Всемирное господство материализма
Это трагический факт современной жизни — не существует ни одной общины, заслуживающей такого названия, в Европе, Азии, Африке или Америке, которая бы действительно противостояла языческой философии материализма. Такие нации, как немцы в Европе, японцы или индийцы в Азии, все больше убеждаются в достоинствах материализма. Идеологические различия, которые наблюдаются в современном мире, — это просто побочные эффекты всеобщей борьбы за политическое главенство. Они не имеют отношения к моральным или духовным убеждениям. Гордость могущественной нации просто не может допустить, чтобы другая нация господствовала на международной арене. Ни одна нация не чувствует склонности к тому, чтобы взяться за моральное возрождение человечества, если бы ей представилась такая возможность.
Коммунистическая Россия
Хотя на первый взгляд Россия производит впечатление, что она отличается от остальных западных стран, на деле она является зрелым плодом западной цивилизации. Единственное ее отличие состоит в том, что она сбросила маску лицемерия и привела к логическому завершению социальные и этические концепции, которые западные философы развивали в течение столетий. Коммунисты не были удовлетворены той скоростью, с которой Запад стремился к антирелигиозным и антидуховным идеалам своей цивилизации. Они ускорили темп и достигли цели, поставленной перед собой западными нациями, а сделав это, они теперь стараются занять такое положение, чтобы иметь возможность перетянуть на свою сторону остальное человечество.
Восточные нации
Положение восточных наций никак не назовешь благоприятным. Те же побуждения и стремления, которые правят Западом, хранятся и в их сердцах. Их лидеры расходятся с Западом только в одном: они не хотят, чтобы их нации эксплуатировались западными нациями. В наше время они стремятся быть независимыми. Кроме этого, между восточными и западными нациями нет принципиальных различий в образе мыслей. Народы Востока сопротивляются тому, чтобы западные идеи и идеалы были навязаны их странам людьми Запада; они хотят, чтобы им дали возможность сделать это самим. Они не хотят отказаться от идеалов западной цивилизации. Они только хотят сами быть факелоносцами этой цивилизации. Далее, у многих восточных общин есть свои собственные традиции язычества, - вдобавок к тем, которые они впитывают вместе с языческими идеями Запада. Несомненно, если они придут к власти, в сфере их влияния будут развиваться черты обоих видов язычества.
Мусульманин как союзник язычества
Можно только сожалеть о том, что традиционный враг язычества, мусульманин, тоже стал его союзником и служит ему как верный слуга во многих частях света. Нужно ли лучшее подтверждение всеобщего триумфа язычества, чем то, что мусульмане считают своими друзьями и доброжелателями те страны, которые стоят во главе языческого движения нашей эпохи? Современный мусульманин полностью оставил мысль о лидерстве; он потерял веру в себя. Весь его образ мыслей сформирован скрытыми течениями язычества. В мусульманских государствах проявляются те же материалистические тенденции, которыми отмечена западная социальная система. То же самое порабощение земными желаниями быстро становится символом веры общины, в чьей религии краеугольным камнем является идея, что истинная жизнь — это жизнь грядущая. Ее забота о загробной жизни уменьшается день ото дня. Она подчиняет свои этические принципы материальной целесообразности с радостной готовностью, которая просто удивительна. В некоторых отношениях мусульмане превосходят западные народы в прославлениях материального богатства.
Луч надежды
Но именно здесь и можно увидеть единственный луч надежды. Все общины в мире, за единственным исключением последователей Ислама, утратили свое наследие — Божественное руководство. Свет Пророческого учения покинул их сердца. Ход времени затруднил их связи с подлинными источниками их духовного подъема. Опыт религиозных реформаторских движений прошлого среди разных народов исключает возможность того, что их взгляды могут быть принципиально изменены путем возвращения религии в их жизнь. Их основные идеи полностью противоположны религиозной концепции жизни. На этом фоне выделяется духовное наследие мусульман, которое сохранилось в своей первозданной чистоте. Полные сведения о жизни и Хадисах (преданиях) Святого Пророка и жизни его Сподвижников, в которых содержится ключ к пониманию достопамятного подъема Ислама, по-прежнему доступны им без малейшего искажения. Более того, среди них по-прежнему работает группа людей, восстанавливающих и реформирующих религию, поддерживающих их дух, питающих их души и хранящих их от возврата к Невежеству. Дело в том, что мусульманский ум по самой своей природе так устроен, что его нельзя заставить впитать языческий материализм, — разумеется, за исключением того случая, когда вся его структура разрушена и перестроена заново.
