был достаточно жесток, чтобы сделать это, то будь же достаточно смел, чтобы признаться, — сказал император.

Инфант не ответил ни слова.

Тогда император вырвал лимон из рук сына, бросил его на землю и собрался было поколотить Филиппа, который от страха намочил штаны. Архиепископ удержал его величество и шепнул ему на ухо:

— Его высочество прославится сожжением еретиков.

Император улыбнулся, и они вышли, оставив инфанта с его обезьян­кой».

К памятникам художественного слова можно отнести произве­дения устного народного творчества: былины, песни, сказки, по­словицы, поговорки.

Строки из былины о Садко оживляют представление учеников о богатстве Великого Новгорода, о его обширном торге и обилии «то­варов новгородских, московских, заморских со всего да со бела све­ту». Отрывок из песни о Щелкане Дудентьевиче рисует разорение Руси монголо-татарами. Здесь говорится и о жадности татарских баскаков, собирающих дань, и об угоне в неволю русских людей.

Рассказывая о жестоком угнетении крепостных крестьян, учи­тель обращается к народным песням XIX в.:

Как за барами житье было привольное,

Сладко попито, поедено, похожено,

Вволю корушки без хлебушка погложено,

Босиком снегу потоптано,

Спинушку кнутом попобито,

Нагишом за плугом спотыкалися,

Допьяна слезами напивалися,

Во солдатуппсах послужено,

Во острогах вить посижено,

Что в Сибири перебывано,

Кандалами ноги потерты,

До мозолей душа ссажена.

Показывая бюрократизм и взяточничество в царской России, учитель приводит старинные народные пословицы: «Когда кар­ман сух, тогда и суд глух», «Захочешь добра — подсыпь серебра», «Золотой молоток железные ворота прокует», «Суд, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет».

Существуют различные способы применения книги на уроках истории учащимися. Это прежде всего чтение на уроке отрывков книги как источника исторических знаний.

При воспроизведении фрагментов книги на уроке от учени­ков требуется, чтобы они читали отрывок выразительно, интона­цией подчеркивая текст. Читать надо громко, но не крикливо и не торопясь. Сила голоса соразмеряется с размером класса. Что­бы не было однообразия при чтении, меняется и сила звука. Сложные места читают более медленно, с паузами. Паузы нуж­ны для логического расчленения и осмысления материала слу­шателями. Это же относится к чтению монологов, например прощание с селом Жанны д’Арк из книги Ф. Шиллера «Орлеан­ская дева».

На уроках ученики анализируют историческое произведение с позиции соответствия его исторической науке; рецензируют; са­мостоятельно работают над текстом книги, подбирая примеры, составляя аннотации. В аннотации им предлагается учитывать следующее:

1. Эпоха (период), событие (явление), отраженные в произведении.

2. Наиболее важные и яркие события произведения.

3. Исторические и типические персонажи и коллизии, происходившие с ними.

4. Отношение автора к описываемым событиям и героям.

5. Каково твое собственное мнение о книге? Каковы, на твой взгляд, художественные достоинства книги?

6. Что узнает читатель из произведения?

По книгам А. Алтаева «Под знаменем башмака», Р. Швейхеля «За свободу», Г. Реглера «Посев» ученики готовят дома сообще­ния или пишут сочинения «В мастерской ремесленника», «Один день крестьянина», «Томас Мюнцер» (77, с. 52). Или же на основе художественных произведений они дают описания облика старин­ных городов, торговых ярмарок, транспорта. Есть специальные памятки по работе с книгой. Вот одна из них:

1. Читай книгу с карандашом в руке, если книга твоя собственная. Ак­куратно делай пометки на полях в тех местах, которые тебя заинтере­совали или вызвали вопросы.

2. Старайся читать бегло, но внимательно.

3. Прочитав книгу, подумай над ее основными идеями, над описанными в ней событиями, фактами.

4. Сделай записи о том, что показалось особенно важным в прочитан­ной книге, об ее основных достоинствах и недостатках.

Ученики не всегда критически относятся к содержанию публи­цистической и художественной литературы. На уроках желатель­но сравнить трактовки образов Ивана IV и Бориса Годунова в повести А.К. Толстого «Князь Серебряный» и трагедии А.С. Пуш­кина с многоплановой и объективной характеристикой этих царей в научных трудах Р.Г. Скрынникова «Иван Грозный» (М., 1975) и «Борис Годунов» (М., 1979). Или же учитель показывает учени­кам различное отношение к деятельности Петра I таких видных историков прошлого, как В.О. Ключевский и С.М. Соловьев, и наших современников (Буганов В.И. Петр Великий и его время.— М., 1989; Анисимов Е.В. Время Петровских реформ.— Л., 1989; Павленко Н.И. Петр Великий.— М., 1994).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...