Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Звенья комбинированного урока




Проверка знаний и умений учащихся. Комбинированный урок иначе называют составным, так как он состоит из всех основных звеньев процесса обучения. Такой урок включает в себя проверку и учет знаний и умений предыдущего урока, логически связанных с содержанием данного урока; переход к изучению нового матери­ала; изучение и закрепление нового, включая повторение изучен­ного на предыдущих уроках.

Вслед за оргмоментом проводится проверка знаний и умений. Это организуемая учителем деятельность учащихся по опериро­ванию материалом, изучавшимся на уроках и при выполнении до­машнего задания. Она может быть устной, письменной и пись­менно-графической.

Проверка знаний включает в себя ряд требований: 1) мотива­ция опроса (без знания пройденного нельзя двигаться вперед);

2) включение всех учащихся в работу; 3) учет особенностей уче­ников, дифференциация проверки; 4) связь содержания проверки с новой темой; 5) определение места проверки на уроке; 6) моти­вация оценки знаний (в чем продвижение вперед, что нужно де­лать для развития успеха познания).

Из опроса следует исключать приемы, требующие больших затрат времени. Нерациональна, например, длительная беседа с множеством дополнительных вопросов одному ученику, большой,


излишне подробный рассказ ученика, запись на доске громоздких текстов и подробных схем, таблиц.

Опрос, проводимый в начале урока, содержит вопросы и зада­ния по предыдущей теме урока, а также вопросы, подготавливаю­щие учеников к восприятию нового материала. Желательно, что­бы опрос носил тематический характер, например, по развитию какой-либо проблемы. Учитель отбирает для проверки материал, значимый по содержанию и сложный по усвоению. К основному вопросу ставит дополнительные, внутренне связанные с основ­ным. Формулировка вопроса должна быть простой и точной, по­нятной детям.

Опытный учитель начинает урок с вопросов классу: какую тему изучаем? О чем шла речь на предыдущем уроке? Что в содержа­нии материала было самым главным? Затем учитель переходит к опросу, который может проводиться по-разному. Но в любом слу­чае опрос преследует цель не только учета и коррекции знаний, но и их закрепления и обогащения, развития познавательных спо­собностей учащихся. Качество ответов учащихся и выполнения заданий зависит от требований учителя, например: давать ответы краткие, исчерпывающие, логически правильно построенные; де­лать записи в тетрадях аккуратные, без грамматических ошибок; рассказ подтверждать ссылками на документы и иллюстрации учебника и т.д.

При опросе ученики рецензируют развернутые ответы одно­классников. Вот памятка требований, предъявляемых к рецензи­рованию устного ответа (161, с. 127):

1. Полнота и правильность изложения фактов, выводов, датировки со­бытий.

2. Последовательность и доказательность изложения.

3. Использование и объяснение новых исторических терминов.

4. Использование карты, хронологии, цифровых данных.

5. Речевые ошибки в ответе (повторы, длинноты, употребление слов- паразитов, бедность речи).

6. Оцени ответ, начиная с положительного и заканчивая перечнем недо­статков.

Следует учитывать, что младшие школьники не всегда могут ответить на сложные вопросы, требующие соотнесения рассказа учителя и текста учебника. Сначала их надо научить отвечать на вопросы, передающие содержание учебника. Для этого им нужно помочь составить план ответа по наводящим вопросам: о чем бу­дешь расказывать? С чего начнешь рассказ? О каком факте рас­скажешь далее? Чем завершается рассказ? Какой вывод можно сделать? Прочитай его в учебнике.

При первоначальной проверке изученного учитель требует за­поминания второстепенного материала и опорных фактов. Это­му способствует проводимое в начале урока проговаривание материала: когда ученик продумывает про себя ответ или пере­сказывает соседу по парте его содержание. Причем при необхо­димости ученик может заглядывать в тетрадь или в учебник. После проговаривания учитель выясняет базовое содержание изученного, самое главное — фронтально при помощи кратких вопросов, которые ориентированы на познавательные возмож­ности большинства учеников класса. Такой беглый опрос подго­тавливает последующий развернутый ответ учеников у доски в виде рассказа.