Знаменосцы Веры
В одной из предыдущих глав рассказывалось, что Святой Пророк сказал о мусульманах во время битвы при Бадре: “О Боже, если эти (Верующие) погибнут, на земле не останется никого, чтобы поклоняться Тебе”. Это не менее справедливо по отношению к ним и сегодня, потому что если есть кто-то, кто может противостоять язычеству и предложить миру альтернативный план жизни, так это они и только они. План Ислама — это вечный план. Он сохранил свою силу на все времена. Благодаря своей религии мусульмане являются моральными хранителями человечества, и они вернутся к выполнению своего долга, когда пробудятся от сна. Этот день будет судным днем для народов мира. Они, несомненно, обладают искрой, которая, когда (и если) она разгорится, сожжет все здание Невежества.
Аллама Икбал, чтобы выразить эту истину, использовал в качестве средства духа-президента Ордена Невежества, самого Дьявола, в своей поэме под названием “Консультативный совет Дьявола, 1936”. В ней показаны злые духи всего мира, которые собрались вместе, чтобы обсудить новые ситуации, угрожающие их нечестивой системе. Один из советников упоминает Демократию как “новейший, из пороков нового мира”. Другой упоминает имя Коммунизма. Он говорит: Эта растущая опасность внушила такой благоговейный страх, Что содрогнулись, ручьи, холмы и дальние горы. О Господи, мир вот-вот рухнет, Мир, который зависит только от Твоего руководства. Дьявол успокаивает их страхи и объясняет им планы, которые он составил, чтобы противостоять этим угрозам. Затем он говорит о том, что, по его мнению, представляет настоящую опасность, и хотя против нее он тоже придумал соответствующий способ борьбы, однако ее возможности столь ужасны, что он все время размышляет об этом. Далее он говорит: “Если я и боюсь чего-то, так это людей, чей пепел еще содержит искру Желания, временами я вижу среди них тех, кто в слезах совершает вуду рано поутру”. Тот, кому известны секреты Истории, знает, Что не Коммунизм опасен будущему, а Ислам. Я знаю, что они покинули Кур'ан, И теперь Капитализм — религия Верующего; В непроглядной ночи, которая опустилась на Восток. Мудрецы “Харама” [249] лишены света веры. Но боюсь я, что из нужд этого века может Закон Пророка вновь возникнуть. Опасайтесь Закона Пророка, стократно опасайтесь! Защитника женской чести, Испытателя мужчин, Создателя мужчин, Голоса смерти для всех форм рабства. В его владениях нет различия между Правителем и управляемыми, Он очищает богатство от грязи, И богатых он делает лишь хранителями своего добра. Может ли что-либо быть важнее этого, — Что земля принадлежит Богу, а не царям? Чем больше этот Закон скрыт от глаз, тем лучше. К счастью, сам мусульманин лишен веры. Пускай он растрачивает свои силы на мелочные толкования Книги
И беспомощно бродит во мраке теологии. Затем Сатана дает такое наставление своему совету: Пусть ночь упадка не увидит рассвета Для того, чьи могущественные “такбиры” в состоянии разрушить заклятия времени и пространства. Я говорю вам, не допускайте его в мир действия, Пусть все его шаги на шахматной доске жизни будут напрасны. Для него поистине, лучше всего такая поэзия и мистика, Которые скрывают от его глаз обширное зрелище жизни. Каждый миг я трепещу при мысли о пробуждении тех, У чьей веры подлинная цель — руководить Вселенной.
