Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Какие аспекты жизни отряда нужно держать под контролем?




2. Какие аспекты жизни отряда нужно держать под контролем?

1. Соблюдение норм безопасности и правил общежития.

2. Эмоциональное состояние.

3. Физическое состояние и здоровье.

4. Удовлетворение потребностей в самореализации.

5. Стиль и характер взаимоотношений.

3. Как наблюдать?

Существует много способов наблюдения за отдельными аспектами жизни отряда. Назовем некоторые наиболее доступные из них.

1. Включенное визуальное наблюдение. Оценивая субъективно состояние детей, делайте записи в дневнике наблюдений. Их ежедневное сравнение позволит Вам выявить тревожные или оптимистические признаки.

При отходе детей ко сну, купании, посещении бани (душевой) обращайте внимание на синяки, ушибы, выясняйте их происхождение. Добивайтесь периодического посещения отряда врачом. Фиксируйте манеру речи, жаргон, появление и окраску прозвищ, неформальную структуру отряда, способы самоутверждения, интенсивность, причины, условия, характер и способы разрешения конфликтов.

2. Систематические опросы, собеседования (фронтальные, групповые и индивидуальные). Задавайте вопросы о самочувствии, психологическом комфорте, удовлетворенности положением в отряде и соседством по жилым помещениям. По возможности делайте заметки.

3. Регистрационные методы. Можно использовать таблицы, где по избранным критериям, с помощью условных знаков или цифровых символов Вы ежедневно сможете регистрировать те или иные аспекты жизни детей.

4. Анкетирование. Проводимое в конце смены, оно может дать много полезной информации для будущего, но уже не пригодится, чтобы помочь детям именно этого отряда. Поэтому рациональнее провести «рубежное» экспресс-анкетирование, при котором короткие анкеты из 3–7 вопросов детям предлагается заполнить на основных «рубежах» смены: по окончании оргпериода (3-й, 4-й день), по прошествии половины смены. Далее приводятся примеры таких анкет.

5. Привлечение специалистов. Экспертная оценка специалиста-психолога или опытного педагога может дать Вам много информации к размышлению, а иногда и прямые подсказки. Поэтому не стоит бояться «выносить сор из избы», когда речь идет о состоянии детей.

4. Что делать с результатами?

Да именно то, для чего и проводилось наблюдение: тактично и осторожно, но решительно вносить коррективы в воспитательный процесс. Впрочем, это уже тема для отдельного разговора.

А пока – желаем удачи и педагогической зоркости.

Совет 4.  Соблюдение речевого этикета (от кандидата педагогических наук доцента кафедры социальной педагогики ХНПУ им. Г. С. Сковороды Н. Н. Шуть).

Слова, не рекомендуемые перед проведением мероприятий Дорогие мои! Любимые мои! Мы сыграем в интересную игру. Три, четыре. Мне нужны для игры два мальчика, две девочки. Но прежде, чем начать игру... Поехали! Итак. Ручки, ножки, ушки… Не вижу ваших рук. Я вас не слышу… Это половинка, и это половинка. Так. Слушайте меня! Слушайте сюда! Сделайте мне! Взяли! Молодцы! Вы должны… Победила дружба! Утешительный приз за участие. Надо было, а вы... Разбились на пары… Эти слова можно использовать   Старт! Начали! Играем! И... Это команда и это команда. Послушайте, пожалуйста, меня… Пожалуйста, услышьте меня… Возьмите… Принесите… Бегом! Аплодируем! Объединяемся в команды! Объединяемся в пары! Искупайте в овациях! Громче фонограмма! Громче музыку! Молодцы, потому что…

Совет 5. Банк возможных теплых слов при обращении к детям младшего возраста.


лагерята

орлы

пружинки

салютики

смельчаки

солнышки

чудесники

чудесенки 

шустрики

энерджайзеры


Совет 6. Банк возможных теплых слов при обращении к детям подросткового возраста


активные наши

богатыри

гиганты

добряки

дорогие

друзья

интеллектуалы

красавцы

красавицы

молодежь

непоседы

победители

ровесники

самые лучшие

соратники

сорванцы

творцы

товарищи

уважаемые

умнички

умницы

умники

children


Совет 7. Слова поддержки, ободрения (особенно в ситуации проигрыша)


Благодарю!

Следующий раз победа будет наша!

Всё будет хорошо!

Всё в порядке!

Всё нормально!

Всё пройдет, пройдет и это!

Вся жизнь впереди, не грусти!

Выше нос!

Держи хвост пистолетом!

Еще не вечер!

И на нашей улице будет праздник!

Крепись!

Держись!

Мы играли, проиграли, но друзей не потеряли!

Мы согреем тебя улыбками!

Мы тебя любим!

Наши играющие впереди!

Не вешать нос!

