Интегрированные уроки, конкурсы
Межпредметные уроки, на которых взаимосвязанно изучаются темы истории и географии, обществознания, литературы, часто называют интегрированными. Проводят их по-разному. Ю.И. Латышев рассказывает о таком уроке, когда учитель истории как бы передает эстафету учителю литературы, а выступления учеников дополняют сообщения друг друга (177, с. 35). Бородинское сражение ученики попытались увидеть объемно, применив исторический и художественный анализ. Факты битвы они увязывали с отражением их в художественных произведениях. Возможен интегрированный подход к изучаемой проблеме или теме, например при рассмотрении творчества А.С. Пушкина. Вот как об этом рассказывает учитель С. Гуревич. Ученики, увлеченные криминалистикой, рассказывают об экспертизе анонимного пасквиля, послужившего поводом к последней дуэли; ученик, интересующийся скульптурой, проводит сопоставимый анализ «Медного всадника» и памятника Петру I на площади Декабристов в Санкт-Петербурге; будущий врач знакомит класс с сообщениями хирургов Бурденко и Юдина, а также статьей Кассирского о возможности лечения раны Пушкина; киноман анализирует статью С. Эйзенштейна «Монтаж 1938», в которой рассказывается, как кино учится у Пушкина последовательности раскрытия характера человека; будущий историк-исследователь изучает статью Е. Тарле «Пушкин-историк» и монографию Блока о работе Пушкина над историческими источниками; ученик, интересующийся экономикой, анализирует описание кабинета Онегина и составляет перечень предметов русского экспорта начала XIX в. и товаров, ввозимых в Россию; ученики, увлекающиеся географией, готовят сообщения по теме «Пушкин-путешественник».
Блоковое обучение. Ищущие учителя пытаются внедрять новые формы организации обучения, в частности применять технологию концентрированного обучения. Это комплекс учебных занятий по теме, объединенных целевой установкой. Изучение нового материала происходит в процессе внутреннего взаимодействия и приращения знаний. Творческие учителя сначала проводили так называемое погружение в предмет: несколько уроков истории по теме в один день. Это могла быть лекция, самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, практическое занятие, урок проверки и контроля знаний. Однако такое погружение в предмет из-за необходимости менять расписание в школьной практике не прижилось. Иное дело блоковое, или тематическое, обучение, когда в блок объединяют различные виды и формы занятий, проводимых по специальному плану на протяжении длительного времени. Методически оправданны для такого обучения темы, рассчитанные на 6—10 уроков и представляющие собой целостную часть курса с однородным историческим содержанием (однотипные социально- экономические процессы, войны, революции). На первый план выдвигается существенное в предмете, оно становится объектом прочного усвоения. Предусматривается поэтапное овладение материалом, постепенное его углубление, вводится отсроченный опрос при проверке знаний. Системное обучение предполагает реализацию ряда этапов и применение на них определенных форм и приемов обучения. К такому выводу независимо друг от друга пришли творчески работающие учителя. В обобщенном виде эти этапы можно выразить следующим образом: (205, 160): 1. Повторение предыдущей темы и введение в новую тему (установочная проблемная лекция учителя; обзорные лекции по содержанию всей новой темы; киноурок). 2. Овладение знаниями (лабораторно-практические занятия по картографии, составлению схем, сравнительных таблиц, изучению документов; комбинированный урок; урок-конкурс; обучающие экскурсии с обобщением материала на основе межпредметных связей).
3. Углубление знаний, создание условий для оперирования ими (уроки решения задач, обучающие семинары). 4. Итоговое рассмотрение и обобщение темы (консультация, коллоквиум, собеседование, повторительно-обобщающий урок, семинар, лекция, конференция, экскурсия, зачет). Оценка знаний по конечному результату с учетом поурочных баллов. Уроки-обобщения в среднем звене учащихся могут проводить старшеклассники. К таким групповым собеседованиям старшеклассники, как правило, готовятся заранее с большой ответственностью. На занятии им можно доверить оценку знаний. Итоговая оценка выводится на основе заключительных занятий, а также текущих оценок изучения тем блока. Конкурсы и олимпиады. В отличие от конкурсов олимпиады проходят в две-три ступени. Их организуют как в среднем звене учащихся, так и в старших классах. Победившим считается тот, кто выполнил задание качественно лучше, быстрее, аккуратнее остальных. Места на олимпиаде распределяются в зависимости от количества набранных очков. С интересным опытом их проведения в 10 и 11 классах поделился Ю. Кожин (183, с. И). Первый тур включал проведение письменных творческих работ по теме «Могли ли большевики установить свою власть в России без гражданской войны и террора?», где учащиеся должны были высказать свое отношение к событиям 1917 г. Второй тур — это блиц-турнир, на котором предлагались вопросы типа: 1. Кто возглавлял Временное правительство первого состава? 2. Кто в этом правительстве был министром иностранных дел? На третьем туре ученики вносили исправления в текст. В четвертом туре ученики должны были подобрать из перечня нужные даты к событиям (задание приведено с ответами). Например: Какие даты имеют отношение: а) к новой экономической политике большевиков (март 1921 г., август—сентябрь 1921 г.); б) к индустриализации (конец 1925 г.); в) к коллективизации (осень 1929 г., 5 января 1930 г., 7 августа 1932 г., зима 1932—1933 гг.). В 11 классе дополнительными были вопросы для блиц-турнира — назвать имена исторических деятелей: 1. Кто от имени СССР подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии? (Жуков.)
2. Кто был командующим советскими войсками в войне против Японии? (Василевский.) 3. Кто стал первой жертвой Ленинградского дела? (Капустин — второй секретарь Ленинградского горкома партии.) Как правило, для проведения олимпиад используется внеурочное время. На внутри школьные олимпиады собираются лучшие ученики параллельных классов. В дальнейшем соревнование проходит между учениками разных школ и районов. Зачетная система обучения В последнее время она шире применяется в практике школ. Активно работающие учащиеся получают зачет автоматически. Зачет сдают лишь те ученики, ко^у надо ликвидировать пробелы в знаниях. Из числа учеников, получивших зачет, назначаются помощники учителя. Им учитель дает вопросы и задания для проведения зачета, или они готовят вопросы и задания самостоятельно. В последнем случае учитель перед зачетом просматривает и корректирует подготовленный помощниками материал, называет фамилии тех, кто им будет сдавать зачет. Группы из двух-трех человек рассаживаются за столами, и помощники начинают выявлять и оценивать качество знаний. Если учитель сомневается в оценке, то задает ответившему дополнительные вопросы и после уточнения ставит оценку в журнал. Обучение истории в старших классах требует многообразия и вариативности форм организации учебного процесса и методов обучения, использования всех видов самостоятельной работы учащихся, переход к диалогу и сотрудничеству учителя и ученика. Обучать истории — это «значит учить думать и разбираться в исторических событиях, учить делать выводы и обобщения на изученном историческом материале, учить мыслить исторически, сознательно усваивать материал всей темы и ведущих вопросов курса...» (4, с. 396).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|