Уголовно-исполнительное право и его место в системе права.
Каждая отрасль права закрепляет в своих институтах и нормах цели, принципы, стратегию, направления, основные средства и методы политики государства в той или иной социальной сфере. Уголовно-исполнительное право закрепляет основные положения политики государства в области исполнения уголовного наказания. Уголовно-исполнительное право представляет собой самостоятельную отрасль права, которая является важнейшим рычагом закрепления и практического осуществления политики в сфере исполнения наказания и характеризуется собственным предметом и методом правового регулирования, а также системой норм. Предмет регулирования уголовно-исполнительного права отличается самостоятельностью и специфичностью. В него входят общественные отношения, складывающиеся в процессе и по поводу исполнения наказаний между органами государства, исполняющими эти меры уголовной ответственности, и осужденными, которые отбывают уголовные наказания. Традиционно считалось, что предметом данной отрасли права является регулирование порядка и условий исполнения уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительно-трудового воздействия. В предмет регулирования одним из составляющих элементов включены и отношения по поводу реализации мер исправительно-трудового воздействия. Согласно ст. 2 Исправительно-трудового кодекса БССР 1971 года к регулируемым видам наказания относились лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы. Определение понятия уголовно-исполнительного права предполагает точное установление объема содержания данной отрасли права. В связи с этим прежде всего отметим, что законодательное решение вопроса об объеме содержания уголовно-исполнительного законодательства не было неизменным. Из уголовного законодательства исключены ссылка и высылка (1994 год). Уголовный кодекс дополнен новым видом наказания – арестом (1997 год). Соответствующие изменения и дополнения были внесены в уголовно-исполнительное законодательство. В результате предмет правового регулирования исправительно-трудового права существенно изменился – оно все менее становилось исправительно-трудовым. С принятием Уголовно-исполнительного кодекса 2000 года завершилось формирование уголовно-исполнительного права.
В его предмет согласно ч.2 ст.2 УИК входит установление: общих положений и принципов исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности, предусмотренных Уголовным кодексом; порядка и условий исполнения и отбывания указанных мер уголовно-правового воздействия, а также применения в отношении осужденных средств исправительного и профилактического воздействия; правового положения осужденных и систему гарантий защиты их прав и законных интересов; порядка деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, а равно участия государственных органов, иных организаций, общественных объединений и граждан в исправлении осужденных; порядка освобождения от наказания и оказания помощи освобожденным в социальной адаптации. Общие положения исполнения наказаний закреплены в главе 1 УИК. В них входят структура и содержание, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства (ст.ст.1,2 УИК), определяется его место в системе международно-правовых актов (ст.3 УИК), относящихся к обращению с осужденными. Общие положения также включают нормы этой отрасли права, определяющие действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени (ст.4), основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, основные средства исправления осужденных.
В статье 6 УИК установлены принципы уголовно-исполнительного законодательства, к которым относятся законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности, рациональное применение мер принуждения и средств исправления осужденных, стимулирование их правопослушного поведения, сочетание принудительных мер с воспитательным воздействием. В общих положениях УИК определены основные средства исправления осужденных. Согласно ст. 7 УИК основными средствами достижения целей уголовной ответственности в процессе ее применения являются установленный порядок исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, общеобразовательное и профессиональное обучение, общественное воздействие. К предмету уголовно-исполнительного права относится и регламентация деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Глава 3 УИК определяет органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности. Наиболее полно уголовно-исполнительным законодательством регулируется порядок деятельности исправительных учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (раздел IУ УИК). Порядок и условия исполнения наказаний в виде общественных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной, а также в виде исправительных работ урегулированы главами 4, 6 и 7 УИК. Данные виды наказаний исполняют уголовно-исполнительные инспекции. В предмет уголовно-исполнительного права входит регулирование правоотношений, возникающих при участии местных органов государственной власти и самоуправления (ст.17 УИК) в исправлении и воспитании осужденных, и контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание. К предмету данной отрасли права следует отнести правоотношения, возникающие при осуществлении судебного контроля (ст.18 УИК), ведомственного контроля вышестоящих органов (ст.19 УИК), прокурорского надзора за исполнением законодательства «при исполнении приговора» (ст. 20 УИК).
Уголовно-исполнительное право включает в предмет правоотношения, возникающие при участии и контроле общественных объединений в работе органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания (ст.21 УИК). В их число входят наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, попечительские советы и т.д. Регулирование деятельности организаций и учреждений, где работают осужденные в отношении которых исполняется уголовное наказание, также входит в предмет уголовно-исполнительного права. На администрацию данных организаций и учреждений возлагаются обязанности по контролю за поведением осужденных, содействии уголовно-исполнительной инспекции в проведении с ними воспитательной работы (ст.ст.32, 40). Так, ст.26 УИК предусмотрены обязанности администрации организаций по месту отбывания осужденными наказания в виде общественных работ. К предмету уголовно-исполнительного права относится и регулирование деятельности администрации исправительных учреждений по отношению к гражданам, находящимся на территории этих учреждений. Такие случаи предусмотрены для обеспечения безопасности при посещении исправительных учреждений общественными деятелями, священнослужителями, адвокатами, а также безопасности граждан, работающих на производственных объектах учреждений и т.д. Изложенное позволяет сделать вывод, что предметом уголовно-исполнительного права является регулирование общественных отношений, возникающих: при исполнении (отбывании) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера, а также при применении к осужденным средств исправления; в связи с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления по контролю за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, и оказанию им помощи в исправлении и воспитании осужденных; между администрацией организаций, общественными формированиями, а также гражданами в связи с их участием в исправлении осужденных или посещением исправительных учреждений.
