Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношение старшего поколения к молодежи




Какими только ругательными словами не называли юные поколения всех времен и народов: бунтари, маргиналы, интеллектуалы, хиппи, панки, яппи. иксеры...Суть многочисленных наименований одна: перебесятся и успоко­ятся. Как ни странно, так оно обычно и выходит.

Молодежь ругали во все исторические эпохи. Как только появилась пись­менность у древних египтян, сразу же в числе чуть не первых памятников

человеческой мысли до нас дошли фрагменты, прежде всего наставления молодежи, где слышатся не только се­ тования, но и открытое недовольство молодежью: мол, не та она, что в прежние времена. И это говорилось 4-5 ты­сячелетий назад.

Если вы заглянете в древнеегипетские манускрипты, то с удивлением обнаружите, как 5 тыс. лет назад старики ворчали на молодежь.

Самый мудрый из древних греков — философ Сократ (470—399 гг. до н.э.) — весьма недружелюбно отзывался о молодежи: «Они (подростки) се­годня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к ав­торитетам, они высказывают неуважение старшим, слоняются без дела и по­стоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей...»

Недоволен молодыми был и великий поэт древности Гесиод, живший в VIII в. до н.э.: «Я не питаю особых надежд по поводу будущего вашего наро­да, когда он так зависим от легкомысленной молодежи, поскольку вся ваша молодежь безрассудна сверх всякой меры... Когда я был мальчиком, нас учи­ли почитать и уважать старших, но сегодняшние молодые люди думают, что они самые умные и не терпят никаких ограничений».

Прошло 3 тыс. лет, но уже современная литература, созданная в XIX в., наполнена сетованиями о непослушной и распущенной молодежи. У. Бер-тон в 1863 г. писал: «Следует признать, что у нашей молодежи преобладает непочтительный, непокорный, возмутительно жестокий дух...»19

В английской литературе, начиная со Средних веков и заканчивая совре­менным периодом, юность описывается как бурное время страстей и край­ностей.

Великий английский поэт Джефри Чосер (1340-1400) изображает юность легкомысленной, озабоченной любовью и глупыми развлечениями, одержи­мой похотью и чувственностью, но также живой и полной сил.

В творчестве великого драматурга В. Шекспира (1564-1616) юность так­же характеризовалась страстью и чувственностью и рассматривалась как время крайностей и избытка сил. Выдающийся английский поэт и полити­ческий деятель Джон Мильтон (1608-1674) воспринимал этот возраст бо­лее положительно: как период радости, веселья и развития интеллекта.

19 Цит по: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 21.

Уже писатель Чарльз Диккенс (1812—1870), создавший знаменитого «Оливера Твиста», описывал подростков как беспомощных несмышлены­шей, подвергающихся издевательствам со стороны взрослых, беспощадно эксплуатируемых жестоким и холодным миром индустриальной Англии для ее экономического процветания.

Молодежь ругали во все исторические эпохи

Каждое новое поколение ищет линии размежевания от предыдущего поколения, и параллельно с установлением границ между поколениями происходит процесс поиска идей консолидации, формирующих образ дан­ного поколения. Такое стремление поколений к обособлению и провозгла­шению собственных ценностей приводит к обострению конфликта «отцов и детей».

Историческое и общественное время, по мнению социолога Л.А. Гордо­на, меняется не от года к году, а от поколения к поколению. Они несут раз­ные ценности, взгляды, мотивы поведения. Жизнь в обществе была бы иной, если бы не было бабушек и дедушек, пап и мам, детей и внуков. Но у живот­ных именно так и происходит: им неведомо понятие бабушек и дедушек.

У каждого поколения (возрастной группы) свои предпочтения, привыч­ки и вкусы, в том числе музыкальные. Старики любят и с удовольствием исполняют песни, которые вряд ли по вкусу молодым. У людей среднего возраста и молодежи свои музыкальные пристрастия.

Современная молодежь имеет совершенно другой уровень жизни, чем имело старшее поколение. Уровень жизни не может не отражаться на ми­ровоззрении людей: возникают другие желания и устремления, а, следова­тельно, нормы и ценности. Появился новый тип человека — образованный, активный, рассчитывающий только на себя (а не на государство), стремя­щийся стать богатым любой ценой. Такой «герой нашего времени» вызыва-

ет неприятие со стороны старшего поколения, чьим идеалом был человек тоже активный, но активность его была направлена на благо государства, небогатый, так как все должны были быть равны, скромный, не выделяю­щийся из общей массы и т.д. Непонимание приводит зачастую к открытому противостоянию и конфликтам.

Отношения между поколениями формируется на двух уровнях — в обще­стве и семье. В первом случае они могут разделяться не только возрастны­ми, но и социальными барьерами, консолидируясь каждое в своих органи­зациях, клубах, кругах общения, во втором случае все поколения сосуществу­ют на одном жизненном пространстве, связаны родственными узами и вынуждены находить общий язык и формы взаимодействия. Так, в одной се­мье деду может быть 80 лет, отцу — 60 лет, внуку — 35 лет, а правнуку — 10 лет, тогда как в другой семье поколения могут распределяться в других воз­растных диапазонах, скажем 55, 30 и 5 лет.

Судьба как бы издевается над нами — дает максимум физических сил, здоровья, желаний все на свете изменить, переделать, перекроить в тот пе­риод жизни, когда мы не ценим ни здоровья, ни сил, когда мы не знаем, как и что надо менять и перекраивать. Все мы, будучи молодыми, вперед не за­глядывали: веселились, прожигали жизнь, тратили годы на пустяки и заба­вы. Это сейчас мы убелены сединами и ворчим на молодежь. Сегодня мы не по годам мудры и стараемся, чтобы хотя бы наши дети не совершали тех ошибок, которые успели понаделать мы взрослые.

