Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа учителя и учащихся с документами




Методика изучения документов. На уроках истории доку­менты могут использоваться как учителями, так и учениками.


Учитель пересказывает документ, если он сложен для учеников; приводит короткие цитаты без ссылки или со ссылкой на доку­мент (чтобы усилить доказательность своего рассказа); цитирует и разбирает выдержки из документов для конкретизации своего рассказа, придания ему эмоциональности и убедительности. Что­бы оживить рассказ, он использует прямую речь, дает характери­стику личности.

Чаще всего учитель привлекает на урок документы повество­вательно-описательного характера. Так, в объяснение включается отрывок из хроники Жана де Венетта, в которой рассказывается о бедствиях Франции в период Столетней войны: «В этом году виноградники... не возделывались; поля... не вспахивались; быки и овцы не ходили по пастбищам; церкви и дома... представляли груды печальных, еще дымящихся развалин» (53, с. 284).

Работа учеников с документом, постепенно усложняется с уче­том их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5—6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объем его не превышает 10—15 строк; в 7—8 — растет число анализиру­емых хозяйственных и юридических документов; в 9—11 — все шире привлекаются политические, программные документы.

Обучение работе с документом включает следующие этапы:

1) учитель дает образец разбора документа; 2) ученики анализи­руют документ под руководством учителя; 3) работают под руко­водством учителя и самостоятельно; 4) самостоятельно изучают документ в классе и дома. Учитель в классе знакомит учеников с документом, объясняет суть задания. Дома ученики готовят не­большие сообщения, описания на основе документа, текста и ил­люстрации учебника, творческие сочинения. Конечно, для само­стоятельной работы документ необходим каждому ученику.

Работа с документами также включает в себя: чтение и пере­сказ документа и составление по нему плана; объяснительное чте­ние с предварительной и заключительной беседой; самостоятель­ный разбор документа и ответы на вопросы к нему; сравнительное сопоставление двух дополняющих друг друга документов, харак­теризующих одно и то же событие; критическую оценку докумен­та. При этом ученики определяют его логически завершенные части, главные идеи, учатся находить доказательства тому или иному положению. Учитель предлагает ученикам «прочитать, что сказано об этом в документе», «привести место из документа, где сказано об этом», «доказать на основе текста документа», «под­твердить свое мнение документом».

У старших школьников работа с документами усложняется. Им уже предстоят более сложные задания (66, с. 13—14):

выберите главное, второстепенное в содержании документа; мотиви­руйте свой выбор;

определите причину изучаемого события, к какому времени может быть отнесено данное явление или процесс;

продумайте, какие исторические условия подготовили появление та­кого-то события, явления, породили идеи, реформы, начинания;

сравните условия; отберите по документальному источнику данные; дайте характеристику политическим и государственным деятелям; подготовьте по первоисточнику сообщение;

поразмышляйте, как изученный документ (группа документов) помо­гает понять современные общественные явления.

Подготовка учителя к использованию первоисточников на уро­ке предусматривает предварительный их отбор и педагогическую обработку. Чем больше обработан документ, тем легче он вос­принимается учениками и тем меньше трудностей представляет для самостоятельной работы. Педагогически обработать до­кумент — это значит выбрать содержание, используемое на уро­ке. В случае необходимости учитель видоизменяет документ, не затрагивая его сущности и не допуская тенденциозных изъятий, стараясь сохранить особенности стиля автора. Затем надо объяс­нить новые для учеников термины и понятия и разработать за­дания по работе с документом. Вот один из примеров обработки фрагмента указа царя Алексея Михайловича от 1648 г. о запрете скоморошества. Материал используется в качестве раздаточного (181, с. 14).

«...Нам стало известно, что в Москве, наперед сего [прежде всего] в Кремле, и в Китае, и в Белом, и в Земляном городах и за городом чинит­ся [происходит] бесчинство: в воскресные дни и праздники игрецы бе­совские — скоморохи — ходят с домрами, и с дудами, и с медведи, и над хлебом поругаются: пекут всякое скотское и зверино, и птичье [т.е. фи­гурные пряники]...

И мы указали о том учинить [произвести] на Москве, и в городах, и в уездах заказ [запрет] крепкий: чтоб ныне и впредь никакие люди по улицам песней бесовских не пели, и на качелях не качалися, и на игрища не сходилися, и личин [масок] на себя не накладывали. А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари [маски], те бесовские игры [инструменты], изломав, сжечь.

А которые люди от того дела не отстанут, тех людей бить батогами [палками]. А которые люди от того не отстанут в третий и четвертый раз — того ссылать в окраинные города за опалу [за немилость] (134, с. 174-178).

Вопросы классу: как названы скоморохи в указе царя? Как указ предписывает расправляться со скоморохами? Почему правитель­ство и церковь преследовали скоморохов? Можно ли связать этот документ с событиями 1648 г. (соляной бунт в Москве, городские восстания)? Обоснуйте свою точку зрения. Нашли ли эти собы­тия отражение в истории родного края?

