Звенья комбинированного урока
Проверка знаний и умений учащихся. Комбинированный урок иначе называют составным, так как он состоит из всех основных звеньев процесса обучения. Такой урок включает в себя проверку и учет знаний и умений предыдущего урока, логически связанных с содержанием данного урока; переход к изучению нового материала; изучение и закрепление нового, включая повторение изученного на предыдущих уроках. Вслед за оргмоментом проводится проверка знаний и умений. Это организуемая учителем деятельность учащихся по оперированию материалом, изучавшимся на уроках и при выполнении домашнего задания. Она может быть устной, письменной и письменно-графической. Проверка знаний включает в себя ряд требований: 1) мотивация опроса (без знания пройденного нельзя двигаться вперед); 2) включение всех учащихся в работу; 3) учет особенностей учеников, дифференциация проверки; 4) связь содержания проверки с новой темой; 5) определение места проверки на уроке; 6) мотивация оценки знаний (в чем продвижение вперед, что нужно делать для развития успеха познания). Из опроса следует исключать приемы, требующие больших затрат времени. Нерациональна, например, длительная беседа с множеством дополнительных вопросов одному ученику, большой, излишне подробный рассказ ученика, запись на доске громоздких текстов и подробных схем, таблиц. Опрос, проводимый в начале урока, содержит вопросы и задания по предыдущей теме урока, а также вопросы, подготавливающие учеников к восприятию нового материала. Желательно, чтобы опрос носил тематический характер, например, по развитию какой-либо проблемы. Учитель отбирает для проверки материал, значимый по содержанию и сложный по усвоению. К основному вопросу ставит дополнительные, внутренне связанные с основным. Формулировка вопроса должна быть простой и точной, понятной детям.
Опытный учитель начинает урок с вопросов классу: какую тему изучаем? О чем шла речь на предыдущем уроке? Что в содержании материала было самым главным? Затем учитель переходит к опросу, который может проводиться по-разному. Но в любом случае опрос преследует цель не только учета и коррекции знаний, но и их закрепления и обогащения, развития познавательных способностей учащихся. Качество ответов учащихся и выполнения заданий зависит от требований учителя, например: давать ответы краткие, исчерпывающие, логически правильно построенные; делать записи в тетрадях аккуратные, без грамматических ошибок; рассказ подтверждать ссылками на документы и иллюстрации учебника и т.д. При опросе ученики рецензируют развернутые ответы одноклассников. Вот памятка требований, предъявляемых к рецензированию устного ответа (161, с. 127): 1. Полнота и правильность изложения фактов, выводов, датировки событий. 2. Последовательность и доказательность изложения. 3. Использование и объяснение новых исторических терминов. 4. Использование карты, хронологии, цифровых данных. 5. Речевые ошибки в ответе (повторы, длинноты, употребление слов- паразитов, бедность речи). 6. Оцени ответ, начиная с положительного и заканчивая перечнем недостатков. Следует учитывать, что младшие школьники не всегда могут ответить на сложные вопросы, требующие соотнесения рассказа учителя и текста учебника. Сначала их надо научить отвечать на вопросы, передающие содержание учебника. Для этого им нужно помочь составить план ответа по наводящим вопросам: о чем будешь расказывать? С чего начнешь рассказ? О каком факте расскажешь далее? Чем завершается рассказ? Какой вывод можно сделать? Прочитай его в учебнике.
