Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свержение рукотворных богов




 

Вера в Единственного Аллаха, Верховного Властелина Вселенной, подняла головы мусульман настолько высоко, что теперь их уже нельзя было заставить склониться перед кем-либо, кроме Всемогущего. Поскольку в их сердцах отражалась слава Славнейшего, блеск мирского великолепия не производил на них впечатления

Абу Муса рассказывает, что когда он попал во дворец негуса вместе с другими мусульманскими переселенцами, он увидел, что Амр бин аль-Ас сидит справа от императора, Умара — слева от него, а священники в два ряда впереди. Амр и Умара рассказали императору, что мусульмане ни перед кем не склоняют колени. Но священники настаивали, что перед императором они должны это сделать, и тогда Хазрет Джафар решительно сказал: “Мы, мусульмане, преклоняем колени только перед Аллахом и больше ни перед кем” [92].

Раби бин Амир был однажды направлен Хазретом Садом в качестве его посланника к Рустаму, иранскому верховному главнокомандующему. Рустам принял его в огромном зале, украшенном великолепными коврами. Верховный главнокомандующий, в короне и одеждах, сверкавших драгоценными камнями, сидел на троне. Раби, наоборот, был очень бедно одет. Он был, можно сказать, в лохмотьях, и его щит был слишком мал для него. Его конь тоже был мелкой породы; он ехал прямо к Рустаму, и его пони ступал своими копытами по дорогим коврам. Подъехав ближе к трону, он спешился, привязал своего коня и пошел к Рустаму, по-прежнему в шлеме и при оружии. Придворные воспротивились этому. Они сказали, что он должен по крайней мере снять шлем, прежде чем предстать перед верховным главнокомандующим. Но Раби резко ответил: “Я приехал по вашей, просьбе, а не по своей воле. Если я вам не нужен, я охотно уйду”. Тут вмешался Рустам и велел своим офицерам позволить ему идти так, как он хочет. Раби продолжал идти, опираясь на свое копье и при каждом шаге прокалывая ковер. Его спросили о цели его визита. Он сказал: “Мы посланы Аллахом, чтобы вывести тех, кого Он пожелает, из-под владычества Его рабов (т.е. людей) в Его собственное владычество, и из тесных пределов этого мира в безграничность мира иного, и от гнетущей атмосферы других религий к благородству и справедливости Ислама” [93].

 

Редкая смелость

 

Увлеченность Потусторонней жизнью наделяла мусульман почти сверхчеловеческой храбростью. Мирские цели и интересы не имели больше никакого значения в их глазах, и они стремились к своей цели, к раю, с рвением почтового голубя.

В Сахих аль-Бухари рассказывается, что когда Хазрет Анас бин Надр шел на врага в критический момент битвы при Ухуде[94] он встретил Сада бин Мааза, которому сказал: “Клянусь Аллахом, Сад, я чувствую сладкий аромат рая, льющийся со стороны горы Ухуд”. С этими словами он ринулся в самую гущу битвы. Сад говорит, что когда мертвое тело Анаса было найдено на поле битвы, на нем было обнаружено более восьмидесяти ран. Неверные буквально разрезали его на куски; в результате только сестра смогла опознать его труп[95].

Во время битвы при Бадре[96] Пророк призывал мусульман к большим усилиям. Когда он говорил: “Идите вперед к Раю, который так же велик, как небеса и земля, вместе взятые”, Умайр бин Хамам воскликнул: “О Пророк Аллаха, он действительно так велик?”. Пророк ответил: “Да. Ты сомневаешься в этом?”. “Я не сомневаюсь, — сказал Умайр, — я только хотел бы достигнуть его”. “Ты достигнешь”, — ответил Пророк. Умайр взял немного фиников и стал есть их. Но открывшаяся перед его умственным взором перспектива Рая не дала ему есть. Разве это не глупо — тратить свое время на такие “мелочи”, когда тебя манят небеса? Он отбросил прочь финики и кинулся в бой. Вскоре желание его сердца исполнилось[97].

