Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Крестовые походы и династия Занги




 

Европа затаила зло против последователей Ислама еще с тех пор, как они захватили восточную часть Римской империи, включавшую все христианские святые места. Но поскольку мусульмане тогда были достаточно сильны, чтобы отразить любое нападение, Христианские народы Европы не могли позволить себе бросить им вызов. Однако к концу 11-го столетия ситуация изменилась, и на всем Европейском континенте организовывались огромные армии крестоносцев, чтобы напасть на мусульманские страны Палестину и Сирию. В 1099 г. (492 г. А.Н.) крестоносцы захватили Иерусалим и завладели большей частью Палестины. Описывая их нашествие, Стенли Лейн-Пул говорит:

“Крестоносцы проникали, как клин между старой и новой древесиной, и временами казалось, что они расколют ствол Мухаммаданской империи в щепки” [144].

О неописуемых жестокостях, которые творили Христиане при своем вступлении в Иерусалим над беззащитными мусульманами, пишет достойный доверия Христианский историк:

“Последовавшая затем резня была, говорят, столь ужасна, что кони крестоносцев, ехавших к мечети Омара ступали по колено в крови. Младенцев хватали за ножки и разбивали о стены домов или швыряли за городскую стену, а все евреи были сожжены заживо в своих синагогах [145].

Завоевание Иерусалима Христианами было событием огромного значения, оно продемонстрировало разложение, которое началось в странах Ислама. Кроме того, оно ознаменовало пробуждение Европы после Средних веков, которые, последовали за падением Рима. Оно поставило под угрозу весь мусульманский мир. Настроение Христиан настолько поднялось после этого, что Реджинальд, владелец Крака, стал мечтать о том, чтобы захватить в свои руки святые города Мекку и Медину.

Пробил самый бедственный час в истории Ислама со времен Трагедии отступничества[146]. И как раз в этот момент с неожиданной стороны появилась новая звезда на небосклоне Ислама. Это была мосульская династия Занги, два представителя которой, Имадуддин Занги и Нуруддин Занги, неоднократно наносили поражения крестоносцам и изгнали их почти их всех городов Палестины, кроме Иерусалима. Нуруддин занимает видное место в истории Ислама благодаря своим административным заслугам, благочестию, скромности, справедливости и рвению в Джихаде. Его современник летописец Ибн Атир аль-Джазари, говоря о Нуруддине, отмечает:

“Я изучал жизнеописания всех прежних султанов. Могу сказать, что кроме пяти первых Халифов и Умара бин Абдул Азиза, не было ни одного из них, более религиозного и такого же милосердного, как он” [147].

Когда Нуруддин умер, Салахуддип занял место на острие мусульманского сопротивления. Сражаясь в битве за битвой, он нанес крестоносцам сокрушительное поражение при Хиттине 4 июля 1187 г. (14 раби II 583 г. А.Н.). Надежды Христиан были полностью разбиты. Их армии были настолько деморализованы, что

“Можно было видеть, как один-единственный сарацин тащил около тридцати христиан, которых он взял в плен и связал вместе веревками. Мертвые лежали грудами, как кучи камней, среди сломанных крестов, отрубленных рук и ног, а изуродованные головы покрывали землю, как обильный урожай дынь” [148].

Затем Саладин пошел дальше, стремясь отвоевать Иерусалим.

Огонь, пылавший в груди мусульман с тех пор, как этот город попал в руки Христиан, наконец погас. Казн Ибн Шаддад, близкий друг и советник Султана, так описал волнующее зрелище победы в Иерусалиме:

“Со всех сторон возносились Намазы; отовсюду были слышны крики “Аллаху Акбар”. Девяносто лет спустя в Иерусалиме совершались Намазы Джума [149]. Крест, воздвигнутый христианскими солдатами на Куполе скалы, был сброшен. Это было замечательное зрелище. Милость Всемогущего и торжество Ислама были видны везде” [150].

Благородство, великодушие и высокое чувство мусульманской морали, которые Салахуддин проявил в этот час торжества, снискали всеобщее восхищение историков. Стенли Лей-Пул говорит:

“Если бы взятие Иерусалима было единственным фактом, известным о Саладине, этого одного было бы достаточно, чтобы считать его самым рыцарственным и великодушным завоевателем своего времени, а может быть, и всех времен” [151].

Европа была взбешена этими неудачами. В отчаянии крестоносцы всех европейских стран в большом количестве собрались в Сирии, и произошел ряд новых жарких битв между Христианами и мусульманами. И снова Салахуддин доблестно выдержал бурю сконцентрированной Христианской ярости. После пяти лет непрерывных боев в 1192 г. А.С. в Рамле было подписано перемирие. Мусульмане сохранили Иерусалим и все другие города и крепости, захваченные ими, а Христиане владели только небольшим государством Акра. Таким образом, наконец, задача, которую поставил себе Салахуддин, или, скорее, миссия, возложенная на него Аллахом, была выполнена. Лейн-Пул замечает:

“Священная война была завершена; пятилетняя борьба закончилась. До великой победы при Хиттине в июле 1187 г. ни дюйма Палестины к западу от Иордана не было в руках мусульман. После заключения мира в Рамле им принадлежала вся страна, за исключением узкой полосы вдоль берега моря от Тира до Яффы. У Саладина не было причин стыдиться этого договора” [152].

Салахуддин был необычайно одаренным и энергичным человеком. Его способности в области организации и руководства были поразительны. Сотни лет спустя он сумел объединить различные мусульманские народы и племена под знаменем Джихада, заставив их забыть ради Ислама свои распри и подозрения.

“Вся мощь Христианства, сконцентрированная в Третьем крестовом походе, не сокрушила власть Саладина. Его солдаты могли роптать на долгие месяцы своей трудной и опасной службы год за годом, но они никогда не отказывались прийти на его призыв и положить жизнь за его дело…

Курды, туркмены, арабы и египтяне, — все они были мусульмане и его слуги, когда он звал их. Несмотря на их расовые различия, их национальную подозрительность и племенную гордость, он удерживал их как единое войско — не без трудностей и, два или три раза не без критических колебаний” [153].

 

Смерть Салахуддина

 

Этот верный сын Ислама скончался 4 марта 1193 г. А.С. (27 сафара 598 г. А.Н.). Его бескорыстная, самоотверженная решительность спасла мусульманский мир от тирании Запада на долгие времена. Но Христиане извлекли огромную пользу из этих войн и сразу занялись подготовкой к новому нападению. Их черед пришел в 19-м столетии. Мусульмане же снова стали колебаться и допустили, чтобы почва ушла у них из-под ног. Они стали воевать между собой. К их несчастью, им не был ниспослан другой вождь, который обладал бы железной целеустремленностью, сверкающим энтузиазмом и непоколебимой честностью Салахуддина.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...