При первоначальной проверке изученного учитель требует запоминания второстепенного материала и опорных фактов. Этому способствует проводимое в начале урока проговаривание материала: когда ученик продумывает про себя ответ или пересказывает соседу по парте его содержание. Причем при необходимости ученик может заглядывать в тетрадь или в учебник. После проговаривания учитель выясняет базовое содержание изученного, самое главное — фронтально при помощи кратких вопросов, которые ориентированы на познавательные возможности большинства учеников класса. Такой беглый опрос подготавливает последующий развернутый ответ учеников у доски в виде рассказа. Рассказ развивает устную речь учеников и выявляет умение применять приемы устного изложения знаний (конспективное или объясняющее изложение, сюжетный рассказ и т.д.). В младшем и среднем звене возможен рассказ по цепочке. Во время рассказа ученики отчетливее осознают связь между историческими фактами, у них вырабатывается свое отношение к событиям прошлого. Они привыкают анализировать и обобщать материал, доказывать выдвигаемые положения, учатся исторически мыслить. Иногда школьникам полезно сравнить свой ответ с содержанием учебника, чтобы уяснить, где допущены недочеты, ошибки. В опрос входят небольшие письменные или письменно-графические задания. В среднем звене могут быть такие задания: составить календарь важнейших событий, продумать вопросы к тексту параграфа; выписать термины и их значения, понятия с их определениями; составить план; зарисовать орудия труда, вооружение; заполнить таблицу; дать портретное описание исторической личности или рассказ по цепочке; показать объект на карте (это делает один ученик), а другие озвучивают, что показано. Методистами А.А. Вагиным, Н.Г. Дайри подробно описан опыт проведения урока, сочетающего устный опрос с письменным, в частности, по материалу Куликовской битвы. Вот этапы работы на уроке: 1. Опрос-беседа по теме «Русь и Золотая Орда во второй половине XIV в.». 2. Опрос у карты о походе русского войска на Дон. 3. Подготовка учеником на доске схематического плана Куликовской битвы для рассказа о сражении. Остальные проверяют и уточняют схему. 4. Небольшая письменая работа для всех учеников по теме «Историческое значение Куликовской битвы».
Сочетание письменной и устной проверки знаний возможно на уроке «Движение декабристов» (65, с. 58). Учащимся нужно ответить на вопросы: 1. Исторические условия формирования революционных взглядов декабристов. 2. Программы «Северного» и «Южного» обществ, общее и особенное. 3. Историческое значение восстания декабристов. Первый и третий вопросы раскрываются во фронтальной беседе. Второй — письменно, в результате заполнения сравнительной таблицы по графам: отношение к крепостному праву; решение вопроса о земле; политическое устройство России. Задания в старших классах усложняются. Ученики разрабатывают логическую схему, сложный план; дают письменное определение понятий (в том числе и собственное); составляют характеристику партий, движений, исторических деятелей; заполняют различные виды таблиц. При опросе, как и при изучении нового, для уяснения фактов, событий и явлений постоянно привлекаются теоретические знания. Происходит дальнейшая конкретизация и обогащение этих знаний. Иногда опрос по предыдущему материалу целесообразнее провести не в начале урока, а в ходе заключительной беседы по изучению нового. В ряде случаев опроса вообще нет. Его не проводят, если на предыдущем уроке тема закончилась и были подведены итоги ее изучения, теперь же начинается новая тема; если материал предыдущего урока не служит введением к изложению нового материала. Развивая интерес к истории, важно обеспечить успех учащихся в получении знаний. Для этого существуют различные приемы, например: повторение перед ответом материала по учебнику; выполнение письменного задания по указанным способам работы, по образцу; рассказ в классе по плану, подготовленному дома. Или же ученики каждого ряда получают вопрос для ответа, по нему составляют план и отвечают по этому плану. При необходимости планы проверяются и оцениваются. Переход к изучению нового. Дидактически важен этап перехода к изучению нового материала. Учитель переключает внимание учащихся на изучение нового, старается вызвать у них интерес к теме, потребность в познании неизвестного, создает необходимый психологический настрой. На этом этапе урока учитель сообщает тему урока, подчеркивает ее связь с предшествующей, в случае необходимости напоминает об основных представлениях и понятиях. Затем он намечает перспективу для изучения последующего материала, задачи, ставит познавательные задания и вопросы. Среди них могут быть задания проблемного характера.