Абу Бакр бин Абу Муса Ашари повествует, что однажды, когда на поле битвы его отец рассказывал, как Пророк говорил, что врата Рая находятся под сенью мечей, вперед выступил человек, одетый в лохмотья, и спросил, слышал ли он сам это от Пророка. Отец Абу Бакра ответил утвердительно. Услышав такой ответ, этот человек вернулся к своим друзьям и попрощался с ними. Он обнажил свой меч, разломал ножны на кусочки и вступил в бой с врагом. Впоследствии он был убит[98].

Амр бин Джамух был хромым. У него было четверо сыновей. Они обычно сопровождали Святого Пророка, когда он выступал в джихад. Когда Пророк отправлялся к Ухуду, Амр тоже хотел присоединиться к нему, но его сыновья воспротивились по причине его физического недостатка и преклонного возраста. Видя их твердость, Амр обратился за помощью к Пророку. “Мои сыновья убеждают меня, чтобы я не следовал за тобой, — сказал он, — а мое желание — войти в Рай с моей хромой ногой”. Пророк объяснил, что для него джихад не обязателен. В то же время ему не понравилось, что сыновья Амра стоят на его пути в святом деле, которому он отдал свое сердце. Поэтому он сказал им: “Почему вы не пускаете его? Аллах может даровать ему мученичество”. Сыновья согласились, и Амр отправился на священную войну, где он был убит”[99].

Шаддад бин Хад рассказывает, что как-то во время путешествия к Пророку пришел один бедуин и, приняв Ислам, присоединился к его отряду. Пророк велел одному из Сподвижников присматривать за ним. После битвы при Хайбарах Пророк выделил и для него часть добычи, но поскольку он отсутствовал – он был угонщиком скота и пользовался каждой возможностью, чтобы ускользнуть для своих дел, - ее взял один из Сподвижников и передал ему вечером, когда тот вернулся. Бедуин принес эту добычу Пророку и спросил, что это такое. Пророк сказал, что это его доля трофеев, на что тот заявил: “Но я присоединился к вам не для этого, — и, указывая на свое горло, он добавил: — Я присоединился к вам для того, чтобы получить вот сюда стрелу”. Пророк ответил: “Аллах исполнит твое желание, если ты был честен в своих делах с Ним”. Затем произошла другая битва, в которой он был убит. Когда Пророку показали его труп, он заметил: “Он был честен с Аллахом, и вот Аллах тоже поступил с ним честно” [100].

Полное подчинение

 

Непокорные арабы, такие необузданные в своих обычаях, настолько полно подчинялись руководству Веры, что теперь они уже не могли нарушать Божественный Закон. Они приняли Владычество Аллаха в самом полном смысле. В мире и в войне, в радости и печали, во всех жизненных ситуациях, в каждом повороте дел и в мельчайших деталях своих забот они обращались к Нему за наставлением и помощью и выполняли Его повеления без малейших колебаний.

Они знали язычество. В нем они родились и выросли. Поэтому они могли полностью оценить значение Ислама и понять, что Ислам означал замену одного образа жизни другом, переход от анархии желаний к правилам Аллаха. После того, как было услышано Слово Аллаха, не оставалось места для личных мнений. Ослушаться Пророка, спорить с ним, передавать свое дело в суд, где не руководствуются законами Аллаха, ставить свою семейную традицию выше Веры — теперь все это было абсолютно невозможно. Они отвергли язычество in toto (в целом) и искренне вошли в новое и более полное существование.

Однажды Фудала бин Умайр бин Мулауа вознамерился убить Пророка во время тауафа[101] Каа'бы. Когда Фудала приблизился к нему, Пророк осведомился: “Это ты, Фудала?”. “Да, это я, о Пророк Аллаха”, — ответил Фудала. “Скажи мне, — спросил Пророк, — с каким намерением ты пришел”. “Мне нечего сказать, — ответил Фудала, — я только поминал Аллаха”. На это Пророк улыбнулся и положил руку на сердце Фудала. Мир в сердце Фудала был восстановлен. Впоследствии он рассказывал, что когда эта рука поднялась, Пророк показался ему таким красивым, словно Аллах не создал ничего прекраснее. На обратном пути Фудала встретил свою любовницу, которая пригласила его поболтать, но он отказался. Он сказал, что для таких вещей нет места после того, как человек покорился Исламу[102].