Как самостоятельная отрасль уголовно-исполнительное право характеризуется наличием собственного метода правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет. Этот признак влияет на характер общественных отношений, возникающих между субъектами, на соотношение их прав и обязанностей. Уголовное наказание представляет собой форму государственного принуждения и потому исполнение его предопределяет императивный характер метода правового регулирования, предполагающий неравенство субъектов правоотношений, то есть метод властных предписаний. Но при этом возможно применение диспозитивного метода правового регулирования, поощрения и т.д. Одним из признаков самостоятельности отрасли уголовно-исполнительного права является наличие особой системы правовых норм, регулирующих специфические общественные отношения – возникающие при исполнении уголовных наказаний. В систему норм уголовно-исполнительного права входят УИК Республики Беларусь, другие законы и подзаконные акты. В Законе "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь" от 16 октября 2000 года предусмотрены подготовка Советом Министров предложений по приведению законодательных актов в соответствие с принятым УИК, приведение решений Правительства Республики Беларусь в соответствие с новым УИК, обеспечение пересмотра и отмены республиканскими органами государственного управления, подчиненных правительству, их нормативных правовых актов, противоречащих УИК 2000 года. Так, постановлением МВД Республики Беларусь от 20 октября 2000 года утверждены новые Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Правила внутреннего распорядка согласованы с прокуратурой Республики Беларусь. Являясь самостоятельной отраслью, уголовно-исполнительное право содержит ряд норм, заимствованных из других отраслей права (семейного, трудового, уголовного и др.). Метод заимствования норм широко применяется и в других отраслях права и отражает системность права и обеспечивает взаимосвязанное, согласованное развитие его отраслей, прежде всего смежных институтов и норм. Заимствованные нормы в уголовно-исполнительном праве регулируют в основном правовой статус осужденных к лишению свободы. Это обусловлено прежде всего тем, что уголовно-исполнительное право выступает в качестве вторичной по отношению к базовой (фундаментальной) отрасли права – конституционному. Исключительная прерогатива последней состоит в установлении основных прав и свобод человека и гражданина.
Как уголовное и уголовно-процессуальное право уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью. Потому важным является взаимосвязь и разграничение уголовно-исполнительного права с указанными отраслями права. Уголовное и уголовно исполнительное право регулируют общественные отношения, возникающие при применении наказания (гл. 10 УК) и освобождения от него (гл.12 УК, раздел 12 УИК). Здесь отчетливо выделяются приоритеты уголовного права. Уголовное право как базовая отрасль права определяет понятие, цели, виды, основания ответственности и наказания и освобождения от него. Уголовно-исполнительное право регулирует отношения только в сфере исполнения (отбывания) наказания. Для уголовного права, как материального права, формой реализации его является уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное. Имея общие институты с уголовно-исполнительным, уголовное право определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное – процедурное. Близость уголовно-исполнительного права и уголовного права проявляется и в том, что в уголовном праве закреплены положения, непосредственно относящиеся к исполнению наказаний. Например, уголовная ответственность и ее цели (ст.44 УК). Устанавливая виды наказаний и сроки, на которые они могут быть назначены (глава 9 УК), уголовный закон определяет их сущность и содержание, и делегирует полномочия уголовно-исполнительному праву устанавливать в определенном объеме лишения или ограничения прав и законных интересов осужденных при определении порядка исполнения конкретных видов наказания. Таким образом предметом регулирования уголовного права являются отношения между государством и преступником по поводу назначения наказания и освобождения от него, а не исполнения наказания и достижения его конечных целей. Уголовно-исполнительное право тесно связано с уголовно-процессуальным правом. Так, ст.5 УИК определяет, что основанием исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности являются обвинительный приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу[1]. Наиболее тесно данные отрасли права взаимосвязаны посредством 12-го раздела Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (УПК), предусматривающего исполнение приговора. Исполнение наказания есть составная часть исполнения обвинительного приговора, и со вступлением его в законную силу начинают реализовываться нормы уголовно-исполнительного права. Осуществление правосудия обеспечивает уголовно-процессуальное право, а уголовно-исполнительное обеспечивает реализацию результатов правосудия, поскольку регулирует исполнение приговора в части наказания. Обе отрасли права оперируют общим понятийным аппаратом, имеют смежные институты и нормы. Уголовно-исполнительное право регулирует досудебную процедуру смежных институтов, а уголовно-процессуальное их судебную процедуру (условно-досрочное освобождение от наказания и замена наказания более мягким, перевод осужденного из одного исправительного учреждения в другое, установление превентивного надзора, освобождение от наказания по болезни и т.д.). Уголовно-исполнительное право находится в прямой связи с конституционным законодательством. Государство, в соответствии Конституцией, обеспечивает и гарантирует основные права и свободы граждан Республики Беларусь (раздел II Конституции), что является основой регулирования правового положения осужденных (ст. 8 УИК). В процессе исполнения (отбывания) наказания нормами административного права регулируются отношения, возникающие в сфере управленческой деятельности государственных органов, исполняющих наказание, порядок создания и ликвидации исправительных учреждений, условия их финансирования, порядок и условия прохождения службы сотрудниками этих органов, применения ими физической силы, специальных средств и оружия к осужденным. В свою очередь уголовно-исполнительное право регулирует отношения в связи с исполнением (отбыванием) наказания, в которых стороной выступают осужденные. Уголовно-исполнительным и трудовым правом регулируются отношения, возникающие в процессе применения мер исправительно-трудового воздействия (порядок привлечения к труду, характер и условия работы, регламентация рабочего времени и времени отдыха, оплата труда, охрана труда, обеспечение техники безопасности и т.д.). В процессе исполнения (отбывания) наказания в отношении осужденных действуют нормы гражданского, семейного права в пределах, вытекающих из приговора, с учетом изменений, сформулированных уголовно-исполнительным законодательством. Например, совершение гражданско-правовых сделок, заключение брака и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|