Уроки итогового повторения
Цель, требования. Уроки итогового повторения проводят в конце учебного года. Это может быть аналитико-обобщающая беседа или лекция учителя. Их цель — закрепить знания важнейших фактов, обобщить и подытожить изученное, проследить основные процессы от начала до завершения. Таким образом, пройденное повторяется по сквозным проблемам, а не в той последовательности, что на текущих уроках истории. Такие уроки вырабатывают у учащихся определенную точку зрения на изученные события истории. Учащиеся примеряют знания, работая с таблицами, графиками, логическими схемами. В их выводах и обобщениях содержатся элементы новых знаний. Итог обсуждаемым проблемам подводится в развернутом резюме учителя. Итоговое повторение должно содержать важные и трудные для учеников проблемы курса. Необходимо соблюдать тематическое и логическое единство повторения, повторяя не слишком большие темы. Методика проведения. Проблемы курса станут ясны ученикам только после неоднократного их рассмотрения. В конце последней четверти учитель составляет план итогового повторения для каждого класса. Повторение проводится на уроках во время беседы или докладов учеников, использовавших при подготовке доклада специальную научную литературу. Учитель также на урок подбирает из дополнительной литературы факты, цифры, высказывания, иллюстративный материал. А.И. Александров (154, с. 41) предлагает построить повторение таким образом, чтобы после сообщений учащихся учитель выступил с обобщением. За основу берутся вопросы культуры (154, с. 47). Урок 1. Ремесло и промышленность в нашей стране с X по XVIII в. 1. Совершенствование приемов земледелия и орудий сельского хозяйства. 2. Ремесло. 3. Техника производства и изобретения. 4. Зарождение и развитие промышленного производства.
Урок 2. Архитектура с X по XVII в. 1. Софийские соборы в Киеве и Новгороде. 2. Архитектурный ансамбль древнего Кремля Москвы. 3. Собор Василия Блаженного. 4. Деревянный дворец в коломенском. 5. Строительство Петербурга. 6. В. Растрелли. 7. В. Баженов. 8. М. Казаков. Их творчество. Урок 3. Образование в Русском государстве с X по XVIII в. 1. Школа и просвещение в Киевской Руси. 2. Новгородские берестяные грамоты. 3. Начало книгопечатания. 4. Школа и образование в XVII в. 5. Преобразовательная деятельность Петра I в области просвещения. 6. Развитие науки и образования в середине и второй половине XVIII в. Урок 4. Живопись в Русском государстве с X по XVIII в. 1. Фрески и мозаика Софийского собора в Киеве. 2. А. Рублев. 3. С. Ушаков. 4. И. Никитин. 5. Д. Левицкий. 6. В. Боровиковский. Урок 5. Устное народное творчество и литература с X по XVIII в. 1. Былины. 2. «Слово о полку Игореве». 3. Исторические песни. 4. Городские сказки. Урок 6. Письменная работа учащихся на темы: 1. Чем мы особенно гордимся в развитии нашей отечественной культуры? Почему? 2. Чем вы можете доказать высокий уровень и самобытность культуры народов нашей страны в период с X по XVIII в.? Весьма полезной бывает на итоговом повторении работа учеников со сравнительными таблицами столетий, раскрывающими организацию управления, развитие законодательной системы, вооруженных сил. Вот одна из таких таблиц, охватывающая период с X по XVIII в. (70, с.186—187):
Подготовка к экзаменам. П.С. Лейбенгруб выделил основные требования подготовки к выпускным экзаменам. Вот их перечень (20, с. 115—116): 1. Повторение в течение учебного года вопросов прошлых лет обучения, необходимых для лучшего усвоения курса. 2. Накопление нужного для повторения материала в рабочих тетрадях учащихся в виде развернутых планов изучаемых тем, таблиц, схем и других записей. 3. Повторение курса истории на отдельных уроках в тематической связи с изучаемым новым материалом и на повторительно-обобщающих уроках по каждой большой теме в учебном году. 4. Итоговое предэкзаменационное повторение важнейших вопросов новейшей отечественной и зарубежной истории в конце заключительного года обучения. При подготовке повторения следует учесть, какие вопросы наиболее трудны для учеников, какие недостатки встречались на выпускных экзаменах прошлых лет. Упор делается на разбор вопросов, включенных в экзаменационные билеты. Учитель намечает основные вопросы, продумывает тезисы ответов учеников. Работа на уроке может быть самым разной: ответ ученика, составление развернутых планов и таблиц, просмотр фильмов и т.д.