Послание
Мир Ислама все еще может принести разочарованному человечеству послание веры и жизни. Это то послание, которым Святой Пророк (меиб) поделился с ним около 1400 лет тому назад. Это простое, активное, сияющее послание, и мир не может надеяться получить послание важнее и величественнее, чем это. Это то самое послание, которое побудило мусульман Медины выйти из своих домов и рассеяться по всему свету; это то самое послание, которое так превосходно было сформулировано представителем мусульман перед императором Ирана, который спросил последователей Ислама, что привело их в его страну: “Мы посланы Аллахом, чтобы вывести тех, кого Ему угодно, из подчинения Его рабам в подчинение Ему; и из ограниченности этого мира в беспредельность Иной жизни; и из-под гнета других религий к равенству и справедливости Ислама”. Ни слова в этом послании нельзя изменить даже и сегодня, более чем тринадцать столетий спустя после того, как оно впервые было принесено. Оно точно так же способно затронуть умы и наполнить сердца в двадцатом столетии, как это было в шестом. Сегодня тоже человечество лежит ниц перед ложными божествами, изваянными и неизваянными, поклонение Единственному Трансцендентальному Аллаху становится редким, зверь в человеке вышел на свободу, и церковники, правители, капиталисты и политические лидеры возвели себя на головокружительные высоты божественности. Мир при всей его обширности стал более ограниченным, мрачным и душным, чем когда-либо прежде. Преклоняясь перед материальной силой, современный человек отказывается признать существование какой-либо другой силы. Он стал пленником своих собственных материальных достижений. Он чувствует себя обманутым и побежденным и становится все более мелочным, требовательным, эгоистичным и скептическим. Каждый считает, что он один имеет право на жизнь, а все прочие могут убираться к чертям, кому они нужны! Политики и национальные лидеры сделали жизнь еще более ограниченной и трудной, воздвигнув внутри общества искусственные барьеры. Они завладели источниками жизни и связали структуры экономических и политических форм с желаниями и потребностями привилегированных классов. Земли, которые в прошлом славились своим богатством и плодородием, стали бесплодными. Целые народы попали, как беспомощные дети, под опеку чужестранцев. Современный образ жизни постоянно выковывает новые узы для человеческого духа, налоги и поборы становятся тяжелее день ото дня, мир подвергается опасности со всех сторон, и душевные стрессы, раздоры, мятежи и забастовки стали неотъемлемыми составными частями повседневного существования.
Сегодня снова необходимо “вывести людей из-под гнета других религий к равенству и справедливости Ислама”. Даже в двадцатом столетии существуют религии, изобилующие суевериями и фантастическими учениями, которые деспотически властвуют над своими последователями и ведут их, как глухих и немых животных. Есть также и новые — политические, экономические — религии, такие как - коллективизм, национализм и социализм, которые далеко превзошли древние языческие веры своей фанатичной нетерпимостью и тираничностью. “Подарком” именно этих догм человечеству были две последние мировые войны, рядом с которыми кровавые религиозные столкновения в старом Риме и яростные конфликты между церковью и интеллигенцией в средневековой Европе кажутся чем-то незначительным. И сегодня Послание Ислама призывает всех к поклонению и подчинению Единственному Аллаху и вере в Миссию всех Пророков, и особенно Пророка Мухаммада (меиб), и в Воскресение и Страшный суд. Вняв этому голосу, мир выйдет из тьмы Невежества, и дух человека будет освобожден. Человек восстановит свое равновесие и из узких пределов материального мира выйдет в мир, который хотя и заключен внутри него самого, однако простирается за пределы времени и пространства. Никогда не было более ясного понимания необходимости и полезности этого Послания, чем теперь. Цивилизация Невежества публично обесчещена. Ее позор с возмущением выставлен на всеобщее обозрение. Люди питают отвращение к жизни; они полностью разочарованы в интеллектуальных и культурных лидерах. Современная цивилизация серьезно больна. По всем признакам, наступил психологический момент, когда требуется коренное изменение в руководстве человеческими делами. До сих пор перемены в руководстве сводились только к смене персонала. Существенных сдвигов в мышлении не было. Для корабля человеческой судьбы не имеет большого значения, стоит ли у руля Британия, или Америка, или Россия, потому что их якоря в основном одинаковы, и они действуют в соответствии с одними и теми же интеллектуальными побуждениями. Единственное, что может излечить мир от его болезней и недомоганий, — это если руководство перейдет из рук, запятнанных кровью человечества, в те, которые предназначены для руководства человечеством, т.е. из рук Британии, Америки и России в руки последователей Пророка Мухаммада (меиб).