В целях систематического применения собранного краеведче­ского материала на уроках учитель может использовать система­тизирующую таблицу (182, с. 76):

№, тема урока. Основные явления и события в истории России Цель использова­ния местного материала Краткое содержание местного материала Приемы включения местного материала Литература для учащихся
Образование финансового капитала в России Конкретиза­ция вопроса о проникно­вении ино­странного капитала в промышлен­ность России Иностранный капитал в лесной промышлен­ности Архан­гельской губернии Сообщение ученика с привлечением диаграммы о преобладании иностранного капитала Трофимов /7. Очерки эконо­мического развития европейского Севера России.— М., 1961.

 

На уроке «Развитие товарно-денежных отношений в крепост­ной деревне XVIII в.» Ю.А. Князев активно использовал архив­ные материалы, собранные самими учениками и представленные также в виде таблицы (с. 137).

Прежде чем обратиться к документу на уроке, учитель дает его краткую характеристику; говорит, когда и кем он составлен, в каких целях; что ученики узнают из этого документа. Присту­пая к ознакомлению с «Русской Правдой», учитель отмечает, что этот свод древнерусских законов включает отдельные нормы (статьи) Закона русского, Правду Ярослава Мудрого, Правду Яро- славичей, Устав Владимира Мономаха и другие законы. Статьи «Русской Правды» направлены на защиту жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинни­ков и горожан. В ней описано положение зависимых людей, ука­заны права и обязанности свободных людей (обязательственное и наследственное право). Списки «Русской Правды» распрост­ранялись в XIII—XVIII вв.

Затем ученики обращаются к тексту законов, подготовленных для анализа в классе (6, с. 264—265).


Товарно-денежные отношения в крепостной деревне


ПЕРЕХОД КРЕСТЬЯН а другие сосяоеи!


Ушли в Москву и нанялись на работу: в 1738 г. — 165 крестьян; в 1755 г.- 185-

В 1773 г. в селе имелось 8 станов, а в 1774 — 16 станов, на которых ткали холст и сукно для


село Тайнинское /часть Феодального владения/

Торговля сеном и дровами велась ежегодно.

Крестьяне продавали товаров в Москве на сумму до 1000руб. в год.



Из села перешло в сословие купирв, мещан и цеховых: с 1722 по 1764 г. — 88 крестьян; с 1765 по 1783 г. — 47 крестьян Основали свои мануфактуры с вольнонаемным трудом Т.Ф. Карамышев (в Малоярославце), А.К. Гребенщиков (в Москве) и др.

СРАВНИ: В середине XVIII в. работному человеку за один день работы платили 4—5 коп.

ОБРОК

ВИДЫ КРЕСТЬЯНСКИХ ПОВИННОСТЕЙ

 

1. Денежный (с одной дииш муж. пола в год): подушная подать; оброк владельцу; плата за пользование дровами, баней и др. 2. Натуральный (с одного двора в год): 1 курица, 1 индейка, 3 яйца, 1 фунт мяса, 1/4 часть утки; мука за пользование мельницей. БАРЩИНА 1. Работа на земле феодала (711 dec.). Затем заменена денежным оброком. 2. Починка дороги, мостов, работа на скотном дворе и другие повинности. РАЗМЕР ВСЕХ ПОВИННОСТЕЙ С ОДНОГО ДВОРА В ПЕРЕВОДЕ НА ДЕНЬГИ: 30-е годы — около 10 руб. в год 80-е годы — около 12Д руб. в год 90-е годы — около 15 руб. в год

 

 


ВОПРОСЫ


Словарь

Огнищанин — богатый, знатный человек.

Подъездной — сборщик княжеских доходов.

Тиун — управляющий князя (судья).

Рядович — слуга, работающий по договору (ряду).

Смерд — крестьянин свободный.

Холоп — человек по своему положению близкий к рабу.

Борть — дупло с пчелами.

Продажа — штраф за преступление в пользу князя.

Купа — денежная ссуда.

Закуп, наймит — смерд, получивший ссуду, зависимый.

Денежные знаки

Гривна — около 200 граммов серебра.

Ногата — 1/20 гривны.

Куна — 1/25 гривны.

Резан — 1/50 гривны.

Веверица — 1/100 гривны.

Статьи документа

18. Если убьют огнищанина, то с убийцы взыскивается 80 гривен; за убийство княжеского подъездного также платить 80 гривен.

21. А за убийство княжеского тиуна — 80 гривен, а за старшего конюха при стаде — также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда до- рогобужцы убили его конюха.

22. За княжеского старосту или смотрителя за сельскими работниками — 12 гривен, а за княжеского рядовича — 5 гривен.

23. А за убийство смерда или холопа — 5 гривен.

24. Если сожгут княжескую борть или выкрадут пчел, то платить 3 гривны.

25. Если покрадут хлеб с гумна или из ямы, сколько бы ни было воров, взыскать с каждого по 3 гривны и по 30 кун продажи.

65. А кто распашет полевую межу или срубит межевой столб — 12 гри­вен продажи.

70. Если закуп бежит от господина, то полный холоп...