Завершается итоговое повторение к экзаменам консультацией, на которой учитель отвечает на вопросы учеников и раскрывает наиболее сложные проблемы, предупреждает учеников о типичных ошибках. Учитель дает рекомендации о примерной структуре ответа, о применении исторических карт, атласов, документальных материалов. Игра на итоговых занятиях Игры и экскурсии. Велико значение игры в восстановлении знаний. Такие занятия дети воспринимают с большой любовью. У них появляется много предложений по проведению интересного урока. Вот как о таком уроке пишет Катя Устинова (13 лет): «Рассказ учителя должен быть таким, чтобы от него сладко замирало сердце и хотелось слушать и слушать его. А обрываться этот волшебный рассказ должен на самом интересном месте, чтобы на следующий> урок ребята бежали с нетерпением! А опрос после каждой пройденной темы учитель устраивал бы в виде викторины с вопросами. За каждый правильный ответ дают значок «умника». Ученик, который набирает этих значков больше пяти, получает высшую оценку Набравшим меньше значков ставят оценку ниже. Тем, кто никак не проявил себя в викторине, предлагаются индивидуальные задания на дом. Если же находятся ученики, которым вообще ничего не хочется делать, им дают задание полегче, но интересней других, причем каждому индивидуально. Например, тот, кто не ладит с историей, но великолепно рисует, получает задание, связанное с рисованием. Постепенно и равнодушные ученики втягиваются в эти уроки. Для меня такие уроки были бы просто праздником!» (219, с. 8). Итоговое занятие может включать в себя игры, викторины. Ученикам хочется узнать, что было в далеком прошлом и что произойдет в будущем. Интерес учеников к временным явлениям в определенной степени удовлетворяет игра с машиной времени. Она требует точного воспроизведения исторических событий, фантазии и импровизации при раскрытии их элементов. И.В. Кучерук предлагает ученикам следующее задание: представьте, что у вас есть хронолет — летательный аппарат, который может перенести в любую страну и в любую эпоху. Составьте программу полета:
1. Укажите век, год, в который вам хотелось бы перенестись. 2. Назовите страну, в которой вам хотелось бы побывать. 3. Выберите, в какой роли вам хотелось бы находиться в период путешествия: а) современного человека (ученого-историка, ученика, писателя, искусствоведа); представителя эпохи средневековья (крестьянина, владельца замка, поместья, мануфактуры, ремесленника, купца- путешественника, ученого, живописца, писателя, полководца). 4. Обоснуйте выбор века, страны и вашей роли. 5. Определите цель вашего путешествия. 6. По окончании полета составьте рассказ-отчет об увиденном. Включите в отчет описание внешнего вида людей, их орудий труда, оружия, а также архитектурных памятников, произведений искусства данной эпохи; характеристику выдающихся исторических личностей, с которыми удалось встретиться в период путешествия; ваши беседы с людьми этой эпохи (185, с. 93). По истории древнего мира и средних веков возможно проведение викторины. В качестве примера приведем фрагменты викторины по истории Древней Греции VI—V вв. до н.э. (68, с. 23, 37). Викторина 1. Чему учили в греческих школах? (Чтению, письму, литературе, музыке, физкультуре, арифметике, рисованию.) 2. Что такое палестра? (Гимнастическая школа для детей.) 3. Кого в Греции называли педагогом? (Старого раба, который сопровождал мальчика в школу и домой из школы, следил за тем, чтобы он хорошо себя вел.) 4. Что служило писчим материалом? (Дощечка, натертая воском, пергамент, папирус.) 5. Как называлась палочка для письма? (Стиль.) 6. С какого времени проводятся Олимпийские игры? Через сколько лет их устраивают? В каком греческом городе они проводились, по каким видам спорта? (Их, по преданию, учредил Геракл в 776 г. до н.э. Проводились они через четыре года в городе Олимпии на Пелопоннесе. Устраивались состязания по бегу, борьбе, метанию диска, копья, езде на колесницах и т.д.) 7. Чем награждали победителей на Олимпийских играх? (Венками из ветвей оливкового дерева, срезанных золотым ножом и перевитых белыми шерстяными лентами. Награждали также пальмовыми ветвями.) 8. Почему на Олимпийских играх всегда было много художников и скульпторов? (Для скульпторов и художников важнее всего было наблюдать красоту человеческого тела в движении, чтобы потом передать ее в своих произведениях.) 8. Сколько зрителей вмещал афинский театр? (Семнадцать тысяч.) 9. Объясните происхождение слов «трагедия» и «комедия». («Трагедия» по-гречески означает «песнь козлов». Участники народных праздников в честь бога вина Диониса, изображая сатиров — спутников Диониса, надевали на себя козлиные шкуры. Эти пьесы впоследствии и стали театральными представлениями — трагедиями. Из песенных карнавальных шествий в честь бога Диониса, которые устраивались осенью, когда поспевал виноград и было много вина, возникли веселые театральные представления — комедии.)