Возрождение веры Чтобы достичь этой цели, мир Ислама должен найти свои духовные корни. Он должен посвятить себя Исламу. У мусульман нет абсолютно никакой потребности в новой религии, в новом каноническом праве или в новом моральном учении. Подобно солнцу, Ислам был, есть и никогда не устареет. Пророчество Пророка Мухаммада (меиб) наделено неподвластностью времени. В наше время не будет никакого другого Пророка Аллаха. Его религия вечна, его учение бессмертно. Но мусульмане нуждаются в возрождении веры. Нельзя встречать новые опасности и противостоять новым вызовам при обветшалой вере и неправомочных обрядах. Разрушающийся дом не выдержит наводнения. Поддержку может оказать живая, сияющая и несгибаемая вера. Если Исламский мир стремится вдохнуть в человечество новый энтузиазм и новую жизнь, дать ему смелость, чтобы сопротивляться напору материализма и религиозного неверия и обращать его вспять, он должен сначала создать этот энтузиазм и эту жизнь в себе самом. Мусульмане должны внутренне переродиться. Они не могут отражать нападение нечестивого Запада, подражая его пустым культурным формам, обычаям и социальным концепциям, потому что таким вещам нет места при росте и подъеме наций. Все культурные подражания неминуемо унижают народ. Мусульмане могут показать себя только с помощью той внутренней силы, на которую Запад день ото дня становится все менее и менее способным. Секрет силы мусульманина заключен в его вере в Божественное воздаяние и награду в Загробной жизни. Если мусульманский мир поставит перед собой те же мирские идеалы и попадет в ту же сеть материальных желаний, что и Запад, то последний, имея большие запасы материальных знаний и сил, конечно, с полным основанием будет претендовать на превосходство. История рассказывает о временах, когда мусульмане становились равнодушными к внутренней силе, и источники духовной энергии внутри них пересыхали из-за бездействия. Затем возникали обстоятельства, когда требовались великие подвиги веры, и мусульмане пытались опереться на эту силу, но к своему ужасу обнаруживали, что она уже давно иссякла. Тогда они понимали, что причинили себе большой вред, пренебрегая ею, и предпринимали отчаянные усилия, чтобы искусственно вызвать ее, но тщетно. В такие времена бывали события, когда казалось, что честь Ислама поставлена на карту, и была надежда, что весь мусульманский мир вспыхнет от ярости и мусульмане примчатся отовсюду, чтобы защитить свои священные права, но ничего не происходило, кроме ряби и зыби там и сям. В глубине все оставалось мертвым и неподвижным. Основная задача, стоящая сегодня перед мусульманскими лидерами и мыслителями, — вновь зажечь пламя веры в сердцах мусульман. Они должны делать в этом отношении все, что делали ранние проповедники Ислама, и в то же время полностью отдавать себе отчет в тех возможностях, которые предоставила им современная эпоха. Кур'ан и Сунна все еще могут оживить иссохшие артерии Исламского мира. Их изучение и влияние по-прежнему могут зажечь в человеке желание разрушить цитадель Невежества. Они обладают живительным свойством, которое в состоянии пробудить дремлющий народ к новой жизни. Под их воздействием могут снова начаться смертельные схватки между верой и неверием, верностью и предательством, сердцем и интеллектом. Мир снова может стать ареной битвы между спокойствием ума и удобствами тела — битвы, которую приходилось вести всем пророкам и без которой не может возникнуть никакая жизненно важная перемена в моральном облике людей. Тогда в каждом мусульманском доме родятся возвышенные люди, полностью соответствующие описанию, содержащемуся в нижеследующих аятах Кур'ана:
“...Они были юноши, веровавшие в своего Господа, и Мы увеличили их усердие на прямом пути. Мы укрепили сердца их, когда они встали и сказали: “Господь наш — Господь небес и земли, кроме Него мы не призываем никакого бога (божества): если бы мы так сказали — это будет чудовищной ложью”. Св. Кур'ан, 18:13-14 Тогда мир снова увидит живые примеры религиозного рвения и самоотверженности духа Виляла и Аммара, Хаббаба и Хубайба, Сухайба и Мус'аба бин Умайра, Усмана бин Маз'уна и Анаса бин ан-Надра; ласковый ветер веры снова поцелует лик земли, и возникнет новый мир, совсем не похожий на тот, который мы знаем. Сегодня мусульманское общество представляет собой жертву самодовольства и готовности идти на компромисс с обстоятельствами. Опасности, которые так неумолимо приближаются к нему со всех сторон, оставляют его невозмутимым. Оно плывет по течению и не знает, куда. Его сердце лишено тепла желания. Крайне необходимо нарушить самодовольство этой Общины Верующих; ее надо убедить больше заботиться о благосостоянии человечества, чем о своих собственных интересах.