Рассказ развивает устную речь учеников и выявляет умение применять приемы устного изложения знаний (конспективное или объясняющее изложение, сюжетный рассказ и т.д.). В млад­шем и среднем звене возможен рассказ по цепочке. Во время рассказа ученики отчетливее осознают связь между историче­скими фактами, у них вырабатывается свое отношение к событи­ям прошлого. Они привыкают анализировать и обобщать мате­риал, доказывать выдвигаемые положения, учатся исторически мыслить. Иногда школьникам полезно сравнить свой ответ с со­держанием учебника, чтобы уяснить, где допущены недочеты, ошибки.

В опрос входят небольшие письменные или письменно-графи­ческие задания. В среднем звене могут быть такие задания: соста­вить календарь важнейших событий, продумать вопросы к тексту параграфа; выписать термины и их значения, понятия с их опре­делениями; составить план; зарисовать орудия труда, вооружение; заполнить таблицу; дать портретное описание исторической лич­ности или рассказ по цепочке; показать объект на карте (это дела­ет один ученик), а другие озвучивают, что показано.

Методистами А.А. Вагиным, Н.Г. Дайри подробно описан опыт проведения урока, сочетающего устный опрос с письменным, в частности, по материалу Куликовской битвы. Вот этапы работы на уроке: 1. Опрос-беседа по теме «Русь и Золотая Орда во второй половине XIV в.». 2. Опрос у карты о походе русского войска на Дон. 3. Подготовка учеником на доске схематического плана Кули­ковской битвы для рассказа о сражении. Остальные проверяют и уточняют схему. 4. Небольшая письменая работа для всех учени­ков по теме «Историческое значение Куликовской битвы».

Сочетание письменной и устной проверки знаний возможно на уроке «Движение декабристов» (65, с. 58). Учащимся нужно отве­тить на вопросы: 1. Исторические условия формирования рево­люционных взглядов декабристов. 2. Программы «Северного» и «Южного» обществ, общее и особенное. 3. Историческое значе­ние восстания декабристов. Первый и третий вопросы раскрыва­ются во фронтальной беседе. Второй — письменно, в результате заполнения сравнительной таблицы по графам: отношение к кре­постному праву; решение вопроса о земле; политическое устрой­ство России.

Задания в старших классах усложняются. Ученики разрабаты­вают логическую схему, сложный план; дают письменное опреде­ление понятий (в том числе и собственное); составляют характе­ристику партий, движений, исторических деятелей; заполняют различные виды таблиц. При опросе, как и при изучении нового, для уяснения фактов, событий и явлений постоянно привлекают­ся теоретические знания. Происходит дальнейшая конкретизация и обогащение этих знаний.

Иногда опрос по предыдущему материалу целесообразнее про­вести не в начале урока, а в ходе заключительной беседы по изу­чению нового. В ряде случаев опроса вообще нет. Его не проводят, если на предыдущем уроке тема закончилась и были подведены итоги ее изучения, теперь же начинается новая тема; если матери­ал предыдущего урока не служит введением к изложению нового материала.

Развивая интерес к истории, важно обеспечить успех учащихся в получении знаний. Для этого существуют различные приемы, например: повторение перед ответом материала по учебнику; вы­полнение письменного задания по указанным способам работы, по образцу; рассказ в классе по плану, подготовленному дома. Или же ученики каждого ряда получают вопрос для ответа, по нему составляют план и отвечают по этому плану. При необходимости планы проверяются и оцениваются.

Переход к изучению нового. Дидактически важен этап перехо­да к изучению нового материала. Учитель переключает внимание учащихся на изучение нового, старается вызвать у них интерес к теме, потребность в познании неизвестного, создает необходимый психологический настрой. На этом этапе урока учитель сообщает тему урока, подчеркивает ее связь с предшествующей, в случае необходимости напоминает об основных представлениях и поня­тиях. Затем он намечает перспективу для изучения последующего материала, задачи, ставит познавательные задания и вопросы. Среди них могут быть задания проблемного характера.

Изучение нового• Основную часть урока может занимать рас­сказ учителя. Если рассказу отводится центральное место, то вся остальная работа подчинена ему. Рассказ строится с учетом воз­раста и психологических особенностей учащихся. Младшие школьники не могут удерживать внимание на чем-то одном дли­тельное время, для поддержания внимания требуется смена дея­тельности.

Исходя из этого изучение нового содержит не только изложе­ние материала учителем, но и активную деятельность самих уча­щихся. Они получают знания в результате анализа иллюстраций и учебных картин, технических средств обучения (диафильмов, диапозитивов, видеофильмов), чтения учебника и работы с его картой, анализа документов.