Не всё, не всё потеряно!

Не кисни!

Не падай духом!

Переживем!

Спасибо за старания!

Соперник сильней, но ты не робей!

Улыбнись!

Приободрись!

Это мелочи, дружище!

Это пустячок!


Совет 8. Банк слов для эмоционального поглаживания


Браво!

Богатыри!

Великолепно!

Веселей, не робей!

Вместе мы – сила!

Восхитительно!

Удивительно!

Вперед!

Всё в твоих руках!

Вы просто чудо!

Вы – супер! Мы – супер!

Вы самые активные.

Вы славно потрудились!

Давай, давай!

Зажигай!

Красавица!

Красавцы!

Красота!


2. 1. 2. О некоторых типичных затруднениях в работе с отрядом

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

В сложной и многогранной работе с отрядом лагеря у каждого вожатого возникает множество затруднений. В значительной части эти затруднения типичны, что позволяет предпринять эту попытку помочь  Вам в их предупреждении и разрешении.

№ п/п Каковы затруднения? В чем их причина?

Как их

предупредить?

Как с ними справиться?

В организации быта и общежития

1. 1 Дети не удовлетворены размещением в спальных помещениях а) распределение мест выражает «иерархию силы» в группе; б) спальные места неравноценны в плане комфорта; в) не учтены физиологические и психологические особенности отдельных детей

а) организовать (при заезде) распределение спальных мест в форме игры, присвоив каждому месту привлекательные игровые характеристики;

б) предоставить право выбора мест первым детям, впервые прибывшим в лагерь;

 

в) определить места для детей с особыми проблемами на основе консультации с врачом и/или психологом

а) изучить возможности и необходимость изменения расположения и уговорить ребят поменяться;

 

 

б) устранить (смягчить) дискомфортные факторы (заменить койку, переставить тумбочки);

 

в) повысить привлекательность личного места каждого путем введения игровых наименований, размещения дополнительных атрибутов, открытия в отряде «Бюро оценки недвижимости»

1. 2 Не удается поддерживать порядок в спальных помещениях из-за обилия лишних вещей в тумбочках а) недостаток у детей опыта организации личного имущества;   б) непродуман ность системы хранения личных вещей

а) заранее сформулировать правила хранения личного имущества, организовать их усвоение в оргпериоде смены;

б) продумать и оборудовать приспособления для раздельного хранения вещей, сделав необходимые надписи, например: полка и крючки для мыльниц, зубной пасты и щеток, полотенец, ящик для тапочек, шкафчик (полка) для письменных принадлежностей и т. п.

а) обсудить проблему

с ребятами и вместе договориться о правилах хранения вещей и ответственности дежурных;

 

б) организовать игру, в ходе которой каждой вещи будет обозначено место, а некий переходящий приз ежедневно будет разыгрываться среди самых аккуратных, возможен широкий спектр игровых приемов решения проблемы

1. 3  У детей исчезают личные вещи, деньги а) рассеянность самих детей;     б) хищение

а) при заезде объяснить родителям ненужность дорогих вещей, украшений и т. п. в лагере;

 

б) организовать хранение ценных вещей в отдельном, закрывающемся помещении, передачу денег для хранения вожатым (если иное не организовано в масштабах лагеря);

в) по возможности, иметь информацию о детях, склонных к хищению, не оставлять их наедине с соблазном

а) организовать «Уголок счастливых находок», куда будут собираться найденные вещи, с выдачей «золотых звезд» самым зорким следопытам»;

б) обговорить индивидуально с детьми целесообразность хранения некоторых вещей в закрытом помещении;

 

 

в) пресечь атмосферу подозрительности и взаимных обвинений, усилив наблюдение за детьми, склонными

к хищениям

1. 4 Дискомфорт в жилых помещениях из-за хранения там грязных вещей, сушки выстиранного белья и т. п. а) дети не информированы о правилах хранения, либо не оборудованы места;     б) дети не могут сами решить, что делать с грязным бельем, одеждой и пытаются это скрыть

а) при заезде четко информировать детей о правилах и местах хранения и сушки вещей, организовать систематическое посещение этих мест, пользование ими

а) индивидуально с владельцами указанных вещей организовать их перемещение в предусмотренные места, если нужно ‑ стирку и сушку, организовать систематическое проветривание помещений;

б) периодически напоминать детям о режиме работы прачечной, сушки, чемоданной

в сфере здоровья, гигиены

2. 1 Случай ночного недержания мочи

а) ребенок болен энурезом;

 

б) снижение температуры воздуха в спальном помещении;

 

 

в) ребенок не успел посетить туалет перед сном, забыл об этом на волне впечатлений;

 

 

г) ребенок не адаптирован

к бытовым условиям лагеря (туалет на улице, изменение режима питания, застенчивость);