Изучение нового• Основную часть урока может занимать рассказ учителя. Если рассказу отводится центральное место, то вся остальная работа подчинена ему. Рассказ строится с учетом возраста и психологических особенностей учащихся. Младшие школьники не могут удерживать внимание на чем-то одном длительное время, для поддержания внимания требуется смена деятельности. Исходя из этого изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате анализа иллюстраций и учебных картин, технических средств обучения (диафильмов, диапозитивов, видеофильмов), чтения учебника и работы с его картой, анализа документов. Как показывает практика, при устном объяснении нового или чтении учебника ученики легче усваивают односюжетный материал, чем многоаспектное содержание. Корректируя учебник, учитель объясняет наиболее важную, трудную часть содержания — базовые знания, дополняя и конкретизируя их необходимыми главными фактами и яркими, образными примерами. Легкую для усвоения часть содержания учебника учитель при объяснении вообще опускает, ее ученики прочитают дома самостоятельно. Основное внимание обращается на сложный теоретический материал, базовые знания. Закрепление. Под закреплением понимают вторичное восприятие и осмысливание материала, изучаемого на уроке. Цель закрепления — добиться запоминания изучаемого на уроке материала, установить связи нового с ранее изученным, усилить внимание учеников, а также проверить усвоение новых знаний (20, с. 14-15). Место первичного закрепления на уроке зависит от характера изучаемого материала. Нельзя, например, яркое, эмоциональное содержание прерывать закреплением. Но поэтапное закрепление необходимо, если материал легко делится на самостоятельные, логически завершенные части и несет большую теоретическую нагрузку. Закрепление базовых знаний может проходить сразу после объяснения учителя. При этом повторяют узловые события, то, что легче всего забывается в силу своей отвлеченности: последовательность исторических событий, их основное содержание, обобщения, географические названия, даты, имена. Вопросы в беседе должны быть небольшими, требующими коротких и четких ответов. В старших классах закрепление такого характера заменяет итоговый вывод, который делает учитель или ученики, или же может быть резюме учителя.
Во время беседы ученики среднего возраста выделяют существенные стороны фактов, сравнивают их по определенным признакам. Они кратко записывают самое главное в тетради, составляют схемы по изложенному материалу, работают с картой и рисунками учебника, рабочей тетрадью. Осмыслению материала способствует составление планов, группировка материала по определенным признакам. Текущее повторение. По ходу объяснения учитель проводит текущее повторение — воспроизведение ранее пройденного материала, установление органической связи между старым и новым, а также систематизация, обобщение и углубление знаний по теме, разделу или всему курсу в целом (20, с. 11). Таким образом, при текущем повторении недостаточно только воспроизвести пройденный материал. Задача этого повторения в том, чтобы не допустить забывания ранее изученного, сделать знания прочными, связать новые знания с ранее полученными, обобщить, систематизировать и углубить пройденное. Следует иметь в виду, что даже хорошо понятое и один раз правильно воспроизведенное без повторения не запоминается. Текущее повторение и обобщение изученного материала могут быть вводными или тематически связанными с содержанием урока. Обобщение — это выделение главного и общего. Для установления связей с новым материалом учитель напоминает пройденное; сравнивает и сопоставляет новое с ранее изученным. По заданию учителя ученики обращаются к учебнику, читают определения и выводы, фрагменты документа, выполняют тестовые задания. Стандартизированные тесты содержат задания с выбором готового ответа или заполнением пропусков. В таких заданиях предлагается восстановить недостающее звено в причинно-следственной цепи, определить порядок звеньев. Вот примеры тестовых заданий (156, с. 45—48; 34, с. 91; 40, с. 120). История Отечества 1. Постройте цепочку, расположив перечисленные ниже события и явления так, чтобы первым оказалось наиболее раннее из них, далее — следующее за ним по времени. Соседние звенья должны быть связаны друг с другом причинами и следствиями. Возникновение земледелия и скотоводства. Собирательство и охота начинают давать больше продуктов, чем необходимо для пропитания общины. Разделение общинного хозяйства на ряд семейных хозяйств. Появление излишков. Увеличение урожайности земли. Переход от родовой общины к соседской. Появление плуга и орудий из металлов. 2. Выберите правильный ответ. Согласно статьям Судебника 1550 г. крестьяне: могли свободно уходить от барина; уходили, заплатив за пожилое повышенную цену; не могли уходить от помещика; закреплялись за землевладельцем. 3. Определите, по какому принципу образованы ряды. Рязань, Москва, Владимир, Козельск, Киев. 4. Что является лишним в перечнях? Скань, зернь, фрески, финифть. 5. Продолжите ряды. Сыновья киевского князя Святослава I Игоревича: Ярополк, Владимир... 6. Соотнесите события и даты:
восстание киевлян против великого князя Изяслава; разгром князем Ярославом Мудрым печенегов под Киевом; съезд князей в Любече; гибель киевского князя Игоря в Древлянской земле; поход киевского князя Владимира на Корсунь первое упоминание в летописи о Москве 7. Расставьте в хронологической последовательности названия кочевых народов, сменявших друг друга у границ Руси. Половцы, монголо-татары, хазары, печенеги. 8. Заполните пропуски. Знак власти золотоордынских должностных лиц назывался... 9. О ком идет речь в драме А.С. Пушкина? Какая честь для нас, для всей России! Вчерашний раб, татарин, зять Малюты. Зять палача и сам в душе палач, Возьмет венец и бармы Мономаха... История древнего мира 1. Соотнесите имена исторических личностей с их деятельностью.
