Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Политика государства в сфере исполнения уголовных наказаний и ее место в политике борьбы с преступностью





 

Одним из основных направлений социальной политики государства является политика в сфере борьбы с преступностью, которая включает в себя задачи, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью. Она (политика) должна выражать интересы граждан Беларуси и обеспечивать защиту их прав и законных интересов от преступных посягательств.

В соответствии со ст. 2 Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.

Государственная политика в сфере борьбы с преступностью направляет деятельность правоохранительных органов, органов представительной власти и управления на профилактику преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременное пресечение, а также на реализацию ответственности лиц, совершивших преступления, на исполнение наказания в отношении осужденных и достижение целей уголовного наказания.

Политика государства в сфере борьбы с преступностью может быть условно разделена на политику:

- в сфере профилактики преступности

- уголовную политику

- политику в сфере исполнения наказания.

При условности разделения политики борьбы с преступностью отдельные ее направления могут объединяться между собой, например, уголовная политика и политика в сфере исполнения наказаний, или, напротив, расчленяться. Нередко из профилактики преступлений выделяется постпенитенциарная политика – политика в сфере предупреждения рецидивной преступности. Однако основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно-правового воздействия. Но в любом случае все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой.



Наиболее тесная связь существует между уголовной политикой в сфере исполнения наказаний. Последняя выделилась из уголовной политики, имеет более узкое значение и определяет стратегию, цели, принципы, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания».

Уголовная политика устанавливает уголовно-правовые меры воздействия на преступность, а именно:

- уголовную ответственность в целом;

- основания уголовной ответственности;

- криминализацию и декриминализацию деяний (бездействия);

- дифференциацию и индивидуализацию ответственности;

- цели, систему и виды наказаний, их содержание;

- основания для освобождения от наказания.

Уголовная политика определяет направление деятельности соответствующих правоохранительных органов в трех сферах применения наказания:

- по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных и обеспечению правильного применения закона;

- по правильной квалификации совершенного преступления и назначения справедливого и целесообразного наказания;

- по исполнению назначенного судом наказания и закреплению положительных результатов воздействия наказания.

В юридической литературе основанием для разделения единой уголовной политики на самостоятельные направления послужила имеющаяся специфика деятельности государственных (правоохранительных) органов в каждой из сфер борьбы с преступностью. Во-первых, уголовно-правовая, во-вторых, уголовно-процессуальная, в-третьих, уголовно-исполнительная (исправительно-трудовая).

Политика в сфере исполнения наказания, вне всякого сомнения, оказывает влияние на уголовную политику в целом. Прежде всего, это относится к определению системы наказаний и отдельных его видов, к практике назначения наказаний. И, в конечном счете, политика в сфере исполнения наказаний влияет на политику в области борьбы с преступностью в целом и на принятие решений по профилактике рецидивной преступности, адаптации лиц, отбывших наказание, оказание им помощи трудовом и бытовом устройстве и т.д.

В настоящее время используется терминология "уголовно-исполнительная политика", "исполнительно-трудовая политика". До проведения правовой реформы существовало понятие "исправительно-трудовая политика". В период действия Исправительно-трудового кодекса БССР 1971 года, регулировались наказания в виде лишения свободы, исправительные работы, ссылка высылка и др. С 1 марта 1994 года регулировались уголовные наказания в виде лишения свободы и исправительных работ.

В полном объеме исправительно-трудовому воздействию подвергались осужденные к лишению свободы. С принятием Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее – УИК) 2000 года (вступил в действие с 1 января 2001г.) термин "исправительно-трудовая политика" перестал отвечать своему содержанию, так как законодательно регулируются практически все виды уголовных наказаний. Таким образом, целесообразно придерживаться терминологии, используемой современными учеными и оперировать понятиями как "политика в сфере исполнения уголовного наказании", "уголовно-исполнительная политика" «уголовно-исполнительное право».

Как составная часть политики в области борьбы с преступностью политика в сфере исполнения уголовного наказания определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, а также формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения уголовного наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными (частная превенция), так и иными лицами (общая превенция).

Цели и принципы политики в сфере исполнения уголовных наказаний наиболее стабильны. Они базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижениях юридической науки. В соответствии со ст. 8 Конституции Республика Беларусь "признает приоритет принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства". Так, Республика Беларусь обязана и соблюдает Венские соглашения в области защиты прав человека, подписанные Советским Союзом в 1989 году и ратифицированные им. В этих документах сформулированы принципы и общие положения обращения с осужденными. Они имеют большое значение, так как являются международными, стабильными, не подверженными воздействию социальной и политической конъюнктуры, не зависящими от идеологических и криминологических факторов, социальных конфликтов, а также способствуют развитию законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения наказаний.

