Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И бойтесь Аллаха; поистине Аллах ведает, что делаете вы.




Св. Кур'ан, 5.- S

Они не сами по себе внезапно вознеслись к власти из бездонной пропасти упадка. Кур'ан уже придал им форму. Пророк долгими годами постоянной заботы возвел их на высокий уровень благородства и чистоты. Пророк приучил их к суровой и добродетельной жизни; он привил им такие добродетели, как скромность и мужественное самопожертвование; он полностью очистил их от жадности и стремления к власти, известности или богатству. Он заложил основной принцип Исламского государственного устройства: “ Мы не доверяем должность в правительстве тому, кто добивается этой должности или как-либо иначе проявляет свое стремление к ней” [124]. Мусульмане были так же далеки от фальши, высокомерия и злобы, как белое от черного. Не напрасно им день и ночь внушались следующие аяты из Кур'ана:

“Это жилище в будущей жизни Мы предназначили для тех, которые на земле не хотят себя возвышать или распространять нечестия. Такое воздаяние — благочестивым.”

Св. Кур'ан, 28:83

Вместо того, чтобы домогаться власти и ответственного положения, они принимали их с большой неохотой, и когда они все же принимали официальную должность, то принимали ее как залог от Аллаха, которому они должны будут дать в День Суда полный отчет в своих совершенных и несовершенных грехах, Священный Кур'ан гласит:

“Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество
владельцам его и когда вы судите между людами, то судите по справедливости”.

Св. Кур'ан, 4:58

“Он — тот, который сделал вас (Своими) преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас в том, чем Он вас наделил. Поистине, Господь твой скор в совершении возмездия и, поистине. Он — Прощающий. Милосердный!”

Св. Кур'ан, 6:165

Далее, мусульмане не были представителями какой-то определенной расы или страны, и они не собирались устанавливать арабский империализм. Их миссия была всемирной миссией веры и свободы. Они, к счастью, были свободны от всяких болезненных навязчивых идей, касающихся цвета кожи и территориальной национальности. Для них все люди были равны. Кур'ан подчеркивал:

«О люди! Мы сотворили вас от мужчины и женщины, составили из вас народы и племена, чтобы вы знали друг друга. Перед Аллахом, тот из вас более достойный, кто из вас более благочестивый. Аллах - Знающий, Ведающий.

Св. Кур'ан, 49:13

Однажды сын Амра бин аль-Аса, наместника Египта, ударил кнутом простого египтянина. Это стало известно Халифу Умару. Халиф не проявил ни малейшего внимания к высокому положению отца обидчика и велел египтянину немедленно отомстить за причиненный ему вред. Отцу обидчика он сделал следующий многозначительный упрек: “Почему ты сделал их рабами, если они были рождены свободными?” [125].

Арабы щедро делали блага Веры, культуры и учения доступными неарабам. Когда речь шла о присуждении высших почестей и должностей в государстве, для них не были важны национальность или родственные связи. Они были, так сказать, облаком блаженства, которое щедро проливало дождь на весь мир и от которого все народы повсюду свободно получали пользу в соответствии со своими возможностями[126].

Арабы допускали свободное и равное сотрудничество всех наций в установлении новой социально-политической структуры и в продвижении человечества по направлению к более полному и богатому моральному идеалу. В Исламском государстве не было ни деления по национальному признаку, ни преград, связанных с цветом кожи, ни имущественных прав, ни священничества, ни наследственной знати. Никому не предоставлялись какие-либо особые преимущества. Ничто не мешало неарабам превзойти арабов в различных областях жизни. Даже в качестве докторов Фикха [127] и Хадисов [128] многие неарабы достигли высот, которыми гордятся мусульмане вообще и арабы в частности. Ибн Халдун пишет: “Поражает тот исторический факт, что хотя их религия имеет арабское происхождение и Закон, принесенный Пророком, имел арабский облик, тем не менее, за немногими исключениями, все выдающиеся ученые в мусульманской миллят, как в теологических, так и в светских науках, — неарабы. Даже те, кто являются арабами по рождению, — неарабы по воспитанию, языку и образованию”[129]. В течение последующих столетий из рядов неарабских мусульман продолжали выходить выдающиеся вожди, государственные деятели, святые и ученые. Совершенно очевидно, что это было бы невозможным, если бы арабы были скупыми или предубежденными против того, чтобы предоставлять равные возможности людям других национальностей в Исламском мире.

