Работа учителя и учащихся с документами
Методика изучения документов. На уроках истории документы могут использоваться как учителями, так и учениками. Учитель пересказывает документ, если он сложен для учеников; приводит короткие цитаты без ссылки или со ссылкой на документ (чтобы усилить доказательность своего рассказа); цитирует и разбирает выдержки из документов для конкретизации своего рассказа, придания ему эмоциональности и убедительности. Чтобы оживить рассказ, он использует прямую речь, дает характеристику личности. Чаще всего учитель привлекает на урок документы повествовательно-описательного характера. Так, в объяснение включается отрывок из хроники Жана де Венетта, в которой рассказывается о бедствиях Франции в период Столетней войны: «В этом году виноградники... не возделывались; поля... не вспахивались; быки и овцы не ходили по пастбищам; церкви и дома... представляли груды печальных, еще дымящихся развалин» (53, с. 284). Работа учеников с документом, постепенно усложняется с учетом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5—6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объем его не превышает 10—15 строк; в 7—8 — растет число анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9—11 — все шире привлекаются политические, программные документы. Обучение работе с документом включает следующие этапы: 1) учитель дает образец разбора документа; 2) ученики анализируют документ под руководством учителя; 3) работают под руководством учителя и самостоятельно; 4) самостоятельно изучают документ в классе и дома. Учитель в классе знакомит учеников с документом, объясняет суть задания. Дома ученики готовят небольшие сообщения, описания на основе документа, текста и иллюстрации учебника, творческие сочинения. Конечно, для самостоятельной работы документ необходим каждому ученику.
Работа с документами также включает в себя: чтение и пересказ документа и составление по нему плана; объяснительное чтение с предварительной и заключительной беседой; самостоятельный разбор документа и ответы на вопросы к нему; сравнительное сопоставление двух дополняющих друг друга документов, характеризующих одно и то же событие; критическую оценку документа. При этом ученики определяют его логически завершенные части, главные идеи, учатся находить доказательства тому или иному положению. Учитель предлагает ученикам «прочитать, что сказано об этом в документе», «привести место из документа, где сказано об этом», «доказать на основе текста документа», «подтвердить свое мнение документом». У старших школьников работа с документами усложняется. Им уже предстоят более сложные задания (66, с. 13—14): выберите главное, второстепенное в содержании документа; мотивируйте свой выбор; определите причину изучаемого события, к какому времени может быть отнесено данное явление или процесс; продумайте, какие исторические условия подготовили появление такого-то события, явления, породили идеи, реформы, начинания; сравните условия; отберите по документальному источнику данные; дайте характеристику политическим и государственным деятелям; подготовьте по первоисточнику сообщение; поразмышляйте, как изученный документ (группа документов) помогает понять современные общественные явления. Подготовка учителя к использованию первоисточников на уроке предусматривает предварительный их отбор и педагогическую обработку. Чем больше обработан документ, тем легче он воспринимается учениками и тем меньше трудностей представляет для самостоятельной работы. Педагогически обработать документ — это значит выбрать содержание, используемое на уроке. В случае необходимости учитель видоизменяет документ, не затрагивая его сущности и не допуская тенденциозных изъятий, стараясь сохранить особенности стиля автора. Затем надо объяснить новые для учеников термины и понятия и разработать задания по работе с документом. Вот один из примеров обработки фрагмента указа царя Алексея Михайловича от 1648 г. о запрете скоморошества. Материал используется в качестве раздаточного (181, с. 14).
