Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интегрированные уроки, конкурсы




Межпредметные уроки, на которых взаимосвязанно изуча­ются темы истории и географии, обществознания, литературы, часто называют интегрированными. Проводят их по-разному. Ю.И. Латышев рассказывает о таком уроке, когда учитель исто­рии как бы передает эстафету учителю литературы, а выступле­ния учеников дополняют сообщения друг друга (177, с. 35). Боро­динское сражение ученики попытались увидеть объемно, приме­нив исторический и художественный анализ. Факты битвы они увязывали с отражением их в художественных произведениях.

Возможен интегрированный подход к изучаемой проблеме или теме, например при рассмотрении творчества А.С. Пушкина. Вот как об этом рассказывает учитель С. Гуревич. Ученики, увлечен­ные криминалистикой, рассказывают об экспертизе анонимного пасквиля, послужившего поводом к последней дуэли; ученик, интересующийся скульптурой, проводит сопоставимый анализ «Медного всадника» и памятника Петру I на площади Декабрис­тов в Санкт-Петербурге; будущий врач знакомит класс с сообще­ниями хирургов Бурденко и Юдина, а также статьей Кассирского о возможности лечения раны Пушкина; киноман анализирует ста­тью С. Эйзенштейна «Монтаж 1938», в которой рассказывается, как кино учится у Пушкина последовательности раскрытия ха­рактера человека; будущий историк-исследователь изучает статью Е. Тарле «Пушкин-историк» и монографию Блока о работе Пуш­кина над историческими источниками; ученик, интересующийся экономикой, анализирует описание кабинета Онегина и составля­ет перечень предметов русского экспорта начала XIX в. и товаров, ввозимых в Россию; ученики, увлекающиеся географией, готовят сообщения по теме «Пушкин-путешественник».

Блоковое обучение. Ищущие учителя пытаются внедрять но­вые формы организации обучения, в частности применять техно­логию концентрированного обучения. Это комплекс учебных за­нятий по теме, объединенных целевой установкой. Изучение но­вого материала происходит в процессе внутреннего взаимодей­ствия и приращения знаний.

Творческие учителя сначала проводили так называемое по­гружение в предмет: несколько уроков истории по теме в один день. Это могла быть лекция, самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, практическое занятие, урок про­верки и контроля знаний. Однако такое погружение в предмет из-за необходимости менять расписание в школьной практике не прижилось.

Иное дело блоковое, или тематическое, обучение, когда в блок объединяют различные виды и формы занятий, проводимых по специальному плану на протяжении длительного времени. Мето­дически оправданны для такого обучения темы, рассчитанные на 6—10 уроков и представляющие собой целостную часть курса с однородным историческим содержанием (однотипные социально- экономические процессы, войны, революции). На первый план выдвигается существенное в предмете, оно становится объектом прочного усвоения. Предусматривается поэтапное овладение ма­териалом, постепенное его углубление, вводится отсроченный опрос при проверке знаний.

Системное обучение предполагает реализацию ряда этапов и применение на них определенных форм и приемов обучения. К такому выводу независимо друг от друга пришли творчески рабо­тающие учителя. В обобщенном виде эти этапы можно выразить следующим образом: (205, 160):

1. Повторение предыдущей темы и введение в новую тему (установоч­ная проблемная лекция учителя; обзорные лекции по содержанию всей новой темы; киноурок).

2. Овладение знаниями (лабораторно-практические занятия по карто­графии, составлению схем, сравнительных таблиц, изучению докумен­тов; комбинированный урок; урок-конкурс; обучающие экскурсии с обобщением материала на основе межпредметных связей).

3. Углубление знаний, создание условий для оперирования ими (уроки решения задач, обучающие семинары).

4. Итоговое рассмотрение и обобщение темы (консультация, коллокви­ум, собеседование, повторительно-обобщающий урок, семинар, лек­ция, конференция, экскурсия, зачет). Оценка знаний по конечному результату с учетом поурочных баллов.

Уроки-обобщения в среднем звене учащихся могут проводить старшеклассники. К таким групповым собеседованиям старше­классники, как правило, готовятся заранее с большой ответствен­ностью. На занятии им можно доверить оценку знаний. Итоговая оценка выводится на основе заключительных занятий, а также текущих оценок изучения тем блока.

Конкурсы и олимпиады. В отличие от конкурсов олимпиады проходят в две-три ступени. Их организуют как в среднем звене учащихся, так и в старших классах. Победившим считается тот, кто выполнил задание качественно лучше, быстрее, аккуратнее ос­тальных. Места на олимпиаде распределяются в зависимости от количества набранных очков.

С интересным опытом их проведения в 10 и 11 классах поде­лился Ю. Кожин (183, с. И). Первый тур включал проведение письменных творческих работ по теме «Могли ли большевики установить свою власть в России без гражданской войны и терро­ра?», где учащиеся должны были высказать свое отношение к со­бытиям 1917 г. Второй тур — это блиц-турнир, на котором пред­лагались вопросы типа: 1. Кто возглавлял Временное правитель­ство первого состава? 2. Кто в этом правительстве был министром иностранных дел? На третьем туре ученики вносили исправления в текст.

В четвертом туре ученики должны были подобрать из переч­ня нужные даты к событиям (задание приведено с ответами). Например:

Какие даты имеют отношение:

а) к новой экономической политике большевиков (март 1921 г., август—сентябрь 1921 г.);

б) к индустриализации (конец 1925 г.);

в) к коллективизации (осень 1929 г., 5 января 1930 г., 7 августа 1932 г., зима 1932—1933 гг.).

В 11 классе дополнительными были вопросы для блиц-турни­ра — назвать имена исторических деятелей: 1. Кто от имени СССР подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии? (Жуков.)

2. Кто был командующим советскими войсками в войне против Японии? (Василевский.) 3. Кто стал первой жертвой Ленинград­ского дела? (Капустин — второй секретарь Ленинградского гор­кома партии.)

Как правило, для проведения олимпиад используется внеуроч­ное время. На внутри школьные олимпиады собираются лучшие ученики параллельных классов. В дальнейшем соревнование про­ходит между учениками разных школ и районов.

Зачетная система обучения

В последнее время она шире применяется в практике школ. Активно работающие учащиеся получают зачет автоматически. Зачет сдают лишь те ученики, ко^у надо ликвидировать пробелы в знаниях. Из числа учеников, получивших зачет, назначаются помощники учителя. Им учитель дает вопросы и задания для проведения зачета, или они готовят вопросы и задания самостоя­тельно. В последнем случае учитель перед зачетом просматривает и корректирует подготовленный помощниками материал, называ­ет фамилии тех, кто им будет сдавать зачет. Группы из двух-трех человек рассаживаются за столами, и помощники начинают выяв­лять и оценивать качество знаний. Если учитель сомневается в оценке, то задает ответившему дополнительные вопросы и после уточнения ставит оценку в журнал.

Обучение истории в старших классах требует многообразия и вариативности форм организации учебного процесса и методов обучения, использования всех видов самостоятельной работы уча­щихся, переход к диалогу и сотрудничеству учителя и ученика. Обучать истории — это «значит учить думать и разбираться в исторических событиях, учить делать выводы и обобщения на изученном историческом материале, учить мыслить исторически, сознательно усваивать материал всей темы и ведущих вопросов курса...» (4, с. 396).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...