Мост из детства в зрелость
Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. В историческом плане выделение этого периода как особой возрастной ступени произошло в промышленно развитых странах в XIX—XX вв. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста. В литературе он описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертатный возраст, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, старший школьный возраст. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни человека перемен, когда он переходит от детства к юности. Точных границ подросткового возраста не установлено. Это и понятно, поскольку они условны, а потому у представителей различных культур и эпох возрастной диапазон, характеризующий наступление подросткового периода, может весьма разниться. Чаще всего это диапазон между 12—13 и 18—20 годами. Некоторые психологи и педагоги под подростковым возрастом понимают промежуток от 10 до 15 лет. А экспертный комитет Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) давно установил, что подростковый возраст укладыва- ется в период от 10 до 20 лет. Это, конечно, не значит, что каждый ребенок, достигнув возраста 10 лет, становится подростком. Обозначены лишь рамки, в пределах которых для каждого человека укладывается подростковый возраст. Нередко психологи сужают их до небольшого промежутка от 13 до 16 лет с тем, чтобы более четко отделить подростков от соседей — детей и молодежи. В «Малой медицинской энциклопедии» говорится о том, что подростковый возраст продолжается в среднем от 10—12 до 15—16 лет у девочек и от 12—14 до 17—18 лет у мальчиков. Условно началом подросткового возраста считают время появления оволосения на лобке. В это время происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим и психосоциальным развитием, перестройкой функций всех органов и систем. Полагают, что он продолжается примерно около пяти лет и заканчивается с прекращением бурного роста.
Психологи и педагоги называют его переходным от детства к взрослой жизни периодом, временем, когда человек делает свои первые шаги из детства, где его поведение контролировали родители, во взрослую жизнь, требующую принятия собственных решений. Ему приходится пересматривать свое отношение к миру, принимать и вырабатывать самостоятельно новые ценности, мировоззрение, идеалы. Вместе с тем в этом процессе принимают участие и влияют на него те ценности, которые были в предшествующем возрасте. Физиологи называют этот возраст пубертатным. На его протяжении происходит активация половых желез, быстрое соматическое и половое развитие как у девочек, так и у мальчиков. К концу периода полового созревания организм в анатомическом и функциональном отношении готов к продолжению рода. В подростковый период наблюдается мощный выброс в организм «гормонального топлива» — гормонов роста, половых гормонов, гормонов щитовидной железы, инсулина. В этот момент происходит становление репродуктивной функции, сопровождающееся появлением вторичных половых признаков (изменение пропорций тела, оволосение на лобке, в подмышечных впадинах и др.), развитием наружных и внутренних половых органов, появлением менструаций у девочек и поллюций у мальчиков. ПУБЕРТАТНЫЙ ВОЗРАСТ (лат. pubertas, pubertatis — возмужалость,
школьный возраст) — переходное от детства время, в течение которого организм достигает половой зрелости. Статистика разных лет указывает, что дети в настоящее время вырастают более высокими, чем их предки. Скорее всего, это происходит благода- 7Б5 ря лучшему питанию, медицинскому обслуживанию, физическим упражнениям, отдыху и возможности восстанавливать свои силы. Изменения в обществе способствуют наступлению половой зрелости в более раннем возрасте. У каждого конкретного ребенка она наступает, когда его организм в процессе развития достигает определенного уровня. Сегодня человек становится зрелым в половом отношении намного раньше, чем в прежнее время. Современные данные показывают, что средний возраст половой зрелости приблизился к 13 годам вместо 17 столетие назад. В результате девочки и мальчики стали раньше влюбляться, ухаживать и назначать свидания. Бабушки и мамы удивляются, а иногда и раздражаются этим обстоятельством. Ведь в их время все наступало гораздо позже. Подростки растут очень быстро. Особенно