д) эксцесс спровоцирован нездоровыми детскими шалостями (переливание воды над спящим, спрятанная одежда, обувь)

а) при энурезе выяснить у родителей наличие заболевания, отдельных эксцессов, возможность появления таких проблем;

б) ежедневно перед сном контролировать выполнение детьми гигиенических процедур, в т. ч. посещение туалета),  

в случае отсутствия искусственного обогрева помещений обеспечить детей дополнительными одеялами;

в) по рекомендации родителей и после консультации с врачом будить детей, склонных к энурезу, для дополнительного посещения туалета;

г) по возможности ограничивать употребление жидкости, напитков непосредственно перед сном

а) по возможности скрыть происшествие; сменить белье в отсутствии других;     б) обсудить случай с врачом и принять меры, чтобы подобное не случилось. Если это возможно – устранить причину;     в) строго следить за сохранением молчания о происшедшем; если дети из отряда знают о случае, договориться с ними о бережном отношении к пострадавшему, не должно быть ни раздражения, ни насмешек
2. 2 Произошел несчастный случай, травма

а) бесконтрольность детей;

 

 

б) наличие опасных мест, сооружений, приспособлений на территории и в помещениях;

 

в) умышленный риск детей из желания «показать себя»;

 

г) стечение обстоятельств, действие непреодолимой силы;

д) недостатки организации деятельности детей, нарушение техники безопасности, санитарных правил и норм

а) при подготовке смены составить представление о местах на территории и в помещениях, обладающих повышенной опасностью (хоз. двор, бассейн, баня, спортплощадка, периметр территории, пищеблок, пункты размещения электрооборудования и т. п. );

б) тщательно разъяснить детям правила и нормы, обеспечивающие их безопасность, добиваться неукоснительного их соблюдения, систематически напоминая;

в) планируя очередной день, распределить нагрузку педагогов таким образом, чтобы дети непрерывно находились в поле зрения хотя бы одного из них, пресекать игры, занятия детей, могущие повлечь травмы;

г) тщательно изучить лагерную инструкцию по ТБ и неукоснительно следовать ей

а) если в лагере есть (а она должна быть) инструкция по ТБ, действовать в соответствии с ней;   б) если вдруг таковой не обнаружилось, то отвести других детей из опасной зоны, немедленно вызвать врача и начальника лагеря, если необходима экстренная помощь (остановка крови, изменение положения, высвобождение; искусственное дыхание); оказать ее в пределах своей компетенции; не навредить, по прибытии начальника лагеря, врача действовать по их указаниям, в любом случае сохранять и поддерживать спокойствие  
2. 3 Ребенок жалуется на недомогание

а) спектр причин может быть широк – от инфекции до симуляции

а) до заезда убедиться в наличии у ребенка медицинской карты, выяснить у родителей наличие хронических заболеваний, предрасположенности к заболеваниям, ограничения по участию в отдельных видах деятельности, условий проживания, питания;

б) совместно с врачом, администрацией лагеря создать необходимые условия

а) в любом случае немедленно обратиться к врачу;     б) если выяснится, что это симуляция, узнать ее причину и цель, вероятно, ребенку необходима педагогическая помощь

во взаимоотношениях с персоналом

3. 1 Дети не знают, к кому и по каким вопросам обращаться а) отсутствие необходимой информации

а) организовать знакомство детей с персоналом (по необходимости) в день заезда;

б) разместить в отрядном уголке информацию об именах, отчествах членов персонала, их должностях и перечне вопросов, входящих

в их в компетенцию, а также порядок действий детей в случае ч\с

а) узнать, в чем состоит потребность ребенка, организовать его встречу с соответствующим представителем персонала, проследить за разрешением вопроса, если нужно оказать помощь и убедиться в возвращении ребенка в отряд (если он отсутствовал)
3. 2 Ребенок подолгу пропадает из отряда, уходит вместе с кем-либо из представителей персонала а) давнее знакомство;   б) проблемы с психологическим комфортом в отряде; в) представитель персонала ‑ интересный человек;

а) организовать жизнь отряда таким образом, чтобы дети вполне удовлетворяли свои потребности, участвуя

в его жизни

и деятельности;

б) разъяснить детям правила и порядок ухода из отряда (если это предусмотрено)

а) выяснить действительную причину интереса данного ребенка к данному взрослому, и наоборот;     б) привлечь взрослого к общению с отрядом, разделив с ним «моральную» ответственность; в) в случае тревожных предположений – обратиться к администрации лагеря
3. 3 Выявлено грубое, жестокое обращение представителя персонала с детьми, случаи сексуальных домогательств а) данный взрослый профнепригоден для работы с детьми вследствие психических отклонений или нравственных качеств

а) при наличии сведений о таких отклонениях проинформировать администрацию лагеря;

