Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последствия установления власти мусульман




 

Установление власти мусульман и наступление эры Исламской цивилизации в первом столетии Хиджры были событиями, которые по своему значению не имеют себе равных в моральном и социальном развитии человека. Эти события привели Мир Невежества к кризису беспримерных масштабов. До тех пор Ислам был не более чем религиозным движением, но после этого он предстал как завершенная цивилизация — утонченная, прогрессивная и полная энергии.

Таким образом, в мире существовали две противоположные системы: одна была всеобъемлющей, легко понятной, практичной, богооткровенной Верой, а другая представляла собой вздорную смесь жесткого формализма, предположений, суеверий и мифов.

Замечательное общество Исламской идеологии было создано на надежной духовной основе. Подлинное внимание там уделялось не материальному процветанию, а развитию моральных сил человека и метафизической ориентации жизни. Таким образом, душа человека была свободна от противоречий со своим окружением. Она была удовлетворена. Не было ни жадности, ни ненасытного стремления к мирской власти или богатству. Правительство твердо отстаивало беспристрастность и равенство и чувствовало себя в той же степени ответственным за моральное и духовное процветание своего народа, как и за защиту его жизни и собственности. Его наместники и администраторы были также и лучшими гражданами Исламского Государства; самые возвышенные аскеты нередко встречались среди тех, кто имел самые большие возможности наслаждаться всеми видами удобств и роскоши.

Противоположность общественному здоровью и духовной жизни исламского мира представляли алчность, неразбериха и вульгарность Мира Невежества, где каждый, кто обладал властью, словно изо всех сил стремился урвать побольше, пока была возможность.

 

Ислам и человечество

При таком положении дел люди, не колеблясь, переходили из Мира Невежества к Свету Ислама. Им нечего было терять, а приобрести они могли все. Ислам предлагал им бальзам убеждений, сладость веры, членство в демократическом, космополитическом обществе - обществе, где действительно не было никаких различий, — и защиту сильного государства. Естественно, границы Ислама расширялись очень быстро.

Последствия роста Исламской мощи были исключительно серьезными. Стало легко идти по пути Благочестия. Еще вчера было опасно повиноваться повелениям Бога; теперь же стало наоборот. Больше не нужно было проповедовать послание веры тайно:

“Вспомните, когда вас было мало и вы были презренны на земле, в страхе, что люди (враги) могут вас уничтожить. Но Он (Аллах) дал вам убежище, укрепил вас Своей помощью, наделил вас благами для того, чтобы вы были благодарными”.

Св. Кур'ан, 8:26

 

Возрождение человечества

Люди, которые вступили под сень Ислама, теперь могли более эффективно направить свои усилия на моральное и духовное возрождение человечества. Они могли с большим успехом выполнить задачу установления правды и запрещения неправды. В мир хлынули омолаживающие потоки Ислама, повсюду наполняя людей новой жизнью и беспримерным стремлением к прогрессу. Были найдены утраченные жизненные ценности. Язычество стало признаком реакционности, а приверженность Исламу считалась прогрессивной. Даже те народы, которые не попали непосредственно под влияние Ислама, хоть они и не осознавали этого, испытали благотворную свежесть и жизненность новых творческих импульсов, порожденных его воздействием на значительную часть мира. Многочисленные аспекты их мысли и культуры сохранили свидетельства волшебного прикосновения Ислама. Все реформаторские движения, возникшие в их среде, обязаны своим происхождением влиянию Ислама.

Даром Ислама всему человечеству было восстановление веры человека в Единственного Аллаха. Мусульмане настолько энергично и бескомпромиссно отстаивали доктрину монотеизма, что даже тринитарианцам и идолопоклонникам приходилось выдвигать оправдания и объяснения своих религиозных идей и способов поклонения.

 

Ислам и Христианство

 

Вначале они были шокированы при упоминании идеи Божественной Единственности и восклицали:

“Неужели вместо этих богов он (Пророк) провозглашает Единого Бога? Поистине, это ведь вещь удивительная!”

Св. Кур'ан, 38:5

Затем они приложили все усилия, чтобы объяснить, что их верования и обычаи не противоречат вере в Единственность Аллаха. Среди Христиан появилось множество сект, отрицавших Божественность Иисуса (мир ему) и объяснявших доктрину Троицы таким образом, чтобы включить ее в орбиту монотеистических учений. Вера в то, что священнослужители являются посредниками между человеком и Аллахом, также подвергалась суровой критике со стороны Христианских реформаторов и, в конце концов, была отвергнута. В Европе в восьмом веке возникло движение против обычая исповедоваться перед священниками. Утверждали, что человек должен обращаться непосредственно к своему Создателю, без помощи посредников. Вдобавок к этому в Христианском мире возникло враждебное отношение к живописи и статуям в церквах, которые поддерживали такие могущественные римские императоры, как Лев III, Константин V и Лев IV. Император Лев III в 726 г. А.С. издал декрет, запрещавший поклонение изображениям. В 730 г. А.С. он провозгласил живопись и скульптуру пережитками язычества. Это новое явление в самом сердце греко-римской культурной зоны, бесспорно, было отголоском послания Ислама, которое постигло Европу через Испанию. Клавдий, один из пионеров этого движения, родился и воспитывался в мусульманской Испании[136]. У него был обычай предавать огню любую икону или картину, которая была найдена в его епархии. И сама Реформация, несмотря на все ее недостатки, была вдохновлена Исламом.

 

Ислам и Европа

 

Однако не только в области религии Ислам придал новый импульс жизни Европы, нет ни одной стороны европейского возрождения, которая не была бы обязана Исламской мысли. Мы процитируем следующие строки Робера Бриффо:

“Ибо несмотря на то, что нет ни одного аспекта европейского развития, где не прослеживалось бы решающее влияние Исламской цивилизации, нигде оно не является таким ясным и таким важным, как в происхождении той энергии, которая составляет постоянную отличительную силу современного мира и высший источник его победы — естественных наук и научного склада ума” [137].

“Наука — это самый важный вклад арабской цивилизации в современный мир... Не одна только наука вернула Европу к жизни. Другие многосторонние воздействия цивилизации Ислама вызвали ее первый проблеск в европейской жизни” [138].

 

Ислам и Индия

 

Вклад исламской цивилизации в культуру различных народов Индии также был очень важным. Во многих прогрессивных чертах социально-культурной структуры различных индийских общин, как, например, уважение к женщинам и их правам, можно проследить влияние, оказанное на них Исламом через различные каналы. Вполне можно утверждать, что после появления ислама ни одна культурная или религиозная система по справедливости не может отрицать, что она многим обязана Исламу и мусульманам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...