Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношение общества к детству




На протяжении всей истории человечества к детям относились всегда по-разному. Трудно выделить такую страну или такую эпоху, о которой можно было бы сказать, что в ней существовало только позитивное или только негативное отношение к детству Всегда найдутся примеры, опровергающие односторон­ний вывод. Тем не менее большинство историков, антропологов и социологов считают, что общемировая тенденция заключается вот в чем: с течением вре­мени и по мере приближения к новейшему времени детей начинают ценить все больше. Впрочем и раньше можно обнаружить, как некие вкрапления в общую картину, примеры высокой оценки роли детей в обществе.

В Библии ребенок рассматривается как дар Божий для родителей, но прежде всего как творение Божие, наделенное определенной святостью. Раннее Средневековье формулировало в качестве цели брака рождение де­тей. Ребенок в это время ценился как носитель человеческой жизни, творе­ние Божие, и потому всякая попытка прервать человеческую жизнь на лю-

бом этапе ее развития считалась греховной. Об этом писали Климент Алрь-сандрийский, Августин Блаженный (354—430) и др.1 Цезарий Арелатеки-считал, что женщина, не способная после контрацептивных мер иметь тей, повинна в грехе убийства столько раз, сколько детей она могла бы пп извести на свет2. Применение контрацептивных средств и осуществлени абортов строго осуждаются. «На Соборе в Агде 506 г. было принято решени 6 что детоубийцы должны отлучаться от церкви, вплоть до соответствующег' раскаяния. Согласно Мерзебургским пенитенциалиям3 (руководство дл исповеди), за убийство матерью ребенка следовало церковное наказание, как и за любое человекоубийство, — 15 лет покаяния4. Кроме того, строго нака­зывались половые извращения, пре­пятствующие зачатию. Средневековый философ, теолог и писатель Эгидий Римский (1247—1316) в трактате «Be regimineprincipum» писал о заботе роди­телей о детях, о любви отца к детям, проистекающей из естественной при­роды человека5. В период позднего Средневековья повышается статус жен­щин, разрабатываются медицинские трактаты, посвященные профилакти­ческим мерам, призванным облегчить положение будущих матерей6.

Идея детства, как и многие другие стороны современной социальной жизни, появилась лишь два или три века назад. В традиционных обществах молодые люди от продолжительного младенчества сразу переходили к сво­им рабочим ролям в обществе. Французский историк Филипп Арье утвер­ждал, что «детства» как особой стадии развития в Средние века не существо­вало. На средневековых полотнах дети изображаются как «маленькие взрос­лые», со взрослыми лицами, одетые также, как и старшие. Дети принимали участие в той же работе и в тех же развлечениях, что и взрослые, и не имели особых игрушек или игр, которые сегодня мы воспринимаем как данность. Неуважительное отношение к детству, распространенное у многих наро­дов древности, объяснялось объективными факторами. Во времена, когда людей рождалось значительно больше, чем выживало, детство ценилось невысоко. Сам по себе факт рождения вовсе не означал, что семья попол­нится трудоспособным членом. При отсутствии надлежащих санитарных условий и медицинской помощи умирало более половины родившихся де­тей. Кроме того, их надо было кормить, а при нехватке продовольствия его в первую очередь получали те, кто его сам добывал. В результате дети вос­принимались с двойственным чувством: как обуза и будущий кормилец.

1 Подробнее см.: Лапцевич Т. Христианская концепция репродуктивно-семейных ценностей
(www.tamylap.narod.ru).

2 Пояркова М.К. Брак и семья по проповедям Цезария Арелатского // Историческая демография
докапиталистических обществ Западной Европы: проблемы и исследования / Сб. науч. тр. М-.
1988. С. 71.

3 Die Bussordnungen der abendlandischen Kirche: nebst einer rechtsgeschichtlichen Einlage / hrsg. von
F. W. H. Wasserschleben. Halle, 1851.

4 Блонин В.А. К изучению брачно-семейных представлений во франкском обществе VIII—IX вв. //
Историческая демография докапиталистических обществ Западной Европы: проблемы и иссле­
дования: Сб. науч. трудов. М., 1988. С. 84.

5 Ревякина Н.В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV-XV веков. Иваново, 1993. С. 85.

6 Смирнова Е.Д., Рогач С.А. Общественно-правовой и семейно-бытовой статус знатной женщины
Франции XI-XIV веков. Минск, 1996. С. 56.

