Отношение старшего поколения к молодежи
Какими только ругательными словами не называли юные поколения всех времен и народов: бунтари, маргиналы, интеллектуалы, хиппи, панки, яппи. иксеры...Суть многочисленных наименований одна: перебесятся и успокоятся. Как ни странно, так оно обычно и выходит. Молодежь ругали во все исторические эпохи. Как только появилась письменность у древних египтян, сразу же в числе чуть не первых памятников человеческой мысли до нас дошли фрагменты, прежде всего наставления молодежи, где слышатся не только се тования, но и открытое недовольство молодежью: мол, не та она, что в прежние времена. И это говорилось 4-5 тысячелетий назад. Если вы заглянете в древнеегипетские манускрипты, то с удивлением обнаружите, как 5 тыс. лет назад старики ворчали на молодежь. Самый мудрый из древних греков — философ Сократ (470—399 гг. до н.э.) — весьма недружелюбно отзывался о молодежи: «Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей...» Недоволен молодыми был и великий поэт древности Гесиод, живший в VIII в. до н.э.: «Я не питаю особых надежд по поводу будущего вашего народа, когда он так зависим от легкомысленной молодежи, поскольку вся ваша молодежь безрассудна сверх всякой меры... Когда я был мальчиком, нас учили почитать и уважать старших, но сегодняшние молодые люди думают, что они самые умные и не терпят никаких ограничений». Прошло 3 тыс. лет, но уже современная литература, созданная в XIX в., наполнена сетованиями о непослушной и распущенной молодежи. У. Бер-тон в 1863 г. писал: «Следует признать, что у нашей молодежи преобладает непочтительный, непокорный, возмутительно жестокий дух...»19
В английской литературе, начиная со Средних веков и заканчивая современным периодом, юность описывается как бурное время страстей и крайностей. Великий английский поэт Джефри Чосер (1340-1400) изображает юность легкомысленной, озабоченной любовью и глупыми развлечениями, одержимой похотью и чувственностью, но также живой и полной сил. В творчестве великого драматурга В. Шекспира (1564-1616) юность также характеризовалась страстью и чувственностью и рассматривалась как время крайностей и избытка сил. Выдающийся английский поэт и политический деятель Джон Мильтон (1608-1674) воспринимал этот возраст более положительно: как период радости, веселья и развития интеллекта. 19 Цит по: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 21. Уже писатель Чарльз Диккенс (1812—1870), создавший знаменитого «Оливера Твиста», описывал подростков как беспомощных несмышленышей, подвергающихся издевательствам со стороны взрослых, беспощадно эксплуатируемых жестоким и холодным миром индустриальной Англии для ее экономического процветания. Молодежь ругали во все исторические эпохи Каждое новое поколение ищет линии размежевания от предыдущего поколения, и параллельно с установлением границ между поколениями происходит процесс поиска идей консолидации, формирующих образ данного поколения. Такое стремление поколений к обособлению и провозглашению собственных ценностей приводит к обострению конфликта «отцов и детей». Историческое и общественное время, по мнению социолога Л.А. Гордона, меняется не от года к году, а от поколения к поколению. Они несут разные ценности, взгляды, мотивы поведения. Жизнь в обществе была бы иной, если бы не было бабушек и дедушек, пап и мам, детей и внуков. Но у животных именно так и происходит: им неведомо понятие бабушек и дедушек.
У каждого поколения (возрастной группы) свои предпочтения, привычки и вкусы, в том числе музыкальные. Старики любят и с удовольствием исполняют песни, которые вряд ли по вкусу молодым. У людей среднего возраста и молодежи свои музыкальные пристрастия. Современная молодежь имеет совершенно другой уровень жизни, чем имело старшее поколение. Уровень жизни не может не отражаться на мировоззрении людей: возникают другие желания и устремления, а, следовательно, нормы и ценности. Появился новый тип человека — образованный, активный, рассчитывающий только на себя (а не на государство), стремящийся стать богатым любой ценой. Такой «герой нашего времени» вызыва- ет неприятие со стороны старшего поколения, чьим идеалом был человек тоже активный, но активность его была направлена на благо государства, небогатый, так как все должны были быть равны, скромный, не выделяющийся из общей массы и т.д. Непонимание приводит зачастую к открытому противостоянию и конфликтам. Отношения между поколениями формируется на двух уровнях — в обществе и семье. В первом случае они могут разделяться не только возрастными, но и социальными барьерами, консолидируясь каждое в своих организациях, клубах, кругах общения, во втором случае все поколения сосуществуют на одном жизненном пространстве, связаны родственными узами и вынуждены находить общий язык и формы взаимодействия. Так, в одной семье деду может быть 80 лет, отцу — 60 лет, внуку — 35 лет, а правнуку — 10 лет, тогда как в другой семье поколения могут распределяться в других возрастных диапазонах, скажем 55, 30 и 5 лет. Судьба как бы издевается над нами — дает максимум физических сил, здоровья, желаний все на свете изменить, переделать, перекроить в тот период жизни, когда мы не ценим ни здоровья, ни сил, когда мы не знаем, как и что надо менять и перекраивать. Все мы, будучи молодыми, вперед не заглядывали: веселились, прожигали жизнь, тратили годы на пустяки и забавы. Это сейчас мы убелены сединами и ворчим на молодежь. Сегодня мы не по годам мудры и стараемся, чтобы хотя бы наши дети не совершали тех ошибок, которые успели понаделать мы взрослые.