Человечество имеет много сторон — физическую, эмоциональную, социальную, моральную, умственную и духовную. Мы не можем пренебрегать одной из них в пользу другой. Человечество не сможет подняться до высочайшего уровня, если не будет должным образом введен в действие каждый человеческий инстинкт. Бесполезно надеяться на построение здорового человеческого общества до тех пор, пока не создана интеллектуальная, материальная, моральная и духовная среда, в которой человек может развить свои скрытые возможности в согласии с Божьим планом творения. Мы знаем по опыту, что эта цель останется лишь мечтой, пока бразды цивилизации не находятся в руках тех людей, которые уделяют должное внимание как материальным, так и духовным жизненным потребностям и, обладая высокоразвитым моральным и духовным чувством, в то же время могут по достоинству оценить требования человеческой природы и взаимоотношения между личностью и обществом.

Неправильное сочетание материальных и духовных элементов во внутренней природе человека неизбежно проявится во всем облике и организации общества. Таким образом, если общество выделяет только одну сторону жизни — материальный прогресс — и не подозревает об ее духовной стороне и абстрактных реальностях, таких как Воскресение и Загробная жизнь, и достигает господства над миром, его цивилизация будет проявляться в материальных объектах, таких как кирпич, камень, бумага, ткань, сталь и свинец; оно будет вращаться вокруг судов, полей битвы, заводов, танцевальных залов, отелей, клубов и театров, и там процветать и богатеть. Но в семейной жизни, в моральной и в других сферах человеческой жизни не будет различия между человеком и зверем. Короче говоря, цивилизация станет подобна тучному телу, которое на первый взгляд кажется цветущим, а на деле является жертвой бесчисленных болезней.

Точно так же, если к власти приходит община, которая отвергает мирские интересы и отрицает личность, заботясь только о духовных материях, природные возможности человека не будут развиваться, и цивилизация умрет. Под ее влиянием люди отрекутся от мира и станут отшельниками. Они будут предпочитать безбрачие семейной жизни, а жизнь в пещерах и лесах — жизни в поселках и городах. Высшей формой религиозной практики станет самоистязание, с тем, чтобы ослабить власть тела над душой и “очистить” дух человека. Смерть получит превосходство над жизнью, потому что через нее человечество будет спасено от смятения “духа материи”, и получит доступ к покою “мира духа” и завершит свой духовный прогресс.

Поскольку такая философия противоречит естественному порядку вещей, всякий раз при возникновении такого общества дух человека вскоре яростно восстает против него, как только проходит первая вспышка энтузиазма, и мстит за себя, безумно бросаясь в другую крайность — к вульгарным материальным развлечениям и распутству.

Очень немногие из общин, которым выпала честь нести факел цивилизации в разные исторические эпохи, смогли установить гармоническое равновесие между мирским и духовным, между телом и духом или между разумом и чувствами. В общем, они были в умственном и духовном отношении либо грубо материалистичными, либо просто отшельническими, и в результате человечество почти все время колебалось между противоположными крайностями материализма и монашества.

 

Уникальность Сподвижников

 

Сподвижники Святого Пророка уникальны в том смысле, что религия, мораль, социальный динамизм, политика, т.е. все различные аспекты цивилизованного общества отразились в их жизни самым прекрасным образом. В их душах не было раскола, не было губительного отсутствия цельности. Благодаря этому они идеально подходили для того, чтобы управлять человечеством. В результате мы не видим в известной нам истории человеческого рода более благоприятного для него периода в истинном смысле этого слова, чем тот, который известен у мусульман под названием Хилафат-и-Рашида[130]. В эту эпоху все материальные, моральные и духовные возможности человека были пущены в ход, чтобы сделать его идеальным гражданином идеального Государства. Государство оценивалось на основании критерия морали, а нравы оценивались с точки зрения их полезности для того, чтобы поднять значение вечных ценностей человечества и установить справедливость в человеческом обществе. Хотя Исламская Держава была самым сильным и богатым государством своего времени, ее известными героями и идеальными личностями были те, кто обладал не мирской славой, а чистотой и благородством характера. Между силой и моралью не было несоответствия. Материальному успеху не позволялось опережать моральный прогресс. Вот почему в Исламском мире преступность была очень низкой, несмотря на изобилие богатств и значительную разнородность его населения. Короче говоря, эта эпоха была самой прекрасной весной, какая случалась в истории человечества до наших дней.