Как показывает практика, при устном объяснении нового или чтении учебника ученики легче усваивают односюжетный мате­риал, чем многоаспектное содержание. Корректируя учебник, учи­тель объясняет наиболее важную, трудную часть содержания — базовые знания, дополняя и конкретизируя их необходимыми главными фактами и яркими, образными примерами. Легкую для усвоения часть содержания учебника учитель при объяснении вообще опускает, ее ученики прочитают дома самостоятельно. Основное внимание обращается на сложный теоретический мате­риал, базовые знания.

Закрепление. Под закреплением понимают вторичное вос­приятие и осмысливание материала, изучаемого на уроке. Цель закрепления — добиться запоминания изучаемого на уроке ма­териала, установить связи нового с ранее изученным, усилить внимание учеников, а также проверить усвоение новых знаний (20, с. 14-15).

Место первичного закрепления на уроке зависит от характера изучаемого материала. Нельзя, например, яркое, эмоциональное содержание прерывать закреплением. Но поэтапное закрепление необходимо, если материал легко делится на самостоятельные, логически завершенные части и несет большую теоретическую нагрузку.

Закрепление базовых знаний может проходить сразу после объяснения учителя. При этом повторяют узловые события, то, что легче всего забывается в силу своей отвлеченности: последо­вательность исторических событий, их основное содержание, обоб­щения, географические названия, даты, имена. Вопросы в беседе должны быть небольшими, требующими коротких и четких отве­тов. В старших классах закрепление такого характера заменяет итоговый вывод, который делает учитель или ученики, или же может быть резюме учителя.

Во время беседы ученики среднего возраста выделяют сущест­венные стороны фактов, сравнивают их по определенным призна­кам. Они кратко записывают самое главное в тетради, составляют схемы по изложенному материалу, работают с картой и рисунка­ми учебника, рабочей тетрадью. Осмыслению материала способ­ствует составление планов, группировка материала по определен­ным признакам.

Текущее повторение. По ходу объяснения учитель проводит текущее повторение — воспроизведение ранее пройденного мате­риала, установление органической связи между старым и новым, а также систематизация, обобщение и углубление знаний по теме, разделу или всему курсу в целом (20, с. 11).

Таким образом, при текущем повторении недостаточно только воспроизвести пройденный материал. Задача этого повторения в том, чтобы не допустить забывания ранее изученного, сделать знания прочными, связать новые знания с ранее полученными, обобщить, систематизировать и углубить пройденное. Следует иметь в виду, что даже хорошо понятое и один раз правильно воспроизведенное без повторения не запоминается. Текущее по­вторение и обобщение изученного материала могут быть вводны­ми или тематически связанными с содержанием урока. Обобще­ние — это выделение главного и общего.

Для установления связей с новым материалом учитель напо­минает пройденное; сравнивает и сопоставляет новое с ранее изу­ченным. По заданию учителя ученики обращаются к учебнику, читают определения и выводы, фрагменты документа, выполняют тестовые задания.

Стандартизированные тесты содержат задания с выбором го­тового ответа или заполнением пропусков. В таких заданиях пред­лагается восстановить недостающее звено в причинно-следствен­ной цепи, определить порядок звеньев. Вот примеры тестовых заданий (156, с. 45—48; 34, с. 91; 40, с. 120).

История Отечества

1. Постройте цепочку, расположив перечисленные ниже события и явле­ния так, чтобы первым оказалось наиболее раннее из них, далее — следующее за ним по времени. Соседние звенья должны быть связаны друг с другом причинами и следствиями.

Возникновение земледелия и скотоводства.

Собирательство и охота начинают давать больше продуктов, чем не­обходимо для пропитания общины.

Разделение общинного хозяйства на ряд семейных хозяйств. Появление излишков.

Увеличение урожайности земли.

Переход от родовой общины к соседской.

Появление плуга и орудий из металлов.

2. Выберите правильный ответ. Согласно статьям Судебника 1550 г. крестьяне:

могли свободно уходить от барина; уходили, заплатив за пожилое повышенную цену; не могли уходить от помещика; закреплялись за землевладельцем.

3. Определите, по какому принципу образованы ряды.

Рязань, Москва, Владимир, Козельск, Киев.

4. Что является лишним в перечнях?

Скань, зернь, фрески, финифть.

5. Продолжите ряды.