Уже в глубокой древности, судя по сохранившимся источникам, детей убивали, бросали на произвол судьбы, продавали в рабство, закладывали, ка­лечили, терроризировали и насиловали собственные родители. Подобные меры оправдывали самые просвещенные умы человечества. Древнегречес­кий философ Аристотель считал, что детей-калек кормить вовсе не обяза­тельно, а древнеримский мыслитель Сенека предлагал топить слабых и урод­ливых младенцев. Древние спартанцы расправу над физически слабыми младенцами возвели в ранг государственной политики. Задолго до них пер­вобытные племена освобождались от детей в периоды засухи, голода и недоедания. Уничтожение детей получило специальное название инфанти-

цида. Средневековье пестрит сообще­ниями о побоях, издевательствах, ро­дительском деспотизме и равнодушии к детям. Русский «Домострой» — свод жи­тейских правил и наставлений XVI в. — проникнут духом беспрекословного повиновения детей родителям. Соглас­но Уложению 1649 г., детям отказано в праве жаловаться на родителей. Убий­ство ребенка каралось годичным зак­лючением в тюрьму, а убийство родите­ля — смертной казнью.

Ряд историков, развивая взгляды Арье, предполагали, что в средневеко­вой Европе большинство взрослых было настроено безразлично и даже враждебно по отношению к своим де­тям. Однако другие опровергали этот взгляд; кроме того, он не подтвержда­ется нашими знаниями о традиционных культурах, существующих до сих пор. В традиционных обществах большинство родителей, в особенности матерей, испытывало такую же привязанность к своим детям, как и сегод­ня. Тем не менее, поскольку сегодня период «детства» более длительный, современные общества в некоторых отношениях являются более «детоцен-тричными», чем традиционные. И период родительства, и детство более ясно выделены среди остальных стадий, чем это было характерно для традици­онных обществ.

В Средневековье понятие детства отражало не столько возраст, сколько социальную зависимость. А поскольку зависимым человек мог оставаться всю свою жизнь, то соответственно и «детство» растягивалось надолго. Люди низкого социального положения воспринимались как дети и считались та­ковыми, независимо от возраста. Для русского помещика все крестьяне яв­лялись «чадами», а он вел себя по отношению к ним как отец. Они так и обращались к нему: батюшка наш. От «чадо» произошло известное всем до­мочадцы. Когда говорят «великовозрастное чадо», то подразумевают пере­ростка. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля указы­вается, что старинное слово «чадь» служило собирательным названием че­ляди, дружины, ополчения, воинов. Раньше употреблялись выражения «простая чадь», «рядовичи».

В эпоху Возрождения отношение к ребенку было скорее двойственным — его рассматривали как безнадежного грешника, носителя зла, и в то же вре­мя сильно идеализировали7. Идеализировали в своих трактатах и нравоуче­ниях, а грешили порой на практике. Итальянский гуманист Калюччо Салю­та™ (1331—1406), друживший с Петраркой и Боккаччо, канцлер Флоренции, считал, что рождение детей должно стать целью каждого брака. Салютати выдвинул новое, гуманистическое понимание humanitas (человечности), символизирующее целую культурную программу, призванное возвеличить человека — от рождения до смерти. Рождение ребенка рассматривается им как природная и общественная обязанность, которую каждый человек дол­жен выполнить. Человек, не оставив­ший после себя детей, проявляет не­ справедливость к своим предкам, по­скольку прекращает существование своего рода, а также ко всему человечеству, которое нуждается в непрерыв­ной преемственности поколений. Его нельзя считать патриотом, так как он не оставляет своей родине защитника. Служение Отечеству, деятельное уча­стие в исполнении гражданского долга — таков смысл добродетельной жиз­ни8. Главная заслуга Салютати — в утверждении гуманистической образован­ности как основы развития новой культуры, порывавшей с официальной церковной традицией.

Другой гуманист Маффео Веджо (1407—1458) говорит о необходимости адекватной ситуации зачатия ребенка, которая крайне важна для дальней­шего развития личности, а потому во время ожидания ребенка, кроме соблю­дения медицинских предписаний, женщины должны посещать священные храмы9. М. Веджо и Барбаро Франческо (1395—1454) призывают молодых матерей самим кормить своего ребенка, обосновывая это опять-таки долгом женщины. Великий гуманист Эразм Роттердамский (1466—1536) утвержда­ет, что ребенок является ценностью, дороже которой у человека практичес­ки ничего нет10. Он считает обязанность человека воспроизвести и воспи­тать детей той обязанностью, которая отличает человека от животного и в которой он уподобляется Богу. Эразм критикует одностороннее, с его точ­ки зрения, отношение к ребенку, когда родители пытаются видеть детей только физически полноценными, и призывает родителей позаботиться не только о физическом, но и духовном совершенствовании ребенка. Распу­щенное воспитание он приравнивает к духовному инфантициду.

