Отношение общества к детству
На протяжении всей истории человечества к детям относились всегда по-разному. Трудно выделить такую страну или такую эпоху, о которой можно было бы сказать, что в ней существовало только позитивное или только негативное отношение к детству Всегда найдутся примеры, опровергающие односторонний вывод. Тем не менее большинство историков, антропологов и социологов считают, что общемировая тенденция заключается вот в чем: с течением времени и по мере приближения к новейшему времени детей начинают ценить все больше. Впрочем и раньше можно обнаружить, как некие вкрапления в общую картину, примеры высокой оценки роли детей в обществе. В Библии ребенок рассматривается как дар Божий для родителей, но прежде всего как творение Божие, наделенное определенной святостью. Раннее Средневековье формулировало в качестве цели брака рождение детей. Ребенок в это время ценился как носитель человеческой жизни, творение Божие, и потому всякая попытка прервать человеческую жизнь на лю- бом этапе ее развития считалась греховной. Об этом писали Климент Алрь-сандрийский, Августин Блаженный (354—430) и др.1 Цезарий Арелатеки-считал, что женщина, не способная после контрацептивных мер иметь тей, повинна в грехе убийства столько раз, сколько детей она могла бы пп извести на свет2. Применение контрацептивных средств и осуществлени абортов строго осуждаются. «На Соборе в Агде 506 г. было принято решени 6 что детоубийцы должны отлучаться от церкви, вплоть до соответствующег' раскаяния. Согласно Мерзебургским пенитенциалиям3 (руководство дл исповеди), за убийство матерью ребенка следовало церковное наказание, как и за любое человекоубийство, — 15 лет покаяния4. Кроме того, строго наказывались половые извращения, препятствующие зачатию. Средневековый философ, теолог и писатель Эгидий Римский (1247—1316) в трактате «Be regimineprincipum» писал о заботе родителей о детях, о любви отца к детям, проистекающей из естественной природы человека5. В период позднего Средневековья повышается статус женщин, разрабатываются медицинские трактаты, посвященные профилактическим мерам, призванным облегчить положение будущих матерей6.
Идея детства, как и многие другие стороны современной социальной жизни, появилась лишь два или три века назад. В традиционных обществах молодые люди от продолжительного младенчества сразу переходили к своим рабочим ролям в обществе. Французский историк Филипп Арье утверждал, что «детства» как особой стадии развития в Средние века не существовало. На средневековых полотнах дети изображаются как «маленькие взрослые», со взрослыми лицами, одетые также, как и старшие. Дети принимали участие в той же работе и в тех же развлечениях, что и взрослые, и не имели особых игрушек или игр, которые сегодня мы воспринимаем как данность. Неуважительное отношение к детству, распространенное у многих народов древности, объяснялось объективными факторами. Во времена, когда людей рождалось значительно больше, чем выживало, детство ценилось невысоко. Сам по себе факт рождения вовсе не означал, что семья пополнится трудоспособным членом. При отсутствии надлежащих санитарных условий и медицинской помощи умирало более половины родившихся детей. Кроме того, их надо было кормить, а при нехватке продовольствия его в первую очередь получали те, кто его сам добывал. В результате дети воспринимались с двойственным чувством: как обуза и будущий кормилец. 1 Подробнее см.: Лапцевич Т. Христианская концепция репродуктивно-семейных ценностей 2 Пояркова М.К. Брак и семья по проповедям Цезария Арелатского // Историческая демография