Общие принципы и практику обращения с заключенными (осужденными) отображают Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, утвержденные 30 августа 1955 года первым Конгрессом ООН в Женеве и одобренные Советом ООН 31 июля 1957 года. Они являют собой минимальные условия, которые рассматриваются в качестве приемлемых ООН, и как таковые призваны обеспечивать защиту заключенных от плохого обращения. Данные правила "предназначены лишь для того, чтобы на основе общепринятых достижений современной мысли и с учетом основных элементов наиболее удовлетворительных …систем изложить то, что обычно считается правильным с принципиальной и практической точек зрения в области обращения с заключенными и управления заведениями". Учитывая декларативность Правил, они могут "лишь" рекомендовать мировому сообществу, что их "можно применять повсеместно и одновременно…", но "…принимая во внимание разнообразие юридических, социальных, экономических… условий…".

Стратегия политики в сфере исполнения наказания хотя достаточно стабильна, но может меняться в связи с преобразованиями в экономике, политике, идеологии. Изменение стратегии политики государства в данной области обусловливается новыми политическими позициями в отношении прав человека, в том числе и осужденных; новыми экономическими отношениями в обществе; преобразованиями в производственной деятельности исправительных учреждений и т.д. Кроме того, на стратегию политики в области исполнения наказаний существенно влияет и господствующие в обществе нравственные ценности и правовые представления, состояние и динамика преступности в стране, деятельность международных организаций, развитие фундаментальной науки.

Дестабилизация политической обстановки, неясность и противоречивость целей общественного развития, социальная напряженность оказывают крайне отрицательное влияние на формирование и реализацию политики в сфере исполнения наказаний. И, напротив, политическое благополучие общества, четкость политических целей, которые ставит перед собою государство, последовательная их реализация исполнительной властью, стабильность развития, отсутствие социальных конфликтов создают благоприятные условия для успешной реализации целей и принципов политики в данной сфере.

Непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает экономическое состояние общества. Благополучное в экономическом отношении государство способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед ним целей, осуществлять стратегию, в том числе, в сфере исполнения наказаний фундаментально, а формы и методы ее реализации делать независящими от политических факторов.

Политика в сфере исполнения наказаний во многом зависит от нравственного состояния общества, от уровня правового сознания. Государство может провозглашать, законодательно закреплять высокие моральные и правовые принципы, но они не всегда одинаково воспринимаются и усваиваются различными слоями общества. У разных социальных групп (в особенности на современном этапе развития общества) могут быть значительные отклонения от провозглашаемых и пропагандируемых нравственных и правовых ценностей. Если общество благополучно и устойчиво в социально-политическом отношении, то такие противоречия не столь очевидны и контрастны, они существенно сглаживаются и в таких условиях отношение к осужденным, а следовательно, и исполнение наказания более гуманны. С обострением социальных отношений ослабляются нравственные устои общества, а это ведет к ожесточению в отношениях между людьми, формируются негативные взгляды на осужденных, что неизбежно влияет на формирование политики в сфере исполнения наказаний. Она становится более жесткой, а ее цели и принципы практически не реализуются.

Стратегия политики в сфере исполнения наказаний находится в прямой зависимости от динамики и структуры преступности. При стабильном уровне преступности или его снижении политика в данной сфере более гуманна. Однако при росте преступности, особенно росте тяжких, насильственных преступлений, оказывается негативное влияние на нравственные и правовые представления в обществе, что стимулирует на принятие более жестких политических и правовых решений.

На формирование и развитие политики в области исполнения наказаний влияет также достижения науки, которая изучает проблемы борьбы с преступностью (криминология, уголовное право, уголовно-исполнительное право), а также исследует проблемы исправления и воспитания осужденных (исправительная психология и педагогика). Различными отраслями науки, исследовавшими проблемы исполнения наказания и исправления осужденных (уголовное и уголовно-исполнительное право и др.) были сформулированы цели, принципы, основные формы и методы обращения с осужденными.

Субъектами формирования и развития политики в сфере исполнения наказания являются Национальное Собрание и Президент Республики Беларусь. В соответствии со ст. 79 Конституции Президент гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики. Политика в сфере борьбы с преступностью ( политика в области исполнения наказания – часть ее ) представляет собой составную часть внутренней политики государства.

На формирование политики в сфере исполнения наказания оказывает влияние деятельность Парламента. Рассматривая вопросы борьбы с преступностью, принимая соответствующие законы (например, об амнистии и др.) Национальное Собрание тем самым оказывает влияние на формирование политики в области исполнения уголовного наказания.

Уголовно-исполнительная политика реализуется в уголовно-исполнительном законодательстве (Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь, иные законы и подзаконные акты), в постановлениях Правительства (труд, питание, медицинское обслуживание и др.). Политика в области исполнения наказания реализуется в деятельности государственных органов – МВД Республики Беларусь. Прежде всего – это Департамент исполнения наказаний МВД и подчиненные ему структурные подразделения, соответствующие подразделения органов внутренних дел.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.