б) объяснить детям порядок их действий в случае возникновения подобной ситуации (возможно в ходе ролевой игры «Агентство личной безопасности»);

в) не допускать уединенных контактов детей

с представителями персонала

а) пресечь контакт, отвести детей в безопасное место, немедленно поставить в известность администрацию лагеря; по возможности, не допускать широкого обсуждения происходящего, но еще раз разъяснить детям их действия в подобных случаях
3. 4 Кто-либо из представителей персонала привлекает детей Вашего отряда к какой-нибудь деятельности без согласования с Вами а) самоуправство;     б) отсутствие регламентации этой практики

а) заведомо проинструктируйте детей о том, что если кто–либо из персонала попросит их о помощи, они должны вежливо ответить, что сначала им необходимо сообщить об этом Вам

и получить Ваше согласие. В случае таких обращений нужно убедиться, что предлагаемая деятельность не опасна для детей и посильна. Еще раз напомните детям о ТБ

а) обнаружив отсутствие детей, нужно узнать, где они находятся и чем заняты, соблюдаются ли нормы безопасности, и попросить представителя персонала по окончании работ лично привести детей в отряд, необходимо еще раз разъяснить детям порядок их действий в таких случаях;     б) если дети вовлечены в деятельность, не отвечающую требованиям безопасности, нужно прекратить ее, детей вернуть в отряд, привлечь администрацию, потребовать принятия мер к работнику, подвергающему детей опасности

в организации участия детей в делах

4. 1 Дети наотрез отказываются участвовать в делах а) негативный опыт детей;     б) боязнь насмешек, неуверенность в себе; в) неодобрение «неформальных лидеров»; г) физические недостатки, самочувствие, комплексы

а) организовать оргпериод интенсивно, разнообразно, так, чтобы дети во все включались «с ходу», не успев осознать психологические препятствия, обсуждение такого опыта на вечернем отрядном разговоре поможет многим преодолеть скованность;

б) постоянно укреплять в отряде правила и нормы взаимной поддержки, общей радости и взаимопомощи, лидировать, быть «весомее» неформальных лидеров

а) отложить решение вопроса, а затем включать ребенка в деятельность предельно малыми дозами, последовательно приближая состояние его готовности к участию в делах;     б) предложить неформальным лидерам простимулировать участие ребенка в деятельности; в) найти иную форму участия, более приемлемую для ребенка
4. 2 Ребята сочинили низкопробное выступление а) культурный уровень ребят низок;     б) аналогия с ранее виденным в этом (другом) лагере;   в) протест против каких–либо сторон жизни лагеря

а) не допускать подготовку выступлений на самотек. Лозунг «Дети сами…» – прикрытие для лентяев;

б) совместно с детьми обсуждать цель выступления и требования к нему, участвовать в процессе создания

а) пригласить «экспертов», на основе их мнения внести коррективы;     б) последовательно вносить небольшие изменения в ходе репетиции и, таким образом, привести выступление в требуемый вид; в) в случае протеста: разделить идею протеста и идею выступления, конфликт разрешить отдельно, а выступать отдельно, обязательно сделать и то, и другое
4. 3 Дети невоспитанно ведут себя на трибунах, стремятся оскорбить соперника во время соревнований а) негативный опыт и субкультурные стереотипы;   б) отсутствие навыков «культурного болельщика»; в) конфликт между отрядами

а) заранее разработать, подготовить, «играючи» прорепетировать лозунги и другие формы поддержки своей команды, объяснить ребятам, что соперники на поле – не враг, наоборот, он помогает получить удовольствие от состязания;

б) систематически организовывать культурные формы поведения на трибунах

а) обсудить с ребятами случившееся, договориться о формах поведения на будущее, организовать «акт компенсации» – подарок (творческий) соперникам, на соревнованиях организовать «отработку» навыков «культурного болельщика»; б) выяснить причины и повод конфликта, совместно с педагогами отряда-соперника, администрацией; продумать и осуществить меры по его разрешению
             

 

2. 2. ИГРЫ И МЕРОПРИЯТИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА

2. 2. 1. Игры на знакомство

Цель: Познакомить, сблизить детей друг с другом и с педагогом, помочь привыкнуть к новой обстановке.

«Одеяло»

Группа делится на две команды, участники встают в две колонны, между ними висит одеяло. Когда одеяло опускается, первые ребята должны назвать имя человека из противоположной команды. Кто назвал первым, перетягивает человека в свою команду. Игра заканчивается, когда все дети оказываются в одной команде.

«В ритме имени»

Ведущий задает темп хлопками. Между хлопками человек называет свое имя, и так по очереди. Затем задание усложняется: между хлопками человек называет имя соседа справа, потом снова хлопки, а затем – имя соседа слева.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...