3 Die Bussordnungen der abendlandischen Kirche: nebst einer rechtsgeschichtlichen Einlage / hrsg. von 4 Блонин В.А. К изучению брачно-семейных представлений во франкском обществе VIII—IX вв. // 5 Ревякина Н.В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV-XV веков. Иваново, 1993. С. 85. 6 Смирнова Е.Д., Рогач С.А. Общественно-правовой и семейно-бытовой статус знатной женщины Уже в глубокой древности, судя по сохранившимся источникам, детей убивали, бросали на произвол судьбы, продавали в рабство, закладывали, калечили, терроризировали и насиловали собственные родители. Подобные меры оправдывали самые просвещенные умы человечества. Древнегреческий философ Аристотель считал, что детей-калек кормить вовсе не обязательно, а древнеримский мыслитель Сенека предлагал топить слабых и уродливых младенцев. Древние спартанцы расправу над физически слабыми младенцами возвели в ранг государственной политики. Задолго до них первобытные племена освобождались от детей в периоды засухи, голода и недоедания. Уничтожение детей получило специальное название инфанти- цида. Средневековье пестрит сообщениями о побоях, издевательствах, родительском деспотизме и равнодушии к детям. Русский «Домострой» — свод житейских правил и наставлений XVI в. — проникнут духом беспрекословного повиновения детей родителям. Согласно Уложению 1649 г., детям отказано в праве жаловаться на родителей. Убийство ребенка каралось годичным заключением в тюрьму, а убийство родителя — смертной казнью. Ряд историков, развивая взгляды Арье, предполагали, что в средневековой Европе большинство взрослых было настроено безразлично и даже враждебно по отношению к своим детям. Однако другие опровергали этот взгляд; кроме того, он не подтверждается нашими знаниями о традиционных культурах, существующих до сих пор. В традиционных обществах большинство родителей, в особенности матерей, испытывало такую же привязанность к своим детям, как и сегодня. Тем не менее, поскольку сегодня период «детства» более длительный, современные общества в некоторых отношениях являются более «детоцен-тричными», чем традиционные. И период родительства, и детство более ясно выделены среди остальных стадий, чем это было характерно для традиционных обществ.
В Средневековье понятие детства отражало не столько возраст, сколько социальную зависимость. А поскольку зависимым человек мог оставаться всю свою жизнь, то соответственно и «детство» растягивалось надолго. Люди низкого социального положения воспринимались как дети и считались таковыми, независимо от возраста. Для русского помещика все крестьяне являлись «чадами», а он вел себя по отношению к ним как отец. Они так и обращались к нему: батюшка наш. От «чадо» произошло известное всем домочадцы. Когда говорят «великовозрастное чадо», то подразумевают переростка. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля указывается, что старинное слово «чадь» служило собирательным названием челяди, дружины, ополчения, воинов. Раньше употреблялись выражения «простая чадь», «рядовичи». В эпоху Возрождения отношение к ребенку было скорее двойственным — его рассматривали как безнадежного грешника, носителя зла, и в то же время сильно идеализировали7. Идеализировали в своих трактатах и нравоучениях, а грешили порой на практике. Итальянский гуманист Калюччо Салюта™ (1331—1406), друживший с Петраркой и Боккаччо, канцлер Флоренции, считал, что рождение детей должно стать целью каждого брака. Салютати выдвинул новое, гуманистическое понимание humanitas (человечности), символизирующее целую культурную программу, призванное возвеличить человека — от рождения до смерти. Рождение ребенка рассматривается им как природная и общественная обязанность, которую каждый человек должен выполнить. Человек, не оставивший после себя детей, проявляет не справедливость к своим предкам, поскольку прекращает существование своего рода, а также ко всему человечеству, которое нуждается в непрерывной преемственности поколений. Его нельзя считать патриотом, так как он не оставляет своей родине защитника. Служение Отечеству, деятельное участие в исполнении гражданского долга — таков смысл добродетельной жизни8. Главная заслуга Салютати — в утверждении гуманистической образованности как основы развития новой культуры, порывавшей с официальной церковной традицией.