в середине подросткового периода. Пропорции их тела приобретают взрослые очертания, большие перемены происходят и в психологической сфере. Все изменения отражаются на поведении подростков, их отношении к окружающему, к родителям, к сверстникам. Интересное и, если хотите, очень драматичное это время. Драматизм подросткового периода состоит в том, что изменения организма то отстают, то опережают духовное развитие. Возникают разрывы во времени. Представьте себе фантастическую картину: зияющие разрывы в физическом континууме пространство—время для путешествующих сквозь эпохи. Чего там только не происходит!? Это как «черные дыры» во Вселенной — загадочные и необъяснимые пока наукой таинственные миры. Здесь ломаются характеры, мировоззрение, формируются новые психические узоры души, новые мыслительные структуры. И все это на очень коротком промежутке времени. Вот в какой сложнейший и очень ответственный период жизни вы вступили. Тем не менее, мы должны пройти по этому мосту для того, чтобы стать взрослым, ни от кого независящим, человеком. Мост нельзя обойти, нельзя повернуть вспять. Нельзя заснуть, а проснуться уже на том берегу. Подростковый период — испытание, данное каждому появлявшемуся когда-либо и появляющемуся сегодня двуногому мыслящему существу. Представляете, сколько
В
Подростковый период — мост между детством и взрослой жизнью Известно, что подростковый период — этот «трудный возраст» — прежде всего кризис, проявляющийся как на биологическом, так и на психологическом уровнях. Мощные гормональные и вегетативные сдвиги потрясают организм подростка, он быстро утомляется, становится раздражительным, а нередко и агрессивным. Его чрезмерная ранимость, доходящая до попыток наложить на себя руки по совершенно незначительным, с точки зрения взрослых, поводам, ввергает в отчаяние родителей. Низкий тонус, неуверенность в себе, высокая тревожность на фоне общего недомогания — частые спутники подросткового периода. Плохое самочувствие заставляет даже взрослого человека воспринимать объективно нейтральные внешние обстоятельства в черном цвете. Что же говорить о подростке? А ведь кризис — не эпизод, он может продолжаться несколько лет. Ко всем бедам, обусловленным эндогенными процессами, добавляется неопределенность социального положения, что также усиливает ситуативную тревожность: еще не взрослый, но уже не ребенок, почти не школьник, но еще не рабочий или студент. Родители с каждым днем отдаляются все больше, а своя семья — когда еще она будет и будет ли вообще? Удивительно, однако, не то, что до вас прошло так много людей, а то, что их опыт ничему вас научить не может. Подростковый период — это такой жизненный опыт, который нельзя передать другому, такому же как ты. Опыт, который каждый начинает сызнова, ничему не обучаясь у предшественников. Вот именно, юношеские ошибки миллиардов людей, тоже когда-то проходивших тем же путем, ничему вас не научат. Вы будете совершать те же самые ошибки, мучиться над решением тех же самых вечных вопросов, делать бесчисленные глупости. Даже если вам дадут тысячу готовых рецептов мудрое-
ти, вы все равно, чисто инстинктивно, повинуясь голосу природы, не воспользуетесь ни одним из них, упорно набивая собственные шишки. А что вы можете сделать? Вы можете понять механизм прохождения по этому мосту. Научиться самостоятельно анализировать те ловушки, которые расставляет жизнь, разбираться в запутанном лабиринте психологических и социальных проблем. Только развивая мышление, выясняя причины того, почему в общественной жизни события происходят так, а не иначе, формируя логику и аналитику, обучившись докапываться до самой сути вещей, вы сможете избежать многих ошибок и глупостей. Самыми трудными месяцами в жизни подростка чаще всего оказывается время, которое приходится на возраст в 13—14 лет. Именно в эти годы сомнения в возможностях собственной личности и чувство неполноценности достигают обычно наибольшей силы. Подросток испытывает постоянное давление со стороны взрослых и одновременно чувствует придирчивую оценку своих сверстников. Если подросток уже зачислил себя в категорию неудачников, то даже малейшее неприятие его со стороны окружающих или попытки посмеяться над ним могут сыграть роковую роль'.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|