Подросток —маргинальный человек
Маргиналами называют не тех, кто живет за рамками, как бы на полях рукописи, за скобками, а тех, кто имеет неопределенное социальное положение. Подросток еще не взрослый, но уже не ребенок, он почти не школьник, но еще не рабочий или студент. Родители с каждым днем отдаляются все больше, а своя семья — когда еще она будет и будет ли вообще? В Подростковый возраст — период развития детей от 11 — 12 до 15—16 лет. Его еще именуют переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детства к взрослости. Границы достаточно условны, некоторые специалисты считают, что он длится до 16—18 лет. По уровню и характеру психического развития это типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток находится на пороге взрослой жизни и испытывает потребность в самостоятельности, признании со стороны взрослых его прав и возможностей. Шестнадцатилетний подросток — уже не ребенок, но еще не взрослый. Он не удовлетворяется пассивной ролью опекаемого, но еще не созрел для ответственных решений. Он легко идеализирует окружающих людей и отношения с ними, но быстро в них разочаровывается, как только обнаруживает их несоответствие своему идеалу. МАРГИНАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК — это человек, который находится на пересечении двух культур, обществ, групп или переходит из одной в другую. Взрослые часто продолжают относиться к подростку как к ребенку. Двойственное положение подростка приводит к различным осложнениям и даже межличностным конфликтам, которые выражаются в форме протеста подростка. Согласно К. Левину, создателю знаменитой теории поля, юность является переходным периодом: подросток частично принадлежит к группе детей, а частично — к группе взрослых (рис. 38). Поэтому родители, учителя и общество в целом не знают, как к нему относиться — то ли как к взрослому, то ли еще как к ребенку. В одних случаях к подросткам относятся как к детям, а в других — как к взрослым. Некоторые детские формы поведения для подростка уже неприемлемы. В то же время взрослые формы поведения еще не разрешены или разрешены, но незнакомы ему. Подросток находится в состоянии «социального перемещения», переходя в область неструктурированного социального и психологического.
Рис. 38. Подростковый возраст — переход от детства к взрослости В период детства и взрослости «взрослый» и «ребенок» рассматриваются как относительно изолированные группы. Причем каждый отдельно взятый ребенок или взрослый уверен в том, что принадлежит к соответствующей группе. Подросток принадлежит к группе, которую можно рассматривать как область пересечения групп детей и взрослых, принадлежащую к обеим из них, или как область, стоящую между ними и не включенную ни в ту, ни в другую группу. На основании этого психологи считают, что подросток является маргинальным человеком. Маргинальность подростка выражается в том, что иногда он действует скорее как ребенок, особенно когда хочет избежать взрослой ответственности, а иногда — скорее как взрослый и претендует на права взрослого. Подросток находится в состоянии перемещения, переходя из одной возрастной группы в другую. Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные и ответственные задачи, которые по плечу взрослым, он еще не умеет. Если мальчик крупной комплекции, то незнакомые люди могут принять его за юношу и даже обратиться на «Вы». Но, вглядевшись, они несколько смущаются: личико у него еще детское. Девочку, не по годам рослую, взрослые мужчины могут воспринимать как возможную невесту или сексуального партнера. Она выглядит почти как взрослая женщина, хотя еще очень юная.