«...Нам стало известно, что в Москве, наперед сего [прежде всего] в Кремле, и в Китае, и в Белом, и в Земляном городах и за городом чинится [происходит] бесчинство: в воскресные дни и праздники игрецы бесовские — скоморохи — ходят с домрами, и с дудами, и с медведи, и над хлебом поругаются: пекут всякое скотское и зверино, и птичье [т.е. фигурные пряники]... И мы указали о том учинить [произвести] на Москве, и в городах, и в уездах заказ [запрет] крепкий: чтоб ныне и впредь никакие люди по улицам песней бесовских не пели, и на качелях не качалися, и на игрища не сходилися, и личин [масок] на себя не накладывали. А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари [маски], те бесовские игры [инструменты], изломав, сжечь. А которые люди от того дела не отстанут, тех людей бить батогами [палками]. А которые люди от того не отстанут в третий и четвертый раз — того ссылать в окраинные города за опалу [за немилость] (134, с. 174-178). Вопросы классу: как названы скоморохи в указе царя? Как указ предписывает расправляться со скоморохами? Почему правительство и церковь преследовали скоморохов? Можно ли связать этот документ с событиями 1648 г. (соляной бунт в Москве, городские восстания)? Обоснуйте свою точку зрения. Нашли ли эти события отражение в истории родного края? В целях систематического применения собранного краеведческого материала на уроках учитель может использовать систематизирующую таблицу (182, с. 76):
На уроке «Развитие товарно-денежных отношений в крепостной деревне XVIII в.» Ю.А. Князев активно использовал архивные материалы, собранные самими учениками и представленные также в виде таблицы (с. 137). Прежде чем обратиться к документу на уроке, учитель дает его краткую характеристику; говорит, когда и кем он составлен, в каких целях; что ученики узнают из этого документа. Приступая к ознакомлению с «Русской Правдой», учитель отмечает, что этот свод древнерусских законов включает отдельные нормы (статьи) Закона русского, Правду Ярослава Мудрого, Правду Яро- славичей, Устав Владимира Мономаха и другие законы. Статьи «Русской Правды» направлены на защиту жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников и горожан. В ней описано положение зависимых людей, указаны права и обязанности свободных людей (обязательственное и наследственное право). Списки «Русской Правды» распространялись в XIII—XVIII вв. Затем ученики обращаются к тексту законов, подготовленных для анализа в классе (6, с. 264—265). Товарно-денежные отношения в крепостной деревне
ВОПРОСЫ Словарь Огнищанин — богатый, знатный человек. Подъездной — сборщик княжеских доходов. Тиун — управляющий князя (судья). Рядович — слуга, работающий по договору (ряду). Смерд — крестьянин свободный. Холоп — человек по своему положению близкий к рабу. Борть — дупло с пчелами. Продажа — штраф за преступление в пользу князя. Купа — денежная ссуда. Закуп, наймит — смерд, получивший ссуду, зависимый. Денежные знаки Гривна — около 200 граммов серебра. Ногата — 1/20 гривны. Куна — 1/25 гривны. Резан — 1/50 гривны. Веверица — 1/100 гривны. Статьи документа 18. Если убьют огнищанина, то с убийцы взыскивается 80 гривен; за убийство княжеского подъездного также платить 80 гривен. 21. А за убийство княжеского тиуна — 80 гривен, а за старшего конюха при стаде — также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда до- рогобужцы убили его конюха. 22. За княжеского старосту или смотрителя за сельскими работниками — 12 гривен, а за княжеского рядовича — 5 гривен. 23. А за убийство смерда или холопа — 5 гривен. 24. Если сожгут княжескую борть или выкрадут пчел, то платить 3 гривны. 25. Если покрадут хлеб с гумна или из ямы, сколько бы ни было воров, взыскать с каждого по 3 гривны и по 30 кун продажи. 65. А кто распашет полевую межу или срубит межевой столб — 12 гривен продажи. 70. Если закуп бежит от господина, то полный холоп... 71. Если наймит, получающий ссуду, возьмет у хозяина плуг или борону, то за продажу их он должен заплатить. 73....Если господин бьет закупа за дело, то без вины есть; если бьет не смысля, пьян, без вины, то как свободному платить, так и закупу. 78. За покражу сена или дров — 9 гривен, а хозяину за каждый воз по две ногаты. 79. Если кто сожжет гумно, то выдается князю с головою и со всем имением, из коего наперед взыскивается убыток хозяина, а остальным располагает князь.