Но поверьте, начни жизнь сызнова, родись мы второй раз, и все заверте­лось бы как прежде. У жизни свои объективные законы. И никому нарушить их не дано. Что отмерено юности, то не дано старости. Старшее поколение ворчало на молодежь всегда.

Очень часто молодежь натыкается на недовольные взгляды старших. Тол­пятся ли подростки на лестничной клетке, распивают спиртное в подъезде

Врезка

А. Русакович

Мы — эта вы, только мы свободнее

То, что старшие нас ругают, — нормально. Обыч­но тот, кто говорит на эту тему, приводит цитату из Сократа: «Они [подростки] сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они выказывают неува­жение к старшим, слоняются без дела и постоян­но сплетничают. Они все время спорят с родите­лями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей». Слышать то, что до тебя услышали несколько десятков поколений, умно­му человеку ничуть не обидно. Проблем у нас много, но мы по большей части живем лучше, чем вы, отчасти благодаря вам, отчасти благодаря себе. У нас впереди реальная возможность собственными руками и головой заработать себе на достойную жизнь. НЕПРАВДА, что мы глупее, что мы не читаем книг, смотрим тупые боевики. Мы, или по крайней мере


наша лучшая часть, любим и ценим литературу — правда, ту, о которой вы с советским школьным образованием могли и не знать. Например, в сту­денческой среде просто неприлично не знать

Булгакова, Маркеса или Ричарда Баха. Кино, ко­торое мы предпочитаем, непохоже на советское, «глубоко идейное». «Амели», «Бойцовский клуб», «Достучаться до небес», «Американская история Икс»... И не кривите лицо в иронической ухмыл-

или во дворе детского сада, распевают ли песни под гитару, переругиваются или просто толкаются, со всех сторон от прохожих они слышат: ну и моло­дежь сегодня пошла, что же ожидать от нее в будущем? Через 30 лет, повзрос­лев, то же самое будут говорить о своих и соседских детях нынешние подро­стки. Обязательно будут, потому что и 10 тыс. лет назад этот исторический закон руководил взаимоотношением двух поколений. Он объективен и неот­вратим, хотя его исполнители — субъективны и пристрастны.

Когда М. Кларк и Б. Эндерсон20 попросили пожилых людей обобщить возможные представления молодых о стариках, они обычно рисовали на­много более мрачную картину в теоретическом плане, чем тогда, когда опи­сывали свои личные непосредственные взаимоотношения с молодыми. Оказывается, пожилые люди подозревают молодежь в том, что та питает к ним дурные чувства: относит стариков к неполноценному и бесполезному классу людей, считает их, по сути, лишними людьми и — иногда — надоед­ливыми. В общем, отрицательной оценки заслуживают безразличие моло­дых к проблемам пожилых людей, избежание контактов со старшим поко­лением и стереотипные представления молодежи о старых как об отсталых и умственно неполноценных людях. Например, некоторые пожилые респон­денты считали, что молодые «лишь терпят» пожилых, «не обращают внима­ния» на них, «забывают» и «не беспокоятся» о них. Высказывались мнения, что молодые считают их «старомодными» или «тупыми».

Старые люди осознают, что нередко они сами во всем виноваты. Почти половина опрошенных пожилых женщин заявили, что в плохих взаимоот­ношениях между поколениями следует винить поведение и взгляды самих состарившихся людей. Если бы старые люди хоть как-то попытались прий­ти к соглашению с теми, кто моложе, если бы они поменьше критиковали молодых и постарались бы понять их поведение, то возрастной барьер можно было бы преодолеть и старые могли бы «идти в ногу со временем».

ке. Это глубокие и оригинальные фильмы. Иной раз в них показываются страшные и жестокие вещи, но в жизни есть и это. НЕПРАВДА, что мы агрессивны. Маргиналы суще­ствовали всегда, и среди вас тоже были хулига­ны и любители подраться. Может, уровень пре­ступности среди молодежи и вырос, но он, увы, велик и среди «взрослых». Просто такое нынче время. К скиновским же погромам большинство из нас относится отрицательно. МЫ НЕ ПАТРИОТЫ, если вы называете патрио­тами только тех, кто хочет служить в армии, по­тратить бессмысленно два года своей жизни и, возможно, умереть на становящейся все более странной войне. Мы не хотим погибать во имя непонятных нам целей. А если бы завтра случи­лось то, что случилось 22 июня 1941 г., не сомне-


вайтесь — большая часть из нас, не задумываясь, взяла бы в руки оружие.

МЫ СВОБОДНЫ. И в этом наше главное отличие от вас. Но, увы, мы не сильно ценим свободу, по­тому что считаем ее наличие абсолютно есте­ственным. Мы, слава богу, вольны верить в то, во что хотим.

И еще. Ничто другое не оказало на нас большего влияния, чем ваше воспитание. Нас сделали та­кими вы, а не школа, не улица и не ТВ. И когда вы обращаете к нам очередной упрек, вспомните, что именно «отцы» ответственны за все то луч­шее и худшее, что есть в «детях». Но я надеюсь, что в нас все-таки больше лучше­го, и хочу вам сказать за это спасибо. Источник: Зеркало для Дориана Грея (rtttp:// www.izvestia.ru).

20 Кларк М., Эндерсон Б. Одиночество и старость // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 460-463.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...