10. Как называлась площадка в центре театра? (Орхестра.) И. Как называлась площадка, где переодевались актеры? (Скене.) 12. Назовите знаменитого древнегреческого драматурга — автора комедий. Знаете ли вы, сколько он написал комедий? Какие самые известные из них? (Аристофан (ок. 445—385 гг. до н.э.). Он написал 120 комедий. До нас дошли «Ахарняне», «Облака», «Всадники», «Лягушки».) 13. Как назывались сандалии с очень толстой подошвой, надеваемые с целью увеличения роста исполнителя роли? (Котурны.) 14. Из какого материала строились древнегреческие храмы? (Первоначально из дерева, затем из камня и мрамора.) 15. Как назывался треугольник здания, образуемый двухскатной крышей и карнизом? Чем он украшался? (Фронтон. Обычно украшался барельефами на темы из мифологии.) 16. Что такое портик? (Открытая галерея, поддерживаемая колоннами.) 17. Как называются колонны в виде мужских и женских фигур? (Атланты и кариатиды.) 18. Кто автор 12-метровой скульптуры богини Афины, установленной в Парфеноне? (Фидий.) 19. Какие еще знаменитые скульптуры создал Фидий? (Еще одна его статуя Афины из бронзы была установлена на площади в Акрополе, а статуя Зевса — в храме в Олимпии.) 20. Какая из этих статуй была одним из «семи чудес света»? (Статуя Зевса.) 21. Кого называют «отцом истории»? (Историка Геродота (V в. до н.э.) 22. Что такое мусейон, что вы о нем знаете? (Мусейон — музей, храм муз. Древняя Академия наук Александрии с огромной библиотекой основана ученым Деметрием Фалерским в 308 г. до н.э. по распоряжению царя Птолемея I.) Возможно проведение игрового занятия по иллюстрациям важнейших историко-архитектурных памятников (60, с. 167,231—232). По иллюстрациям и тексту учебника, дополнительной справочной литературе командам учеников надо подготовить ответы на следующие вопросы: 1) название архитектурного памятника и его назначение; 2) время и место сооружения; 3) судьба памятника в наши дни. Приведем примерные ответы по нескольким архитектурным памятникам. Египетские пирамиды. Самая большая из пирамид была построена около 2600 лет до н.э. для захоронения фараона Хеопса. Высота ее почти 150 м. На строительстве пирамиды, которое продолжалось более 30 лет, одновременно работали 100 тыс. человек. Парфенон. Главный храм Афинского Акрополя, сооруженный в честь богини Афины — покровительницы города Здание построено в V в. до н. э. Оно выделяется строгими колоннами и фронтонами, богато украшено скульптурами. Хотя время разрушило Парфенон, но он и поныне как бы господствует над греческой столицей, являясь величайшим памятником. Великая Китайская стена. В III в. до н.э. более 2 млн человек были заняты сооружением вдоль всей северной границы Китая стены протяженностью свыше 5 тыс. км, высотой 5—7 м, шириной более 5 м. Великая стена достраивалась в XV—XVI вв. На протяжении столетий она служила оборонительным сооружением. В наше время сохраняется как памятник древнего Китая. Храм святой Софии в Константинополе. Этот памятник византийской архитектуры построен в 532—537 гг. Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Строители справились с трудной задачей, соорудив огромный купол (диаметром 31,5 м) над центральным зданием высотой более 50 метров. Имеет мозаики VI—XII вв. Железная пагода. Так подобные сооружения назвали португальцы, а в переводе с санскрита слово бхагават означает священный. Это буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Имеет вид павильона или многоярусной башни. Храм, изображенный на иллюстрации, построен в X в. в Китае в виде 13-этажной башни. Нижний этаж башни каменный, три следующие обложены железными плитами, а верхние сделаны целиком из металла. В период итогового повторения целесообразно проведение обзорных экскурсий. Например, в Москве такие экскурсии проходят в Историческом музее, Музее революции, Музее декабристов, Новодевичьем монастыре. Экскурсии предшествует лекция, в которой раскрывается ее проблематика. Перед экскурсией ученики получают вопросы по ее