Все это было возможно благодаря моральной силе веры, совершенству и подготовке тех, которые находились у кормила мусульманского государства. В каком бы качестве они ни служили государству, они вели себя как лучшие, совершенные образцы исламской морали. Как администраторы, или мелкие чиновники, или солдаты, или полицейские, они выполняли свои обязанности с примерной скромностью, справедливостью и благочестием.

Безупречный характер и качества мусульманских солдат были однажды превознесены римским офицером в таких словах: “Ночью видишь, что они читают намаз; днем видишь, что они постятся. Они держат свои обещания, предписывают добрые дела, пресекают зло и придерживаются полного равенства в своей среде” [131].

Другой свидетельствовал так: “Они всадники днем и аскеты ночью. Они платят за свою еду на захваченных ими территориях. Они здороваются первыми, когда приходят куда-либо, и они доблестные воины, которые просто сметают врагов” [132].

Третий сказал: “Ночью кажется, что они не принадлежат к этому миру и у них нет другого занятия, как только читать намаз, а днем, когда видишь их верхом на конях, чувствуешь, что они всю свою жизнь не занимались ничем другим. Они — великие лучники и великие копейщики, но они настолько глубоко религиозны и поминают Аллаха так много и так часто, что в их обществе почти не слышишь разговоров ни о чем другом” [133].

Благодаря этой моральной основе их воспитания, когда сказочная корона и “Ковер весны” иранских Хосроев попали в руки мусульманских солдат после победы при Мадаине, они немедленно передали их своему командиру, который переслал их Халифу в Медину. Увидев эти предметы, Халиф преисполнился восхищением перед высокой честностью тех солдат, которые нетронутыми передали их своему командиру, и тех, которые благополучно доставили их в Медину[134].

 

Исламский взгляд на жизнь

 

Из всех религий только Ислам принимает жизнь во всех ее аспектах. Он не стоит, как преграда, между человеком и его законным желанием жить. Он не рассматривает земное существование человека как мрачную долину горестей или как наказание за какой-то первородный или наследственный грех. В то же время он не смотрит на эту жизнь как на мимолетную возможность материального удовлетворения или как на место для чувственных наслаждений. Ислам объявляет жизнь божественным даром, благодаря которому человек может достигнуть близости к Аллаху и достигнуть совершенства, полностью используя возможности своего тела и духа. Это возможность действовать, чтобы проявить себя наилучшим образом; другой возможности после этого не будет.

“(Тот), кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас, кто из вас лучше по деяниям”.

Св. Кур'ан, 67:2

“Поистине, Мы сделали то, что есть на земле, украшением для нее, чтобы испытать их, кто из них лучше своими поступками”.

Св. Кур'ан, 18:7

Сподвижники Пророка рассматривали вселенную как владение Бога, в котором Он создал их в первую очередь людьми, а затем мусульманами, чтобы они служили Его Наместниками и хранителями тех, кто обитает там.

“...Я установлю на земле наместника...”

Св. Кур'ан, 2:30

“Он — тот, который сотворил для вас все, что есть на земле...”

Св. Кур'ан, 2:29

“Мы ущедряем сынов Адама, водим их по суше и по морю, воздаем им блага и оказываем особое преимущество над многими из Наших созданий”, Св. Кур'ан, 17:70

 

“Тех из вас, которые веруют и делают благочестивые дела, Аллах обещал сделать наместниками, как некогда сделал наместниками тех, которые были до вас, утвердить их образ жизни, который Он избрал для них, и заменить прежний страх их безопасностью. Они будут поклоняться Мне, никого не признавая соучастниками со Мною”.

Св. Kyp ' a н, 24:55

Аллах даровал людям право наслаждаться благами земли, не будучи глупыми, суетными или расточительными:

“...Ешьте, пейте, но не будьте неумеренны, потому что (Аллах) не любит неумеренных”.

Св. Кур'ан, 7:3]

“Скажи: кто запретил прекрасные дары Аллаха, которые Он предоставил рабам Своим и прелести из удела? Скажи: все это в земной жизни для тех, которые веруют, (но) только для них (верующих) в день воскресения...”

