С чего следует начать?. Как работать над планом и что при этом необходимо учесть. Совет 3. Зачем и как наблюдать за детьми в лагере
С чего следует начать? 1. Проанализируйте общелагерный план работы: каковы цели и задачи, как распределена нагрузка, где требуется время для участия в массовых формах работы и подготовки к ним. Внесите продиктованные общелагерным планом действия в календарную сетку смены – Вы сможете увидеть свой резерв времени. 2. Изучив возможности лагеря (природные, организационные, материально-хозяйственные), вы поймете, какие виды деятельности, с помощью какого имущества, при какой поддержке администрации и персонала, на каких площадях можно организовать. Выпишите их на отдельный лист. 3. Составьте предварительное представление об отряде: возраст, соотношение мальчиков и девочек, количество приезжающих впервые и не в первый раз, другие сведения. Изучите предлагаемые наукой характеристики возрастных психологических особенностей детей. Так Вы получите представление об ожиданиях, потребностях детей Вашего отряда, оптимальных темпах и видах деятельности. 4. Четко сформулируйте ограничения: что и как нельзя делать в соответствии с требованиями безопасности, нормами гигиены, традициями данного лагеря. 5. Сформулируйте «банк возможностей» (из литературы, Вашего опыта, рекомендаций коллег), составьте перечень интересных форм и приемов работы, проведите «самоинвентаризацию» – чем лично Вы увлекаетесь, владеете, чему можете научить детей. Сделав это, смело беритесь за составление плана! Как работать над планом и что при этом необходимо учесть Работа над планом включает ряд последовательно выполненных действий. 1. Сформулируйте цель и задачи. Напомним, что практическая педагогика рассматривает в качестве цели воспитания развитие личности ребенка в гармонии с миром и развитие потребности и способности личности к саморазвитию. Разумеется, за 20 дней этого не добиться. Ваша цель, очевидно, будет поставлена в этом же русле, но более конкретно.
Пример (из практики лагеря «Задорный»): «Цель работы с отрядом: сознательное определение ребенком направления своего дополнительного образования после смены». Цель – образ результата. Вам необходимо ясно представлять себе, чего Вы хотите добиться. И значит, цель должна быть конкретной, реально достижимой, проверяемой и соответствующей потребностям развития детей. Задачи могут быть сформулированы либо как аспекты, составляющие цели, либо как шаги по ее достижению. В приведенном примере задачи: · организовать участие ребят в спортивной, туристской, эстрадно творческой и других видах деятельности, · организовать систематическое групповое обсуждение возможностей саморазвития в этих видах, их привлекательных сторон и трудностей, · разработать и осуществить ситуации игрового выбора того или иного вида деятельности в различных условиях. 2. Составьте макет плана. Для этого на имеющейся у Вас календарной сетке смены, куда уже внесены общелагерные действия, отметьте ожидаемые подъемы и спады эмоционального состояния. Как правило, наибольший спад, в связи с усталостью детей, происходит на 4-й день смены. Далее изменение эмоционального состояния зависит от проводимых форм работы. После этого сделайте пометки, где и какие виды занятий подходят для детей лучше всего (отдых, развлечение, труд, спорт, интеллектуальные и другие нагрузки). Такой макет позволит оптимально разместить в плане Ваши дела. 3. Отберите из Вашего «банка возможностей» те формы, которые позволят решить поставленные цели и задачи. Убедитесь, что они разнообразны, но не противоречивы, соответствуют возрасту детей.
4. Разместите отобранные Вами формы на макете плана в те дни, где их проведение наиболее целесообразно. При этом возможно разное расположение отрядных и общелагерных форм: они могут либо дополнять и усиливать, либо компенсировать друг друга (предлагать противоположные по характеру виды деятельности). 5. Проверьте, нет ли в плане нарушений логики, пустых мест, перегрузок; внесите необходимые коррективы. 6. Обозначьте, с помощью каких процедур Вы сможете убедиться, что план, будучи выполнен, обеспечил решение поставленных задач (анкеты, отзывы детей, наблюдения). Сделали? План готов! Теперь пусть руководство вашего лагеря официально утвердит его. А мы желаем Вам неизменного успеха в работе! Совет 3. Зачем и как наблюдать за детьми в лагере УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕГА! Любой лагерь создан прежде всего для детей, для их полноценного отдыха, оздоровления и развития. Поэтому вожатый должен постоянно наблюдать за состоянием детей своего отряда. В осуществлении такого текущего педагогического наблюдения и призвана помочь настоящая памятка. 1. Для чего нужно наблюдение? 1. Чтобы правильно применять способы воздействия, приемы и методы воспитания. 2. Чтобы сразу увидеть необходимость помощи в решении индивидуальных или групповых проблем. 3. Чтобы своевременно выявить и эффективно осуществить необходимую коррекцию эмоционального состояния, внести коррективы в план работы. 4. Чтобы предупредить проявления жестокости, девиантного поведения, асоциальной активности. 5. Чтобы лучше понимать потребности детей, подбирать способы их удовлетворения и развития. 6. Чтобы обеспечить полноценное участие каждого ребенка в жизни лагеря.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|