Аборт в позднем Средневековье и в эпоху Возрождения не считается пре­ступлением. В 1596 г. китайский врач Ли Шичьжень, известный в Европе, упоминает в своем научном трактате 72 способа прерывания беременности, ссылаясь на опыт, собранный китайской медициной более чем за 2000 лет. По другим данным, в это время существует около 250 подобных средств. Также в качестве методов регулирования рождаемости практикуют горячие

7 Демоз Ллойд. Психоистория: Пер. с англ. Ростов н/Д, 2000.

8 Сам Салютати добросовестно работал на благо Флоренции более 30 лет канцлером и заслужил
славу истинного гражданина и патриота.

9 Веджо М. О воспитании детей и об их достойных нравах // Образ человека в зеркале гуманизма:
мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV—XVII вв.) / Сост. Н.В. Ре-
вякиной, О.Ф. Кудрявцева. М., 1999. С. 199-214.

10 Эразм Роттердамский. О воспитании детей. Там же. С. 246—296.

ванны и энергичные танцы. Нормой является избавление от ребенка, если он нежеланен для родителей. Чувство долга, присущее репродуктивному сознанию начала эпохи Возрождения, полностью нивелируется".

В Европе строятся приюты для детей-подкидышей. Одним из первых по­добных заведений считается Воспитательный дом, открывшийся во Франции в 1421 г. В эпоху Возрождения инфантицид продолжает выполнять функцию главного средства регулирования рождаемости, доступного социальным низам. Популярным остается подкидывание детей в приюты — это главный способ избавления от нежеланных детей. Специалист по демографии Возрож­дения Ричард Трекслер12 провел подробный анализ источников XV в. по Фло­ренции и доказал связь между откры­тым детоубийством предыдущих эпох (инфантицид) и пришедшим ему на смену детоубийством позднего Средне­вековья (филицид). Он обнаружил, что диспропорция в соотношении полов увеличивается по мере взросления де­тей. Оказалось, что в приютах для детей девочки выживали ничуть не хуже мальчиков, в то время как у кормилиц де­вочек до годовалого возраста гибло почти в два раза больше, чем мальчиков. Причиной было или разное обращение кормилиц с девочками и мальчика­ми, или склонность родителей отдавать к плохо оплачиваемым нянькам ско­рее девочек, а не мальчиков, или и то, и другое. К новорожденным, чаще к девочкам, применяли прямой инфантицид — их душили, топили или где-нибудь бросали; в более позднем возрасте девочек чаще посылали к «нянькам-убийцам», снабжая суммой, рассчитанной лишь на несколько недель13. Во французском Лионе в XV—XVI вв. родители половину своих новорожденных отправляли в деревню к кормилицам, и из них половина умирала14.

В ходе наблюдений за жителями индейской деревни в Гватемале, У. Кау-гилл и Дж. Хатчинсон15 установили, что стратегия привилегированного вос­питания мальчиков свойственна не только европейским народам. Современ­ные индейцы Гватемалы, как и европейцы, жившие 500 лет назад, заботят­ся о мальчиках больше и вскармливают их грудью дольше, чем девочек. Они одевают своих детей наподобие миниатюрных взрослых, в отличие от сосед­них племен, делающих меньше различий между девочками и мальчиками. Таким образом, реальное уважение к детству, отрочеству и юности — срав­нительно позднее явление, хотя в теории проявления гуманизма по отноше­нию к детям можно встретить и в более ранние эпохи.

В России и Франции достаточно рано появился официальный запрет на умерщвление детей и организацию государственной опеки над ними16. В

11 Лапцевич Т. Ценность ребенка в эпоху Возрождения (http://tamylap.narod.ru).

12 Trexler Richard С. Infanticide in Florence: New Sources and First Results// History of Childhood Quarterly,
1973. Vol. LP. 98-116.

13 Подробнее см.: Демоз Л. Психоистория: Пер. с англ. Ростов н/Д, 2000.

14 Gouhert P. Historical Demograph and the Reinterpretation of Early Modern French History: A Research
Rev. //J. of Interdisciplinary History. 1970. № LP. 47.

15 Cowgill Ursula M., Hutchinson G.E. Sex Ratio in Childhood and the Depopulation of the Peten. Guatemala //
Human Biology. 1963. Vol. 35. P. 90-104.