содержанию. На них они будут отвечать после экскурсии на уроке итогового повторения (204, с. 61—62). Групповая деятельность Индивидуализация и дифференциация обучения. Прежде чем говорить об этих категориях, необходимо выяснить, что такое обучаемость. Самое краткое определение: восприимчивость к обучению. Обучаемость зависит от многих интеллектуальных свойств человека, в частности от самостоятельности мышления, смысловой памяти, умения осмысливать однородные явления, достигать желаемых результатов в минимально короткие сроки. Обучаемость связана с уровнем развития исторического мышления учащихся, их воображения, чувств и эмоций, памяти и речи, познавательного интереса. Уровень развития самой обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания ученика. Познание будет зависеть от сложности материала и трудности его усвоения. Под сложностью дидакты понимают объективную характеристику материала — колйчество звеньев в логической схеме, количество аспектов исторического развития в рассказе. Трудность же усвоения всегда субъективна и зависит от обучаемости — соответствия содержания материала запасу знаний и умений учащихся, их личных качеств. Трудность усвоения будет разной для учеников: а) склонных к логике мыслительной деятельности; б) умеющих рассуждать; в) любящих формализацию. С учетом сложности материала и трудности познания проводится индивидуализация обучения. Индивидуализация — это самостоятельная работа каждого ученика, зависящая от его особенностей и учебных возможностей. В соответствии с ними и выбираются методы, темпы обучения, объем помощи учителя. В условиях массовой школы реальны лишь элементы индивидуализации, когда, например, учитель использует задания одинакового для всех учащихся содержания, но с разным уровнем сложности (217, с. 27). Типология заданий может также различаться по степени предварительной помощи ученикам, объему учебного материала, сложности, цели (упражнения, тренировочные задания, проблемнопоисковые, творческие) (74, с. 9). При фронтальной работе учеников сам вид деятельности может быть одинаковым, но выполнение либо синхронное, либо в разном темпе. Только в процессе деятельности формируется познавательный интерес, творчество учащихся, сами знания становятся глубокими и прочными, возрастает самостоятельность выполнения заданий. Под самостоятельной работой обычно понимают деятельность, имеющую цель, конкретное задание, с четким определением формы выражения и проверкой результата* обязательную для выполнения каждым учеником, получившим задание (217, с. 28). Реализация принципа самостоятельности возможна при коллективной организации труда, что усиливает воспитательные возможности урока и позволяет вводить дифференциацию обучения. Под дифференциацией следует понимать группировку учащихся на основании таких сходных индивидуальных особенностей, как способности, интересы и т.д. Учитывается также примерный уровень сформированное™ умений, исторических знаний, познавательных возможностей. Групповая деятельность может по-разному сочетайся с общеклассной: каждая группа выполняет одно задание, но разными методами; каждая группа выполняет взаимодополняющие задания; в группе ученики выполняют индивидуальные задания с учетом своих познавательных возможностей. Наиболее сложна дифференциация в группах одновременно по содержанию и степени сложности материала, методам и средствам работы, объеме помощи (217, с. 28). Дифференциация по условиям обучения предполагает использование разных способов или разных учебных материалов в обучении разных групп. Группы выделяются с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития интеллектуальных умений: ученики умеют вычленять существенные признаки, находить причинно-следственные связи, сравнивать, классифицировать, аргументированно оценивать (74, с. 45). Рассмотрим опыт организации и проведения групповой работы методиста П.