Св. Kyp'aн, 7:32

Мусульмане были назначены пастырями человечества. Их религиозная обязанность — удерживать человечество на верном пути, устранять несовершенства из человеческого общества, защищать слабых и устанавливать на земле справедливость и мир.

Священный Кур'ан гласит:

“Вы — самая лучшая из общин, явившаяся для (блага) человечества: вы повелеваете доброе и запрещаете злое и веруете в Аллаха”.

Св. Кур'ан, 3:110

“О вы, которые веруют! Будьте стойкими в справедливости, свидетелями перед Аллахом...”

Св. Kyp'aн, 4:135

Мухаммад Асад замечательно подвел итог Исламской концепции жизни как уравновешенного гармонического целого, которое не может раздваиваться на физическое и духовное. Он говорит:

“...Если Ислам не разделяет мрачного отношения к жизни, которое выражает Христианство, он, тем не менее, учит нас не преувеличивать ценности жизни, как это делает современная западная цивилизация. Христианский взгляд таков: земная жизнь — это нехорошее дело. Современный Запад — в отличие от Христианства — поклоняется жизни точно так же, как обжора поклоняется своей пище: он пожирает ее, но не испытывает к ней уважения. Ислам, напротив, смотрит на земную жизнь со спокойствием и уважением. Он не поклоняется жизни, но рассматривает ее как преходящую стадию на пути к высшему существованию. Но именно потому, что это стадия, и необходимая стадия, человек не имеет права пренебрегать земной жизнью или даже недооценивать ее значение. Наше путешествие по этому миру является необходимой, определенной частью Божьего плана. Поэтому человеческая жизнь имеет огромную ценность; но мы никогда не должны забывать, что это чисто служебная ценность. В Исламе нет места ни материалистическому оптимизму современного Запада, который говорит: “Мое царство только от мира сего”, ни Христианскому презрению к жизни: “Мое царство не от мира сего”. Ислам идет срединным путем. Кур'ан учит нас молиться:

“...Господи наш! Дай нам благо в этой жизни и благо в будущей (жизни)”.

Св. Кур'ан, 2:201

Таким образом, оценка по достоинству этого мира и его благ - ни в коей мере не помеха для наших духовных свершений. Материальное процветание желательно, хотя оно само по себе и не является целью. Целью всей нашей практической деятельности должно быть создание и сохранение таких личных и социальных условий, которые могут быть полезны для развития в людях моральной стойкости. В соответствии с этим принципом, Ислам ведет человека к сознанию моральной ответственности во всем, что он делает, большом и малом. Хорошо известной евангельской заповеди: “Отдайте кесарю кесарево, а Богу Божье” - нет места в теологической структуре Ислама, потому что Ислам не допускает различия между моральными и практическими требованиями нашего существования. Везде может быть только один выбор: выбор между Правдой и Неправдой – и ничего промежуточного. Отсюда настойчивое требование действия как необходимого элемента морали. Каждый отдельный мусульманин должен быть ответственным за все, что происходит вокруг него, и бороться за торжество Правды и уничтожение Неправды всегда и везде.

Поддержка такого подхода содержится в стихе Kyp'aнa:

“Вы – самая лучшая из общин, явившаяся для (блага) человечества: вы повелеваете доброе и запрещаете злое и веруете в Аллаха”, Св. Кур'ан, 3:110

 

Вот моральное оправдание агрессивной активности Ислама, оправдание завоеваний раннего Ислама и его так называемого “империализма”. Потому что Ислам — “империализм”, если мы должны употреблять этот термин; но этот тип империализма руководствуется не стремлением к господству, он не имеет ничего общего с экономическим или национальным эгоизмом, ничего общего с жаждой увеличения своих удобств за чужой счет, и никогда не означал принудительного обращения неверующих в веру ислама. Он всего лишь означал, как означает и сегодня, создание в мире условий для наивысшего духовного развития человека. Моральное знание, в соответствии с учением Ислама, автоматически возлагает на человека моральную ответственность. Простое платоническое умение отличать Правду от Неправды, без стремления утвердить Правду и разрушить Неправду, является само по себе безнравственным. В Исламе нравственность живет и умирает вместе с человеческим стремлением упрочить ее победу на земле” [135].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...