Для получения статуса (прав и обязанностей) взрослого нужно не только отделиться от родителей, но и принять на себя новую социальную ответственность. Как раз то, чего подросток еще не научился делать. Если в древнем обществе вступление во взрослую жизнь происходило сравнительно рано, то в современном оно запаздывает и растягивается на долгое время. В течение этого срока права и обязанности подростков, как правило, четко не определены. Исследования показали, что подростки получают чувство удовлетворения, когда могут сами управлять своей жизнью, имеют возможность выбирать и нести ответственность за собственное поведение. Это именно то, что характерно для взрослости. О «промежуточности», или маргинальном положении подростков в жизни говорят сегодня все специалисты в области детской педагогики, в том числе и самые авторитетные, как доктор Дж. Добсон: «Они еще не могут пользоваться теми привилегиями, которые дает человеку статус взрослого, но уже потеряли те преимущества, которые у них были в детстве. Посмотрите, в каком затруднительном положении оказывается обычный подросток в возрасте 14—15 лет. Из-за того, что он «слишком молод», для него остаются запретными все привилегии, радости и удовольствия взрослых, которые так широко рекламируются. Подростку не разрешается водить машину, жениться, выпивать, курить, поступать на службу или ухо- дить из дома. Ему отказано в удовлетворении его сексуальных желаний в то время, как они его прямо-таки распирают. Единственное, что ему позволено, — это торчать в школе и зубрить скучные учебники»8. Переходный возраст — это время освобождения детей от опеки родителей. Эмансипация может быть: ♦ эмоциональной — вместо теплоты и ласки появляются холодность и демонстративное дистанцирование (взрослеющий сын стесняется ходить рядом с матерью, целоваться и обнимать ее); любовь к матери заменяется для подростка любовью к девушке; ♦ поведенческой, проявляющейся в намеренном игнорировании требований родителей, стремлении делать все по-своему, наперекор и вопреки; ♦ ценностно-нормативной, показывающей то, что отныне подросток больше ориентируется на идеалы и принципы, господствующие в группе сверстников (прототипе мира взрослых), а не на ценности, разделяемые в семье, с которой у него ассоциируется мир детства и комплекс детской зависимости.
В переходный период происходит самое важное с точки зрения процесса социализации — формирование чувства взрослости и принятие, соответственно этому, на себя моделей взрослого поведения. Советские психологи, начиная с Л.С. Выготского, единодушно считают главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. При этом в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремится его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости — подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же появ ляется эта возрастная тенденция в отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них взрослыми, которые являются не только старшими по возрасту, но и полномочными представителями общества в целом? «Мы и взрослые» — постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии (рис. 39). Конечно, возрастное «Мы» существует и у ребенка. Но ребенок принимает различие двух миров — детского и взрослого — и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки стоят где-то «посередине», и эта промежуточность положения определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание. Подростку уже 14 лет. Однако при этом он по-прежнему предполагает, что ему погладят брюки, приготовят и подадут еду, оплатят все расходы. Он хочет взять лучшее из обоих миров: детского и взрослого, и не брать на себя никаких обязательств. А не лучше ли самому научиться гладить брюки и доброволь-
ДобсонДж. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. М., 1993. С. 296. но вызваться помочь родителям в решении каких-то серьезных проблем, которые им приходится выполнять, но которые способны сделать и вы сами? Рис. 39. В основе ваших взаимоотношений лежат три вещи: как вы принимаете себя, как вы принимаете других, как другие принимают вас По мнению Кольберга, путь к социально-психологической зрелости начинается после 15 лет. Но начало и конец этого пути трудно привязать к возрастным этапам. Зрелость — это такой уровень развития, когда человек ориентируется в действиях и оценках на собственные ценности и нормы, но обладающие общечеловеческой широтой и универсальностью. У зрелой личности достаточно высокий интеллект, многообразный социальный опыт, чувство собственного достоинства. Именно в этом — в самостоятельности и независимости — он видит главные черты сформировавшейся личности. Исследования показали, что подростки получают чувство удовлетворения тогда, когда могут сами управлять своей жизнью, имеют возможность выбирать и нести ответственность за собственное поведение. Это именно то, что характерно для взрослости. Проведя глобальный анализ молодежных ценностей, взглядов и характера поведения тысяч тинейджеров в возрасте от 15 до 18 лет в 26 странах мира, зарубежные исследователи пришли к неожиданным для многих, в том числе для самих себя, выводам. Оказалось, что для тинейджеров всего мира характерна зрелость нового типа, они не по годам умны и осведомлены. Им не чужды такие качества, как порядочность и гуманность9.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|