103. Если смерд умрет без детей, то наследство князю; если будут у него дочери дома, то дать часть на них; если же будут замужем, то не давать части. 104. А если боярин или из боярской дружины, то князю наследство не идет; если не будет сыновей, то дочери возьмут. Вопросы 1. Что такое «Русская Правда»? 2. Какие группы населения названы в этом документе? 3. Кто работал в княжеском хозяйстве? (Ст. 70, 71, 73, 103.) 4. Каково положение закупа? холопа? смерда? (В противоположность ст. 104.) 5. Кто управлял княжеским хозяйством? (Ст. 18, 21, 22.) 6. Какого рода преступления караются по статьям 30, 39,65, 78, и 79? 7. Как сопротивлялись закабаляемые смерды? (Ст. 79.) 8. Какие выводы о социальном характере общества можно сделать на основании статей 18, 21, и 23? 9. Какой общественный строй показан в «Русской Правде»? Ученики читают документ по частям, а учитель объясняет необычные выражения и фразы, задает вопросы для проверки степени понимания его содержания: о чем рассказано в отрывке? Что означает это слово? Как вы понимаете смысл этого предложения? Лишь затем осуществляются повторное чтение и разбор документа по частям. Ответы учеников должны быть полными и исчерпывающими, а выводы подтверждены ссылками на документ. На уроках истории в среднем звене ученикам надо дать представление об отличии документальных исторических источников от литературных произведений, песен-сказаний и повествований. Так, при разборе мифов Древней Греции выясняется, что в них вымышленного, а что действительно происходило в жизни греков. На урок целесообразно привлекать документы семейной истории учеников, семейные фотографии, записи рассказов членов семьи, реликвии по темам, хронологически связанным с курсом истории. Это темы: «Моя семья в 30-е годы», «Великая Отечественная война в жизни семьи», «Боевые и трудовые награды членов семьи». Выразительность документа усиливается, если удается соединить его содержание с наглядным изображением. Раскрыть противоположные взгляды, точки зрения помогают свидетельство итальянского гуманиста Поджо Браччолини и учебная картина «Ян Гус на Констанцском соборе». Постарайтесь «озвучить» учебную картину: о чем говорит Ян Гус, что выкрикивают его противники, какие доводы приводят в защиту Яна Гуса его немногочисленные сторонники (185, с. 94). К.Б. Умбрашко предлагает свою методику работы с документами для развития творческого мышления учащихся. В результате анализа документа в сознании учащихся формируются исторические понятия. Они «не должны усваиваться как готовые знания; они возникают в сознании школьников в результате логического выведения или построения» (215, с. 30). Отказываясь от применения школьного учебника в процессе обучения, автор данной методики подбирает по курсу истории систему документов, характеризующих историческую эпоху, событие, явление или процесс. Затем вычленяет какую-либо проблему. Документы позволяют выявить противоречивость позиций конкретных лиц, что вызывает потребность решить проблему, а это помогает уяснить сущность явлений и процессов. Эффективно сравнение документов, с разных позиций освещающих одно и то же событие. Ученики определяют, чем отличается описание одних и тех же событий. Таким образом, роль документов и содержащихся в них заданий КБ. Умбрашко видит в том, чтобы выявить противоречия в учебном материале. Задания разрабатываются на разных уровнях сложности с учетом познавательной возможности учеников. Схема изучения следующая: анализ документа — извлечение из него фактов — их интерпретация в устном рассказе, ролевой игре, письменном сочинении (рисунке). Возможно сочетание документального описания и карты; правового документа и дневниковых записей; мемуаров, писем и портрета той или иной личности. Ученики придумывают вопросы к документам, составляют кроссворды, пишут собственные тексты, описывая события. После обсуждений, дополнений и исправлений тексты входят в главы ученического учебника. Это личностно значимый и понятный для учеников текст. К главам ученики придумывают вопросы и задания, включают исторические карты и хронологические таблицы, родословные. Страницы иллюстрируются рисунками, пародиями и карикатурами. Подобрать документы учителю помогают школьные хрестоматии. Одни хрестоматии содержат только документы, другие — документы, комментарии к ним и отрывки из научно-популярной литературы; третьи состоят из отрывков художественных и прочих литературных произведений. Учитель применяет те или иные хрестоматии в зависимости от целей урока и решаемых на нем задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|