Другой гуманист Маффео Веджо (1407—1458) говорит о необходимости адекватной ситуации зачатия ребенка, которая крайне важна для дальнейшего развития личности, а потому во время ожидания ребенка, кроме соблюдения медицинских предписаний, женщины должны посещать священные храмы9. М. Веджо и Барбаро Франческо (1395—1454) призывают молодых матерей самим кормить своего ребенка, обосновывая это опять-таки долгом женщины. Великий гуманист Эразм Роттердамский (1466—1536) утверждает, что ребенок является ценностью, дороже которой у человека практически ничего нет10. Он считает обязанность человека воспроизвести и воспитать детей той обязанностью, которая отличает человека от животного и в которой он уподобляется Богу. Эразм критикует одностороннее, с его точки зрения, отношение к ребенку, когда родители пытаются видеть детей только физически полноценными, и призывает родителей позаботиться не только о физическом, но и духовном совершенствовании ребенка. Распущенное воспитание он приравнивает к духовному инфантициду. Аборт в позднем Средневековье и в эпоху Возрождения не считается преступлением. В 1596 г. китайский врач Ли Шичьжень, известный в Европе, упоминает в своем научном трактате 72 способа прерывания беременности, ссылаясь на опыт, собранный китайской медициной более чем за 2000 лет. По другим данным, в это время существует около 250 подобных средств. Также в качестве методов регулирования рождаемости практикуют горячие 7 Демоз Ллойд. Психоистория: Пер. с англ. Ростов н/Д, 2000. 8 Сам Салютати добросовестно работал на благо Флоренции более 30 лет канцлером и заслужил 9 Веджо М. О воспитании детей и об их достойных нравах // Образ человека в зеркале гуманизма: 10 Эразм Роттердамский. О воспитании детей. Там же. С. 246—296. ванны и энергичные танцы. Нормой является избавление от ребенка, если он нежеланен для родителей. Чувство долга, присущее репродуктивному сознанию начала эпохи Возрождения, полностью нивелируется".
В Европе строятся приюты для детей-подкидышей. Одним из первых подобных заведений считается Воспитательный дом, открывшийся во Франции в 1421 г. В эпоху Возрождения инфантицид продолжает выполнять функцию главного средства регулирования рождаемости, доступного социальным низам. Популярным остается подкидывание детей в приюты — это главный способ избавления от нежеланных детей. Специалист по демографии Возрождения Ричард Трекслер12 провел подробный анализ источников XV в. по Флоренции и доказал связь между открытым детоубийством предыдущих эпох (инфантицид) и пришедшим ему на смену детоубийством позднего Средневековья (филицид). Он обнаружил, что диспропорция в соотношении полов увеличивается по мере взросления детей. Оказалось, что в приютах для детей девочки выживали ничуть не хуже мальчиков, в то время как у кормилиц девочек до годовалого возраста гибло почти в два раза больше, чем мальчиков. Причиной было или разное обращение кормилиц с девочками и мальчиками, или склонность родителей отдавать к плохо оплачиваемым нянькам скорее девочек, а не мальчиков, или и то, и другое. К новорожденным, чаще к девочкам, применяли прямой инфантицид — их душили, топили или где-нибудь бросали; в более позднем возрасте девочек чаще посылали к «нянькам-убийцам», снабжая суммой, рассчитанной лишь на несколько недель13. Во французском Лионе в XV—XVI вв. родители половину своих новорожденных отправляли в деревню к кормилицам, и из них половина умирала14. В ходе наблюдений за жителями индейской деревни в Гватемале, У. Кау-гилл и Дж. Хатчинсон15 установили, что стратегия привилегированного воспитания мальчиков свойственна не только европейским народам. Современные индейцы Гватемалы, как и европейцы, жившие 500 лет назад, заботятся о мальчиках больше и вскармливают их грудью дольше, чем девочек. Они одевают своих детей наподобие миниатюрных взрослых, в отличие от соседних племен, делающих меньше различий между девочками и мальчиками. Таким образом, реальное уважение к детству, отрочеству и юности — сравнительно позднее явление, хотя в теории проявления гуманизма по отношению к детям можно встретить и в более ранние эпохи. В России и Франции достаточно рано появился официальный запрет на умерщвление детей и организацию государственной опеки над ними16. В 11 Лапцевич Т. Ценность ребенка в эпоху Возрождения (http://tamylap.narod.ru). 12 Trexler Richard С. Infanticide in Florence: New Sources and First Results// History of Childhood Quarterly, 13 Подробнее см.: Демоз Л. Психоистория: Пер. с англ. Ростов н/Д, 2000. 