Истинное знание

 

Пророки делились с человеком истинным знанием о существовании Аллаха, Его свойствах и действиях. Они закладывали основы, на которых человек мог воздвигнуть здание своего духовного поведения, не вдаваясь в бесплодные метафизические рассуждения о “бытии” и ^знании”. Но человек оставался глухим. Вместо того, чтобы быть благодарным за Божественное руководство, он позволял кораблю своей мысли дрейфовать в неведомых морях. Он вел себя, как исследователь, который, отложив в сторону географические карты и схемы, пытается самостоятельно определить каждую высоту, промерить каждую глубину и измерить каждое расстояние. Результатом таких попыток могут быть только немногие отрывочные заметки, да разбросанные там и сям отдельные контуры. Поэтому когда люди пытались достичь Аллаха с помощью одного лишь разума и без помощи света, который проливало Учение Пророка, знание Аллаха, собранное ими, представляло собой немногим более, чем случайные мысли, противоречивые теории и непродуманные выводы

Сподвижники Пророка Мухаммада (меиб) были дважды благоcловлены в этом отношении, потому что, приняв его руководство, они были избавлены от тщетных поисков спекулятивной теологии, касающейся существования и природы Аллаха, и могли свободно посвятить свою энергию более плодотворным занятиям. Они были хранителями Богооткровенного Слова. Вследствие этого они смогли удержать сущность веры, в то время как другие владели только ее тенью.

 

Букет человечества

 

Исламская концепция Бога как Творца, Кормильца и Хранителя всех наций и народов и всемирный масштаб миссии Пророка Мухаммада (меиб) уничтожили все барьеры крови, цвета кожи и географии, разделяющие людей, и сплотили человечество в одну семью. В Исламе все люди составляли, можно сказать, единый букет человечества. Они — дети одного отца, Адама (меиб), и потому образуют одну семью. Араб не имел превосходства над не-арабом, и не-араб не имел превосходства над арабом. Самым почитаемым был самый праведный.

Пророк подчеркивал: “О люди, поистине Аллах снял с вас позор невежества и гордость происхождением. Есть лишь два вида людей: те, которые праведны и богобоязненны и почтенны в глазах Бога, и те, которые порочны и грешны и бесчестны в глазах Аллаха” [103].

Типичным для его учения был совет, который он дал Хазрету Абу Зарру: “Учти, ты не выше и не лучше любого другого, если, конечно, ты не превосходишь его в добродетели”.

Типичным является также утверждение, которое он повторял перед своим Создателем ежедневно во время поздних ночных намазов: “Я свидетельствую, что все люди – братья” [104].

Он сурово осуждал все, что ведет к разделению человечества на группы и течения. Он говорил: “Тот, кто живет в какой-либо группе [105] - это не один из нас. Тот, кто умирает в какой-либо группе, - это не один из нас. Тот, кто защищает деление людей на группы, — это не один из нас” [106].

Однажды на поле битвы Мухаджир ударил Ансара, и Ансар воззвал: “О Ансары”. Следуя его примеру, Мухаджир тоже воскликнул: “О мухаджиры”. Пророк сразу же остановил их. “Прекратите эти мелочные призывы, - сказал он, - они отвратительны” [107].

Пророк отменил старые племенные представления о родственных связях, которые требовали от каждого защищать своего брата, независимо от того, был ли он обидчиком или обиженным. По его мнению, “помогать родственнику в несправедливом деле – это все равно, что пытаться удержать за хвост верблюда, который намерен прыгнуть в колодец”[108]. Ему удалось создать подлинно бесклассовое общество, в котором высшие и низшие, богатые и бедные, белые и цветные были слиты в едином братстве. Все группы людей охотно сотрудничали друг с другом и в случае необходимости стояли как один человек. Женщины были вверены Аллахом мужчинам; жены имели права по отношению к своим мужьям, а мужья имели права по отношению к своим женам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...