71. Если наймит, получающий ссуду, возьмет у хозяина плуг или боро­ну, то за продажу их он должен заплатить.

73....Если господин бьет закупа за дело, то без вины есть; если бьет не смысля, пьян, без вины, то как свободному платить, так и закупу.

78. За покражу сена или дров — 9 гривен, а хозяину за каждый воз по две ногаты.

79. Если кто сожжет гумно, то выдается князю с головою и со всем имением, из коего наперед взыскивается убыток хозяина, а осталь­ным располагает князь.

103. Если смерд умрет без детей, то наследство князю; если будут у него дочери дома, то дать часть на них; если же будут замужем, то не давать части.

104. А если боярин или из боярской дружины, то князю наследство не идет; если не будет сыновей, то дочери возьмут.

Вопросы

1. Что такое «Русская Правда»?

2. Какие группы населения названы в этом документе?

3. Кто работал в княжеском хозяйстве? (Ст. 70, 71, 73, 103.)

4. Каково положение закупа? холопа? смерда? (В противоположность ст. 104.)

5. Кто управлял княжеским хозяйством? (Ст. 18, 21, 22.)

6. Какого рода преступления караются по статьям 30, 39,65, 78, и 79?

7. Как сопротивлялись закабаляемые смерды? (Ст. 79.)

8. Какие выводы о социальном характере общества можно сделать на основании статей 18, 21, и 23?

9. Какой общественный строй показан в «Русской Правде»?

Ученики читают документ по частям, а учитель объясняет не­обычные выражения и фразы, задает вопросы для проверки степе­ни понимания его содержания: о чем рассказано в отрывке? Что означает это слово? Как вы понимаете смысл этого предложения? Лишь затем осуществляются повторное чтение и разбор докумен­та по частям. Ответы учеников должны быть полными и исчерпы­вающими, а выводы подтверждены ссылками на документ.

На уроках истории в среднем звене ученикам надо дать пред­ставление об отличии документальных исторических источников от литературных произведений, песен-сказаний и повествований. Так, при разборе мифов Древней Греции выясняется, что в них вымышленного, а что действительно происходило в жизни греков.

На урок целесообразно привлекать документы семейной исто­рии учеников, семейные фотографии, записи рассказов членов се­мьи, реликвии по темам, хронологически связанным с курсом исто­рии. Это темы: «Моя семья в 30-е годы», «Великая Отечественная война в жизни семьи», «Боевые и трудовые награды членов семьи».

Выразительность документа усиливается, если удается соеди­нить его содержание с наглядным изображением. Раскрыть про­тивоположные взгляды, точки зрения помогают свидетельство итальянского гуманиста Поджо Браччолини и учебная картина «Ян Гус на Констанцском соборе». Постарайтесь «озвучить» учеб­ную картину: о чем говорит Ян Гус, что выкрикивают его против­ники, какие доводы приводят в защиту Яна Гуса его немногочис­ленные сторонники (185, с. 94).

К.Б. Умбрашко предлагает свою методику работы с документа­ми для развития творческого мышления учащихся. В результате анализа документа в сознании учащихся формируются истори­ческие понятия. Они «не должны усваиваться как готовые зна­ния; они возникают в сознании школьников в результате логиче­ского выведения или построения» (215, с. 30). Отказываясь от применения школьного учебника в процессе обучения, автор дан­ной методики подбирает по курсу истории систему документов, характеризующих историческую эпоху, событие, явление или про­цесс. Затем вычленяет какую-либо проблему. Документы позво­ляют выявить противоречивость позиций конкретных лиц, что вызывает потребность решить проблему, а это помогает уяснить сущность явлений и процессов. Эффективно сравнение докумен­тов, с разных позиций освещающих одно и то же событие. Учени­ки определяют, чем отличается описание одних и тех же событий.

Таким образом, роль документов и содержащихся в них зада­ний КБ. Умбрашко видит в том, чтобы выявить противоречия в учебном материале. Задания разрабатываются на разных уровнях сложности с учетом познавательной возможности учеников. Схе­ма изучения следующая: анализ документа — извлечение из него фактов — их интерпретация в устном рассказе, ролевой игре, пись­менном сочинении (рисунке). Возможно сочетание документаль­ного описания и карты; правового документа и дневниковых за­писей; мемуаров, писем и портрета той или иной личности.

Ученики придумывают вопросы к документам, составляют кроссворды, пишут собственные тексты, описывая события. После обсуждений, дополнений и исправлений тексты входят в главы ученического учебника. Это личностно значимый и понятный для учеников текст. К главам ученики придумывают вопросы и зада­ния, включают исторические карты и хронологические таблицы, родословные. Страницы иллюстрируются рисунками, пародиями и карикатурами.

Подобрать документы учителю помогают школьные хрестома­тии. Одни хрестоматии содержат только документы, другие — до­кументы, комментарии к ним и отрывки из научно-популярной литературы; третьи состоят из отрывков художественных и прочих литературных произведений. Учитель применяет те или иные хре­стоматии в зависимости от целей урока и решаемых на нем задач.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...