14 Gouhert P. Historical Demograph and the Reinterpretation of Early Modern French History: A Research 15 Cowgill Ursula M., Hutchinson G.E. Sex Ratio in Childhood and the Depopulation of the Peten. Guatemala // 16 The Catholic Encyclopedia. Vol. VIII. N.Y., 2003. США в XVII в. детей женского пола практически перестали убивать как якобы недостойных жизни, второсортных. В начале XIX в. наказание за инфан-тицид вошло в большинство уголовных кодексов европейских стран. Тем не менее оно не остановило волны скрытого инфантицида, главным образом отказа матерей от своих детей и подбрасывания их на воспитание чужим людям. Как это ни странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до XX в. практически отсутствовало понятие ответственности родителей перед детьми. Напротив, была крайне преувеличена ответственность детей перед родителями. Иными словами, на протяжении почти всей истории человечества наблюдалась асимметрия в статусных отношениях между родителями и детьми: ответственность одних была преувеличена, а ответственность других преуменьшена. И сегодня понятие детства таит в себе идею подчинения и зависимости, но она никак не связана с классовым положением людей. Понятия «отрочество» появилось не сразу. В России XVII—XIX вв. отрочество наступало в возрасте 14—16 лет, а до того ребенка именовали «дитятей». Общемировая тенденция — с течением времени детей начинают ценить все больше По мнению известного английского социолога Э. Гидденса17, вплоть до начала XX в. в Британии и большинстве других западных стран детей заставляли работать в очень раннем, по современным понятиям, возрасте. Фактически и сегодня существует множество стран, в которых дети заняты полный рабочий день, нередко в тяжелых условиях (например, на угольных шахтах). Идея, что дети имеют особые права, и формирование представле- 17 См.: Э. Гидденс. Социология. М., 1999. С. 82-91. ния о том, что детский труд — это нечто аморальное, являются относительно недавним достижением. Таким образом, уважение к детству, отрочеству и юности — сравнительно позднее явление, знаменующее проявление гуманизма современной цивилизации. В доиндустриальном обществе, подрастая, человек сразу попадал во взрослую жизнь, минуя промежуточные стадии. В примитивном обществе, в эпоху античности и Средневековья взрослая жизнь не требовала длительной подготовки, и потому в дробной классификации не было надобности. И юность раньше понималась иначе и была гораздо короче, чем сегодня. Молодость сливалась со зрелостью, и очень многие люди оканчивали свою жизнь еще не в старом возрасте. До пожилого и престарелого возраста доживали немногие. Детство — продукт индустриального общества. Сегодня оно защищено законом, но было время, когда семилетнего ребенка могли судить за проступки наравне со взрослым. В цивилизованном обществе границы детства заперты на замок и никто не имеет формального права вторгаться в его пределы со злым умыслом. Еще в XIX в. детей одевали так же, как и взрослых, только во все маленькое. Только в XX в. произошел перелом в отношениях родительства. Они вернулись в естественное для природы человека русло. Принцип партнерства и взаимной ответственности включен в систему прав гражданина во всех цивилизованных странах. Количество детей в одной семье к тому времени резко сократилось, а их ценность существенно возросла. Мысль о том, что родители должны жить ради своих детей, а те, в свою очередь, ради будущих детей, вернула человечество в русло гуманистических ценностей и восстановила естественную цепочку социализации. Подобный принцип характеризует существование большинства видов живых существ. В ходе многовекового развития человеческое общество создало вокруг и по поводу отношений родительства сложные системы традиций, норм и правил поведения, механизмов социального контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших, лишение родительских прав) и ценностей. Следует подчеркнуть, что детоцентричное общество — не всегда то, где все дети испытывают любовь и заботу со стороны родителей или других взрослых. Физические и сексуальные оскорбления детей являются обычной чертой в жизни современной семьи, хотя полное представление о размерах таких злоупотреблений — достояние лишь недавнего прошлого. Злоупотребления по отношению к детям прямо связаны с типичным для старой Европы дурным (по современным меркам) обращением с детьми. Возможно, в результате изменений, происходящих в современных обществах, «детство» как особый статус вновь начинает разрушаться. Исследователи указывают, что дети «вырастают так быстро», что специфический характер детства начинает исчезать. Например, даже совсем маленькие дети имеют возможность смотреть те же телевизионные программы, что и взрослые, гораздо раньше узнавая «взрослый мир», чем предыдущие поколения18. 18 См.: Э. Гидденс. Указ. соч. С. 82-91.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|