А. Баранова (157, с. 104). Такая работа может проходить при изучении нового материала теоретического характера и при обобщении изученного. Индивидуальные задания должны учитывать степень подготовленности учеников, в частности, к работе со школьным учебником. Сначала организуются пары постоянного состава. Это должны быть ученики с общими интересами, психологически совместимые. После чтения текста учебника, документа им необходимо выявить и сравнить особенности явлений, характер и значение событий, составить таблицу или сделать опорные записи. Выполнив задание, ученики докладывают о результатах друг другу, причем один рассказывает, а другой сверяет ответы с учебником. Итоги обсуждаются, уточняются, корректируются и дополняют записи в тетрадях. Освоив приемы анализа текстов в парах, ученики объединяются в группы по 4—6 человек с одинаковым уровнем подготовки. В дальнейшем состав групп корректируется по результатам учебной деятельности. Создаются группы по принципу взаимного обогащения. Учитель назначает экспертов и руководителей групп из числа хорошо успевающих учеников. Эксперты закрепляются за группами, чтобы оказывать помощь и оценивать работу. Как показывает опыт преподавания Ю.И. Латышева, руководить группой должен ученик, который учится на «отлично» (177, с. 34). В среднем звене учащихся нецелесообразно в группу включать слабого по уровню подготовки, педагогически запущенного ученика, плохо воспринимающего позитивное влияние окружающих. Из таких учеников целесообразно создать отдельную группу, руководить которой будет сам учитель. Для них он готовит задания практического характера: составление плана по параграфу учебника, заполнение контурной карты, анализ документа. Когда ученик втянется в трудовой ритм урока, по его просьбе и с согласия руководителей групп можно перевести в обычную учебную группу. Вместе с тем руководитель группы имеет право высказать претензии к работе нерадивого ученика и вывести его из учебной группы. Руководитель группы получает карточку с заданиями и распределяет их между учениками. Для организации работы в группе он использует памятку: 1. Ознакомь всех членов группы с содержанием задания. 2. Составь план и определи способы выполнения группового задания. 3. Распредели задания между членами группы в соответствии с их способностями, возможностями, интересами. 4. Помоги товарищам в выполнении работы. 5. В случае возникновения затруднений при выполнении задания обратись за помощью к эксперту или учителю. 6. Обеспечь соблюдение правил сотрудничества: право каждого высказывать свое мнение и обязанность уважать мнение другого. 7. В результате обсуждения назначь выступающего от группы. 8. Дай оценку деятельности каждого члена группы. 9. Старайся создать дружескую атмосферу в группе. О результатах работы докладывает один из учеников группы. Другие задают ему и членам группы вопросы. Затем выступают с дополнениями и исправлениями эксперты, обобщение может сделать учитель. Но в целом его роль сводится к организации познавательной деятельности групп учеников. Индивидуальную работу членов групп оценивают их руководители, а итог(в баллах) подводят эксперты, заполняя таблицу:
Кроме устных отчетов о проделанной работе, могут быть и письменные, например: заполнение сравнительных, обобщающих таблиц, выполнение игровых заданий (к примеру, игры «Найди ошибку»). Одна группа составляет рассказ, содержащий заранее обговоренное количество неточностей и несоответствий, а другая их выявляет. К таким заданиям привлекается иллюстративный материал. Учительница B.C. Рожнятовская организовала групповую работу на уроке по теме «Накануне Великой Отечественной» (203, с. 14). Заранее она определила темы письменных работ и докладов учащихся, подобрала тексты для анализа, продумала вопросы для обсуждения в группах. Для первой группы: существовала ли в 1941 г. угроза нападения СССР на Германию? Для второй группы: была ли наша страна готова к войне? Для третьей группы: было ли нападение Германии на СССР внезапным?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|