Но поверьте, начни жизнь сызнова, родись мы второй раз, и все завертелось бы как прежде. У жизни свои объективные законы. И никому нарушить их не дано. Что отмерено юности, то не дано старости. Старшее поколение ворчало на молодежь всегда. Очень часто молодежь натыкается на недовольные взгляды старших. Толпятся ли подростки на лестничной клетке, распивают спиртное в подъезде Врезка А. Русакович Мы — эта вы, только мы свободнее То, что старшие нас ругают, — нормально. Обычно тот, кто говорит на эту тему, приводит цитату из Сократа: «Они [подростки] сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они выказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей». Слышать то, что до тебя услышали несколько десятков поколений, умному человеку ничуть не обидно. Проблем у нас много, но мы по большей части живем лучше, чем вы, отчасти благодаря вам, отчасти благодаря себе. У нас впереди реальная возможность собственными руками и головой заработать себе на достойную жизнь. НЕПРАВДА, что мы глупее, что мы не читаем книг, смотрим тупые боевики. Мы, или по крайней мере наша лучшая часть, любим и ценим литературу — правда, ту, о которой вы с советским школьным образованием могли и не знать. Например, в студенческой среде просто неприлично не знать Булгакова, Маркеса или Ричарда Баха. Кино, которое мы предпочитаем, непохоже на советское, «глубоко идейное». «Амели», «Бойцовский клуб», «Достучаться до небес», «Американская история Икс»... И не кривите лицо в иронической ухмыл- или во дворе детского сада, распевают ли песни под гитару, переругиваются или просто толкаются, со всех сторон от прохожих они слышат: ну и молодежь сегодня пошла, что же ожидать от нее в будущем? Через 30 лет, повзрослев, то же самое будут говорить о своих и соседских детях нынешние подростки. Обязательно будут, потому что и 10 тыс. лет назад этот исторический закон руководил взаимоотношением двух поколений. Он объективен и неотвратим, хотя его исполнители — субъективны и пристрастны.
Когда М. Кларк и Б. Эндерсон20 попросили пожилых людей обобщить возможные представления молодых о стариках, они обычно рисовали намного более мрачную картину в теоретическом плане, чем тогда, когда описывали свои личные непосредственные взаимоотношения с молодыми. Оказывается, пожилые люди подозревают молодежь в том, что та питает к ним дурные чувства: относит стариков к неполноценному и бесполезному классу людей, считает их, по сути, лишними людьми и — иногда — надоедливыми. В общем, отрицательной оценки заслуживают безразличие молодых к проблемам пожилых людей, избежание контактов со старшим поколением и стереотипные представления молодежи о старых как об отсталых и умственно неполноценных людях. Например, некоторые пожилые респонденты считали, что молодые «лишь терпят» пожилых, «не обращают внимания» на них, «забывают» и «не беспокоятся» о них. Высказывались мнения, что молодые считают их «старомодными» или «тупыми». Старые люди осознают, что нередко они сами во всем виноваты. Почти половина опрошенных пожилых женщин заявили, что в плохих взаимоотношениях между поколениями следует винить поведение и взгляды самих состарившихся людей. Если бы старые люди хоть как-то попытались прийти к соглашению с теми, кто моложе, если бы они поменьше критиковали молодых и постарались бы понять их поведение, то возрастной барьер можно было бы преодолеть и старые могли бы «идти в ногу со временем». ке. Это глубокие и оригинальные фильмы. Иной раз в них показываются страшные и жестокие вещи, но в жизни есть и это. НЕПРАВДА, что мы агрессивны. Маргиналы существовали всегда, и среди вас тоже были хулиганы и любители подраться. Может, уровень преступности среди молодежи и вырос, но он, увы, велик и среди «взрослых». Просто такое нынче время. К скиновским же погромам большинство из нас относится отрицательно. МЫ НЕ ПАТРИОТЫ, если вы называете патриотами только тех, кто хочет служить в армии, потратить бессмысленно два года своей жизни и, возможно, умереть на становящейся все более странной войне. Мы не хотим погибать во имя непонятных нам целей. А если бы завтра случилось то, что случилось 22 июня 1941 г., не сомне- вайтесь — большая часть из нас, не задумываясь, взяла бы в руки оружие. МЫ СВОБОДНЫ. И в этом наше главное отличие от вас. Но, увы, мы не сильно ценим свободу, потому что считаем ее наличие абсолютно естественным. Мы, слава богу, вольны верить в то, во что хотим.
И еще. Ничто другое не оказало на нас большего влияния, чем ваше воспитание. Нас сделали такими вы, а не школа, не улица и не ТВ. И когда вы обращаете к нам очередной упрек, вспомните, что именно «отцы» ответственны за все то лучшее и худшее, что есть в «детях». Но я надеюсь, что в нас все-таки больше лучшего, и хочу вам сказать за это спасибо. Источник: Зеркало для Дориана Грея (rtttp:// www.izvestia.ru). 20 Кларк М., Эндерсон Б. Одиночество и старость // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 460-463.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|