Зрелость взглядов
Независимо от того, какими большими материальными ресурсами может обладать нация, она не может надеяться занять видное место в мире без зрелости мысли. Она всегда будет играть на руку авантюристам и эксплуататорам. К несчастью, последователи Ислама не умеют различать добро и зло - и будут так же охотно доверять врагу, как и другу. Действительно, иногда врагам легче завоевать их доверие, чем доброжелателям. Святой Пророк (меиб) однажды сказал: “мусульманина не укусят дважды из одной и той же норы”. Теперь дело обстоит как раз наоборот мусульманина можно укусить не раз и не два, а сто раз, но он снова и снова будет совать палец в ту же нору. Политическая бдительность у них почти равна нулю. Они постоянно действуют так, словно приглашают иностранцев и собственных эгоистичных лидеров эксплуатировать их. Западные нации, наоборот, при всех своих моральных и духовных недостатках, характеризуются острой политической сознательностью. Там, где дело касается их собственных интересов, никто не сможет водить их за нос. Они тщательно выбирают своих лидеров. Как бы ни был знаменит лидер, если они чувствуют, что он уже сделал свое дело и нужен новый человек, они смещают его без колебаний. Вот почему этим нациям в общем и целом не угрожают махинации профессиональных политиков и нечестных лидеров. Их правители знают, что просвещенное общественное мнение внимательно наблюдает за ними. Мусульманский мир не может позволить себе тратить время на то, чтобы догнать Запад — внедрить в массы соответствующую сознательность и научить их ответственности достойных граждан. Нечего и говорить, что образование само по себе не показывает сознательности общины, хотя и является ее необходимым условием. В этом направлении должны предприниматься обдуманные и систематические меры. Мусульманские лидеры должны понять, что надежный народ не может состоять из людей, которые не умеют думать сами за себя, как бы ни был велик их энтузиазм. В их мыслях и чувствах нет стабильности. Они питают слабость к модным словечкам; они склонны думать скорее сердцем, чем мозгами. Любой лозунг может соблазнить их, любой фокусник может их одурачить. Хотя Ислам является Богооткровенной религией, и его корни заключены в Божественном Откровении и Пророчестве, он выработал в своем народе типичное сознание, — нечто более глубокое, крепкое и обширное, чем мы понимаем под этим словом сегодня. Он выработал четко антиязыческий склад ума и разум, который, при всей своей широте и гибкости, ни на миг не мог усвоить верования и представления, несовместимые с его основной схемой. Рассмотрим, например, такой случай. Благодаря учению Пророка (меиб), в умах его Сподвижников твердо закрепилась мысль, что несправедливость — зло, недопустимое ни при каких обстоятельствах. Они отказались от своих древних семейных и племенных пристрастий, считая, что в Исламе нет места таким вещам. И вот однажды они услышали, как Пророк (меиб) сказал: “Помогай своему брату, будь он обидчик или обиженный”. Если бы в их новом образе мыслей была хоть малейшая слабость, они охотно приняли бы эту заповедь в ее буквальном смысле, во-первых, потому, что это соответствовало традициям их рода, а во-вторых, потому, что они были глубоко убеждены: сказанное Пророком (меиб) отражает не его собственное мнение, а Божественное вдохновение. Их верность Пророку (меиб) была несравненной. И все же они не могли не спросить: “Конечно, следует помогать обиженному, о Пророк Аллаха, но как можно помогать обидчику?”. Пророк (меиб) объяснил, что помогать обидчику — это значит удерживать его от нанесения обиды. Это дало им новое понимание и просвещение. Но пока они не услышали его, они не были склонны принять даже совет Пророка (меиб), несмотря на их безоговорочную веру в него. Дело в том, что Ислам приучил их рассуждать, и они усвоили это. Точно так же однажды Пророк поставил одного из Сподвижников во главе армии и велел солдатам всегда повиноваться своему командиру. По дороге случилось так, что командир по какой-то причине рассердился на своих людей, велел разжечь большой костер и приказал солдатам идти в огонь. Солдаты отказались. Они сказали, что приняли Ислам для того, чтобы спастись от огня, а не чтобы идти в него. Когда об этом случае сообщили Пророку (меиб), он одобрил поступок солдат и сказал, что если бы они ступили в огонь, то уже никогда бы из него не вышли (имея в виду, что они пошли бы прямо в ад). Сподвижники не останавливались даже перед тем, чтобы публично требовать ответа у Халифа, если они подозревали, что он виновен в дурном поступке. Однажды, когда могущественный Халиф Умар поднялся, чтобы обратиться к собравшимся Салман прервал его, сказав, что он не будет “ни слушать, ни повиноваться” Халифу, если тот не объяснит, как это получается, что он носит одежду, сделанную из двух кусков ткани, в то время как другим он выделил только по одному куску на каждого. Хазрет Умар посоветовал ему успокоиться, а затем позвал своего сына, Абдуллаха. С первого раза тот не отозвался. Хазрет Умар позвал снова: “О Абдуллах, сын Умара! На этот раз Абдуллах встал. Хазрет Умар сказал ему: “Скажи им, та хулла [250], которая надета на мне, моя, или я взял ее у тебя”. Абдуллах заверил, что это была его (Абдуллаха) одежда и что он дал ее отцу на время. Услышав это, Салман сказал: “Продолжай, Амир-уль-Муминин, теперь мы будем слушать тебя”. Эта могучая бдительность оказалась самой сильной защитой против империалистических амбиций Умайядов. Только когда все это поколение, воспитанное под влиянием Пророка (меиб), вымерло, Умайяды смогли вздохнуть с облегчением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|