16 The Catholic Encyclopedia. Vol. VIII. N.Y., 2003.

США в XVII в. детей женского пола практически перестали убивать как яко­бы недостойных жизни, второсортных. В начале XIX в. наказание за инфан-тицид вошло в большинство уголовных кодексов европейских стран. Тем не менее оно не остановило волны скрытого инфантицида, главным образом отказа матерей от своих детей и подбрасывания их на воспитание чужим людям.

Как это ни странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до XX в. практически отсутствовало понятие ответственности родителей пе­ред детьми. Напротив, была крайне преувеличена ответственность детей перед родителями. Иными словами, на протяжении почти всей истории че­ловечества наблюдалась асимметрия в статусных отношениях между роди­телями и детьми: ответственность одних была преувеличена, а ответствен­ность других преуменьшена.

И сегодня понятие детства таит в себе идею подчинения и зависимос­ти, но она никак не связана с классовым положением людей. Понятия «от­рочество» появилось не сразу. В России XVII—XIX вв. отрочество наступало в возрасте 14—16 лет, а до того ребенка именовали «дитятей».

Общемировая тенденция — с течением времени детей начинают ценить все больше

По мнению известного английского социолога Э. Гидденса17, вплоть до начала XX в. в Британии и большинстве других западных стран детей зас­тавляли работать в очень раннем, по современным понятиям, возрасте. Фактически и сегодня существует множество стран, в которых дети заняты полный рабочий день, нередко в тяжелых условиях (например, на угольных шахтах). Идея, что дети имеют особые права, и формирование представле-

17 См.: Э. Гидденс. Социология. М., 1999. С. 82-91.

ния о том, что детский труд — это нечто аморальное, являются относитель­но недавним достижением.

Таким образом, уважение к детству, отрочеству и юности — сравнитель­но позднее явление, знаменующее проявление гуманизма современной ци­вилизации. В доиндустриальном обществе, подрастая, человек сразу попа­дал во взрослую жизнь, минуя промежуточные стадии. В примитивном об­ществе, в эпоху античности и Средневековья взрослая жизнь не требовала длительной подготовки, и потому в дробной классификации не было надоб­ности. И юность раньше понималась иначе и была гораздо короче, чем се­годня. Молодость сливалась со зрелостью, и очень многие люди оканчивали

свою жизнь еще не в старом возрасте. До пожилого и престарелого возраста доживали немногие.

Детство — продукт индустриально­го общества. Сегодня оно защищено законом, но было время, когда семи­летнего ребенка могли судить за проступки наравне со взрослым. В циви­лизованном обществе границы детства заперты на замок и никто не имеет формального права вторгаться в его пределы со злым умыслом. Еще в XIX в. детей одевали так же, как и взрослых, только во все маленькое.

Только в XX в. произошел перелом в отношениях родительства. Они вер­нулись в естественное для природы человека русло. Принцип партнерства и взаимной ответственности включен в систему прав гражданина во всех цивилизованных странах. Количество детей в одной семье к тому време­ни резко сократилось, а их ценность существенно возросла. Мысль о том, что родители должны жить ради своих детей, а те, в свою очередь, ради будущих детей, вернула человечество в русло гуманистических ценностей и восстановила естественную цепочку социализации. Подобный принцип характеризует существование большинства видов живых существ. В ходе многовекового развития человеческое общество создало вокруг и по поводу отношений родительства сложные системы традиций, норм и правил по­ведения, механизмов социального контроля (телесные наказания, отлуче­ние от наследства, почитание старших, лишение родительских прав) и ценностей.

Следует подчеркнуть, что детоцентричное общество — не всегда то, где все дети испытывают любовь и заботу со стороны родителей или других взрослых. Физические и сексуальные оскорбления детей являются обычной чертой в жизни современной семьи, хотя полное представление о размерах таких злоупотреблений — достояние лишь недавнего прошлого. Злоупотреб­ления по отношению к детям прямо связаны с типичным для старой Евро­пы дурным (по современным меркам) обращением с детьми.

Возможно, в результате изменений, происходящих в современных обще­ствах, «детство» как особый статус вновь начинает разрушаться. Исследова­тели указывают, что дети «вырастают так быстро», что специфический ха­рактер детства начинает исчезать. Например, даже совсем маленькие дети имеют возможность смотреть те же телевизионные программы, что и взрос­лые, гораздо раньше узнавая «взрослый мир», чем предыдущие поколения18.

18 См.: Э. Гидденс. Указ. соч. С. 82-91.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...