1. Предводитель римлян, разгромивший готов. 2. Римский полководец, получивший прозвище Африканский за победу над Карфагеном. 3. Народный трибун, добившийся принятия закона о переделе земли. 4. Предводитель восставших рабов в Италии. 5. Вождь готов, разграбивших Рим в течение трех дней. 6. Народный трибун, добившийся продажи зерна из государственного амбара по низким ценам. 7. Богач, помогавший поэтам, артистам и художникам. 8. Римский император, увеличивший владения римлян в Галлии. 2. После смерти Александра Македонского его держава: а) распалась на три крупных и множество мелких царств; б) расширилась в результате присоединения Индии; в) распалась на десять крупных царств; г) осталась без изменений. 3. Установите последовательность завоевания Римом Западного Средиземноморья: а) разрушение Коринфа; б) поражение войска сирийского царя Антиоха; в) «освобождение» Греции из-под власти македонского царя; г) штурм и сожжение Карфагена; д) победа римлян над Македонией. 4. Сгруппируйте по колонкам таблицы следующие данные. Дарий, Амон, Саул, бумага, шахматы, Кир, Конфуций, Вавилон, Ашо- ка, Моисей, Персеполь, Карфаген, Нефертити, Камбиз, Ассирия, Ма- хеджо-Дара, Иерусалим.
5. Заполните пропуски. Страна Шумер находилась в южной части.... Люди освоили эти земли... лет назад. Жили они в домах из... Домашнее задание. Комбинированный урок включает в себя домашнее задание. Оно должно быть конкретным и соответствовать цели урока, быть разнообразным, посильным и доступным, учитывать новые умения учащихся. Следует указывать учащимся и то старое, что надо повторить для усвоения нового на следующем уроке. Задание на дом, как правило, учитель дает в начале или в конце урока. Назвав параграф, он разъясняет, на что надо обратить внимание, что следует твердо запомнить, какие иллюстрации тщательно рассмотреть и использовать при ответе в классе, какие вопросы и задания в конце параграфа кому и как выполнить. Таким образом, домашняя работа предполагает не только задания для всего класса (связный и последовательный пересказ текста, ответы на вопросы, рассказ по картине, заполнение контурной карты, составление плана расположения города), но и дополнительные дифференцированные задания. Среди них могут быть составление сравнительной таблицы, схемы или диаграммы, кроссворда, подготовка сообщения на основе научно-популярной и художественной литературы, написание аннотации. Возможны практические задания на длительный срок, например: сделать макет или модель, разработать эскиз памятника, корабля, собрать архивные и статистические данные. Такие задания оцениваются, успехи учеников в познании истории отмечаются. Следовательно, домашние задания учитель дает по определенной методической системе, в которой учитываются содержание урока, разнообразие и посильный для учащихся объем, инструктаж, постановка конкретных задач в зависимости от познавательных возможностей ученика и класса в целом. В идеале домашнее задание должно проверяться на следующем уроке у большинства учащихся. Систематическое невыполнение домашних заданий ведет к низкому качеству знаний или к их полному отсутствию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|