Сыновья киевского князя Святослава I Игоревича: Ярополк, Влади­мир...

6. Соотнесите события и даты:

а)  
б)  
в)  
г)  
д)  
е)  

восстание киевлян против великого князя Изяслава;

разгром князем Ярославом Мудрым печенегов под Киевом;

съезд князей в Любече;

гибель киевского князя Игоря в Древлянской земле;

поход киевского князя Владимира на Корсунь первое упоминание в летописи о Москве

7. Расставьте в хронологической последовательности названия кочевых народов, сменявших друг друга у границ Руси.

Половцы, монголо-татары, хазары, печенеги.

8. Заполните пропуски.

Знак власти золотоордынских должностных лиц назывался...

9. О ком идет речь в драме А.С. Пушкина?

Какая честь для нас, для всей России!

Вчерашний раб, татарин, зять Малюты.

Зять палача и сам в душе палач,

Возьмет венец и бармы Мономаха...

История древнего мира

1. Соотнесите имена исторических личностей с их деятельностью.

Сципион, Гай Гракх, Стилихон, Аларих.

1. Предводитель римлян, разгро­мивший готов. 2. Римский полко­водец, получивший прозвище Африканский за победу над Кар­фагеном. 3. Народный трибун, до­бившийся принятия закона о переделе земли. 4. Предводитель восставших рабов в Италии.

5. Вождь готов, разграбивших Рим в течение трех дней. 6. На­родный трибун, добившийся про­дажи зерна из государственного амбара по низким ценам. 7. Богач, помогавший поэтам, артистам и художникам. 8. Римский импера­тор, увеличивший владения рим­лян в Галлии.

2. После смерти Александра Македонского его держава:

а) распалась на три крупных и множество мелких царств;

б) расширилась в результате присоединения Индии;

в) распалась на десять крупных царств;

г) осталась без изменений.

3. Установите последовательность завоевания Римом Западного Среди­земноморья:

а) разрушение Коринфа;

б) поражение войска сирийского царя Антиоха;

в) «освобождение» Греции из-под власти македонского царя;

г) штурм и сожжение Карфагена;

д) победа римлян над Македонией.

4. Сгруппируйте по колонкам таблицы следующие данные.

Дарий, Амон, Саул, бумага, шахматы, Кир, Конфуций, Вавилон, Ашо- ка, Моисей, Персеполь, Карфаген, Нефертити, Камбиз, Ассирия, Ма- хеджо-Дара, Иерусалим.

Египет Между­ Индия Китай Персия Финикия,
  речье       Палестина

 

5. Заполните пропуски.

Страна Шумер находилась в южной части.... Люди освоили эти зем­ли... лет назад. Жили они в домах из...

Домашнее задание. Комбинированный урок включает в себя домашнее задание. Оно должно быть конкретным и соответство­вать цели урока, быть разнообразным, посильным и доступным,


учитывать новые умения учащихся. Следует указывать учащимся и то старое, что надо повторить для усвоения нового на следую­щем уроке.

Задание на дом, как правило, учитель дает в начале или в кон­це урока. Назвав параграф, он разъясняет, на что надо обратить внимание, что следует твердо запомнить, какие иллюстрации тщательно рассмотреть и использовать при ответе в классе, какие вопросы и задания в конце параграфа кому и как выполнить.

Таким образом, домашняя работа предполагает не только зада­ния для всего класса (связный и последовательный пересказ тек­ста, ответы на вопросы, рассказ по картине, заполнение контур­ной карты, составление плана расположения города), но и дополни­тельные дифференцированные задания. Среди них могут быть составление сравнительной таблицы, схемы или диаграммы, кроссворда, подготовка сообщения на основе научно-популярной и художественной литературы, написание аннотации. Возможны прак­тические задания на длительный срок, например: сделать макет или модель, разработать эскиз памятника, корабля, собрать архивные и статистические данные. Такие задания оцениваются, успехи учени­ков в познании истории отмечаются.

Следовательно, домашние задания учитель дает по определен­ной методической системе, в которой учитываются содержание урока, разнообразие и посильный для учащихся объем, инструк­таж, постановка конкретных задач в зависимости от познаватель­ных возможностей ученика и класса в целом. В идеале домашнее задание должно проверяться на следующем уроке у большинства учащихся. Систематическое невыполнение домашних заданий ведет к низкому качеству знаний или к их полному отсутствию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...